Рассказы старого сверчка4

БЛАГОРОДНЫЙ ПРИНЦ ИЗ ДВОРЦА РУССКОЙ МУЗЫКИ   

          Часть четвертая  из книги "Рассказы старого Сверчка"
 

- Продолжим наш рассказ о музыке, -  Сверчок таинственно улыбнулся. – Какая же бывает разная музыка! Музыка – это  разговор души  человеческой со свои Создателем, с Богом. И чем меньше в душе человеческой  скверных помыслов и дурных поступков, тем выше  она может парить. И тем прекраснее ее творения.  Музыка Петра Ильича Чайковского… Да разве возможно ее описать?! Она Божественна, чиста, высока, в ней столько любви, радости жизненной, красоты Божьего  мира, силы духовной, веры незыблемой… Ох, мои дорогие друзья! Завещаю вам – слушайте,    слушайте и слушайте музыку Чайковского. Она прекрасна! Она предаст вам сил в вашей нелегкой каждодневной  борьбе с самими собой. Итак, в Россию! В 19 век!..


     Когда мы говорим великий композитор, великий музыкант, то мы, обычно, думаем не о самом человеке, не о его жизни и уж, конечно, не о его душевных и духовных переживаниях. Мы думаем о его заслугах, о его созданиях и трудах. Одним словом, воспринимаем  его  как нечто гигантское, монументальное, далекое от нашей простой и незаметной жизни. Такова уж наша память. Великие люди поселяются в ней именно в таком неприступном виде, вызывая в наших душах лишь чувства поклонения и восхищения. Но стоит чуть-чуть приблизиться, сделать один шажок  навстречу, попытаться понять  человека, его поступки,  устремления и мечты, то произойдет чудо – перед нами возникнет живой человек,  такой же, как и мы с вами. Только, может быть, более уверенно и верно идущий по  предназначенному  ему  пути. Потому что гений…

     Петр Ильич Чайковский  был из  племени гениев! Давайте, мои дорогие,  на время забудем слово "великий" и попытаемся окунуться в мирную, уютную атмосферу  старинного дворянского дома,  в котором  счастливо рос маленький Петя Чайковский.  В этом доме музыку очень любили, хотя родители  не были музыкантами.     Мама Пети, Александра Андреевна, выпускница петербургского Института  благородных девиц, прекрасно играла на фортепиано.  Да и  отец Илья Петрович,  начальник железоделательного завода, хоть и был очень занят, с  удовольствием посвящал свои  редкие свободные минуты игре на флейте.  А если взрослые не музицировали, то маленький Петя заслушивался гениальной музыкой   Моцарта, записанной на оркестрине – небольшом механическом органе, работавшем от пружинного завода. Даже когда было тихо, чуткое ухо  мальчика с необычайной внимательностью улавливало все звуки вокруг. Как скрепят половицы…  Тикают часы…  Стучит дождь за окном… Завывает ветер… Капают сосульки с крыши… Заливается жаворонок ранним весенним утром… Потрескивают дрова  в печи… Звонят колокола в соседней церквушке… И, может быть, уже в душе мальчика рождались те чудесные пьесы о  природе родной и любимой  России, которые мы знаем как сборник «Времена года». Бесконечно нежный «Подснежник»… Веселая стремительная пьеса «На тройке» с радостным звоном колокольчиков… Грустная и тоже очень нежная «Осенняя песнь»… А ночью, когда все спали, музыка звучала в нем самом и даже иногда доводила его до головной боли. Малыш плакал и просил избавить его от этой музыки. Он был тогда еще слишком мал, чтобы вместить в себя  щедрый  музыкальный Дар… Тогда     у него было еще все впереди…

     Тогда он еще не знал, что придется очень скоро расстаться с родным городом Воткинском… С любимым домом, который умел петь на все лады… С окном, на стекле которого наигрывал свою музыку… С раненой березкой, которую перевязывал листьями и замазывал глиной и  уговаривал потерпеть… С озером, где жил прекрасный белый лебедь, предлагавший  Пете лететь с ним в неведомые края…

     Не знал, что там в холодном Петербурге, куда перевели его отца, придется навеки расстаться с  любимой матерью, которая умрет  от холеры… И терпеть нужду и голод… Придется терпеть насмешки товарищей по училищу правоведения, куда отдали учиться  мальчика, чтобы он получил нормальную прочную профессию. Можно только представлять себе, как тяжело было  постигать скучные юридические науки юному прирожденному музыканту, который буквально грезил музыкой! Дома он просто не отходил от инструмента и в свои десять лет уверенно играл на пианино. Но родители хотели ему только добра. Так ведь всегда и бывает…

     Преодолеть великий Дар невозможно.  По счастливой случайности… Но нет, мои дорогие! Случайностей не бывает. Все в этом мире закономерно! Запомните это! Все в этой жизни надо выстрадать и тогда… Только тогда помощь придет. Главное, это вовремя понять и принять  как Дар бесценный! В  училище правоведения преподавалось хоровое пение. И, как вы сами понимаете, это был любимый предмет Пети Чайковского! А сам Петя Чайковский был, конечно же, любимым учеником преподавателя хорового пения Гавриила Якимовича Ломакина. Это он вместе с известным композитором Милием Алексеевичем Балакиревым откроет Бесплатную музыкальную школу! Он даже доверял Пете вести занятия в хоровом классе! И с учителями музыки Пете  тоже повезло. Карель, Беккер, пианист-виртуоз Рудольф Кюндингер! Все это были известные тогда имена! Отец Пети старался изо всех сил, чтобы сын мог заниматься музыкой. 

