Впечатления от конкурса

Зачем ехать за много километров на областной конкурс «Учитель года»? Тем более, если сам в нем не участвуешь, если остановиться негде, да еще и  прошлую командировку не оплатили. А ноги так устают ходить по асфальту. Мест в учительской гостинице во время конкурса, как выяснилось, не бывает.
Отчаянно делаешь последнюю попытку устроиться  и находишь ночлег  в «Доме артистов цирка».  В комнате накурено,  приходят люди обоего пола и разговаривают матом. После нескольких фраз удается исправить ситуацию: мата больше нет, в комнате не курят.  А все потому,  что учителей уважают, и это приятно.
Итак, первый конкурсный день. Господи, сколько на свете интересных людей, в том числе и не от мира сего, которые организуют «морской клуб» в городе, где нет моря,  до сих пор хранят традиции коммунаров, увлекаются альпинизмом, сплавами, автогонками.
После театрализованного начала конкурса, выступлений милых малышек и утонченно-прекрасных старшеклассников, рождается мысль: какая  все-таки хрупкая и прекрасная пора   - детство!
Мысль о «хрупкости» детства невольно находит продолжение, когда в вестибюле городской школы видишь толпы бабушек и дедушек, которые встречают своих чад с распростертыми пальтишками и, опасаясь всяких ужасов, не дают им пройти  одним по улице и двух шагов.
Представление педагогического опыта участников слушать тяжеловато. После 10-ти выступлений уже не можешь слышать слова «компетенция» и «ИКТ».  Немного веселит  приведенная конкурсантом цитата из статьи Фурсенко, потому что отдает неприкрытым подхалимажем.

Пробираешься в другой зал, а там «визитки» педагогов. Нелегкая задача – за 5 минут представить себя в самом выгодном свете. Помогает самоирония, юмор  и личное обаяние.
Урок – главная часть конкурса. Это, как операция, как машинная дойка, как кладка стен – наглядный показатель профессионализма. Со стороны кажется, что учителя совершенно не волнуются. Все собраны, красивы, легко забывают о присутствующих гостях, о жюри. В центре внимания дети. За 30 минут надо установить контакт, создать доверительную атмосферу, объяснить что-то, выслушать разные мнения, открыть что-то новое, прожить эти полчаса,  максимально отдавая себя. Невозможно болеть за кого-то одного – болеешь за каждого, кто стоит у доски.
Кульминацией конкурсных переживаний становится урок  худенькой учительницы из маленького городка нашей области с ласковой фамилией Семушкина. Вначале боишься за нее, как она сумеет найти контакт с выпускным классом элитной городской школы. Может быть, будут весь урок смотреть на нее свысока?
Но вот звенит звонок. Слово берет учитель:
- В жизни человека бывает много встреч. Встреча может многое изменить в жизни человека.  Сегодня у нас с вами тоже встреча. 30 минут мы будем вместе на уроке. Рассказ, который мне хочется с вами обсудить, называется «Урок». Автор Ю. Буйда. Биография этого писателя настолько интересна, что я решила вам о ней не рассказывать. Поищите ее сами – вот адрес сайта.
Так начинался урок. Рассказ Ю. Буйды шокирует. Поток сознания, обрывки мыслей, записки сумасшедшего  или интертекстуальность, тут  несвязные  мысли учительницы,  мысли веснущатого мальчика, которому хочется кого-нибудь укусить и пр. Учитель мастерски проводит параллель с живописью, сравнивая рассказ с картинами Филонова. Всем интересно, мальчики включились в работу, всем хочется высказаться.
- Мир этого рассказа мне не нравится, он кажется пошлым, лишенным смысла.
- Не понимаю, почему рассказ назван «Урок»?
             - Зацепила,  – думаешь про себя и  с удивлением замечаешь, какие красивые глаза у учительницы, какой четкий профиль, какое обаяние.
Учительница задает еще один вопрос:
- Чьи мысли, по-вашему, в рассказе важнее: учительницы или  веснущатого мальчика?
Разгорается спор. Особенно стараются девочки:
- Я считаю, что мысли учительницы важнее, потому что речь идет об уроке.
- Мне кажется, что важнее мысли мальчика, так как с него начинается и им заканчивается рассказ.
Неожиданно учитель прерывает эти размышления:
- А я считаю, что нельзя так ставить вопрос. Чьи мысли важнее?  Чья жизнь важнее?  Вспомните Раскольникова. Такой ход мыслей,  деление людей на достойных и недостойных приводил к страшным последствиям. Посмотрите эти кадры: фашизм, концлагерь, страдания, смерть. Видеоряд сопровождает зловещая музыка. Все это потрясает.
 Не хотелось, чтобы этот урок кончался. Очень жаль, что не все  мальчики, которые просили слова, высказались, но  встреча подошла к концу.
- Спасибо вам, ребята.
- Спасибо Вам! Спасибо, спасибо…
Спасибо, конкурс, спасибо за впечатления, за ощущение гордости за профессию, за повод верить  в людей.
Апрель 2008 г. Рассохина Ю.В.


Рецензии
Радует, что есть еще, оказывается, такие учительницы, которую Вы показали, и такие, как Вы. Думал, что большинство из другой породы, из тех, кто "хранит традиции коммунаров". Спасибо за повод поверить в иное...
С уважением,

Анатолий Петин   25.10.2009 02:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.