Посещения Гроба Господня по Его воскресении
Как верит в то св.Церковь, Господь наш Иисус Христос воскрес в ночь на воскресенье. Чтобы освободиться от погребальных пелен и выйти из гроба, Ему не понадобилось ни разворачивать пелены, ни отваливать камень от двери гроба. Тело Его, имеющее вполне осязаемые "плоть и кости" (Лк.24,39), было, однако, духовным (1Кор.15,44), т.е. уже не подчинялось законам материи, свободно проникая сквозь материальные предметы и способное вдруг появиться в любом месте пространства (Лк.24,31,36; Иоан.20,19,26; Дея.13,31; 1Кор.15,57). Спустя некоторое время после воскресения Господа Иисуса Христа Ангел отвалил камень от двери гроба (Мф.28,2), чтобы дать людям неопровержимые доводы Воскресения Христа: пустой гроб, неразвернутые пелены, которыми было обвито Тело Его (Мф.27,59; Иоан.19,40) и головной платок "не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (Иоан.20,7). Ангелы предлагали женщинам зайти во гроб и посмотреть место, где лежало тело Иисуса. Значит в этом была необходимость - необходимость в неоспоримом аргументе того, что они утверждали: "Он воскрес!" (Мф.28,6-7; Мк.16,6-7). Ангелы ничего лишнего не говорят, однако, сознавая немощь человеческую, они слова свои подтверждают неоспоримыми вещественными доказательствами, указывая на события уже совершившиеся (Лк.1,36), либо которые произойдут в будущем (Лк.1,20). Теперь и мы, после опубликования тщательных научных исследований Туринской Плащаницы, знаем, что Плащаница, которою было обернуто тело Иисуса, была и по Воскресении Его нетронутой, подобно куколке шелкопряда. Даже платок, которым была обвита голова Иисуса, лежал "особо свитый", т.е. тоже как куколка; причем, лежал отдельно от пелен, чтобы привлечь к себе внимание. Заметив, что платок неведомо как остался неразвернутым, каждый обнаружил бы то же самое у Плащаницы. А как можно вынуть тело из плотно облегающих его пелен, не разворачивая их?! Увидев это, "Петр ... пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему"(Лк.24,12), а Иоанн "увидел и уверовал" в Воскресение Иисуса Христа (Иоан.20,8-9).
Первыми живыми свидетелями сверхъестественных явлений, сопровождавших Воскресение Иисуса Христа, были римские воины, охранявшие Его гроб. Сопровождаемый сильным землетрясением от двери гроба отвалился камень. Это Ангел Господень, сверкающий подобно молнии, его отвалил и сел на него. Устрашившись его, воины пали, как мертвые (Мф.28, 2-4). Придя в себя, они не видели уже Ангела, и, убедившись, что гроб пуст, пошли к первосвященникам и сообщили им "о всем бывшем" (Мф.28,11). Первосвященники же "довольно денег дали воинам", чтобы они говорили, что тело Иисуса украли Его ученики, когда они спали (Мф.28,12-13). И такое мнение привилось среди иудеев (Мф.28,15).
Воины ушли. Не прошло и часа (Мф.28,11), как ко гробу подошли первые женщины (Иоан.20,1), "неся приготовленные ароматы"(Лк.24,1), "чтобы помазать Его" (Мк.16,1). Как сообщает евангелист Лука, гроб Иисуса посетили "все ... знавшие Его женщины, следовавшие за Ним из Галилеи" (Лк.23,49,55,56; 24,1). Поименно, однако, авторы Евангелий называют только четверых из них (Мф.27,56; Мк.16,1; Лк.24,10; Иоан.20,1), это были:
1) Мария Магдалина (Мф.28,1; Лк.8,2);
2) Мария Клеопова, двоюродная сестра Божией Матери; мать "братьев Господних" Иакова, Иосии, Симона и Иуды; жена Клеопы - одного из Емаусских спутников (Иоан.19,25; Лк.24,10; Мк.15,40,47; 16,1; Мф.27,56; 13,55; Дея.1,13; Иуд.1,1; Лк.6,16);
3) Иоанна (Лк.24,10), "жена Хузы, домоправителя Иродова" (Лк.8,3);
4) Саломея, мать сыновей Зеведеевых Иакова и Иоанна, апостолов Иисуса Христа (Мф.27,56; Мк.15,40; Мф.20,20; Мк.10,35).
Ев.Лука уточняет, что "вместе с ними были некоторые другие" (Лк.24,1,10), указывая тем самым на то, что женщины ходили ко гробу группами. Из названных женщин отмечены только три, которые "возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим; то были Мария Магдалина и Иоанна, и Мария, мать Иакова" (Лк.24,9-10). Отсутствует Саломея. Возможно, в группе женщин, которые, по сообщению ев.Марка, "увидев Ангела ... никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк.16,8), была Саломея, рассказавшая позже ему об этом.
По описаниям явлений, бывших при посещениях женщинами Гроба Господня разными евангелистами, можно заключить, что таких групп было три:
1) Мария Магдалина и Мария Клеопова (Мф.27,61; Мк.15,47; Мф.28,11);
2) Саломея и другие с ней (Мк.16,1);
3) Иоанна и другие с ней (Лк.24,9).
Кроме женщин Гроб Господень посетили также:
4) апостолы Петр и Иоанн (Иоан.20,2-3);
5) "некоторые" другие ученики Иисуса (Лк.24,24).
Группы эти посетили Гроб Иисуса Христа в следующем порядке.
I. Мария Магдалина и Мария Клеопова пришли первыми, когда было еще темно (Иоан.20,1). При свете полной луны они издалека увидели камень, отваленным от двери гроба. Мария Магдалина, будучи гораздо моложе Марии Клеоповой, бежит ко гробу первой и через дверь обнаруживает гроб пустым. Подойдя, Мария Клеопова также убеждается в этом и они вместе безуспешно ищут место, "где положили Его" (Иоан.20,2). Затем решают, разделившись, оповестить об этом всех "своих" (Лк.24,9,24): Мария Магдалина бежит к Петру и Иоанну, а Мария Клеопова идет оповестить остальных апостолов "и всех прочих". По дороге она встречает, идущую от гроба, группу Иоанны и присоединяется к ней. Группы Саломеи и Иоанны побывали у гроба в то самое время, когда Мария Магдалина и Мария Клеопова искали тело Иисуса.
II. Cаломея "и другие с ней" были следующей группой, видели во гробе Ангела, который сообщил им о Воскресении Иисуса. Они так испугались, что "побежали от гроба", вероятно, к сыну Саломеи, ап.Иоанну. Не застав его на месте (т.к. в это время он вместе с Петром и Марией Магдалиной побежали ко гробу), они отправились искать остальных апостолов. По дороге встретили Марию Клеопову с группой Иоанны, только что побывавших у апостолов. Узнав о том, что апостолы им не поверили, они "никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк.16,8), что и им не поверят (Мк.16,11,13,14; Лк.24,11).
III. Иоанна "и другие с ней" были уже третьей группой у гроба, видели уже двух Ангелов, сообщившим им о Воскресении Иисуса, и "прибежав возвестили апостолам и всем прочим" (Лк.24,1-10).
IV. Затем ко гробу прибегают Петр с Иоанном. Видя неразвернутые погребальные пелены, сверхъестественно лишенные тела, Иоанн уверовал в Воскресенье Господа (Иоан.20,8), а "Петр пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему"(Лк.24,12), и, вспомнив о своем недавнем отречении, стал "горько плакать" (Лк.22,62). Тогда и явился ему Воскресший Господь (Лк.24,34), как и Марию Магдалину, утешая Петра Своим появлением (Иоан.20,11,15-16).
