Сплошной спойлер. Рецензия на Ангел Франсуа Озона

Жанр мелодрама, 2007 год
Режиссер Франсуа Озон
В ролях
Ромола Гараи, Сэм Нилл, Люси Рассел, Шарлотта Рэмплинг
Сценарий Франсуа Озон
Компании "Парадиз"


Растолкав мужа, мирно спавшего на диване в гостинной, я и думать не думала ,что вместо обоюдного "Спокойной ночи"  я засяду там же, у телевизора и умудрюсь просидеть до половины второго.
Я просто в ожидании, пока супруг умоется,уткнулась в синий экран и тут же налетела на "Ангел" Франсуа Озона. Фильм 2007 года, о нём я даже не слышала толком. Первые минуты меня порадовали старой Англией, завязкой сюжета и главной героиней Энжел, которую играет Ромола Гараи...Яркая картинка, несмотря на некоторую серость и однообразность интерьера. Всё серое - и одежда, и лица, и обстановка - оно и ясно, обыкновенная жизнь в обыкновенном доме.

Но для начала расскажу немного о других рецензиях и обрисую ситуацию, в которой находится этот фильм. Сегодня я искала первоисточник, книгу пера некой Э.Тейлор, в которой переплелись многие биографии писательниц вместе с выдумкой самой Тейлор. Книгу возможно лишь купить в интернет-магазине, да и то она во многом разнится с сюжетом, поэтому просто оставим тщетные поиски.
Что до фильма -увы и ах, рецензии обывателей скучны и однообразны. Унылое говно, Озон изменил себе, люди выходили из кинотеатра на половине просмотра - вот и все рецензии.
Поэтому я и решила - буду писать, невзирая ни на что. Собственное понимание в силу своих знаний.


Итак, Ангел моими глазами. Куча букв и один сплошной спойлер.
 
   На самом деле фильм называется "Real Life of Angel Deverell", что более соответствует фильму и располагает к просмотру.Очередная история жизни "моего клиента" - в центре неуравновешенный подросток, живущий в своих фантазиях и изливающий их на бумагу. На лицо - синдром патологического фантазирования. Девочка грезит лишь о том, что живёт в "особняке, осенённый богами, на ступенях которого нежатся павлины" и на все вопросы об отце говорит, что она "неизвестно чья дочь благородных кровей, чья жизнь под завесой тайны", чем ранит постоянно свою мать - вдову  непримечательной внешности, но искренней и любящей. Вдвоём они живут над бакалейной лавкой, основанную умершим отцом Энжел.
   Пока минут пятнадцать эта моя героиня захлёбывается в истерике, мечтая о владении соседним особняком "Парадайс", в которой живёт другая девочка, Анжелика, и исписывает тонны бумаги витиеватыми фразами типа "Он коснулся её,и она затрепетала. Это было слияние двух тел, самое близкое и родное, а души их  кружились среди...", я гневилась раз двадцать её убить. Малопрогредиентная, или латентная  шизофрения в каждом жесте, в каждом взгляде Энжел. Притом,если вовремя вылечить, жить она будет долго и счастливо,а если оставить всё как есть - извините, но сумасшествие не за горизонтом.
   Но потом я вроде как успокоилась. Даже порадовалась некоторой ошибочности своих прогнозов - Энжел вроде как твёрдо решила стать великой писательницей, получив приглашение в Лондон от издательства. Но дальше всё пошло ожидаемо и прогнозы начали сбываться - девочка, смею заметить, была вульгарной и малограмотной,  школу не любила и не посещала часто.Про начитанность - не читала никого из классиков, ссылаясь на своё живое воображение и трудолюбие. Видели бы вы, как она пишет - проговаривая каждое слово, оргазмируя над ним и захлебываясь слезами от переполняющих душу фантазий. Впрочем, наверняка видели подобное в реальности.
   Издатель Тэо пожурил её в полном отсутствии реализма при встрече,но наша великая дива пошла в отказ, поджав губы и получив соответсвенно от меня поток брани, сказав, что ни слова не изменит в книге, а на критиков ей плевать. Но,впечатленный даром Энжел и её хрупкой внешностью, Тэо пошёл на риск - книга была издана. И тут же сметена с прилавков обывателямя. По большей части старыми девами и подростками.Дух времени, блин.
   Так мисс Энжел Деверелл стала известной и знаменитой. Приёмы, фотосессии и деньги лились потоком, книга одна за одной слетали с пера. "Страсть бабочки", "Леди Эврелл" и всё такое -книги однообразны, о чём свидетельствуют постоянные кадры - врезки написания по мере повествования фильма. "Огромные голубые глаза, прикрытые влажными ресницами...Его сильные руки, это так будоражило..."Из книги в книгу лились одни и те же слова, фантазии нежного сердца. Это сказывалось на персонажах, наделяя их неадекватностью.Мисс Деверелл была неопытной в этих вопросах особой.
    А потом  мисс Энжел приобрела-таки особняк "Парадайз", из которого с'ехала в Лондон разорившаяся семья Анжелики, накупила мебели и павлинов, тем самым лишний раз доказав своё бегство от реальности.
    Весь фильм она бежала от неё, а я всё ждала, одумается ли  - но не судьба.
В высоких стенах "Парадайз" умирает её мать, обыкновенная женщина, которой незачем было жить. Работы её лишила дочь, запретила видеться с сестрой, тётей Энжел. Уроки на пианино и пыль особняка -вот и весь мир её матери, как тут жить? После её смерти Энжел, дрянь такая, не одумалась - в чёрной вуали в духе своих героинь рассказала журналистам витиеватые манерные истории насчёт величайшего музыкального дара матери, затем одела ярко-красное платье и прямиком на презентацию новой книги.
   Затем (описываю вкратце, потому как необходимо отставить детальность в сторону) - замужество, война, предательство мужа, безумие, забвение, смерть... Вот и вся  Энжел.
    А теперь перейдем к некоторым второстепенным персонажам,попутно расскрывая  подробности жизни самой героини. Это самое вкусное:

