На водах. Рассказ. Глава 10
Утро. Обычное июньское утро, обещающее жаркий и трудный день. Утренний туман потихоньку сходил с вершины Машука и окутывал город, превращаясь в лёгкую серую дымку. Солнце лениво вставало где-то на восточной стороне неба, будто не хотело просыпаться. Пятигорск снова оживал после ночного сна: как всегда уличные торговцы спешили расставлять свои товары в лавках, ожидая ранних покупателей, отдыхающие выходили из своих наёмных домов и пансионов, чтобы испить целебной воды перед едой.
Семья Азариных пробудилась сегодня раньше обычного, день предстоял действительно трудный. В доме ждали гостей: семья Васильевских должна была приехать после обеда, чтобы Антон мог, наконец, начать рисовать портрет княжны Софии. О, как молодой художник ждал этого часа! С самого утра, толком не позавтракав, начал готовить мастерскую к приезду важной гостьи. Он протёр везде пыль, хотя никогда не делал этого прежде, аккуратно расставил картины, приготовил место для рисования. Самое главное – Антон тщательно спрятал уже готовый портрет княжны, тот самый, что он написал сразу после знакомства.
Пока младший племянник наводил порядок в своей мастерской, а старший отбыл на службу в редакцию, Дарья Трофимовна взяла на себя первый этаж. Особенное внимание она уделила уборке гостиной, где должны были разместиться князь и княгиня, пока их дочь будет позировать для портрета. Надо сказать, что гостиная в доме Азариных была одной из лучших комнат, ведь обстановка здесь осталась прежней, какой и была десять лет назад, когда был жив глава семейства. Добротные диваны и кресла, обитые мягкой тканью, конечно, не выглядели новыми, но производили впечатление приятное и создавали уют. В начищенные серебряные канделябры, тоже оставшиеся с «былых времён», всегда были вставлены новые свечи, а в хрустальной вазе стояли живые цветы…. Как считал Андрей, всегда стремившийся ко всему «светскому», гостиная в доме, независимо от положения, должна быть всегда хорошо обставленной и производить впечатление достатка. И старший Азарин был прав. Хотя, он, конечно, и подумать не мог, что в его доме могут быть такие «высокие» гости…
- У вас очень уютно, мсье Азарин, - заметила княгиня Васильевская, войдя в гостиную, куда её вместе с мужем и дочерью проводил Антон.
- Благодарю вас, княгиня, - ответил младший Азарин. – Чувствуйте себя здесь как дома, если вам что-нибудь понадобится, позовите мою тётушку Дарью Трофимовну, - это уже относилось ко всем.
- Спасибо. Может быть, перейдём сразу к делу, - скорее утвердительно, чем вопросительно проговорил князь Александр Михайлович.
- Да, конечно. Тогда вам следует пройти в мою мастерскую.
Через несколько минут все уже стояли в комнате, которую Антон называл мастерской.
- Теперь я понимаю, что помогает вам рисовать такие чудесные картины! – воскликнула княгиня. – Вероятно, здесь обитает ваша Муза? Мастерская очень светлая. Позвольте полюбопытствовать и взглянуть на ваши картины?
- Да, было бы не плохо посмотреть, - сказал князь.
- Всенепременно! Я сам хотел вам показать их, - ответил Антон и подошёл к стене, подле которой стояли картины. Он начал перебирать их и показывать Васильевским.
Вот горный пейзаж, который молодой художник нарисовал совсем недавно, вот ваза с нежными полевыми цветами, вот бурная речка, протекающая в ущелье между двумя грозными скалами, всадник, погоняющий свою лошадь….
- А эта что за чудная картина? – осведомилась княгиня, заметив, как изменилось лицо Антона, когда он достал очередной шедевр.
На фоне чистого светлого голубого неба, на выступе крутого горного склона, образующем маленькую каменистую площадку, стояла милая юная девушка в розовом платье, придерживающая шляпку. Ветер колыхал её русые волосы, будто на самом деле…. Это была та самая картина, написанная Антоном после встречи с Софией у сероводородного источника. Он совершенно забыл про неё и теперь, когда картину увидели строгие родители девушки, очень заволновался.
- Да, это так – набросок…. – махнул рукой Антон, пытаясь отвлечь внимание гостей от данной картины.
- Очень красиво! – тихо восторгалась София, не сказавшая до этого момента ни единого слова, кроме сухого приветствия.
- Вам правда нравится? – с опаской спросил Антон.
- Бесподобно…. – ахнула княжна и подняла на художника свои бездонные глаза. Он чуть было не утонул в них, но вовремя опомнился.
Как выяснилось, Васильевские не узнали в девушке изображённой на картине, свою единственную дочь. Но им очень понравилось, и они ещё больше укрепили своё желание заказывать портрет именно у Антона. Азарин был несказанно рад и, обговорив условия и пожелания важных господ, намеревался скорее приняться за эту работу.
Князь и княгиня вернулись в гостиную, где Дарья Трофимовна подала им чай с разными вкусностями – вареньем и только что испечёнными булочками. Васильевские были приятно удивлены таким тёплым приёмом и принялись за чай, пригласив Дарью Трофимовну составить им компанию.
Антона же ждала кропотливая работа, но, несмотря на всю сложность задачи, он с удовольствием принялся за неё. Накинув свой рабочий халат, Антон достал из ящика кисти, краски и прочие принадлежности для рисования и разложил их возле мольберта, на который уже был натянут холст.
- Ну, что ж, начнём? – спросил он Софию.
- Да, пожалуй, - улыбнулась княжна. – Только скажите прежде, что мне нужно делать?
- Ничего особенного вам не нужно, просто садитесь в это кресло, устраивайтесь поудобнее и смотрите прямо в мою сторону, старайтесь сильно не шевелиться.
- А вы говорили, ничего сложного…. Я попробую следовать вашим советам.
- Вот и славно! – сказал Антон и принялся за работу.
Как он был благодарен судьбе за эту возможность, рисовать её портрет! Большего и желать было нельзя: он находится рядом с ней, может, даже – должен смотреть на неё, ловить каждый взгляд, каждую улыбку…. И так будет длиться не один день. Он может даже говорить с ней – о счастье! Но только, как начать?
- Простите, мсье Азарин, могу ли я говорить с вами во время работы? – тихо спросила София, будто опасаясь, что её услышат.
- Думаю, можете, княжна. Только я вас прошу, называйте меня просто – Антон.
- Хорошо, если вам так удобнее, - улыбнулась она.
- Благодарю вас.
- Могу ли я спросить вас? Я, признаться, так давно хочу задать вам вопрос, но ждала, когда маменька с папенькой уйдут….
- Спрашивайте, - ответил Антон и немного заволновался.
- Эта картина, с девушкой в розовом платье…. – София не успела договорить до конца.
- Да, это вы, княжна, - Антон перебил её.
- Так странно… вы понимаете меня с полуслова…. Я ещё не успела задать вопрос, а вы уже знаете ответ….
- Так бывает, - почему-то вздохнул Антон.
- Вы думаете? – удивлённо спросила София и снова взглянула на него своими бездонными глазами.
- Уверен.
Свидетельство о публикации №209081000170