V. Вслед за Петром и Иоанном ко гробу прибежала Мария Магдалина (несколько отстав от них по дороге). Здесь ей плачущей является Воскресший Иисус, утешая ее. Она идет, чтобы рассказать обо всем ученикам Его (Иоан.20,10-18).
VI. В это время, оповещенные разом пришедшими женщинами (Лк.24,9-10), гроб посетили также и "некоторые" другие ученики Иисуса "и нашли так, как и женщины говорили; но Господа не видели" (Лк.24,24). Именно после этого, еще до прихода увидевшей Господа Марии Магдалины, Клеопа и Лука отправляются в Емаус (Лк.24,13,22-24).
VII. Затем приходит Мария Магдалина и сообщает ученикам Господа, что Он воскрес и она видела Его (Иоан.20,18). Мария Клеопова упрашивает ее еще раз посетить вместе с ней гроб Господень в надежде увидеть Воскресшего Господа (Мф.28,1). На камне, отваленным от двери гроба, они видят сидящего Ангела, который сообщает о воскресении Иисуса, предлагая им войти во гроб и посмотреть место, где лежало тело Его. Со смешанным чувством страха и великой радости они "побежали возвестить ученикам Его" (Мф.28,2-8): с чувством страха, что им опять не поверят (Мк.16,11; Лк.24,11) и с чувством великой радости от того, что Он воскрес и жив (Мф.28,5-8). Однако, Иисус, по Своему великому милосердию, является им в пути. Утешая их, Он освобождает их от страха, "чтобы они имели радость Его совершенную" (Мф.28,9-10; Иоан.14,27; 16,24; 14,28), исполняя тем самым желание и просьбу Марии Клеоповой увидеть воскресшего Иисуса.
В первый раз, явившись у гроба плачущей Марии Магдалине (Иоан.20,17), Иисус не позволил ей прикоснуться к Нему, говоря ей, что Он "еще не вошел к Отцу Его". Ей "нельзя прикасаться к Нему", т.к. сейчас, когда Он воскрес, она уже не имеет никакого оправдания воспринимать Его только, как человека. Сейчас в ее сознании и в сознании "братьев Его", отдавших волю свою Богу (Мф.12,50), Он должен войти до Отца Своего, Бога, т.е. быть осознанным, как Бог. Теперь же (во второй раз для Марии Магдалины), встретив Его по дороге в город, "они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему", исповедуя тем самым Его Божество (Мф.28,9).
Итак, первыми, кто уверовал в Воскресение Господа и первыми, кто увидел Его, были Иоанн, Мария Магдалина и Мария Клеопова - те, кто стояли у Креста Иисуса возле Пречистой Его Матери (Иоан.19, 25-26). Это не случайно. Именно там у Креста Господня они получили благодать первыми увидеть Воскресшего Господа: один - не видя глазами, но увидев сердцем; двое других - увидев и уверовав (Иоан.21,29).
Здесь речь не идет о Божией Матери, Которая уверовала в Тайну Своего Сына, еще зачав Его в Своем Сердце, задолго до зачатия Его в Своем чреве. Св.Церковь обходит благоговейным молчанием Божию Матерь в вопросах сравнительного характера, т.к. по отношению к Ней не может быть сравнений ни с человеком, ни с Ангелом.
Написанное выше, я вынес, читая святых отцов Церкви.
Тому, кто желает подробнее познакомиться с доводами вышеприведенного повествования, следует прочитать предлагаемое ниже.
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
Посещения Гроба Господня по Его Воскресении
(вариант полный).
Как верит в то св.Церковь, Господь наш Иисус Христос воскрес в ночь на воскресенье (точнее, около 5 часов настоящего исчисления времени с субботы на воскресенье). Чтобы освободиться от погребальных пелен и выйти из гроба, Ему не потребовалось ни разворачивать пелен, ни отваливать камень от двери гроба. Тело Его, имеющее вполне осязаемые "плоть и кости" (Лк.24,39), было, однако, духовным (1Кор.15,44), т.е. уже не подчинялось законам материи, свободно проникая сквозь материальные предметы и способное вдруг появиться в любом месте пространства (Лк.24,31,36; Иоан.20,19,26; Дея.13,31; 1Кор.15,57).
Спустя некоторое время после воскресения Господа Иисуса Христа "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба" (Мф.28,2), чтобы дать людям неопровержимые доказательства Воскресения Иисуса Христа: пустой гроб, неразвернутые пелены, которыми было обвито Тело Его (Мф.27,59; Иоан.19,40), "и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (Иоан.20,7). Ангелы предлагали женщинам зайти во гроб и посмотреть место, где лежало тело Иисуса. Значит в этом была необходимость - необходимость в неоспоримом аргументе того, что они утверждали: "Он воскрес!" (Мф.28,6-7; Мк.16,6-7).
Читая внимательно Св.Писание, мы видим, что Ангелы ничего лишнего не говорят, однако, сознавая немощь человеческую, они слова свои подтверждают неоспоримыми вещественными доказательствами, указывая на события уже совершившиеся (Лк.1,36), либо - которые произойдут в будущем (Лк.1,20).
Теперь и мы, после опубликования тщательных научных исследований Туринской Плащаницы, знаем, что Плащаница, которою было обвито тело Иисуса, была и по Воскресении Его нетронутой, подобно кокону шелкопряда. Даже платок, которым была обвита голова Иисуса, лежал "особо свитый", т.е. тоже как кокон; причем, лежал он отдельно от пелен, чтобы привлечь к себе внимание: оглядывая его отдельно от всех пелен, человек заметит, что он свит необыкновенным образом, т.е. остался таким, каким был, когда обвивал голову Иисуса; удивившись этому, он обратит внимание и на пелены, обвивавшие тело Иисуса, и увидит, что и они остались в прежнем виде, нетронутыми . А каким образом можно вынуть тело из плотно облегающих его пелен, не разворачивая их?! Увидев это, "Петр ... пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему" (Лк.24,12), а Иоанн "увидел и уверовал" (Иоан.20,8). Уверовал, конечно, не в то, что Тело "унесли" (Иоан.20,2), ибо Тела во гробе действительно не было, и в этом его убеждало собственное зрение. Видя то, что естественным образом сделать было невозможно: вынуть тело из плотно облегающих его пелен, не разворачивая их, - он уверовал в сверхъестественное, он уверовал в Воскресение Иисуса Христа, "ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых"(Иоан.20,9). Если бы им то было известно из Писаний, то не потребовалось бы тогда приводить для них таких неопровержимых доказательств Воскресения Господа Иисуса Христа (Лк.16,31).
Первыми живыми свидетелями сверхъестественных явлений, сопровождавших Воскресение Иисуса Христа, были римские воины, охранявшие Его гроб, который к тому моменту уже некоторое время был пуст. Сопровождаемый сильным землетрясением от двери гроба отвалился камень. Это Ангел Господень, сверкающий подобно молнии, отвалил его и сидел на нем. Устрашившись его, воины пали, как мертвые (Мф.28,2-4). Придя в себя, они не видели уже Ангела, и, убедившись, что гроб пуст, пошли к первосвященникам и сообщили им "о всем бывшем" (Мф.28,11). Первосвященники же "довольно денег дали воинам", чтобы они говорили, что тело Иисуса украли Его ученики, когда они спали (Мф.28,12-13). И такое мнение привилось среди иудеев (Мф.28,15).
