Мольба о России

               
Любите ли вы Россию? К чему такие пафосные сентенции, скажите вы? Однако, предлагаемый вопрос, при всей его кажущейся патетике, имеет сугубо практическую подоплёку. Как говаривал приснопамятный старец Николай Гурьянов, кто не любит искренне Царя и Россию, тот никогда не сможет полюбить Бога. Вот так, ни много, ни мало! А без любви к Богу, пусть даже самой малой и несовершенной, (на другую-то мы вряд ли способны), или хотя бы без попытки её обретения, какая это жизнь!? Так и получается, что вопрос о любви к Отчизне из плоскости патетической и отвлечённой, в конечном счёте, попадает в плоскость самую, что ни есть, практическую и житейскую. Нельзя прожить достойно без Бога, без любви к Нему. А как научиться этой любви, как воспитать, развить её в себе?   

Когда наши близкие попадают в беду или страждут от недуга, духовного ли, телесного, мы молимся о них, чтобы Господь Бог избавил их от напастей, зол и болезней, переживая их боль и страдания как свои собственные, а, бывает, даже сильнее. Их беды – наши беды, их болезнь – наша болезнь. Хотя, конечно, не все мы способны ощущать чужую боль как свою, более того, редко кто наделён такой благодатью свыше. По большей части принято думать, что чем безпечальнее и спокойнее, благополучнее мы живём, тем лучше, потому и стремимся нынче всё больше к достатку материальному, стабильности доходов, безоблачности существования, стараясь избегать всего болезненного, неприятного, трагического, худого, всего, что требует от нас огромного напряжения сил, и нравственных и физических, уж не говоря о самопожертвовании. Об этом, последнем, и речи нет, такое и в голову сегодня вряд ли кому придёт!

А между тем, наша жизненная позиция и идеалы определяют и качество нашей жизни. Так и существуем ныне, устремившись к сытости, безбедности и безпечальности, проглядев при этом, что исключительно приземлённая ориентация наша противоречит основным законам вселенского бытия, до которых нам, впрочем, и дела мало. Но Богом данные законы жизни неумолимы, и, пренебрегая ими, мы наносим непоправимый ущерб самим же себе, как здесь, в земной жизни, так и в вечности, которая всех нас ждёт впереди. Всеобщая сытость не может быть общественным идеалом, она развращает и отупляет, делая душу мелочной и плоской, отрывая нас от Бога и Неба. Где уж тут чувствовать чужую беду и боль, когда вся жизненная энергия, вся забота и внимание обращены на самих себя, на свои материальные потребности, на свою утробу! Озаботившись безмерно земным, сиюминутным, преходящим, упустили мы главное: что идём верной дорогой к погибели в вечности, всё ускоряя свой шаг, переходящий в безумный бег.

Молимся ли мы с вами сегодня о России, истерзанной, растоптанной и поруганной? Понимаем ли, что без наших молитв ей не оправиться, не выстоять? А без неё и нам с вами не жить. Не сможем отстоять здесь своё Отечество, не радеем о земном своём уделе, кто же нам доверит удел наш в вечности? Кто в малом неверен, тот и в большом ненадёжен. Только та молитва доходчива до Бога, что с болью в сердце и со слезами на глазах. Есть ли у нас такая молитва? Если нет, то надо ей учиться, просить Господа Бога, чтоб дал нам сокрушенное сердце и слёзы. Нет боли – нет и молитвы; нет молитвы – нет избавления от зла. Никакие праведные дела не спасают, если не подкреплены молитвой, не совершаются во славу Божию. Примеров тому в истории нашей Отчизны не счесть. Всегда была богата молитвенниками русская земля. Преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский, Царь-мученик Николай и много-много других, о которых только сам Господь ведает, молились и молятся о России, как здесь на земле, так и у Престола Божия; но, видно, без нашей с вами помощи теперь не обойтись; требуется от нас сугубый молитвенный подвиг, самый сложный, самый тяжёлый. Способны ли мы на него, осилим ли? Помоги нам, Господи!


Рецензии