В аду играет джаз
Могильщики сидят за столешницей. Молодой Яшка и Петр постарше. Они всегда мало слушают друг друга.
- И вот я, значит, стою, как дурак, в мятой шляпе и с кульком вишен, а она мне: «Больше не приходи». А я из Сибири… - выводит серьезно Петр.
- Брат мой младший, Царствие Небесное, облака любил. Брал у отца фотоаппарат. Все время говорил, видишь, это на дракона похоже, это на лебедя, а я не видел никогда, только дакал ему, а однажды увидел… - грустно бубнит Яшка.
Они говорят одновременно, говорят о чем угодно. Замолкают вдруг, наполняют стаканы, снова заговаривают. Архипыч не пьет с ними и, вообще, не пьет. Он всегда не многословен, а сегодня особенно. Даже не смотрит, не слушает.
За окном стоит промозглое душное лето. Ночь крадется, уже почти пробралась в коморку кладбищенского сторожа.
- А ты все молчишь, Архипыч? – ухмыльнулся Яшка.
Архипыч медленно переместил руки на грудь, кашлянул и произнес утробно:
- Я в городе был.
- Вот как? – с интересом отозвался Петр. – Ну и как тебе там? Ты, знаешь, все лежишь тут, книжки читаешь какие-то, белого света не видишь…
- Надо думать, надоело… - вставил Яшка. – Не мудрено, с ума сойти можно.
- Можно, - согласился Архипыч. – Это вы мне скажите, как там в городе. Чаще там бываете.
- А что говорить-то? Город как город… везде люди живут.
- Жизнь, - с усмешкой протянул сторож, не меняя позы. – Н-да.
- Да, жизнь, - Яшка уверенно повторил. – А что, Архипыч? Это у тебя тут ничего. Это ты мертвецов сторожишь, и жизни у тебя тут нет. Разве что мы с Петькой.
- Грубишь, - Архипыч недовольно оскалился.
- Да ты скажи, как прогулсялся-то? – встрял Петр.
Архипыч почесал подбородок и тяжело вздохнул:
- Прогулялся… да не очень, ребята, - непонятная печаль замерцала в его глазах.
Мотылек упал обессилевший на пол.
- Обидел кто? – вздернул бровь Яшка.
- Нет. Никто не обидел. Просто. Тоска.
- Где был-то?
- В театре был.
- Ты смотри… - в один голос засмеялись могильщики. – Ну и как? Балет показывали?
- Какой на хрен балет… спектакль был. По Достоевскому…
- Да… культурка! – крякнул Яшка и опрокинул в себя пол стакана.
- Хорошая была постановка, - на миг просветлел Архипыч. – Хорошая. Только народу почти не было. Скажите, ребят, а еще театры есть тут у нас?
- Нет, - отрезал Петр, откусив от огурца. – Один. Да и тот на унитаз опрокинутый похож…
- Не заметил… жаль, очень жаль. Только один театр.
- А что ты ждал-то? Провинция. Ты, ей богу, будто вчера приехал!
- Зато кабаки неплохие есть, - довольно заметил Яшка.
- А у актеров лица бледные-бледные, - продолжал сторож Архипыч. – Печальные, глубокие. И не игра в печаль, а настоящая. И так народу мало в зале…
- Бледные от недоедания, может. А не нужны никому, вот и печаль.
- Да-да, не нужны, - согласился сторож. – Вот и я заметил. Ничего-то не нужно…
- Что ты, как убитый сегодня? Выпей лучше! Держи!
- Не буду пить. Не буду. Вот ты говоришь, жизнь там, да?..
- Ну, так!
- А я вот не увидел там. Не заметил я там жизни.
- Это уж твое дело.
- Мое. Мое, ты прав… и эти ряды пустые, эти размазанные кварталы, где все теряется. Темные проулки, ржавчина и пыль. Автобусы старые медленные, скрипящие за повортом. Скрипят качели на пустырях. И дети с глазами пустыми. Глаза-пустыри… не должно быть у детей таких глаз.
- Ты что несешь, Архипыч? – удивленно нахмурился Петр. – Порожняк какой-то…
- Вот, Петя, - перебил его сторож. – Порожняк и есть. Не движения, не интересов. Только скука и тоска, дебоши и бытовуха.
- Привыкнешь, - зло пробубнил Яшка.
- Нет, не пойду туда больше.
- Что же, - развел Петр руками. – Будешь тут так и сидеть?.. да и чего ты ждал, собственно?
- Ждал, - горько кивнул Архипыч. – Я ждал, что там что-то особенное происходит, понимаешь? Я, может, праздника искал… а там я услышал о чем говорят. Может быть, люди и не плохие совсем, но ничем абсолютно не заинтересованные! Инерция, инерция, безучастие. Коробит это, заражает даже, когда вот так в толпе идешь, сливаешься, теряешься…
- Ну, извини, - засмеялся Яшка. – Вот не думал… однако, запросы! Философ кладбищенский!