Через несколько минут, как воины ушли (Мф.28,11), ко гробу подошли первые женщины (Иоан.20,1), "неся приготовленные ароматы" (Лк.24,1), "чтобы помазать Его" (Мк.16,1). Как сообщает евангелист Лука, гроб Иисуса посетили "все ... знавшие Его женщины, следовавшие за Ним из Галилеи" (Лк.23,49,55,56; Лк.24,1). Поименно, однако, авторы Евангелий называют только четырех из них (Мф.27,56; Мк.16,1; Лк.24,10; Иоан.20,1), это:
1) Мария Магдалина (Мф.28,1; Лк.8,2);
2) Мария Клеопова, двоюродная сестра Божией Матери; мать "братьев Господних" Иакова, Иосии, Симона и Иуды; жена Клеопы - одного из Емаусских спутников (Иоан.19,25; Лк.24,10; Мк.15,40,47; 16,1; Мф.27,56; 13,55; Дея.1,13; Иуд.1,1; Лк.6,16; 24,18);
3) Иоанна (Лк.24,10), "жена Хузы, домоправителя Иродова" (Лк.8,3);
4) Саломея, мать сыновей Зеведеевых Иакова и Иоанна, апостолов Иисуса Христа (Мк.16,1; Мф.27,56; Мк.15,40; Мф.20,20; Мк.10,35).
Ев.Лука уточняет, что "вместе с ними были некоторые другие"(Лк.24,1,10), указывая таким образом на то, что женщины ходили ко гробу группами. Из названных женщин отмечены только три, которые "возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим; то были Мария Магдалина и Иоанна, и Мария, мать Иакова" (Лк.24,9-10). Отсутствует Саломея, среди прочих отмеченная ев.Марком. Возможно, предводителем в группе женщин, которые, по сообщению ев.Марка, "увидев Ангела ... никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк.16,8), была Саломея, позже рассказавшая ему об этом.
По описаниям явлений, бывших при посещениях женщинами Гроба Господня разными евангелистами, можно заключить, что таких групп было три:
1) Мария Магдалина и Мария Клеопова (Мф.27,61; Мк.15,47; Мф.28,1; Иоан.19,25; Мк.15,40; Мф.27,56);
2) Саломея и другие с ней (Мк.16,1; Лк.24,1,10);
3) Иоанна и другие с ней (Лк.24,10,1).
Кроме женщин Гроб Господень посетили также:
4) апостолы Петр и Иоанн (Иоан.20,2-3);
5) "некоторые" другие ученики Иисуса (Лк.24,24).
Вывод этот вытекает из сравнения следующих мест Св.Писания. Ни одна из групп женщин, идущих ко гробу, не знали, что он открыт и пуст (Мк.16,3; Лк.24,4; Иоан.20,1), значит эти группы посещали гроб изолированно друг от друга, т.е. не знали о результатах посещений гроба другими. Группы Марии Магдалины и Иоанны всем сообщили о том, что гроб открыт и пуст (Лк.24,9), следовательно, группа Саломеи не могла быть после них. Женщины из группы Саломеи никому ничего не сказали (Мк.16,8). Ап.Иоанн вначале называет пришедшей ко гробу только одну Марию Магдалину (Иоан.20,1-2). Далее, однако, из ее слов видно, что она была не одна, когда искала тело Иисуса, т.к. сообщая Петру и Иоанну об этом, она "говорит им: унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его" (Иоан.20,2). Употребляя множественное число: "не знаем", она тем самым утверждает истинность своего свидетельства, т.к. не она одна это видела. Ап.Матфей указывает, что с Марией Магдалиной была другая Мария, которая вместе с ней сидела против гроба во время погребения Иисуса (Мф.27,61),а ев.Марк уточняет, что это была Мария Иосиева (Мк.15,47), т.е. "мать Иакова меньшого и Иосии" (Мк.15,40; Мф.27,56), или, как называет ее ап.Иоанн: "Мария Клеопова" (Иоан.19,25), показывая тем самым, что речь тут идет о жене Клеопы, одного из Емаусских cпутников, которым в конце этого дня также явился Воскресший Господь, однако, узнали они Его лишь в последний момент пребывания с Ним (Лк.24, 30-31).
Как видно из Евангелий все, видевшие Иисуса по Его Воскресении из мертвых, не сразу узнавали Его. Можно указать на то две причины. Первая – внутреннего психологического характера: никто (кроме Божией Матери), видевший страшную смерть Иисуса и сквозь всю грудь пробадение Его Сердца копьем воина, не мог вообразить себе возможности увидеть Его после этого живым. Вторая причина - внешнего визуального характера: облик Иисуса, которым привыкли видеть Его ученики, был опален солнцем. Иисус много путешествовал пешком под открытым небом. В Палестине же температура на солнце достигает 80 градусов. Поэтому темно-русые волосы Его выгорели до золотисто-соломенного цвета, так, что некоторые пряди волос были почти белыми. Предания сохранили словесный портрет Господа Иисуса Христа, составленный одним римлянином незадолго до смерти Иисуса: http://www.proza.ru/2009/11/01/710 .
Таким же Он показывал Свой предсмертный облик некоторым Своим святым. По Воскресении же Своем из мертвых Господь Иисус Христос воспринял Свой естественный облик, присущий Ему от рождения: белую кожу лица и темно-русый цвет волос. Таким Его описывают и те, которым являлся Он в образе Воскресшего из мертвых (в их числе - св.Фаустина).
Описание посещений Марии Магдалины Гроба Господня ап.Матфеем (Мф.28,1-10) и ап.Иоанном (Иоан.20,1-18) разительно отличаются друг от друга, а значит здесь речь идет о разных посещениях. Разность времени этих посещений также очевидна. Описывая ее первое посещение, ап.Иоанн говорит, что тогда "было еще темно" (Иоан.20,1). Посещение же ее, описываемое ап.Матфеем, было "на рассвете"(Мф.28,1). Рассвет в апреле (Господь был распят 7 апреля) в тех широтах заметно отстоит по времени от темноты. Кроме того, это посещение "на рассвете" Гроба Господня Марией Магдалиной было после посещения гроба Иоанной; т.к. Емаусские спутники, рассказывая Господу о событиях, происшедших в эти дни (Лк.24, 18), описывают именно посещение Иоанны, т.к. говорят о "явлении Ангелов" (Лк.24,23), употребляя множественное число, но не "Ангела", как описывается то в двух других случаях (Мф.28,5; Мк.16,5). "Ангелов" же, кроме Марии Магдалины, видела только группа женщин, описываемая ев.Лукой (Лк.24,4), т.е., как уже было выяснено выше, группа Иоанны. Однако, до группы Иоанны у гроба была группа Саломеи, т.к. группа Иоанны всем сообщила о том, что гроб открыт и пуст (Лк.24,9), а женщины из группы Саломеи, идя ко гробу "говорили между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?" (Мк.16,3), т.е. ничего еще не знали об этом, а значит пришли ко гробу до группы Иоанны.
Описывая же посещение гроба группой Саломеи, ев.Марк сообщает, что они "пришли ко гробу при восходе солнца" (Мк.26,2). Т.о. позднее посещение гроба Марией Магдалиной и Марией Клеоповой, описываемое ап.Матфеем (Мф.28,1) было уже после восхода солнца, после групп Саломеи и Иоанны.
Итак, порядок посещений Гроба Господня был следующий.
