Рассказы старого сверчка2 Солнечный зайчик Моцарта

    

                Рассказ второй из книги "Рассказы старого Сверчка"

- Приветствую вас, мои дорогие! Вы пришли вовремя. Стол  уже накрыт,  – Сверчок опять сидел на каминной полочке и болтал тонкими лапками в полосатых носочках.  -  Весьма рад, проходите, не стесняйтесь!
   На круглом столике аппетитно возвышалась горочка горячих пончиков.
     – Угощайтесь, мои дорогие!..  Ой,  носок! – Сверчок вдруг вскочил на лапки, наклонился, пытаясь схватить слетевший носочек, и… чуть не сорвался вниз.  -  Благодарю вас! Благодарю!  - Сверчок счастливо улыбался, прижимая к себе поданный ему носочек. - Вы не представляете, как дорог мне этот подарок! Почему?.. О-о! Это длинная история. Вы хотите послушать!? Это хорошо… - Сверчок взял свою скрипочку. – Вы любите солнце? Конечно… Конечно,  любите…
  Казалось, Сверчок не касался струн, а музыка звучала… Легкая, радостная, действительно солнечная… И  все вдруг заполнилось   удивительным светом.  И нежное мягкое тепло разливалось вокруг…
     - Эти носочки связала мне Наннерль… Вы знаете Наннерль? Нет?! Это сестра  Вольфа! И Вольфа не знаете? О, простите! Я забыл, что прошел уже не один  век! Простите… Я был бестактен... – Сверчок медленно  положил скрипочку, нечаянно задев одну струну. Скрипка как-то печально  вскрикнула. -  Но Вольфганга Амадея Моцарта вы знаете! Конечно… Я не сомневался. Кто-то из вас слышал его музыку! А кто-то успел полюбить ее. Да-а, услышав раз музыку Моцарта, не забудешь никогда. Она будет жить в твоей душе, греть твое сердце своим солнечным теплом и охранять его от черных грозовых туч и унылого беспросветного дождя…  Итак, я начинаю свой рассказ… - Сверчок надел на  тонкую лапку  носочек, уселся поудобнее и…




    Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф, был солнечным мальчиком.  Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее  солнышко. Потому что в нем жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла все его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом. Как это может быть? -  спросите вы, мои дорогие? Очень просто! Просто Вольф с самого рождения мог слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку, радоваться этому,  и радовать других! Ведь композитор должен записать звуки, которые   услышал, чтобы могли исполнить и  послушать другие, то есть мы с вами. Но Дар  слышать  это не только подарок и доверие Бога, но еще и великий труд.   Одаренный Богом человек должен бережно хранить свой талант и оберегать от лени,  гордыни, фальши и пошлости,  никогда не жалеть себя и не роптать на свою судьбу.  Моцарт покорился  своей судьбе с благодарностью. Он не мог жить без музыки. За свою сравнительно короткую жизнь он создал так много произведений!       Оперы, концерты, сонаты, менуэты, сонатины, кантаты… Голова идет кругом от этого множества и разнообразия… 
    
     Вольфу не было еще и пяти лет, когда  он начал серьезно постигать музыкальную науку. Но к клавесину его тянуло  гораздо раньше. Словно какая-то фея одарила его необычайной работоспособностью. И даром сочинительства! И редким исполнительским даром! Он упражнялся в игре на музыкальных инструментах без устали и капризов, как профессиональный музыкант. И еще он был наделен   легким жизнерадостным характером! Я уверен, что  над Вольфгангом Моцартом поработало множество фей!  И очень может быть, что когда новорожденного Вольфа - будущего Музыкального Принца или Короля Музыки - запеленали и положили в колыбельку, феи собрались вокруг и начали свое волшебное дело. Они одарили его душевным богатством, а про земные блага забыли. Великий Моцарт жил почти в нищете и еле-еле сводил концы с концами. Да еще ему доставалось от злых завистников и недоброжелателей.  Это, наверное, дело рук злой колдуньи, которую, как и полагается,  забыли пригласить на столь великий праздник. А ведь в жизни все гораздо сложнее и прозаичнее, чем в сказке.    Кто знает… Нам  не позволяют совать свой нос в такие тонкости! Так что не будем нарушать сказочную  жизнь фей и тем более злых колдуний! Пусть себе живут в своих сказках! К счастью, Моцарт несмотря на все лишения, голод,  холод и каторжный труд, остался до конца своих дней добрым и жизнерадостным.  То есть душа его осталась чистой и легкой, как у ребенка, даже когда он стал именитым композитором. Поэтому его музыка   сказочно красива, легка, тонка, изящна, а главное светла и радостна, будто соткана из самых настоящих солнечных лучей! Должен сказать вам по секрету, что феи  вяжут свои шали  из того же материала!  Только никому об этом не рассказывайте. Это большая тайна…
 
     Однажды трехлетний Вольф подошел к инструменту и  ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши  и… потерял сознание. После этого случая он относился к инструменту с великой осторожностью как к живому существу, обладающему волшебными свойствами. Он разговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый  звук и шумно радовался, когда находил гармоничные созвучия.

