Алмак. Знание-сила

ПОЛНОЦЕННЫЕ ЗНАНИЯ – СИЛА!

      Фактически суть общего образования такова, что при всем старании учащиеся, изучая по обязательной учебной программе чуть ли не всю мировую историю, литературу, культуру, остаются «слепыми», в неведении по отношению истории, культуры и вообще духовности своего села, района. Чуть ли не скрупулезно изучая историю мира с древнейших времен до последних лет, тем не менее, многие не представляют откуда он, кто его предки, чем они были примечательны, каково их наследие, так же литература, изучая писателей «всех времен и народов» не знают о своих ученых, творческих людях, ученых-алимах, об их наследии.
Так вот, к сожалению, методика обучения, на наш взгляд, продолжает функционировать в духе материалистического мировоззренческого понимания. До сих пор многое остается преподнесенной в русле коммунистической идеологии, хотя и без явных ортодоксальных «ценностей», которыми пестрели учебные программы в прошлом. Мы не против тех истинных ценностей, формировавшихся в итоге деятельности коммунистического строя как формации, но есть и другие ценности, которыми надо заполнять нищи образовательного, воспитательного процесса. История, литература, самобытная культура наших сел, районов, обществ неразрывно связаны с религиозными письмами, которые упорно стремятся избежать в образовательном процессе составители учебных программ. Для общеобразовательных школ. Специально изучая малоизвестное об Амирали-хаджи, Эльдаре, Абдурашиде из Алмака \о которых знают, может быть, лишь не многие даже из потомков\ не перестаем удивляться, оказавшемуся их духовной значимости для многих людей старшего поколения из самых разных населенных пунктов. Все они как один рассказывали об их способностях – «кашму», то есть говоря с позиции современного понимания – это что-то такое отдаленно напоминающихся медитацию, передача мыслей на расстояние, способности предвидения, предсказывания и т.п. Эти люди, которые  сумели оставить в душах многих людей доброту, порядочность, мудрость, несмотря на нетерпимость властей к вере и их носителям. Подумать только, не знать о таких людях это, наверное, мягко выражаясь, просто невежество. На наш взгляд, знания о таких людях, о своих селах, районах, нам не хватает для полноценного образования, воспитания детей. Не зная подобных людей, невозможно знать о себе, об Отчизне. Что интересно, люди, помнящие времена, когда Амиралихаджи был муллой в Алмаке, который вел все записи происходящих событий в селе, говорили датой рождения того-то точная, потому что вел его Амиралихаджи. При этом, отмечая небрежность и неточность записей официальных должностных лиц в 30-х годах. С репрессией ученых Амиралихаджи и его сына Садика в 30-х годах фактически прервалась летопись села Алмак, исчезли куда-то его библиотека, записи. Белым пятном остаются истории сел, районов, городов во времена раскулачивания, коллективизации, голод во время Великой Отечественной войны и после, репрессии, в том числе и ученых Алимов. Конечно, все это было и в других населенных пунктах, районах. Такие исторические вакуумы не смогут породить добро. Недосказанное, хуже лжи. Ложь хоть может стать предвестником какой-то истины. Потому что становится тенденцией, хоть и пока не массовой, оставлять школы, переход их на учебу в медресе, это и отчасти от неудовлетворенности их духовных запросов в общеобразовательных школах. При таком положении в образовательном процессе школ эта тенденция будет расширяться. Нельзя допускать, чтобы образование разделилось на два принципиально разных лагерей. Иначе мы породим условие для возможного возникновения радикальных элементов с той и другой стороны, не терпимых друг к другу. Наша история, история сел, обществ наша духовность, повторяемся, тесно переплетена с религиозными ценностями. Потому важно, умерив проматериалистическое влияние на образование, воспитание и вообще формирования молодого поколения, несколько возвысить роль религиозной тематики в изучении истории, литературы, культуры своих сел, обществ. На наш взгляд, в учащемся будет заложено чувство ответственности перед своими предками, ответственность за своих будущих потомков, если конечно, он узнает о себе, о своем прошлом.
       Сегодня наши дети учатся, мечтая жить богатыми, а то и «крутыми». Но что стоит за всем этим, им не дано понять. Именно этот пробел, вакуум того, что «не дано понять», связано с вакуумом знаний о себе, своих предках, об истории, культуре, духовности на местах. Воспитанность, образованность - это прежде всего отсутствие невежества по отношению ко всему этому.



     С уважением:
      С.А.Салихов.

     Г.Р. Гаджимагомедов.
     05.03.05г.
    


Рецензии