I. Мария Магдалина и Мария Клеопова пришли первыми, когда было еще темно. Ап.Иоанн сообщает: "Мария Магдалина ... видит, что камень отвален от гроба. Итак бежит, и приходит к Симону Петру и другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его"(Иоан.20,1-2). Ап.Иоанн не говорит здесь, что Мария Магдалина вошла во гроб, значит она подобно Иоанну, "наклонившись увидела лежащие пелены" (Иоан.20,5). Темной ночью увидеть пелены, лежащие внутри неосвещенной пещеры, возможно только при ярком лунном свете, что действительно имело место, т.к. Господь был распят в дни еврейской Пасхи, т.е. в полнолуние. Это согласно Преданию Церкви, отраженном в правиле Никейского Собора для вычисления дня празднования Пасхи: первое воскресенье после весеннего равноденствия и после следующего за ним полнолуния. Мария Магдалина была гораздо моложе Марии Клеоповой, которая к тому времени имела уже четырех взрослых сыновей, поэтому еще издали увидев "камень отваленным от гроба" (Иоан.20,1), Мария Магдалина побежала ко гробу первой и заглянула в него, как сделал то и Иоанн (Иоан.20,4-5), описывающий это. Заглянув во гроб и не обнаружив там тела Иисуса, Мария Магдалина дала знать об этом Марии Клеоповой, которая подойдя, также, по-видимому, не стала заходить во гроб, убедившись через дверь, что тела Иисуса там действительно нет. Таким образом они не увидели тогда бросающегося в глаза сверхъестественного явления: тело и голова Господа были вынуты из пелен и головного платка без разворачивания их. Поискав вместе тело Иисуса неподалеку от гроба (что следует из слов Магдалины: "скажи мне, где ты положил Его") (Иоан.20,15), они решают, разделившись, оповестить всех "своих" (Лк.24,9,24) о том, что "унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его" (Иоан.20,1-2). Мария Магдалина бежит к Петру и Иоанну, а Мария Клеопова идет оповестить остальных апостолов, которые в это время "рассеялись" по разным местам (Иоан.16,32; Мф.26,31). Возможно, что еще до прибытия к апостолам, разыскивая их, она встретила только что прибывшую от гроба группу Иоанны. С группой Саломеи они встретились позже, уже после оповещения апостолов, по следующей причине. Естественно предположить, что Саломея вместе с теми, кто был с ней, после посещения гроба сразу же отправилась к своему сыну Иоанну, т.к. знала его местонахождение. Однако Иоанна там не оказалось, т.к он в это время вместе с ап.Петром побежали ко гробу, оповещенные Марией Магдалиной. Разыскивая других апостолов, группа женщин Саломеи встретились с Марией Клеоповой и группой Иоанны, которые сообщили им о происшедшем и о том, что они уже были у апостолов, но те им не поверили. Обсудив таковую реакцию апостолов, женщины решили вообще уже об этом никому не рассказывать. И в дальнейшем все женщины, бывшие у гроба, безусловно общались между собой, т.к. ев.Марк, сообщая об устрашенных женщинах никому ничего не сообщивших, включает в их число также Марию Магдалину и Марию Клеопову (Мк.16,1,8), в то время, как Мария Магдалина всякий раз по посещении гроба оповещала апостолов об увиденном ею (Иоан.20,2, 18; Мк.16,10; Мф.28,8); ев.Лука же утверждает, что Мария Магдалина, Мария Клеопова и Иоанна «и другие с ними» «возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим» (Лк.24,9-10), то же говорит ап.Матфей о Марии Магдалине и Марии Клеоповой (Мф.28,8). Соединить эти высказывания можно следующим образом.
Мария Клеопова стала разыскивать «рассеевшихся» апостолов вместе с группой Иоанны. Для апостолов сообщение Марии Клеоповой, которая утверждала также и от имени Марии Магдалины, подтверждалось более информативным сообщением группы Иоанны, поэтому это сообщение женщин квалифицируется в Евангелиях, как сообщение от Марии Магдалины, Марии Клеоповой и Иоанны. Объятые после посещения гроба «трепетом и ужасом» (Мк.16,8) женщины группы Саломеи, узнав, что Марии Клеоповой и группе Иоанны апостолы не поверили, не стали вообще никому ничего говорить об увиденном, «потому что боялись», что и им не поверят. После прибытия Марии Магдалины с сообщением о встрече с Воскресшим Господом и неверия в это апостолов, Мария Магдалина и Мария Клеопова также решили уже никому не говорить о том, что увидят при следующем посещении гроба. Это их посещение и описывает ап.Матфей (28,1-10). В таком контексте становятся понятны слова Иисуса, обращенные к женщинам: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим,…» (Мф.28,10).
Итак, по возвращении в город, Мария Клеопова присоединилась к группе Иоанны (Лк.24,10). Впоследствии Мария Магдалина и Мария Клеопова вместе с группой Саломеи сообщили о своем решении «никому ничего не говорить» ап.Петру, со слов которого и писал ев.Марк. Возвращаясь от гроба в город, Мария Клеопова не встретила идущую ко гробу группу Саломеи, т.к. женщины этой группы не знали даже о том, что гроб уже открыт (Мк.16,3). Группа Саломеи могла придти ко гробу в то время, когда Мария Магдалина и Мария Клеопова искали тело Иисуса. После безуспешных поисков, уже не возвращаясь ко гробу, они от того места, где в тот момент находились, разделившись, отправились в город: Мария-Магдалина побежала напрямик к Петру с Иоанном, а Мария Клеопова, выйдя на дорогу, отправилась оповестить остальных своих. Разыскивая апостолов, она и могла встретить идущую от гроба группу Иоанны.
II. Cаломея "и другие с ней" были следующей после Марии Магдалины группой. Увидев во гробе Ангела и узнав от него о Воскресении Иисуса, они пришли в такой «трепет и ужас» (Мк.16,8), что "побежали от гроба". Не застав на месте сына Саломеи, ап.Иоанна, который вместе с ап.Петром в это время побежали ко гробу, женщины стали разыскивать других апостолов. Во время этих поисков они встретили идущих от апостолов Марию Клеопову с группой Иоанны, которые рассказали им о своем посещении гроба . Узнав от них, что апостолы им не поверили, они "никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк.16,8), что и им не поверят (Мк.16,11,13; Лк.24,11). Только тесным общением женщин друг с другом можно объяснить такую разницу реакций этих групп женщин на посещение гроба. Этим также объясняется чувство страха, «что и им не поверят» (Лк.24,11), которое передалось от группы Саломеи другим женщинам, и, подкрепленное недоверием апостолов, передалось также и Марии Клеоповой с Марией Магдалиной (Мф.28.8).
III. Иоанна "и другие с ней" были уже третьей группой у гроба. Они видели уже двух Ангелов, сообщившим им о Воскресении Иисуса, и "прибежав возвестили апостолам и всем прочим" (Лк.24,1-10), но им также не поверили (Лк.24,11). События, сопряженные с их посещением гроба, уже описаны выше.
IV. В это время, оповещенные Марией Магдалиной, бегут ко гробу Петр с Иоанном (Иоан.20,2-3). Прибежав ко гробу первым, Иоанн не вошел, а только заглянул в него, отдавая предпочтение Петру. Зайдя за Петром во гроб и увидев неразвернутые погребальные пелены и головной платок, сверхъестественно лишенные тела Господа, Иоанн уверовал в Его Воскресенье (Иоан.20,8). Для этого ему не потребовалось видеть глазами ни Воскресшего Господа Иисуса, ни Его Ангелов. Разглядывая нетронутые погребальные пелены, он увидел воскресшего Господа своим сердцем. Единственный из апостолов стоял он у Креста Иисуса возле Божией Матери. Любовь ко Господу, переполнявшая его, вытеснила всякий страх из его сердца (1Иоан.4,18). Именно там у Креста, приняв от любимого Господа Мать Его своею Матерью (Иоан.19,27), Иоанн получил от Него и благодать "блаженства" первым уверовать в Его Воскресенье, ибо "не видя, уверовал" (Иоан.21,29). Первый из учеников, кто уверовал в Воскресение Иисуса Христа; первый и единственный из апостолов, который "не видя, уверовал"; единственный из апостолов, который "пребыл, пока Господь Сам ни пришел за ним" (Иоан.21,22).
