У нас не дороги, а направления. нар

Страшное это направление от Москвы до Питера. Когда Радищев путешествовал, и то проклял все на свете.
 А потом не менее значимый автор Н. А. Некрасов как писал? "... А по бокам-то все косточки русские...." Это про железную дорогу нашу. Но прошло чуть меньше века, пишет А. Блок: "...Под насыпью, во рву некошеном, лежит и смотрит, как живая..."
   А недавно, в день железнодорожника опробовали новый скорый "Сапсан". Три часа и ты в центре столицы. Это быстрее, чем на самолете. Все для богачей, а бедным как?
 Мало того,что и железная, и автодорога передавили все подземные водные ходы, поглотила пахотные земли и пастбища, охотничьи угодья, сенокосы, так еще и денег сколько ухнули!  А все для хвастовства, для показа. Чиновник должен быстро доехать на прием к нАбольшему, а что там какой-то Петька фуру гонит по ухабам из порта с скоропортящимся товаром,  так уж пускай поторапливается, это его хлеб. Нет, надо признать, автотрассу тоже подделывают. При прежних властях было хуже. Вот только плохо, что валят песок прямо в пучину болотную. Горы грунта перевозятся за десятки километров. Не лучше ли строить эстакады? Говорят, что  в Америке, через всю Аляску пролегла такова, а у нас, только в Москве научились сооружать их.  А как бы было здорово. И само полотно стало бы вечным, и природу сохранили бы. Ведь вода дырочку найдет, болота как водоемы, и в них воды сообщаются. И лоси могли бы проходить под ней, лисы, зайцы, собаки бы не бегали по трассе.
 
Поехал я однажды в деревню к себе, что ровно посредине между двумя мегаполисами, но  не через Боровичи, это крюк в сто км.,  а решил сократить и свернул на Бологое, далее, на Березовский рядок, а там и до нас двенадцать километров вдоль реки Мста.
 А там, как обычно, между областями нет дороги. Тверская закончилась в Березовском, а наша Новгородская- в д. Семерицы. Без асфальта осталось километров десять.
 Время войн давно миновало, а раньше, когда я был маленький, так молодежь дрались с Калининскими. Сейчас мирно сосуществуем, а все-таки дорогу не делают.  Тем не менее, люди ездят. Кто приторговывает, кто к родне, или рыбаки.
 Еду я по проселку, ныряю из ямки на бугор  и обратно, лужи форсирую, думаю, что-то будет там на поле?
 Тверская уже позади, вот и родные Новгородские просторы. Лес внезапно кончился. Передо мной пустырь. Это Никольское поле. Оно давно не пашется, но не зарастает, потому, что в низу, под почвой сплошная глина. Это не болото, но если прошел дождь, то в бороздах и рытвинах вода будет стоять месяц, пока не испарится. И оба косогора изъезжены большими машинами так, что колея на колее и они глубокие, легковушке не пройти. Все пространство покрыто не высокой травой, так что даже вблизи не разглядишь, где ровно, а где яма.
 Вижу, дорога кончается, остановился, вышел из машины чтобы оглядеться, смотрю,  а впереди за кустиками из травы торчит кабина зеленых Жигулей.
 "Ага,- думаю,- я тут не один". Та машина стоит мне навстречу. Видно, что внутри сидят двое, и не шевелятся.
   Мне стало не по себе, кругом лес и безлюдье,  а пробираться как-то надо.  Я трогаюсь, проезжаю десять метров, и буксую прямо на дороге, только в маленькой лужице. Пока машина не зарылась, выжимаю сцепление, выхожу снова. Ее бы подтолкнуть, но некому.
  А остановился уже почти напротив зеленых Жигулей. Приглядываюсь, вроде живы мужики, но спят.
 Иду к ним, бужу. Проснулись,  незнакомые, средних лет, пьяные в дым. Их лица выражают доброжелательность, беспомощность, я тут же иду в атаку и говорю, что надо что-то делать... Машина их сидит в колеях так, что ее только вертолетом можно вытащить. Я и понимаю, что дела их плохи, но тормошу, говоря, что под лежачий камень вода не течет. Они согласны, выходят, говорят: "Тебя-то мы толкнем, а нам никто не поможет".
 Оно и верно. Трактора на ближайшие километров десять не сыщешь. Да и кому охота ехать?

 - Ну, толкайте меня, потом вам как-нибудь поможем,- говорю.
 Так и сделали, меня вызволили, попробовали моею пятеркой тащить за "галстук", да где там... Тогда я сажаю одного из мужиков к себе,  и мы едем к нам в деревню. Там есть Леха с "Белорусью", может быть и уговорим.
Это шесть километров. Мужик назвался Володей,  из Березовского рядка. От него прет перегаром, но я выслушиваю, как они с братом своим сплавились со спиннингами на надувной лодке по реке до этого места, до Басутина, причалили к берегу.

  Он помоложе и с мащиной, так что пришлось сходить домой, и приехать за напарником, которому уже пятьдесят восемь. Купил в ближайшей деревне водки.  Отдохнули, и вот, на обратном пути, забуксовали.

 Оказалось, он знал моих покойных  тетю Надю и ее мужа Якова Григорьевича, проживавших в их деревне. Тут уж я понял, что надо выручать людей, ведь не чужие. Приехали ко в мою деревню, я выгрузил вещи, а  тут и Леха едет по дороге с другой стороны. Остановил его, говорю, мол в Никольском застряли ребята, поедем, помоги, на что он тут же покачал головой сказав, что топлива не хватит.
 Мой брат там проживает все лето с женой, рад, что я приехал, ну и услышав, про НИкольское, тут же предлагает: "Бери лопату, топор, поехали". Он пенсионер, но в силе, не терпелив и деловит.

 Оно и  в самом деле, день не вечен, солнце клонится над лесом, ужин стынет. Я даже не переобулся, не переоделся, махнули. Подъезжаем к трясине, а там мужик спит на траве, рядом полбутылки водки стоит. Я поражаюсь, как можно было не стерпеть, приложиться в одиночку?
 В глаза бросился обрубок березового бревна, подсунули под перед, и рычагом выжали, тут же под оба колеса подсунули куски бревен, что валялись поодаль. Так же вывесили и зад машины. Володя, который со мной ездил, и остался без добавки, вроде как протрезвел, говорит: "Теперь-то она пойдет." Я ему: "Погоди, давай еше подкопаем, сейчас я воду спущу из колеи..." Х-ня, счас я газу..." Садится за руль, мы все трое сзади, упираемся, и ощущаем, она поползла. Мотор ревет, мужик падает, и тем не менее, мы с братом жмем, и вот она- победа, колею мы преодолели, вылезли. А я, и рад, и досадно, на того, кто грохнулся лицом в грязь говорю: "Вот, если бы не пил, так не упал бы".

 Проводили мы с братом этих пьянчужек добрались до дома, еще и сами успели "хрюкнуть". 
Я сэкономил ведро бензина, ведь если бы поехал по трассе, до Валдая, потом на Боровичи, это еще сто километров было бы. Так я бы и не мучился так, и машина была бы целее, потому, что в у легковых в тормозные диски и  колодки, и под ... попадает грязь и глина и ее потом уже ни какой мойкой не выгонишь. Потом закисают тормозные поршня, колодки не отпускаются, и снашиваются быстро.
Дороги должны быть хорошими, но как их сделать на таком огромном пространстве и при таком грунте, где болота чередуются с довольно высокими горками.


Рецензии