     И, теперь уже не Петя, а Петр Ильич, станет студентом петербургской консерватории. Причем, одним из самых талантливейших и трудолюбивейших студентов!  И  опять  счастливая случайность! Нет,  закономерность! По-другому и быть не могло! А дело было так.   Закончив училище, девятнадцатилетний Петя Чайковский четыре года провел в Министерстве юстиции, исполняя обязанности…  о ужас!..  чиновника!  Можно только представлять себе  муки нашего музыканта! Словно сладкоголосый соловей в тесной железной клетке!  Но… во истину, все в жизни нужно выстрадать.  В  то время в Петербурге открылось Русское музыкальное общество. При нем были созданы музыкальные классы. Не стоит даже сомневаться, что  Петя Чайковский   сразу стал лучшим учеником. Его настолько высоко ценили, что как только в Петербурге открылась консерватория, он был принят сразу на второй курс! Но и здесь, в консерватории,  и потом, когда станет маститым и известным композитором, придется терпеть и зависть, и предательства, и даже читать в газетах  злые стишки и  насмешки недоброжелателей, готовых разнести по ноткам, к примеру,  оперу «Евгений Онегин». О, представляете,  мои дорогие, ругать этот гениальный шедевр! Эту удивительной красоты оперу, покорившую буквально все неравнодушные к музыке сердца необыкновенной нежностью, потрясающей силой любви и удивительно глубоким драматизмом! Нам остается только догадываться, какие горькие чувства придется испытать нашему композитору, который до конца дней своих останется в душе застенчивым нервным мальчиком, с очень нежным и очень добрым сердцем, которое всегда  чутко отзывалось на чужое горе  или нужду…. Все еще было впереди…  Увы, такова участь всякого гениально одаренного художника. Чем Божественнее талант, тем сильнее волна противления, злобы и ненависти.
     Но, Слава Богу, у гения всегда появляются  друзья, охранители и помощники. Николай Григорьевич Рубинштейн, директор московской консерватории, пианист, дирижер и педагог… Родные братья Чайковского – Модест и Антон… Сестра – Александра Ильинична Давыдова, у которой композитор будет гостить на Украине и отдыхать душой. Для ее детей Чайковский и напишет те 24 простенькие фортепьянные пьесы, которые объединятся в знаменитый «Детский альбом» Чайковского… Музыкальный критик Герман Ларош… Надежда Филаретовна фон Мекк, удивительная женщина, с которой Чайковский так никогда и не встретится.  Тринадцать лет они будут переписываться, тринадцать лет он будет получать от нее и духовную и материальную поддержку. Преданный и верный друг, поклонник, а может быть, и Ангел-Хранитель… И многие, многие, многие поклонники, почитатели, исполнители, включая  и нас с вами, мои дорогие друзья… И будут  ошеломительный успех,  бравурные овации, поклонение, восторги и восхищения…  Все еще только будет…  И полный трагической мощи   балет «Лебединое озеро»… И, словно, озаренный солнечным светом балет «Спящая красавица»… И потрясающая мужеством и самоотречением  сказка «Щелкунчик»… И роковая опера «Пиковая дама»… И нежная «Иоланта»…  Полная весенней жизненной силой «Снегурочка»… И яркая, озорная, веселая, с залихватским украинским юмором опера «Черевички»… И еще много-много всего… Все еще только будет…. И все о Любви… О великой Любви…

     Он…  Петя…  Петр Ильич Чайковский,  выполнит свою миссию – станет великим композитором! Создаст множество бессмертных произведений во всех музыкальных жанрах - оперы, балеты, симфонии, романсы, пьесы. При этом его произведения будут новым словом в русской музыкальной культуре. Его произведения  еще при его жизни зазвучат во многих странах мира. И в один прекрасный день, почувствовав, что заграничная критика восхищенно пишет о его музыке,  он воскликнет: «Россия победила!» И его оперы и балеты навеки поселятся   на сценах многих театров по всему миру.  А французская Академия  изящных искусств изберет нашего   великого композитора членом-корреспондентом.  А Кембриджский университет присудит ему почетную степень доктора музыки. Его памятник воздвигнут напротив Московской консерватории, а конкурс лучших музыкантов назовут его именем. И даже огромный концертный зал в центре Москвы!  Да… Еще все впереди у маленького Пети Чайковского…  Пока он в родном доме в маленьком уральском городке Воткинске…  И его буквально силком оттаскивают от пианино, чтобы он не переутомился. Но Дар – великая сила! И Петя играет на столе, на подоконнике, на оконном стекле.  А часы неумолимо отсчитывают прожитые минуты,  годы... Тик-так,  тик-так, тик-так…  Тонкие детские пальчики  старательно нажимают на клавиши. До... ре… ми… фа…
               
               


Рецензии
Оксанка, привет, родная! Мне стыдно, что я забросила тебя и многих других из-за своих болячек и всяческих проблем. Прости меня! Я буду читать дальше, потому что и эта глава - прелестна, как все предыдущие. Чайковский-мальчи ожил под твоими талантливыми пальцами! Ты тоже - как пианистка, трогаешь душу своею музыкой слова! И главное: в каждой твоей вещи - твоя душа - безмерная, поверь! Обнимаю тебя!
Открой почту.

Людмила Волкова   14.04.2014 15:43     Заявить о нарушении
Дорогая Людмила! Вы меня не оставляете, не то что я! Спасибо за Ваше тёплое внимание. И за музыку спасибо! Никогда не задумывалась, о том, что в моём слове звучит музыка... Это удивительно. Чтобы я без Вас делала?!

Оксана Колабская   18.04.2014 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.