Согласно преданию Церкви, ап.Иоанн - единственный из «двенадцати», не умерший мученической смертью. Жизнеописание ап.Иоанна, составленное учеником его Прохором, сообщает и некоторые подробности его кончины. Будучи уже очень старым, он был настолько слаб, что ученики переносили его на носилках, сидящем на кресле. Ему уже трудно было говорить. Единственное, что он слабым голосом не уставал повторять, было:"Дети! Любите друг друга!". Однажды он попросил учеников приготовить ему гроб для погребения. Затем попросил их принести его самого ко гробу, положить его туда и закрыть гроб. Ученики со слезами послушно исполнили его просьбу. Через три дня прибыли другие его ученики. Узнав о его погребении, они так сокрушались о том, что их не было тогда возле него и они не простились с любимым учителем, что община решилась открыть гроб. Открыв гроб, они обнаружили его пустым. На месте, где лежало тело ап.Иоанна, был только тонкий слой пыли, как бы свидетельствующий о том, что никто к этому месту не прикасался. Господь в точности исполнил Свое слово: ап.Иоанн "пребыл, пока Он Сам ни пришел за ним" (Иоан.21,22) и взял его на небо вместе с телом. Пылью от гроба его мазали больных и они исцелялись.
Реакцию Петра Иоанн не описывает, а ев.Лука замечает, что Петр, "увидев пелены лежащие, пошел назад, дивясь сам себе происшедшему" (Лк.24,12), т.е. сердце его еще не открылось на постижение небесных знаков так, как открылось оно уже у Иоанна. Ему также, как и всем остальным апостолам потребовалось увидеть Воскресшего Господа, чтобы уверовать в Его Воскресение (Лк.24,34).
Почему же Иоанн встал у Креста Иисуса, а другие апостолы нет? Почему он назван любимым учеником Господа(?), ведь Господь равно любит каждого человека (Мф.5,45,48; Лк.6,35-36), лишь только человеки любят Его по-разному. Почему Петра, который, как человек, больше других апостолов любил Иисуса (Иоан.21,15), Он не одарил еще тогда такою благодатью, как Иоанна?
На все вопросы ответ можно найти в слове Божием:
1) Многоразличные действия благодати Божией служат оптимальному спасению целой человеческой общности (Рим.12,4-9; 1Кор.12,4-31), и потому получение благодати нельзя объяснить только лишь качествами лица, ее получившего.
2) Тот, кто должен пасти стадо, должен сам пройти труднейшие испытания, которые могут подстерегать его овец (Лк.22,31-32);
3) В каждом событии Бог показывает людям, что человек сам по себе доброго ничего сделать не может, но действует через него Бог Своею благодатью (Иоан.15,5; Мф.19, 26; Иак.1,17);
4) В каждом человеке отражается Бог, единый во Святой Троице: Отце и Сыне и Святом Духе. Любой человек в какой-то мере имеет: черты любви отцовского попечительства Отца; всегда спешащей на помощь жертвенной любви Сына; и всепокрывающей нежной и ласковой любви, полной материнской заботливости, Святого Духа. Однако, действием Божьего Провидения, черты эти иногда проявляются особенным образом, максимально отображая либо черты Отца, либо черты Сына, либо черты Духа Святого. Так было с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом: Авраам символизирует Отца, Исаак - Сына, Иаков - Духа Святого. Так произошло и с тремя избранными апостолами Иисуса Христа: Петром, Иаковом и Иоанном. Петр, пасущий Христово стадо (Иоан.21, 15-17), отечески ведет его ко Христу на небо; Иаков, воплотивший в себе жертвенную любовь Христа, первый из «двенадцати» отдает за Него свою жизнь (Дея.12,1-2); Иоанн, воплотивший в себе чистую материнскую любовь Духа Святого, именуется апостолом Любви.
V. Вслед за Петром и Иоанном ко гробу прибежала Мария Магдалина. Она "стояла у гроба и плакала", затем, наклонившись во гроб, увидела двух Ангелов, сидящих одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса (Иоан.20,11-12). Не лишним будет заметить, что предшествующая им группа Иоанны увидела, как "вдруг предстали пред ними" два Ангела (Лк.24,4), а здесь Магдалина видит их уже сидящими у главы и ног, где лежало тело Иисуса, что служит еще одним косвенным подтверждением того, что было это после группы Иоанны. Ангелы эти не показали себя бывшим тут только что Петру и Иоанну. Возможно потому, что Иоанну этого вообще не требовалось, а Петр, увидев нетронутые пелены без тела любимого Господа, вспомнил о своем недавнем отречении и стал «горько плакать» (Мк.16,10; Мф.26,75), уединившись где-то от остальных апостолов. Тогда и явился ему Воскресший Иисус, как и Марию Магдалину, утешая Петра Своим появлением (Лк.24,34). Следует также отметить, что говорили о том, что "Господь истинно воскрес и явился Симону" (Лк.24,34) не апостолы, а "бывшие с ними" (Лк.24,23), т.к. ап.Фома еще не верил этому (Иоан.20,34). Именно в этот момент, опять услышав о Воскресении Господа, но уже не от женщин, а от уважаемых учеников Господа Петра, Клеопы и Луки (Лк.24,33-35), Фома куда-то вышел (возможно, ко гробу Господа, чтобы самому убедиться в услышанном), даже не дослушав до конца повествования Емаусских спутников Клеопы и Луки; т.к., когда они еще "говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам" (Лк.24,36), но ап.Фомы там уже не было (Иоан.24,24). Возможно, именно к Фоме относятся слова ев.Марка, что и "им (Емаусским спутникам) не поверили" (Мк.16,13).
Ангелы спрашивают Марию Магдалину: "что ты плачешь?" (Иоан.20,13), - "говорит им унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". По реакции Ангелов она поняла, что за ее спиной кто-то стоит. Повернувшись, она увидела Иисуса, но не узнав Его, приняла Его за садовника. Иисус подает хорошо знакомый ей знак: ласково называет ее по имени, и она тотчас узнает Господа. От радости она кидается к Нему, желая дотронуться до Него, но Иисус предостерегает ее от этого жеста, говоря: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему" (Иоан.20,17). Она идет и рассказывает обо всем ученикам Господа (Иоан.20,18), но и ей не поверили (Мк.16,11).
VI. В это время, оповещенные разом пришедшими женщинами (Лк.24,9-10), гроб посетили также и "некоторые" другие ученики Иисуса "и нашли так, как и женщины говорили; но Господа не видели" (Лк.24,24). Здесь речь не может идти о Петре с Иоанном, т.к. они узнали о пустом гробе от одной Марии Магдалины (Иоан.20,2), а тут говорится о пришедших женщинах во множественном числе. Кроме того, женщины эти узнали, что "Иисус жив" от Ангелов (Лк.24,23), а Мария Магдалина к тому времени во гробе никого не видала (Иоан.20,1-2). Ангелов она увидела только тогда, когда прибежала ко гробу вслед за Петром и Иоанном (Иоан.20,12) и в это же время она увидела Воскресшего Иисуса Христа (Иоан.20,14). Ев.Лука же здесь говорит, что женщины видели только явление Ангелов (Лк.20,23). Именно после этого, т.е. еще до прихода Марии Магдалины с сообщением о видении ею воскресшего Господа, Клеопа и Лука отправляются в Емаус (Лк.24,13,22-24).