     Так начался трудный творческий путь великого композитора. Уже ребенком Моцарт много работал. Отец Леопольд Моцарт возил его по странам Европы с концертами. Маленький виртуозный исполнитель в белом парике с косичкой  и в тяжелом шитом золотом камзоле, подаренном мальчику при императорском дворе,  выглядел забавной куклой. Еще бы! Ребенок, который виртуозно владеет инструментом! Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький музыкант сыграет на клавесине по нотам! И по памяти!! С закрытыми глазами!!! И с закрытой платком клавиатурой!!! Двумя руками!! Одной рукой!!! И одним пальцем!  Угадает любую ноту, названную из публики... Сыграет с листа любые незнакомые произведения... А его музыкальные импровизации на любые темы просто неповторимы... Спешите! Спешите...

   На приеме в императорском дворце с маленьким Вольфом произошла не очень приятная история. Когда он увидел императрицу Марию Терезию,  вспомнил наставления отца и  хотел раскланяться по всем правилам этикета. Но, не удержавшись на скользком полу,  поскользнулся и упал. Хотел встать и опять упал. Все вокруг засмеялись. Можно догадаться,  какие горькие чувства переполнили душу маленького чудо-музыканта, когда он лежал распростертым на полу не где-нибудь, а в императорском дворце! И вдруг к нему подбежала богато одетая девочка. Она протянула Вольфу руку и помогла встать. Вольф встал, оправился, с вызовом огляделся вокруг и твердо заявил: «Ты добрая, я на тебе женюсь…» Девочка была эрц-герцогиня Мария Антуанетта. 

   Через тридцать лет Марию Антуанетту казнят во Франции. Но, рассказывают, что до самой последней минуты она сквозь слезы напевала одну из мелодий Вольфганга Амадея Моцарта.  Вот так…
    
     Понятно, что пока Вольф был ребенком,  на него смотрели как на чудо, его ласкали, ему дарили дорогие подарки. Он был предметом развлечения и восторгов! Но почти никому не приходило в голову, что этот малыш гениален! Что он не кукла, он живой, нежный и хрупкий, словно цветок… Ему нужны искренняя забота и тепло солнечного света.  Своему маленькому брату  помогла сестра  Анна Мария, а попросту Наннерль. Она тоже была необыкновенно одарена. Не так, как Вольфганг, но... Она начала играть на клавире лет с семи и вскоре бегло и выразительно исполняла трудные по тому времени произведения.  Как-то в один из пасмурных  дней Наннерль заметила, что братишка приуныл. То ли усталость сказывалась, то ли одолевали маленькую детскую голову невеселые мысли. Еще бы! На эти хрупкие плечики была взвалена великая миссия - создать национальную немецкую оперу!    Да не по старым законам, по которым, несмотря на прекрасную  музыку,  актеры должны были наделять вымышленных мифологических персонажей скованными неестественными жестами и  преувеличенными чувствами. Моцарту суждено было создать   новую оперу, в которой, наконец, оживут истинные человеческие чувства! Люди на сцене будут петь о жизни, будут радоваться и страдать, любить и ненавидеть, помогать друг другу, переживать. Одним словом, будут похожи  на вас, мои дорогие.   Так вот, Наннерль в тот самый пасмурный вечер  решила развеселить Вольфа и   достала из кармана… зеркальце!   В одно мгновение по темной комнате разбежались солнечные зайчики! Правда, они родились не от солнца, а от пламени свечи и были не так ярки, но…  Вольф был рад и такому свету. Он всегда стремился к свету. Такой уж у него был  нрав. Подарок одной из фей, как вы помните!    