    -мистер Тэо, издатель, само собой, был очарован Энжел и её красотой. Он даже любил её, о чём в конце  поведала нам его жена, любимая мной Гермиона. Умная, грациозная, но стареющая леди Гермиона сказала однажды, сидя вечером у камина:
"Сначала я ненавидела её, вульгарную самодовольную девку, но сейчас, когда все от неё отвернулись и поливают грязью, мне даже жаль её. Нет, я ей восхищаюсь...Она получила всё, о чём мечтала - славу, известноть и любимого..."
Мистер Тэо усмехнулся, вспоминая незадачливого мистера Эсми: "Да уж, любимого..." Её муж был известным бабником и кутилой.
Но миссис  Гермиона печально улыбнулась в ответ: "Я не о нём, а о тебе. Ты всё еще любишь её?"
"Кто тебе это сказал? ЧТо за вздор!"
"Твои глаза, Тэо"
Одна из проникновенных сцен, на мой взгляд.

     Я уже упомянула мистера Эсми, аристократа и мужа по несчастью...Кутила, непризнанный художник трущоб и бабник, живущий за счёт жены. Да что там жена, она сама сделал ему предложение, выкупила его карточные долги и дала всё, потому что любила по-своему. Пылко, страстно и надуманно. Эсми бросал её раза два,уходил на фронт, вернулся без ноги и в итоге повесился...
На что реакция была незамедлительна, в духе витиеватых романов -" Он оторвался от горячего тела, упал на подушки в сладкой неге и, прошептав горячую фразу, умер от сердечного приступа на ложе любви"

     Тапок полетел в монитор, я бы придушила её на месте, потому как подобное поведение - это за рамками моего терпения.
 
      А теперь перейдём к самому вкусному персонажу - мисс Норе, сестре Эсми...Старая дева, безумно влюблённая в Эжел и её псевдо-талант, посвятившая ей всю свою молодость. Но я не ругаю Нору, Нора слишком умна, чтобы не понять своего положения. Эта женщина была счастлива и довольна. Она жила под одной крышей с её кумиром, занималась её делами и проблемами выплат, была некой связью между "Парадайз" и реальной жизнью. И каждый вечер, любуясь Энжел, делая ей массаж и получая полудетские поцелуи в лоб, Нора была счастлива...Норой могла бы быть сама Энжел, будь у неё толика её разумности и воспитания.
      Пока я  полностью не прочувствовала личность и мотивы Норы, я думала, это очередной неадекватный персонаж, и ждала, что в порыве гнева и ревности она убьёт и свою диву,и мужа. Но нет, чему я удивлена и рада.

      Итог. Из света в мрак.
Это не нарисованный мир Энжел и не её фантазии, как показалось многим. Это реальная жизнь. Энжел до такого не додумалась бы просто, в силу своей малограмотности и любви к собственным персонажам. Она бы просто не позволила появиться в своих фантазиях таким вот реальным героям: мужу, предавшего её; помощнице, любившей её и всему остальному. Я нарочно опускаю многие детали, чтобы оставить хоть что-то неизвестности...
И да, не зря я заметила пару раз маленькую Анжелику. Та-там, мозаика сложилась. Это альтер-эго писательницы, это жизнь, наполненная земной жизнью и её реалиями. Это Анжелика смиренно жила в маленьком уютном доме, похожий на бакалейную лавку, откуда сбежала Энжел. Это Анжелику любил Эсми, которого так любила Энжел. Это Анжелика родила ему сына, которого не смогла родить Энжел. Это Анжелика к сорока годам была красивой, утончённой леди, которой так хотела быть Энжел, но стала бесноватой, неопрятной эксцентричной особой... Анжелика -обратная сторона медали.

  Все книги Энжел пылятся на полках, о ней все забыли. Картины покойного мужа наконец-то признаны и боготворимы. Талант раскрывается после смерти, как обычно." Парадайз " может стать его музеем, где жил и творил великий художник урезанной палитры.
    "Ах, Нора, неужели я прожила не ту жизнь?" - вздыхает судорожно Энжел, полностью обезумевшая. А потом в этом мавзолее мечты она приподнимается над постелью, с помощью Норы и смотрит в пустоту. - "Я, Энжел Деверелл, и меня по-настоящему  любил только один человек. Ты,Нора."
     Занавес.

ради общего развития я прочла биографию Марии Корелли, возможного прототипа Энжел.С той разницей, что реально живущая писательница была умнее.
http://fantazm-s.ru/publ/70-1-0-331


Рецензии
Все, Фея, устала восхищаться. Лучше подумаю и вступлю в диалог ))
Устало-восхищенная,

Лана Свет   18.08.2009 14:01     Заявить о нарушении
Да, это замечательная мысль)))Насчёт фильмом - сто людей, сто мнений.Буду рада услышать твоё (прочесть). Потому как в фильмах один видит одно, второй замечает другое. А мне это жутко интересно,потому как я же что-то могла проглядеть или не знать.Или переиначить.


Фея Жозефина   18.08.2009 14:07   Заявить о нарушении