Девушка с велосипедом

В конце пятидесятых годов, отдавая дань времени, сразу несколько советских художников, в том числе и титулованных, выбрали объектом для своих работ девушку с велосипедом. И это неудивительно: мастера социалистического реализма не могли пропустить такого важного для страны момента, когда советские девушки наконец-то оседлали наши отечественные велосипеды.

Как известно, в послевоенное время в Советском Союзе появилось много трофейной техники: вывезенные из разгромленной Германии мотоциклы, велосипеды, радиоприемники. Повышенный интерес народа-победителя к двухколесным средствам передвижения подстегнул промышленность к производству своей техники. В конце 1945 года был основан Минский мотовелозавод, где демобилизованные фронтовики и партизаны приступили к работе на немецком оборудовании. Возобновил деятельность Харьковский велосипедный завод имени Петровского, выпускавший первые советские велосипеды еще в 1924 году. Приказом Министерства автотракторной промышленности СССР в 1951 году изготовлением востребованного населением товара «широкого потребления» занялись Горьковский автозавод, завод имени Сталина в Москве, завод имени Чкалова в Новосибирске.

Вскоре не уступающие по качеству зарубежным аналогам отечественные велосипеды пришли в города, где был и уровень жизни выше, и дороги лучше, а затем и на село. Новый вид передвижения позволил сельским жителям чаще бывать в соседних деревнях и близлежащих городах, способствовал увеличению браков между жителями разных населенных пунктов, не на словах, а на деле демонстрируя смычку города и деревни. Велосипеды быстро эмансипировали советскую женщину-труженицу, придав ей больше женственности и свободы.

Одним из первых на это обратил внимание Аркадий Пластов, написав в 1956 году полотно «Девушка с велосипедом». В ней известный советский живописец, лауреат Государственной премии СССР (достаточно вспомнить его работы «Фашист пролетел» и «Весна») показал духовную и физическую красоту своей современницы, с реалистической подробностью изобразив чудо советского велостроения. Мы видим здесь свойственную работам Пластова непринужденную простоту композиции и крупную фигуру героини на переднем плане. Воображение подсказывает, что через секунду девушка катнет своего двухколесного друга вперед, ловко его оседлает и, довольная жизнью, устремится в светлое будущее. Яркость красок и теплота колорита делают работу запоминающейся.


Через несколько лет, в 1959 году, этот же сюжет повторит Федор Шапаев. Его «Сельский почтальон» тоже яркая девушка в красном, ведущая велосипед, правда, уже дамский, что подчеркивает заботу партии и правительства об удовлетворении все возрастающих потребностей советских людей. Солнечный свет, мажорная теплота красок и детально прописанный с натуры велосипед с фарой, звонком и рычагом ручного тормоза. Даже подчеркивающая социальный статус сельского почтальона сумка уходит на второй план, хотя в духе времени, наверное, стоило бы изобразить выглядывающий из нее свежий номер «Правды». Но велосипед как доступное средство передвижения оказался для художника важнее. Физическая и душевная красота героини внушают зрителю стабильность социалистической системы, уверенность в завтрашнем дне, надежду, что уже следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Прошедший в Москве Всемирный фестиваль молодежи и студентов внес свою лепту в велосипедную тему в советском изобразительном искусстве. Оказывается, не одним мифом о строителях коммунизма и борьбой за мир во всем мире живет Страна Советов, а есть в ней место студенческой молодежи, поэзии, любви. По крайней мере, именно такие мысли рождают работы Глеба Савинова «Университетская набережная» (1958) и Виктора Цветкова «Велосипедная прогулка» (1965). Детскую простоту в общении со своим двухколесным конем мы видим у девочки-подростка в первом сюжете, а во втором ситуация еще интересней: там юноша пытается подтянуть спицу у колеса велосипеда своей юной спутницы. Какой позитивный характер, бодрый настрой и возвышенность образов! И, конечно, подробное изображение велосипедов, от которого почему-то никак не могли отказаться яркие представители школы социалистического реализма.

А между тем за три послевоенных десятилетия велосипед в нашей стране уверенно завоевывал все жизненное пространство. «Школьник», «Орленок», «Салют», «Кама», «Урал», «Украина» - вот только немногие из пришедших на память моделей. Говоря цифрами, в 1969 году в СССР было произведено свыше 4 миллионов велосипедов, причем продукция одного только Харьковского велозавода поставлялась более чем в 30 государств мира!

У нас же в стране велосипедов по-прежнему не хватало, хорошие модели были большим дефицитом, поступая в магазины, они моментально раскупались. Возле фабрик и заводов оборудовались специальные места для стоянки велосипедов, а каждое утро на улицы страны выкатывались целые вереницы разновозрастных велосипедистов.

На снимке: работа Виктора Цветкова «Велосипедная прогулка».


Рецензии
Без всякой политики - картинка чудесная! Жить хочется. И любить...

Астролог   04.08.2009 17:58     Заявить о нарушении