VII. Затем Мария Магдалина возвращается в город и сообщает ученикам Господа, что Он воскрес и она видела Его (Иоан.20,18). Мария Клеопова упрашивает ее еще раз посетить вместе с ней гроб Господень в надежде увидеть Воскресшего Господа (Мф.28,1). На камне, отваленным от двери гроба, они видят сидящего Ангела, который сообщает им о воскресении Иисуса, предлагая войти во гроб и посмотреть место, где лежало тело Его. Со смешанным чувством страха и великой радости они "побежали возвестить ученикам Его" (Мф.28,2-8): с чувством страха от того, что им опять не поверят (Мк.16,11; Лк.24,11) и с чувством великой радости от того, что Он воскрес и жив (Мф.28,5-8). Однако, Иисус, по Своему великому милосердию, является им в пути. Утешая их, Он освобождает их от страха, "чтобы они имели радость Его совершенную" (Мф.28,9-10; Иоан.14,27; 16,24; 14,28), исполняя тем самым желание и просьбу Марии Клеоповой увидеть воскресшего Иисуса.
По сравнению с первым видением Марии Магдалины Ангелов и Воскресшего Господа (Иоан.20,12-17) здесь можно отметить следующие отличия. В первый раз (Иоан.20,13) ни Ангелы, ни Иисус (Иоан.20, 15-17) не сказали Марии Магдалине: "не бойся", кроме того, в тот (первый) раз Иисус не позволил ей прикоснуться к Себе.
Тогда она не боялась, потому что ее сознание было поглощено печалью об утрате тела Господа. Она мыслила об Иисусе, как о человеке; искала Иисуса, как человека и переживала утрату Его тела, как тела человека; совсем упустив из сознания, что Он есть Сын Божий, Бог в человеке; что "Отец все предал в руку Его"(Иоан.3,35). Все слышали об этом, ибо так свидетельствовал о Нем (Иоан.1,29,34,36,41,45,49; 3,28,35-36) всеми признанный пророк (Лк.20,3) и больший пророков и всех человек (Лк.7,26; Мф.11,11) - земной "Ангел" Иисуса (Мф.11,10) - Иоанн Креститель. Указывая (Иоан.1,23) на известное пророчество Исаии (Ис.40,3), что он, Иоанн, "глас вопиющего в пустыне", предъидет пред Богом и "скажет городам Иудиным: вот - Бог ваш!" (Ис.40,9). Воспринимая Господа только как человека, Мария Магдалина и Ангелов Его приняла за посетителей Гроба Его. Потому-то ей Господь, заботящийся прежде всего о благе человека (Мф.19,17), и указывает на то, что она не воспринимает Его, как Бога: в сознании ее "Он еще не вошел к Отцу Его" (Иоан.20,17), а без этого она не может "придти к Отцу" (Иоан.14,6), т.е. познать Бога, т.к. "Сын и Отец - одно" (Иоан.10,30) . К Отцу можно придти только через Сына (Иоан.14,6). Видеть в Господе Иисусе только человека прежде всего плохо для нее самой, ибо Бог создал человека Любовью (Быт.1,2,27; 2,7,24) и для Любви (Мф.9,13; 12,7): Бог "милости хочет, а не жертвы, и Богопознания более, нежели всесожжений" (Ос.6,6). Без веры в Иисуса Христа, как в Бога, человек не может спастись (Иоан.8,24). Поэтому сейчас "нельзя ей прикасаться к Нему", т.к. сейчас, когда Он воскрес, она уже не имеет никакого оправдания в том, чтобы воспринимать Его только, как человека. Сейчас в ее сознании и в сознании "братьев" Его, отдавших свою волю Богу (Мф.12,50), Он должен войти до Отца Своего, Бога, т.е. быть осознанным, как Бог. (Слова "войти к Отцу" здесь нельзя воспринимать, как указание Иисусом на Его восхождение к Отцу на Небо, т.к. Он знал, что еще в течении 40 дней будет с апостолами).
Теперь же, увидев Воскресшего Господа, уже во второй раз для Марии Магдалины, "приступивши они, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф.28,9 ), исповедуя таким образом Его Божество. На этот раз Господь не препятствует им дотронуться до Него, но ободряет их, говоря: "не бойтесь". Чего боялись женщины?
Слова Ангела: "не бойтесь", были для них словами утешения, чтобы они не боялись его, как убоялись его воины. Читая Св.Писание, мы видим, что только Дева Мария не испугалась Ангела, а лишь "смутилась от слов его", в виду Своего совершенного смирения, ибо Ангел назвал Ее "благодатной", т.е. Той, Которая "дает благо"; Той, через Которую Бог посылает Свое благо творению Своему. Поэтому слова Ангела: "не бойся, Мария" здесь означают: не опасайся услышать о Себе такое, ибо известно, что благо подает один только Бог (Мф.19,17; Иак.1,17), но "Ты обрела благодать у Бога" стать Его Матерью при сошествии Его на землю в виде человека (Лк.1,27-33). Другие люди при виде Ангела испытывали страх, трепет и ужас (Мф.28,4; Мк.16,8; Лк.1,12; 24,5).
Слова Иисуса «не бойтесь» указывают тут на то, что женщины решили уже «никому ничего не говорить» о том, что увидят, «потому что боялись», что им опять не поверят.
Итак, первыми, кто уверовал в Воскресение Господа и первыми, кто увидел Его, были Иоанн, Мария Магдалина и Мария Клеопова - те, кто стоял у Креста Иисуса возле Пречистой Его Матери (Иоан.19,25-26). Это не случайно. Именно там у Креста Господня они получили благодать первыми увидеть Воскресшего Господа: один - не видя глазами, но увидев сердцем; двое других - увидев и уверовав (Иоан.21,29).
Здесь речь не идет о Божией Матери, Которая уверовала в Тайну Своего Сына, еще зачав Его в Своем Сердце, задолго до зачатия Его в Своем чреве. Св.Церковь обходит благоговейным молчанием Божию Матерь в вопросах сравнительного характера, т.к. по отношению к Ней не может быть сравнений ни с человеком, ни с Ангелом.
Хотелось бы заметить еще следующее. Некоторые считают, что Иоанн, увидев пустой гроб, уверовал не в Воскресение Господа, а в сказанное Марией-Магдалиной: "Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его" (Иоан.20,2).
То, что тела во гробе нет его убеждало собственное зрение: чему тут верить? Вера требуется там, где не видишь; а там, где можешь убедиться с помощью чувств зрения, слуха, осязания и других действительных реакций своего тела, там уже действует не вера, а убеждение, которое буквально заставляет уже человека поверить. Когда видишь отсутствие неподвижного предмета, то самое простое - действительно подумать, что его унесли. Так и подумала Мария-Магдалина. А почему? Потому, что большей информации не имела: не разглядывала нетронутые пелены и "плат особо свитый, лежащий отдельно". Иоанн же, войдя вслед за Петром во гроб, разглядывая пелены как раз и "уверовал". Как бы подчеркивая неординарность предмета веры Иоанна, ев.Лука указывает, что Петр, когда увидел пелены лежащие, то "пошел назад, дивясь сам себе происшедшему" (Лк.24,12).
Чему же Петр так дивился, а Иоанн признается, что войдя, "увидел и уверовал"? (Иоан.20,6). Что ж он такое увидел, чтобы сразу уверовать? То, что нет тела во гробе? Нет, не это. В том, что тела во гробе нет, он убедился, как и перед ним Мария-Магдалина, стоя у порога гроба "и наклонившись увидя (лишь только) лежащие пелены" (Иоан.20,5). Что же он еще мог увидеть зайдя во гроб? То, что, как он сам об этом пишет, увидел перед ним Петр: "одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (Иоан.20,6-7). Вот причина, заставившая его уверовать в то, что он даже не считает нужным подчеркивать (ведь излагает то он о Воскресении Иисуса Христа).
