Старость
У человека есть сотнями тысяч лет отработанные сценарии, нет никакой острой необходимости выходить за пределы заданной ему роли. Как только попадаешь в этот мир, то обрекаешь себя балансировать между «я» приниженным, «я» таким же, как все, «я» лучше других; бороться за ту индивидуальность, каждый миллиметр которой происходит из индивидуальностей других людей. Становились ли вы, как и я, частью этого муравейника, и стремились ли быть в нем особенным, оставались ли на обочине, когда вырывались на волю. Знакомо ли вам унизительное, но непреодолимое желание вернуться в него обратно, и вновь, забывая себя, добиваться успеха, растрачивая бесценные секунды, часы и дни, а за ними и годы на достижение ложного чувства собственной значимости.
Если механистично все: и расписание дня, и работа; и семья, где многое строится на сценариях, которые не менялись еще с первобытных времен; механистично даже бормотание буддистских монахов – то, как узнать о свободе, быть роботом нормальнее: автоматически дышать, мыслить, находить простые объяснения всему, помещать целую вселенную в узкое окошко своих насущных потребностей. Проходят годы и, оставаясь роботом, даже не замечаешь, как и когда превращаешься в обязательную очередность мыслей и действий, похожих эмоций. В какое-то утро просыпаешься и понимаешь, что более не можешь не выполнять ряд бессмысленных процедур, лицо не может не выражать одни и те же эмоции, запечатленные в морщинах, тело превратилось в устойчивые набор паттернов. Чем старше я становлюсь, тем больше каждый шаг несет отпечаток всей жизни. Иногда я по шагам узнаю тех, кого давно нет со мной, одинаковый образ жизни и болезни формируют похожие походки. Тело уже больше не дает свободы, каждая мелочь вызывает трудности, это машина, которая все медленнее и хуже восстанавливается, и наконец, совсем перестает жить. Печально, что возрастом, внутренний огонь забывается, оставляя место лишь эго - марионетке, персонажу все более картонному, уверенно движущемуся по заданной ему траектории к своей окончательной деградации и смерти.
Возрастные изменения – главная нить, на которую будут нанизываться все мои желания, планы, разочарования, каждые из которых станут моей историей. Возраст - то, что и мистично, и незыблемо, и хочется скрыть, возраст – это табу для механистического сознания, потому что именно возраст определяет основные сценарии и человеческую форму. Сколько времени на самом деле уместилось в этом десятилетии, в этом году. На что потрачены последние минуты. Даже одно мгновение могло бы дать больше, чем долгая жизнь, но оно упущено, оно уже в прошлом. Впереди еще целая стая других мгновений, но за ними не угонишься, они уже успели превратиться в напряженное ожидание чего-то еще. Все, что есть у меня этим утром - дыхание нового дня, в этот день можно все потерять, достичь просветления, постареть, умереть, можно даже его не заметить, и потом никогда и не вспомнить. В жизни нет никакого смысла, если нет смысла в сегодняшнем дне.
Привилегия старости – просматривать жизнь страницу за страницей и помнить, чем все закончится. Воспитанные на киносюжетах, мы знали о любви, о смерти, о том, что за спадом всегда следует кульминация, а за кульминацией развязка. И в кино – смерть реальна, а в жизни, даже через много лет после потери близкого, никак не можешь в нее поверить. В кино любовь – неординарное приключение, а в жизни – не можешь простить любимому малейшее несоответствие ожидаемому ходу событий. Внимание ненасытно и готово жадно поглощать все новые изощренные сюжеты чужих драм. Внимание занято постоянно историями, любыми, начиная от библейских и заканчивая новостной жвачкой, в то время, когда своя собственная драма в том и состоит, что ты ее упускаешь, разменивая реальные свои переживания на ожидание новой кульминации или развязки в будущем. Воспринимая собственную жизнь как историю, ты живешь уже в сновидении, ограниченном нужным сеттингом и персонажами, ожидая ярких событий и псевдоперемен, которые, на самом деле, являются более чем предсказуемыми стереотипами успешности, но не самой жизнью. Потребность сделать следующий день похожим на сегодняшний несравнимо сильнее любопытства или желания перемен. И всякая настоящая перемена – это западня, в которой увязнешь на годы, которая, так или иначе, станет кармой для тебя и для других. Никакой развязки нет, нет никакого начала и конца. Жизнь находится вначале каждую минуту, и каждую минуту что-то завершается и уже никогда не вернется.