- Ты, Яша, слова-то выбирай, - сурово выдавил Архипыч, не глядя на него.
- Да я-то выбираю, это тут не пойми подо что подводишь.
- А я тебе скажу, - раздраженно произнес сторож, рывком усевшись на край кровати, и из окна на него посмотрели кресты. – Я тут целыми днями сижу. Книги только… да. Но не происходит ничего. Ни у самого себя, ни у других. И не видно никого и ничего. Только вы двое одни и те же байки травите и могилы, могилы…
- Ты посмотри! – возмутился Яшка. – Ему, Петька, наше общество не нравится.
- Да ладно тебе… - отмахнулся Петр устало. – Что вы заводитесь.
- Не ладно, - Яшка не унимался. – Мы для него, понимаешь ли, компания паскудная. Он у нас больше с мертвецами говорить любит. Скажи, когда помрешь, кто твою могилу убирать будет? Никто, верно! И цветов не принесет… а мы с Петром и не придем к тебе даже тогда, раз так ты к нам.
Архипыч спокойно смотрел в глаза могильщику:
- Пускай и так… - сказал и лег обратно на койку.
- А театр тот, кстати, - после недолгой паузы произнес лукаво Яшка, хватаясь опять за бутыль. – Сносить будут.
- Как?.. – растерянно обернулся сторож.
- А вот так! И будет там ровное место. Чистое и свободное. И никаких больше балетов…
- Да?..
- Ага
Архипыч вдруг встал, достал из шкафа старый шарф, небрежно намотал его на шею и двинулся к двери.
- Ты куда? – вытаращил на него глаза Петр.
Сторож остановился, одной рукой держась за дверь, другой теребя кончик шарфа. Он опустил глаза:
- Один человек, прежде чем выйти, сказал: «У меня есть дело в конце коридора». Вот и меня ждет…
И Архипыч вышел. Тягучая тишина повисла в тесной коморке. Только с наружи траурно выла собака и что-то гудело в проводах. Прошла минута и наступила полночь.
- Знаешь, что? – обратился Петр к Яшке.
- Что?..
- Дураки мы с тобой. Бежим! – и, схватив его за шкирку, дернулся к двери.
- Зачем?
- Бежим, говорю!
Могильщики вылетели из сторожки, ища глазами своего товарища. Звали по имени. Странные звуки в ответ.
- Вот он! – крикнул Петька.
И, правда. Подальше, ближе к ограде на ветке молодого дуба Архипыч судорожно плясал в лихой петле шарфа.
- Повесился! – визжал Яшка в ужасе, пока они петляли мимо плит и надгробий.
- Ноги держи, мудила! – рявкнул Петр на него. – Из-за тебя он в петлю полез. Это ты довел.
- Архипыч! – едва не плача причитал Яшка, поддерживая ноги висельника. – Прости, ты прости!
Освободили быстро, еле-еле откачав, потащили в дом. Сторож, обмякший, как кукла, только мешал кашель со словами.
- Скажи что-нибудь! Ну, скажи… - тряс его Петр.
- Ты ж прости! Кто ж тебя знал, что ты так…
Архипыч наконец открыл глаза и обрывисто заговорил:
- Страшно… до чего же там...
- Чего?
- В аду… Я слышал. Играет тихая музыка...
- Ты чего несешь?..
- Да-да, отрывистая... как в том фильме Линч, вроде снял. Ластик.. Ластик-голова или как-то так.
- Успокойся, Архипыч.
- Она похожа чем-то на джаз. Такой оторывистый старый-старый джаз, как в длинном тоннеле звучит. Зловещий и будто озорной одновременно. Ничего похожего не слышал. Страшно... страшно.
- Ты прости меня! – не унимался Яшка. – И за мертвецов, и за театр.
- Давай побудем еще, - шепнул Петр. – Вдруг опять…
- Нет… нет, мужики, - слабо выговорил сторож, поворачиваясь лицом к стене. – Не полезу больше. Лучше жить, лучше как угодно жить, чем эти звуки слушать. Вечность вечную только их слышать.
Осень, 2009
Свидетельство о публикации №209080700581
Ля Мур Тужур 09.10.2009 18:50 Заявить о нарушении
Максим Графинов 15.10.2009 01:11 Заявить о нарушении
Ля Мур Тужур 15.10.2009 01:18 Заявить о нарушении
Максим Графинов 15.10.2009 01:52 Заявить о нарушении
Ля Мур Тужур 15.10.2009 08:39 Заявить о нарушении