15 лет... поцелую Ротшильда! Н. И. Кучерский

    
 

   Исполнилось ровно 10 лет со дня выхода в свет в Ташкенте моей книги  "ДОРОЖЕ ЗОЛОТА".(( Это написано в 2009 году.- Л.В.))
    Это самая необычная моя книга. Она возникла совершенно неожиданно.Если хотите,нежданно-негаданно.
      Чистейшей воды случай.
      Вот как это произошло.  20 февраля 1999 года я по какому-то  поводу (но уж точно никак не связанному с этой книгой)  оказался в кабинете тогдашнего директора Навоийского горно-металлургического комбината Николая Ивановича Кучерского (которого,как мне уже довелось писать , называли в Узбекистане украинцем узбекского разлива).
     Николай Иванович - человек,обладавший ФАНТАСТИЧЕСКИМ авторитетом, НЕВЕРОЯТНЫМ влиянием,огромными возможностями. Число сделанных им в Узбекистане добрых дел - АСТРОНОМИЧЕСКОЕ

(это я говорю как человек, написавший в дальнейшем о нём самом большую книгу, материалы для которой были собраны не только в Узбекистане, но во многих городах России и Украины; называлась она,эта книга "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ").


   Так вот, будучи в его кабинете 20 февраля 1999 года, я, уже завершив визит, вдруг сказал ему, что начал работу над книгой, посвящённой строителям города Зарафшана, которому в 2000 году исполнялось 35 лет.
И вдруг Николай Иванович говорит:

 - Я бы попросил вас написать сначала книгу о Зарафшанском золотоизвлекательном заводе  -(ГМЗ-2),  который  в этом году будет отмечать своё 30-летие.

     Николай Иванович сказал при этом,что предстоящий юбилей предприятия будет отмечаться как большой праздник, потому что коллектив ГМЗ-2 - прославленный, заслуженный и надёжный.
     Директор НГМК обратил моё внимание на то , что этот юбилей очень важен для комбината в целом.Ведь ГМЗ-2 - это валютный цех Узбекистана,выпускающий золото высочайшего качества, общепризнанного на мировом рынке.
  Я, разумеется, знал о предстоящем юбилее Зарафшанского золотого  завода (как иногда его любовно называют), но не сомневался в том, что к этой дате готовится книга В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ комбината (как иначе?) Оказалось,что это не так, что пресс-центр почему-то никакой книги к 30-летию этого завода, как ни странно, не готовит.
     Что же касается меня, то прожив 27 лет в Узбекистане, я на этом заводе НИ РАЗУ НЕ БЫЛ, ибо долгое время он был просто-напросто -  ЗАКРЫТ ДЛЯ ПЕЧАТИ. Даже работая два года в самом Зарафшане редактором городской газеты,я не пытался "проникнуть" на это   глухо засекреченное предприятие.
     И вдруг - вот такое предложение директора НГМК...
     Прямо скажу:  было страшно. Всерьёз. Не для красного словца говорю.
  Ведь до юбилея осталось всего ничего - ПЯТЬ месяцев,ибо он должен состояться 21 июля того же 1999 года, в день 30-летия получения на предриятии ПЕРВОГО СЛИТКА ЗОЛОТА.
   К тому же я жил в Навои, то есть за 200 километров (по пустыне Кызылкум) от завода.
   Надо было и собрать материал, и написать его (о компьютере слышал я тогда лишь краем уха), и отпечатать на машинке, и - издать,  наконец, да не где-нибудь, а в столице страны.
     Конечно, если написать некую брошюрку, то в этот срок можно уложиться, но хотелось ведь не брошюру выпустить, а -  полноценную книгу...

  Ей-Богу, по прошествии ДЕСЯТИ лет  Я НЕ ПОМНЮ, как мне удалось это сделать, но 30 апреля (1999) моя 500-страничная (!!) с уймой фотографий рукопись книги "Дороже золота" - была готова!
Я даже зафиксировал это в самой книге, в послесловии.
            Процитирую,пожалуй.

   "Эта книга родилась по личной инициативе Николая Ивановича Кучерского, с личного его благословения.  Разговор по этому поводу состоялся в его кабинете 20 февраля 1999 года. СЕГОДНЯ,  30 апреля сего же года, ставлю в этой рукописи, что называется, последнюю точку."


   Искренне говорю:  КАК Я ЭТО СДЕЛАЛ, - просто не помню.Это была захватывающая всепоглощающая работа с нуля. С ПЕРВОГО посещения завода, по которому провёл меня его директор Валерий Николаевич Степура

              (привет,Валерий Николаевич!)

  С уймой бесед с прекрасными тружениками предприятия, от которых получал я дополнительную энергию...И т.д, и т.д...
      Издательский дом  "Мир экономики и права" (Ташкент)  чудом  сумел  "испечь"  ПЯТЬ экземпляров книги "Дороже золота" специально к ЮБИЛЕЙНОМУ ДНЮ - 21 июля 1999 года (между прочим,  день рождения Н.И. Кучерского),  которые я вручил на торжестве тому же Николаю Ивановичу, Валерию Николаевичу , а также директору Центрального рудоуправления Геннадию Алексеевичу Прохоренко ( сплошь украинцы!) , кому-то ещё...
   Остальной тираж (2000 экз) поступил на предприятие через некоторое время.

           Читатель вправе спросить, с  чего бы это  у материала  сего столь странный заголовок. Вопрос законный.  Тут штука в том, что  у   зарафшанского золота огромное количество международных наград за высочайшее качество.Эти награды хорошо известны в Узбекистане.   

    Но есть среди них  одна награда, о которой мало кто ведал (до выхода моей книги)  даже на самом заводе.

  Эта награда...поцелуй!  Таким нетривиальным образом выразил своё восхищенье узбекским золотом  председатель совета  директоров финансовой группы "Ротшильд и сыновья"  престарелый  сэр  Эвелин де Ротшильд. Не найдя,  как иначе выразить свой восторг  по поводу бесподобной чистоты кызылкумских слитков,  предводитель всемирно известной Лондонской ассоциации...поцеловал директора Навоийского горно-металлургического комбината Николая Ивановича Кучерского!

        Это было в 1994 году.

        Пятнадцать лет тому назад это было, значит.

 На фото: Н.И. Кучерский на фоне фамильного бланка Ротшильдов.
         Внизу - автограф Н.И.Кучерского.


Рецензии
Теперь уже 20 лет.

Леонид Ветштейн   25.01.2014 13:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.