Они сражались за родину 1-я часть

                В 1985году  по пути заехал в Майкоп к своему дяде Грише  Авраменко,  брату моей мамы. На пенсию он вышел в звании полковника. Когда-то он нас приютил, после войны. Авиагородок был не далеко от поселка Всеволожский. Нас, пацанов, возили в поселок в школу. А потом пути разошлись и вот встретились, даже выпили.      Разговорились – Помнишь, как ты писал мне и просил найти тебе книгу «Сын полка». Конечно, как я мог не помнить, мне было тогда тринадцать лет, читать любил, читал много. Про эту книгу я слышал, но нигде не мог ее найти. Написал ему, он мне ее выслал. – Я говорит, тебе приготовил еще одну книгу и хочу тебе ее подарить.    
Евгений Долматовский   «ЗЕЛЕНАЯ БРАМА» Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны.
.

           Что такое зеленая брама? – средь холмов Украинской земли
Есть урочище или дубрава, от путей магистральных вдали.
Это место суровых событий, не записанных в книгу побед,
Неизвестных, а может забытых…. Как узнать их потерянный след?
Уступить мы не смеем забвенью тех страниц, опаленных войной:
Как сражались войска в окруженье, насмерть встав на опушке лесной,

И ценой своей жизни сумели на пылающих тех рубежах
Приблизительно на две недели наступленье врага задержать.
….Пусть война станет мирным потомкам из легенд лишь известна, из книг,
Пусть из песен узнают о том, как, в бой вступали граната и штык,
Но должны стать навеки живыми наши братья из братских могил,
Чтоб фамилию, отчество, имя начертать мы на плитах могли.

Из безвестья Зеленая брама проявиться должна, наконец:
Тайна жжет, как открытая рана, ясность – это заживший рубец.
Долгий поиск ведется с расчетом, чтоб под натиском фактов и дат
Дать – пока безымянным – высотам имена неизвестных солдат.      

.       - Ты знаешь Володя, мне случайно на глаза попала эта книга. Я всю жизнь в армии. Войну начинал в шестой армии, про которую здесь идет речь. Был рядовым, мотали нас, страшно вспомнить. Но я представления не имел, что с нами происходило на самом деле.


         Эта книга мне только сейчас дала возможность осознать произошедшее.  Мне повезло  я, каким то образом вышел из окружения. Переформировали нас в Сталинграде. Наступал я северней, а рядом была моя шестая армия. Я даже подумать не мог, что это был только ее номер, самой   армии, не было.


Тогда у меня к нему вопросы не возникли. Мне нужно было не только прочитать эту книгу, но и аккумулировать все сведения, касающиеся этих событий, на протяжении всей моей жизни.
               
                Я из сорок первого года
С первых дней войны, танковый клин Клейста, врезался между Южным и Юго-западным фронтами.  Отсек от 5-ой армии, шестую, под командованием генерала Музыченко и двенадцатую, под командованием генерала  Понеделина. В пятой армия, между прочим,  в то время командовали соединениями будущие маршалы  Рокоссовский и Москоленко,  Она избежала участи окружения.  Командарм 5ой, генерал Потапов раненый, оказался в плену. 18-я армия под командованием генерала Смирнова (он погиб в начале октября 1941г на земле Запорожья) пытавшая помочь окруженным армиям, сама угодила в кольцо.


От границы до Умани 6-я и 12-я армии с жестокими боями сдерживали  противника, обремененные тылами, госпиталями, без горючего, боеприпасов объединились в так называемую группу Понеделина.  К августу остались без танков и артиллерии. В районе города Подвысокое,  в «Зеленой Браме»,  добивали эту группу  с 3-го по 10-е августа 1941г. Бойцы, которой со штыками на перевес с обозами раненых шли на прорывы раз за разом. Не взирая на потери.   
 
                Вот выписка из «Журнала боевых действий войск Южного фронта» относятся к августу 1941г. Группа Понеделина, истощенная в непрерывных боях, в тяжелых условиях ведет бой в окружении. Стремясь прорваться в восточном –  юго-восточном направлениях. Точных данных о положении частей армии, ввиду отсутствия связи,  не поступало…»
                В записях за 4 - 5 августа про них сказано: «… без снарядов и техники Понеделин отбивает непрерывные атаки противника … боеприпасы на исходе… упорные неравные бои с превосходящими  силами противника.
                Запись 10-го августа: С группой Понеделина (остатки 6-й и 12-й армий) связь потеряна и сведений нет.
 

                Если командование Южного фронта, так оценила борьбу этой группы, кто же? Через несколько дней,  да еще в условиях,  когда связи с войсками не было,  сообщил Сталину, о генералах Понеделине и Кириллове  как об изменниках? 

                Постановление, Комитета обороны 16 августа 1941года, где сказано, что генерал Понеделин имел возможность выйти из окружения, но предпочел сдачу в плен. Этот документ  зачитывали в войсках.
 
               Сражающиеся отряды сборные, они включили в себя бойцов и командиров из разных частей и родов войск. Все стали пехотой, оружие только штык,  у некоторых граната. Ночью на 6-ое августа при очередной попытке прорыва испльзуя колхозные трактора, рев моторов и лязг гусениц создали иллюзию танковой атаки. Колона растянулась почти на десять километров. Может быть прорвались? На рассвете противник опомнился, Шквальный огонь артиллерии,  налет авиации. Справа, слева засады.

                Связь разрушена, но «солдатский телеграф» работает. Стало известно, что командармы попали в засаду и схвачены врагом, пленены.   Подбит танк генерала Музыченко, пленен. Понеделина свалили в рукопашной. Командиры корпусов Снегов взят на носилках, Кириллов был оглушен.


 Штаб объеденной группы, не капитулировал, не сдался в кабинете, а, возглавляя прорыв, шли в цепи, увлекая за собой бойцов. Многих тогда постигла участь плена от рядового до генералов. 

В плену к Понеделену подсылали изменников, чтобы завербовать его в части Власова, но он оставался, непоколебим и спокоен, а  уговоры даже слушать не стал. Но самую горькую чашу пришлось выпить лично ему. Его освободили американцы, они напоминали ему постановление комитета обороны 1941года, предупреждали, какая его ждет участь.


Он вернулся в августе  1945года, а в декабре его арестовали. Держали в тюрьме, ума не преложу, что из него хотели выбить, но, тем не менее, за два месяца до смерти Сталина,  П. Г. Понеделина расстреляли.

Власова, явного врага, предателя расстреляли, как только он был арестован.  Сейчас этому поколению подбросили вопрос для размышления. Генерал Власов – Предатель или разведчик? Есть якобы документы, что он выполнял задание  разведки.

По нашей истории и литературе нам знакомы подлые штучки чека. С иммигрантами из России.  Но если это так, то что бы выглядело это правдоподобно, подставить под такую подлость целую армию, это чудовищно. Люди с этим клеймом, которые пережили все тяготы, даже после войны не могли найти покоя.

 У меня напрашивается вывод. Так получилось по тому, что генерал Понеделин явный  враг, его мучили почти восемь лет и расстреляли, а генерал Власов свой, разведчик, выполнял задание, зачем же его мучить, его просто  расстреляли. Логично?  Мавр сделал свое дело….


Оставь его живым. Чем объяснить подставу целой армии? Стоила ли овчинка выделки?  А Власов коммунист и понимает, если партия сказала надо…. 
                После победы, генерал, командующий пятой армией Потапов,  освобожден из плена. Доставлен самолетом в Москву, ему вручен орден Ленина. Действительно пути господни неисповедимы.  Кесарю – кесарево.
               


Рецензии