Во что же уверовал Иоанн? Некоторые утверждают - Марии Магдалине: "что Господа унесли" (Иоан.20,2). Это что?, значит сразу увидев, что тела Господа нет, он еще не уверовал в то, что Его унесли, а разглядывание удививших даже Петра полотен, его в этом уже окончательно убедило?
Что же такое было в этих полотнах и головном плате, совсем недавно овиявших тело покойника? Пелены лежали на своем месте, а плат - на другом месте, причем - "особо свитый". Вот, где разгадка.
Это кому из похитителей тела покойника, рисковавших своими жизнями, пришло бы в голову тратить драгоценное время на то, чтобы "плат особым (образом) свить" да еще и положить отдельно, чтобы этим привлечь к нему внимание? При явном отсутствии тела, это выглядело бы, как явная загадка похитителей, заданная для ищущих этого тела.
Гроб стерегли воины. Значит, даже если бы "тело украли, когда они спали" (Мф.28,13), что практически невероятно, т.к. отодвинуть тяжелый камень от гроба возможно было бы только нескольким здоровым мужчинам (Мк.16,3-4), а сделать таковое бесшумно вообще немыслимо, кроме того, солдаты были оповещены о том, что тело могут выкрасть (Мф.27,62-66), и, следовательно, отвечали за то своими жизнями (Деян.12,18-19).
Итак, "плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (Иоан.20,6-7) с очевидностью доказывает, что тело не украли. Значит, если оно было вынесено в присутствии стражи, то только по приказу первосвященника, с распоряжения которого она и была поставлена (Мф.27,62-66) и по приказу которого, следовательно, и оставлена была такая загадка в виде свитого плата. А таковое было просто невозможно, т.к. нарушало весь уклад жизни евреев, а первосвященник сам подписал бы этим свое низложение.
Теперь, после научных исследований Христовой Плащаницы, хранящейся в Турине, мы доподлинно знаем причину удивления Петра и мгновенного "уверования" Иоанна в Воскресенье Господне. Плащаница и плат Иисуса выглядели неразвиянными, а как можно вынуть тело из плотно обернутых его пелен, не разворачивая их?! Вот почему Ангелы просили каждую группу женщин "войти во гроб и посмотреть": ибо это было неопровержимым доказательством Воскресения Иисуса Христа. Именно поэтому ап.Иоанн и объясняет сразу после того, как говорит, что "увидел и уверовал" (Иоан.20,8), прежнюю свою недогадливость неведением св.Писания: "Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых" (Иоан.20,9) - потому и потребовались такие неопровержимые доказательства Его Воскресения: пустой гроб и нетронутые разворачиванием пелены и плат.
Написанное выше, я вынес, читая святых отцов Церкви. 2007.05.02
Свидетельство о публикации №209080900615
Надеюсь, Вы уже прочитали моё письмо с поздравлением со Светлым Христовым Воскресением. Ответную СМС ещё в субботу отправить не удалось - подозреваю, что в Пасху на сервере сотовых компаний перегрузка.
Я хотел Вас спросить кое-что... На пасхальной проповеди наш епископ акцентировал внимание на словах Ангела, который сидел на камне после Воскресения Иисуса: "Он предваряет вас в Галилее".
А Галилея довольно далеко от Иерусалима - около 100 км, как сказал нам епископ. Тогда я ничего не понимаю: мне казалось, что все события и все встречи после Воскресения Господня происходили в Иерусалиме или близ его. Бог явился сперва женам-мироносицам, потом Клеопе и его спутнику в шестидесяти стадиях от Иерусалима - это где-то 12 км. Потом он вошёл к апостолам, которые сидели в запертой от иудеев комнате. Я раньше был уверен, что эта комната была в Иерусалиме.
Ну а затем была встреча, когда они рыбу ловили и Петр, увидев Иисуса, кинулся в воду - возможно, это и было в Галилее, но только спустя какое-то время, уже после первых встреч. Тогда что означают эти слова "предваряю вас в Галилее"? Ведь первая встреча с апостолами произошла, как я понял, в Иерусалиме?
И второй вопрос: где-то у Вас видел миниатюру, где объяснялось про "три дня и три ночи", которые Господь провёл во чреве земли. Недавно, на Пасху, задумался над этим. В одном из Евангелий говорится, что жёны-мироносицы пришли ко Гробу на рассвете, когда ещё было темно. Вы пишите, что это было около 12 ночи. (Но разве про это можно сказать: на рассвете? По моему, это самая глубокая ночь?) В общем, я пока не могу найти для себя ответа, хотя помню, что Вы убедительно об этом писали. В ступор меня ввело одно размышление: с 15.00 пятницы до вечера - один день, ночь субботы, день субботы, ночь воскресения. И вроде как ночью можно посчитать ту тьму, которая сошла на землю во время распятия (Но тьма была ещё до смерти Господа, кажется?). Но где же третий день, если день воскресенья ещё не начался и Воскресенье произошло, по сути, ночью? Простите, если задаю элементарные вопросы. Просто раньше об этом не задумывался. Уверен, что Библия даёт ответы на все эти вопросы, только я не имею "ключа".
С уважением,
Александр Сорокин Российский 26.04.2011 11:07 Заявить о нарушении
Александр Сорокин Российский 26.04.2011 11:41 Заявить о нарушении
О первом посещении Гроба Господня. В опубликованном исследовании написано, что Ангел отворил Гроб Господень "спустя несколько часов", думаю, более четырех: так, что Мария Магдалина "с другой Марией" пришли ко Гробу перед восходом солнца ночью.
О том, что Господь провел "в центре земли" "три дня и три ночи". Здесь, спасибо тебе, я действительно упустил написать о "ночи" Пятницы, как "тьмы по всей земле", от часа 12 до 15 современного исчисления времени. Господь умер на Кресте именно этой ночью. Душею Своею Господь, согласно слову Божию (апостольские послания), выйдя из Тела, вошел в ад для спасения всех допотопных и ветхозаветных праведников и тех, кто признАет в Нем Мессию, т.е уверует в Него. Думаю, именно этот смысл и носили эти слова Господа: "в центре земли", т.е. в преисподней.
Итак, Господь после смерти Своей душею Своею пребывал в аде ("в центре земли"): промежуток "ночи" на Кресте после Своей Смерти - ночь 1-я; промежуток светлого времени конца Пятницы до 18 часов - день 1-й; далее день и ночь Субботы - 2-ые день и ночь; от 18 часов Субботы (в современном времяисчислении), т.е. от 18 часов вечера первого дня недели (Воскресенья) до темна - день первого дня недели (Воскресения) - 3-й день; и от темного времени суток первого дня недели (Воскресения) до 24 часа - 3-я ночь.
Я постараюсь исправить эту ошибку в самом произведении.
На счет "предварю вас в Галилее". Действительно, здесь речь идет о встрече "при море Тивериадском" (И.21,1). Слова Господа "предварю вас" означают не столько временное упреждение, сколько качество действия. Внимательно прочитав эту главу, увидим, что апостолы решили пойти ловить рыбу потому, что были голодны, а есть, по видимому, уже было нечего. Именно на это и указывает заданный им вопрос Господа: "Дети! есть ли у вас какая пища?" (И.21,5).