     Был у Моцарта и еще один покровитель.  Вы, наверное, знаете легенду о «черном человеке»? Черный человек, который будто бы преследовал Моцарта и из зависти учинял ему неприятности и несчастия. Мало того, он еще и отравил его, то есть стал причиной смерти солнечного гения музыки. Как вы правильно догадались, мои дорогие, речь идет об Антонио Сальери! Но  Сальери к этим злым слухам не имеет никакого отношения. Прославленный музыкант, творческая натура, талантливый педагог!  Им создано очень много прекрасных музыкальных произведений. Только около сорока опер! Свою музыкальную деятельность он начал с шестнадцати лет. Руководил репетициями в оперном театре. Став придворным капельмейстером, он  дирижировал спектаклями итальянской оперы, управлял придворной певческой и инструментальной капеллой. Многие годы Сальери  руководил Обществом музыкантов и пенсионного фонда для вдов и сирот  венских музыкантов. Он был всегда внимателен к нуждам и интересам оркестрантов, певчих и сотрудников капеллы, особо заботился о престарелых и бедных музыкантах. Первый директор Венской консерватории! Его учениками были Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Франческо Лист, Моцарт младший, которому помог стать прекрасным музыкантом! Разве может такой человек заниматься злодейством!? Можно догадаться, что тут опять не обошлось без старой колдуньи! Но что поделаешь, там где добро, там и зло… Так уж устроен мир.   Согласно легенде, нам стало удобно представлять Сальери  неким мрачным господином, неспособным даже улыбаться. Но современники нам оставили совершенно другой портрет прославленного музыканта! Сальери был симпатичен в высшей степени, он всегда являлся душою общества. «Радушный и любезный, доброжелательный и жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, цитатах, славный изящный человечек с огненно сверкающими глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся!» Вот какой портрет Сальери оставил нам музыкальный летописец тех времен Фридрих Рохлитц. Сохранились шуточные вокальные композиции Сальери с забавными авторскими аннотациями. А знаменитый композитор Россини с женой и друзьями квартетом пели юмористические каноны, которые их сочинитель приносил каждый день после обеда!   

     Если вы захотите поближе познакомится с этим замечательным человеком, мои дорогие друзья, советую начать с книги Анатолия Сергеева "Моцарт" издательства "Белый город". У Сергеева Антонио Сальери не просто  благодарный поклонник и добрый помощник великого Моцарта, а его Ангел-Хранитель! Да именно так оно и было на самом деле!  Сальери был  не «черным человеком», а «человеком в черном», то есть он всегда в тени, незаметно, скромно   помогал  и как мог всеми силами оберегал Божественный гений Моцарта, о чем Моцарт так никогда и не узнал… Ведь, как известно, «добро в молчании должно твориться..." 
 
     Да,  жизнь жестока. Так и получилось, что старик Сальери, проведший свою жизнь в трудах праведных и честных, был после смерти проклят и предан забвению. Кто из вас слушал его прекрасные произведения?  Наверное, не много найдется таких счастливчиков! Так что, мои дорогие, относитесь к истории бережно. Вникая в тайны ее, старайтесь прежде всего понять, а не осудить... 

     Но вы что-то приуныли, мои дорогие. Не надо! Помните сказку Г-Х Андерсена про Оле-Лукойе? Про того человечка, который тихонечко в одних чулках  является  к детям по ночам и рассказывает сказки? У него  есть два зонтика. Черный  зонтик  он раскрывает над непослушными детьми. А зонтик разноцветный, шитый из самого  тонкого китайского шелка, он раскрывает над хорошими добрыми детьми. И им снятся необыкновенные сны! По-моему, Моцарт вполне подходит на роль Оле! Но только для тех, кто умеет и любит слушать музыку.  Слушайте, слушайте музыку  Моцарта!  «Маленькую ночную серенаду» или… «Фантазию ре-минор»  или… Да все что угодно! Музыка Моцарта вся прекрасна, и не оставит равнодушным никого.   Может быть,  так поют Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая новую жизнь в наших порой застывших сердцах!  И как только  ваших ушей коснутся эти волшебные звуки, над вами тут же раскроется тот разноцветный зонтик с множеством самых разнообразных  сказок, которые только существуют на свете! Не волнуйтесь, они обязательно все со счастливым концом! И в вашей комнате обязательно запрыгают по стенам солнечные зайчики!


Рецензии
Здравствуйте, Оксана!

С удовольствием прочитал Ваш рассказ о Моцарте.

Вы нашли для детей интересную, захватывающую
и светлую форму, где и Сальери вне подозрений,
чтобы не загружать детские души
непростыми взрослыми переживаниями.

Представил рассказ в сопровождении музыки Моцарта -
и вновь удивился Вашему замечательному чувству такта
и понимания детского восприятия.

Спасибо: Понравилось!

Творческих Вам успехов!

С уважением

Юрий Фукс   14.04.2014 15:48     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Юрий! Очень рада! Удивительный отзыв! А о Сальери написал замечательную повесть мой друг, ныне покойный, Анатолий Сергеев (Чупринский). (Издательство "Белый город"). Эта повесть есть и здесь, на прозе. А я по его следам стала изучать материал о Сальери. Оказывается, люди диссертации защищали по этому вопросу, чтобы защитить Сальери о и отдать ему должное, как композитору и педагогу! У меня есть статья об этой книге тоже здесь, на прозе.
С уважением и благодарностью, Оксана.

Оксана Колабская   18.04.2014 21:52   Заявить о нарушении
Да, я забыла! Сергеев мне подарил название и идею с зеркалом. Это его! Он отдал всё это мне для статьи. Он всегда был очень щедр на подарки. Я очень многим ему обязана...

Оксана Колабская   18.04.2014 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.