Непрожитые полноценно секунды, часы, дни – каждый из них чем-то похож на дом, в котором все еще горит свет, но в котором так никто и не поселится, и не остановится. Довольно долго не верится, что когда-то постареешь, умрешь - все еще впереди. В юности не знаешь, что все, что происходит здесь, станет основанием для растущего вверх, как дерево, сознания, а старость окажется высоко за пределами того, что представлялось реальным раньше. Настоящее взросление похоже на восхождение, от которого захватывает дух.
В юности есть момент, когда еще не успеваешь утвердиться в каких-либо убеждениях, уже есть сознание, но нет плана, нет статуса и будущего, нет того, что потом станет штампом, нет персонажа, который начнешь считать своей личностью. Может быть, это общество и правда больше подходит механистическим программам, а не живому человеку. Если что-то тебе удалось – вновь и вновь повторяй это, поставь на поток, сделай достоянием других, преврати в образец, а затем в шаблон. Порой ты испытываешь подростковую тошноту. Еще несколько лет не прекращающегося отравления, и этот кризис станет твоей природой и единственным лечением от позитивизма. Даже если весь мир сойдет с ума, ты - не муравей, и не компьютер, тебе не все подвластно, тебе большей частью ничего не известно ни о себе, ни о мире, ты только маленький осколок сознания, и ты не знаешь, зачем существуешь и на что способен.
Линейный мир - узкоколейная дорога, уходящая далеко назад. Мне известна не меньше других эта потребность быть автоматом, которому всегда нужна определенность, твердая память - механизм, дающий средневековую убежденность во всем, и особенно в собственном прошлом. Память, вытесняет из детства все лишнее и прячет слой за слоем и глупое чувство гордости, от того, что ты, наконец, отвечаешь какой-нибудь норме, носишь форму, которая делает взрослее, получаешь правильные оценки от окружающих и тягостное чувство вины за то, что соответствовать всему этому фактически невозможно; и страх, что желание сопротивляться тому, чему учат, может вырваться и тогда с тобой сделают тоже, что с тем ребенком-психом, которого никто не любил, и во взглядах взрослых читалось, – «Он неудачник»; а еще глубже – яркие пятна света, полеты во сне, внутреннее молчание и отсутствие того здравого смысла, который потом станет заменой всякой осознанности. Ты просто следуешь нормам, а не следуя им, встречаешься с теми же страхами, что дрессированное животное. Начальная школа - вечное унижение слепого щенка, балансирующего между наказанием и поощрением. Средняя школа – это тот самый рассол, в котором все-таки «становишься соленым», сопротивляясь, играя, мирясь, мечтая о будущем, в котором все возможно, но все-таки не больше, чем уже запрограммировано взрослым миром. И ты еще не понимаешь, до какой степени желание понравиться управляет тобой и обедняет. Ты картина, на которой прежде отобразился трафарет, чем начала проявляться собственная природа. Завтра многие персонажи детства или исчезнут, или изменят свои представления о прекрасном, твои же внутренние идеалы могут до старости, как корсет, удерживать сознание в рамках устаревших представлений. Кирпичик за кирпичиком склеиваются образы, которые кто-то закрепил как привлекательные, и вот этот странный личностный набор, карточный домик, к девятнадцати годам, состоящий из мыслей, прочитанных в книгах, из образов, понравившихся кому-то. Нет ничего сознательного в том, чтобы принимать на веру сведения, чужие взгляды, чужое поведение, производить в уме несложные комбинации и конструировать из заданных компонентов что-то псевдоновое. Нет ничего сознательного в детских и подростковых играх, и в том, чтобы иметь приклеенное к себе имя, в способности к самоидентификации, также как и в потребности быть уникальным – это лишь дымовая завеса. Встречаясь потом с настоящей уникальностью – поймешь, что она не нужна, потому что ни тебе и никому другому не хотелось бы казаться действительно необычным, ненормальным, странным. Тебе нравится, что твое имя и внешность не слишком выделяется