Книга лет. Школьные годы 5 класс

В 40-50 годы школьное образование разбивалось на три уровня. Начальное – 4 класса, неполное среднее -7 классов и среднее – 10 классов. После 4 класса выдавалось свидетельство о начальном образовании. Оно  давало право продолжать учебу в школе или идти работать на производство. В четвертом классе сдавали выпускные экзамены по русскому языку и арифметике. В первых четырех классах уроки по всем предметам вела одна учительница. Начиная с пятого класса преподаватели вели каждый свой предмет. В конце каждого года по предметам сдавались экзамены и выставлялась годовая оценка. При неудовлетворительной оценки ученика оставляли на осень и он перед началом нового учебного года должен был пересдать экзамены. Если пересдача не получалась, то ученика оставляли на второй год. В каждом классе, как правило были второгодники. После 7 класса можно было пойти учиться в техникум и получить средне-техническое образование с присвоением звания техника. С семью классами принимали в военные училища. Аттестат зрелости выдавался после выпускных экзаменов в 10 классе, и он давал право поступать в высшие учебные заведения.
В сентябре 1944 года мы пришли в 5 класс в новую четырехэтажную школу №3. Госпиталь куда-то выехал. Просторные классы. Большие светлые окна.
Все предыдущие годы я был самым маленьким в классе. И вдруг я вижу беленького мальчика меньше меня ростом. У меня сразу появилось желание опекать его. Вова Семянников. Я предложил ему сесть на одну парту. И вот мы сидим рядом за партой во втором ряду.
Нас знакомит со школьным распорядком  наш классный руководитель учительница истории Гашева Валентина Филипповна.
У меня на парте стоит моя новая самодельная ручка: винтовочный патрон, в незаряженную трассирующую пулю вставлена деревяшка, или огрызок карандаша и перо. Когда нужно писать пуля вытаскивается из гильзы, поворачивается пером наружу и снова вставляется в гильзу. Можно писать. В нерабочем положении выглядит как боевой патрон.
И вдруг Валентина Филипповна увидела у меня на парте мою «ручку» и начала истерично кричать, чтобы я положил её к ней на стол. Я спокойно выполнил её просьбу. Но когда нужно было записывать расписание занятий на следующий день, я поднял руку и попросил разрешения взять свою ручку. Очередная истерика. И так продолжалось все 6 последующих лет. Она невзлюбила меня, а я её предмет. Но об этом позднее.
Вова Семянников учился с нами до 7 класса, а потом я потерял его след.
А ручки мы пытались усовершенствовать. Чтобы часто не макать в чернильницу  невыливашку, мы на гвоздь диаметром 1,5-2мм наматывали тонкую проволоку. Получалась пружинка, которую мы прикрепляли к перу и когда макаешь в чернильницу, пружинка заполняется чернилами и позволяет дольше писать. Важно не тряхнуть, иначе получится большая клякса. Нам запрещали это делать, а без пружинки приходилось часто тыкать в чернильницу.
В 5 классе у нас начались занятия по английскому языку. Преподавала Габова Анна Васильевна. Моя мама где-то купила учебник, и он был единственным на всю школу, поэтому он был у Анны Васильевны.
Русский язык у нас преподавала Балакина. Однажды она пригласила меня к себе домой. У нее была большая библиотека и она далвала мне читать «Хижина дяди Тома». «Тома Сойера» и др.
Математику преподавала Волкова Софья Никифоровна.
Мы тогда занимались 6 раз в неделю по 4-6 уроков в день. Больше всего домашних заданий давалось на воскресенье. Так что никакого выходного у нас не получалось.
Просматривая старые школьные фотографии хотелось бы узнать о судьбе одноклассников, но увы, к сожалению, не многие из моих сверстников пользуются интернетом

Продолжение следует


Рецензии
Многое узнаваемо. Такие приметы времени - для некоторых полное откровение.
Только вот непонятно - как это в военное училище после седьмого класса? Ведь это 14...15 лет, какой, к лешему, из него курсант? Разве что в суворовское.
А в целом понравилось. Удачи вам.
В.Л.

Виктор Ламм   29.08.2009 15:21     Заявить о нарушении
спаибо! А разве я написал.что после седьмого класса кто-то ушел в военное училище. Значит это либо моя описка либо не так поняли.

Александр Нотик   29.08.2009 19:12   Заявить о нарушении
После 7- го класса можно было поступить в военизированные спецшколы, где ученики-курсанты получали среднее образавание, проходя и военные предметы. (Носили форму с курсантскими погонами. Но это были не Суворовские и Нахимовские училища. Были Спецшколы ВВС( В Киеве и в Одессе, о которых я знаю). Были и артелеристские спецшколы. После окончания такой спецшколы большинство курсантов поступали в высшие военные училища. А вот для поступления в среднее военное училище нужно было иметь документ об 7-летнем образовании. Некоторые военнослужащие срочной службы заканчивали вечернюю школу семилетку и поступали в эти училища. Позже Спецшколы закрыли, а военные училища стали все Высшими; Для поступлению в такое училище нужен был атестат зрелости ( и во многих случаях направление от военкоматов)

Гарбуз Ким   21.06.2011 23:43   Заявить о нарушении