Вероятно, придя в Галилею, чтобы там встретить Иисуса Христа, апостолы не взяли с собой достаточно пищи. Когда же, видя, что Господа все нет, а есть уже нечего, ап.Петр решает прервать пассивное ожидание, заявляя: "Иду ловить рыбу". Другие согласились с ним. "Но в ту ночь не поймали ничего". Вот тут то и явился Иисус, как всегда, предваряя нуждающихся Своей милостью. Думаю, именно этот смысл и имеют эти слова Господа : "Предварю вас" - т.е. предварю вас Своею милостью, даже когда вы еще не успеете попросить Меня об этом: Сам приготовлю вам есть. И вот, выйдя из воды, они "видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб" (И.21,9).
Воистину Сердце нашего Господа есть Само Милосердие! Аминь.
Николай Павлович Кормаков 26.04.2011 19:03 Заявить о нарушении
Думаю, что Симон нес вертикальную балку Креста, до того времени волочившуюся за Иисусом и сильно утрудняющую Ему движение. Боясь, что Иисус может от перенапряжения умереть раньше Своего распятия, Симона и заставили нести Крест за Ним.
Николай Павлович Кормаков 26.04.2011 19:24 Заявить о нарушении
И как считать тьму с 12.00 до 15.00 одной из ночей, когда Господь был в центре Земли, если до 15.00 Он был ещё жив, следовательно, находился телом среди нас, а не спускался ещё в ад?
Простите за глупые вопросы, просто у меня не математический склад ума:) Очень хочется понять. Обратил внимание на особенность Евангелий - их нужно читать очень внимательно. В одном Евангелии ангел один сидел на камне, в другом - во гробе сидело уже двое. Почему такие различия?
И почему в католической церкви стали так изображать Крест Господень? Я имею в виду про балку, которую якобы нёс Господь. Слышал, что правильное описание Креста Господня - критерий истинности духов, которым говорит тот или иной человек.
Александр Сорокин Российский 26.04.2011 21:01 Заявить о нарушении
Николай Павлович Кормаков 26.04.2011 23:45 Заявить о нарушении
Бог, Сама совершенная мудрость, не может ошибаться. Если у нас что-то не сходится в наших представлениях, то это значит, что это не Господь, а мы что-то до конца не понимаем.
Николай Павлович Кормаков 27.04.2011 00:03 Заявить о нарушении
Николай Павлович Кормаков 27.04.2011 00:16 Заявить о нарушении
Первое посещение первой группой (Мария Магдалина и другая Мария) было без явления Ангелов. Второе знаменовалось явлением одного Ангела. Третье - двух стоящих Ангелов. Четвертое посещение (плачущей Марией Магдалиной после Петра и Иоанна) знаменовалось уже двумя сидящими Ангелами. Пятое посещение (второе позднее посещение Марией Магдалиной и другой Марией) было ознаменовано блистающим Ангелом, сидящем на камне возле Гроба.
Николай Павлович Кормаков 27.04.2011 00:30 Заявить о нарушении
Вчера задал Вам вопрос, а сам принялся читать Евангелие от Иоанна. Это у меня самое любимое Евангелие - не знаю почему, оно мне просто ближе всего по душе. Прочитал главу про Воскресение Господне и просто прослезился. Нет, не может такое измыслить человеческий ум! Нельзя такое придумать, из этих строк изливается такие непостижимые мудрость и величие... Вот такие бывают искушения, Николай Павлович - иногда такие мыслишки проскальзывают, начинаешь задумываться, сомневаться в том, что, казалось бы, уже проходил и что разбирал. Воистину, хороший совет дал апостол Павел ап. Тимофею - нужно возгревать в себе дар Божий, читать Библию, молиться, размышлять. Иначе всё как-то теряет остроту, подзабывается, забивается повседневностью.
С теплом,
Саша
Александр Сорокин Российский 27.04.2011 14:11 Заявить о нарушении
Спрашиваю для того, чтобы знать, как правильно обосновать свою точку зрения. Я с самого начала был несогласен с этой балкой.
Там ещё исследования Туринской плащаницы приводятся - мол, на затылке Человека с плащанице найдена гематома от балки.
Хочется Вас спросить - где наиболее точно и описаны крёстные мучения Господа, чтобы можно было привести этот аргумент?
Александр Сорокин Российский 27.04.2011 14:29 Заявить о нарушении
То, что Господь нес именно крест, а не его часть говорят все четыре Евангелия, употребляя именно слово "крест": (Мф.27,32), (Мк.15,21), (Лк.23,26), (И.19,17).
В человеческом языке нет примеров, чтобы часть некоторой фигуры называть тем же словом, что и фигуру в целом, если часть эта не имеет формы этой фигуры. Не придет же тебе в голову говорить, что ты несешь шалаш, когда ты несешь лишь одну палку от него. Никому также не придет в голову говорить, что ты несешь треугольник, даже если ты несешь лишь его основание. Так чего же ради все евангелисты, как сговорившись, называли бы словом "крест", еще более выразительную фигуру, чем треугольник, видя лишь одну балку, его составляющую?
Иисус нес крест Свой до самого конца, т.е. до места Своего распятия, до Голгофы. Это особенным образом подчеркивает ап.Иоанн: "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа" (И.19,17).
Согласно свидетельству евангелиста Луки: "И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом" (Лк.23,26). Следовательно, Симон, вслед за Иисусом несший Его крест, какую часть креста мог бы нести, если Иисус (согласно вышеприведенному свидетельству Иоанна) продолжал нести крест также, как и нес его перед этим?
Естественен ответ: ПРОДОЛЬНУЮ БАЛКУ КРЕСТА, которая до того волочилась по земле вслед за Иисусом, т.к. была она более 4 метров.
А теперь подумаем, каким образом человек взялся бы нести такой огромный и тяжелый крест?
Естественно ответить: в месте соединения поперечной балки с продольной, положив крест этим самым местом на плечо. Это единственный способ несения тяжелого предмета такой формы. Именно поэтому, если при несении креста Иисус падал, то поперечная балка могла ударять Его в затылок. Отсюда и след в виде гематомы.
То, что Иисус падал, нам известно не только из Предания Церкви, но и по исследованиям Туринской Плащаницы: левое колено у Него было выбито именно от падений с тяжелым предметом. Потому и распяли Его, прибив обе ноги одним гвоздем: левую ногу сверху правой, т.к. приподнимать тело Он мог только опираясь на правую ногу, чтобы вдохнуть грудью воздуха. Если у распятого перебивали голени, то не будучи в состоянии приподнять тело ногами, чтобы вдохнуть, он быстро умирал от удушья, что и сделали с двумя распятыми около Иисуса Христа злодеями (И.19,31-32).
Николай Павлович Кормаков 27.04.2011 18:08 Заявить о нарушении
Александр Сорокин Российский 27.04.2011 20:18 Заявить о нарушении
Александр Сорокин Российский 04.05.2018 11:41 Заявить о нарушении
"62
На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63
и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
64
итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать" (Мф.27:62-66).
"11
... некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
12
И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
13
и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
14
и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
15
Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня" (Мф.28:11-15).
Из сказанного следует, что стража подчинялась Пилату и судьба их целиком зависела от него.
Слова Пилата: "имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете" в контексте вышесказанного означают, что господином стражников был Пилат, но стражники были приставлены к первосвященникам для их охраны. Были ли стражники римлянами или из местных неизвестно, несомненно только лишь то, что подчинялись они Пилату.
За большие деньги некоторые люди соглашаются рисковать даже жизнями. Современный пример - военные наемники. Разведчики также за деньги нанимают агентов, рискующих своими жизнями.
Т.е. на принципе подкупа существуют целые социальные институты - постоянно действующие образования.
Здесь вскрыт один из самых распространенных иудейских методов манипуляций: подкуп. По всей истории можно проследить его пагубные действия на структуры любого государства. Сейчас это называют коррупцией.
Николай Павлович Кормаков 04.05.2018 17:45 Заявить о нарушении