среди других, иначе это было бы проблемой. Каждая идея, и даже выражение лица уже кому-то принадлежали. «Ты уникален» - обманывай себя, в толпе тысяч прохожих, миллиардов живущих или уже умерших, чем можешь ты реально отличаться, лишь самим сознанием, которое нельзя ни объяснить, ни измерить, ни даже рассказать о нем, которое по определению, скорее связывает с потоком чувств и мыслей других людей, чем выделяет среди них. И ты, как река, текущая вспять по чьей-то прихоти, не помнишь, и не знаешь своей настоящей силы, своих истоков, собственного пути. Ты привыкаешь к однозначности, к единой со всеми плоскости, это всегда самое верное поведение, одно верное мнение, это одна классная доска, на которой записаны все правильные ответы. Что за чудовище могло бы вырасти, не будь у тебя однозначного мнения о добре и зле? Родителей легко понять, но неизбежно из окон своего уютного мира ты начинаешь смотреть на улицу, чувствуя остро что-то похожее на желание выпорхнуть из гнезда и полететь. Такую же потребность ты будешь чувствовать всю жизнь, надеясь в тайне даже от себя, однажды, как бабочка, вырваться из кокона своих обязанностей, ожиданий, обычных дел и опасений за будущее, и оказаться на свободе.
Позвоночник реагирует на каждое движение, болезненно на крики, нервы внутри него, как обнаженные антенны. Все источник энергии и ты на дне реки, которая светлым потоком все увлекает за собой. Ты не можешь не замечать даже в самом грубом проявлении – чистую силу. И, глядя на другого человека, ты все больше видишь его состояние духа, и иногда подхватываешь – восторг или равновесие. Глядя на деревья – ты чувствуешь гибкость, укоренение глубоко в настоящем, нет времени, но лишь стремление к свету, наслаждение светом, ветер легко раскачивает и может сломать ветви, но не стремление. В сновидениях - среди потоков света и образов, иногда ты улавливаешь – неслышимую другим музыку – и множество новых ощущений захватывают твое сознание и одновременно гармонично существуют и в тебе, и вне тебя, будто бы душа откликается на красоту того скрытого мира, который пока остается за пределами твоего восприятия. Ты часто чувствуешь кошачье, детское, взрослое, физическое и одновременно непохожее на другие чувства удовольствие - тепло. Кажется, что-то невидимое дарит его, оберегает нас, сострадает нам, даже в тот момент, когда мы еще не осознаем, что теряем что-то. Сколько лет я чувствую это,но не могу до конца вместить в свое сознание, оно всегда больше. Медитация возникает спонтанно, она приходит в какой-то момент жизни и меняет само ее качество, меняет весь мир вокруг. И в этом мире больше воздуха, там по-другому течет время, иначе светит солнце. И каждый день, если хотя бы на шаг предаешь свое секундное просветление и делаешь что-то заведомо ложное, то убиваешь медитацию. Учить наизусть правила, чтобы сдать экзамены; и потом погрузиться в офисную рутину, общаться близко не с тем, кого любишь; верить авторитетам, зная, что для души нет никаких авторитетов; поддаваться соблазну получать удовольствие от удобных и неглубоких отношений, - все это шаг за шагом приводит к потере чувствительности. Облака больше не такие яркие, нежные, как раньше, когда они буквально осязаемо проплывали над головой, снег больше не такой ослепительно белый, и каждый шаг по прозрачному сугробу, больше не доставляет наслаждение; секс – это просто секс.
Светлый миг целостности, завершенности. Молниеносное просветление и долгое разочарование - слишком очевидно, что, сколько не отбивайся от чужих ценностей, - в конце концов, становишься частью их. Веришь внутри себя в гармонию и любовь, и каждую следующую минуту в разной степени кого-то ненавидишь, немного презираешь или высокомерно прощаешь слабости, не осознавая всего этого. Заполняешь свою жизнь бессмысленными обязательствами и через некоторое время привыкаешь к ним. И каждая секунда нормального состояния кричит: «Это не правильно. Это не полноценно, я знаю, что может быть иначе». И, кажется, так легко отказаться от условного равновесия, но все живут тем же.
