Наставник

   Строгих учителей ученики   обычно начинают ценить не сразу, а только через много лет, когда повзрослеют и поймут, как много для них сделали эти непреклонные педагоги.
Лидия Сергеевна, мой первый наставник, была из разряда строгих учителей.
 Я, подобно легкомысленным ученикам,  тоже не сразу  смогла оценить ее заботу.    Попав  по распределению в среднюю школу  на маленькой станции, я   считала, что мне   не повезло -  моим наставником был директор школы.

   Высокая, статная, с узлом черных волос, она произвела впечатление строгой, интеллигентной, влюбленной в свое дело без остатка.  Остатка у нее не было даже на хозяйственные дела. Она не занималась огородом, коровой и прочим.  Муж любил ее безмерно и все делал сам. Но в деревне такое отношение к жене вызывает не просто зависть, а  неприкрытую злобу. Очень часто в   коллективе можно было услышать шипение за ее  спиной.
Спокойной жизни я  с ней не знала. Лидия Сергеевна чуть не каждый день была на моих уроках, иногда даже проверяла планы, беседовала, разбирала удачные и неудачные моменты урока. Конечно, я от этого уставала. Кто из нас любит контроль и искренне благодарит за критику? Помнится, я решила сделать ответный ход против такой навязчивой помощи, решив сама донимать Лидию Сергеевну посещениями. Под предлогом, что хочу поучиться, я стала ходить к ней на уроки. Она мне не отказывала, но заметно было, как иногда скрывала улыбку, разгадав мой ход. Долго разбирала со мной каждый свой урок, спрашивала  мое мнение. В результате неожиданно для себя  помощи и внимания я получила  еще  больше.
    С тех пор  никто и никогда так пристально мной не занимался. Этот год стоил для меня  еще одного университета.
Навсегда запомнился мой первый День учителя. До начала занятий Лидия Сергеевна, веселая,  принарядившаяся, прошла к моему столу и  поздравила меня с первым профессиональным  праздником, положив на стол книгу с теплой  напутственной надписью. Книгу храню, иногда открываю первую страничку и перечитываю  несколько строк, написанных от души.
     Через год я вышла замуж и уехала в другой район. Приезжала как-то за справками уже  с дочкой. Лидия Сергеевна приняла меня радостно, долго расспрашивала, рассказывала о делах своей школы. Та же осанка, маникюр,  правильная речь.
     Я знала, что она родилась и выросла в глухой деревеньке недалеко от этой станции. Но что-то в ее облике  у меня никак не срасталось. Откуда такое достоинство, такие манеры? Все прояснил сюжет местного телевидения: рассказывали, что награда нашла ее маму, которую подростком эвакуировали из Ленинграда. В кадре я узнала Лидию Сергеевну, и все встало на свои места. Я поняла,  почему она была  здесь белой вороной и почему ее многим хотелось заклевать.
    Совсем недавно мне опять понадобилась справка с первого места работы, и я,  с удивлением,  узнала, что в школе уже другой директор. Заранее настроившись с предубеждением,  я шла в кабинет. В дверях я встретила женщину, которая меня очаровала. Пышноволосая, улыбчивая, с необычным разрезом зеленых глаз, она очень приветливо приняла меня, оперативно решила мои проблемы. На вопрос о Лидии Сергеевне я получила ответ, что она вот только что провела уроки и ушла домой.
 - Она теперь уже на пенсии и взяла только часы.
Встречаясь с учителями соседнего района, я всегда спрашивала о своем наставнике. Мне всегда отвечали одно и тоже:
- Она больше не директор, ведет часы.
   Насторожило, что  все как-то уклонялись от дальнейшей беседы, отворачивали глаза.
Случайно я узнала, что не все так безмятежно. Оказывается Лидия Сергеевна, со своей любовью к наставничеству, несколько лет воспитывала и наставляла будущего директора своей школы, ту зеленоглазую,  открывала ей без остатка все, к чему сама шла долгие годы. Хотя силы и желание работать с выходом на пенсию не исчезли, ей  как интеллигентному человеку показалось, что лучше самой уступить дорогу молодым и быть рядом, чтобы  всегда была возможность помочь, поддержать, быть полезной родной школе.
   Но не зря говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть. Первое, что сделала новоиспеченная  директриса  – она выгнала из школы Лидию Сергеевну. На освободившееся место  тут же приняла какую-то недоучившуюся особу. Я не знаю  всех подробностей, но думаю, что они ужасны.  Коллектив школы и районное начальство или не смогли или не захотели   вмешаться.  Без работы  в школе жизнь Лидии Сергеевны не имела бы смысла: ни огород, ни хозяйство, ни рукоделие  её так и не привлекли. Чтобы буквально не стать живым трупом она попросилась к  знакомым директорам соседних школ на работу. Они все-таки посочувствовали  ей и  дали  вести  кружок  в одной сельской школе  и факультатив по зарубежной литературе в районном центре за мизерную почасовую оплату.
…………………………………………………………………..
     Я с болью в душе представляю себе, как пожилая женщина, в нарядной  строгой одежде, тропится, чтобы успеть забраться в электричку. Полчаса едет в холодном  вагоне с шумными  пьяными. Зимой возвращается затемно и  проходит, сдерживая  закипающие  слезы, мимо своей родной школы, в которой каждый уголок связан с ее трудом, ее жизнью, где сказано ею столько добрых слов и наставлений  своим ученикам,  учителям, и родителям.
                ____
 
    Почему же эта опытная, мудрая женщина за несколько  лет  совместной работы не смогла разглядеть человека, предугадать поступки, увидеть завистливые и злобные огоньки в красивых глазах?
    Наверное, потому,  что сумела сохранить в душе   веру в добро и благородство. Без этой наивной веры нельзя быть настоящим учителем, а верить в человека  – всегда значит  рисковать.
   Эта история подлинная, но думается, что она не единичная. Что-то подобное случалось и в ваших школах, не правда ли,  уважаемые коллеги?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.