Неудачники – все те, кто не сумел оказаться в строю, убежденно идущих к запрограммированным другими мечтам, кто с детства, не хотел быть первым, кто не хотел управлять другими, кто не влюблялся в стандартную красоту, кто не раскрывал свой талант так, чтобы понравится. Кто эти люди, или они, до того как попасть на «американские горки», от достижения к провалу, и снова вверх, успели осознать, что окончательного успеха точно не будет. И заслуженный статус, который как будто бы удерживает в каком-то псевдоуспешном пространстве, такая же замена настоящему счастью, как удобный брак альтернатива подлинной любви. У творчества нет конечного дня: получения диплома, лицензии, закрепления результата, здесь нужна интенсивность каждый момент. Нет экспертов, которые скажут тебе хорошо это или плохо, критерии растут вместе с тобой, и это только твой духовный путь. Ты можешь обесценить все через несколько лет и начать сначала, здесь нет продуманной карьеры, нет учителей, каждый день требует открытости, критичности. И двигаясь, ты не застрянешь в убеждениях и не сможешь передать их кому-то, но это и есть тот кислород, которым стоит дышать, если хочешь жить полноценно.
Быть собой или никогда так и не понять себя, жить чужим ожиданиям, осознавать себя частью огромного мира или посвятить время попыткам занять чье-то место. «Я» не больше и не долговечнее, чем вкус земляники – вкус дождей и подземных ручьев, вкус летнего солнца, вкус хвои и шумной листвы. Вкус земляники никогда не повторяющийся, новый, самостоятельная вселенная, часть другой вселенной. Реальность всегда свободней, чем память, реальность, открытая, творческая, готовая меняться и пробовать новую глубину, с каждой новой волной она будет еще свежее. И чем старше я, тем она сильнее, и ярче. И я создаю ее, а она меня.
Этот мир не такой плотный , чтобы держаться на поверхности и верить в то, кто я, зачем я здесь, что будет со мной, когда я умру, и зачем мне это знать, что со мной происходит сейчас, что из моих ощущений является реальностью, что я не осознаю, что происходит на самом деле. Мне не нужна религия, не нужна наука, я никогда не увижу никакой истины. Я могу лишь жить в настоящем, подняться над горизонтом, больше любить.
Мне кажется иногда, что любое мгновение продолжает существовать ...искристые снежинки, вместе с которыми я падаю все медленнее, но никак не могу найти последнюю самую честную реальность прошлого. Я ощущаю физически все эти вибрации, которые молчаливо присутствует во мне и чувствую, что любая эта секунда по-прежнему остается шансом осознать что-то настоящее. И когда время останавливается хоть ненадолго, то уже за один вдох и выдох можно успеть вновь появиться на свет, осознать себя, испытать интенсивно ощущение жизни, узнать настоящее наслаждение и на его дне - острую тоску и боль, выйти за пределы себя, и обрести готовность состариться без сожаления и умереть без сожаления, и с новым вдохом глубоко измениться, и жить дальше, зная о существовании другой глубины времени.
Свидетельство о публикации №209080400049
Но это не так и важно. Важен общий смысл сказанного. Не лучше ли примириться с собственной ролью - носителя генной информации рода человеческого и собственного племени и дальше передавать эстафету потомкам. Других глубин времени нет, как нет и разных других измерений - это все мистика, придуманная для утешения лиц, недовольных необходимостью завершить свой жизненный цикл - т.е. рождение - расцвет -смерть. Однако, это правило существовании Жизни вообще, а мы лишь ее фрагментики. Фрагменты не могут и не должны быть вечными.
Предложу свои мыслишки по этому поводу: http://www.proza.ru/2014/01/21/1897
С уважением В.Н.
Владимир Николаев 2 01.03.2014 13:07 Заявить о нарушении