Домик в деревне

                ( продолжение )
Недавно мы ездили в гости к родным в деревеньку, расположенную под Медынью. Дорога туда заняла всего около часа. Шоссе, не знавшее ремонта уже, наверное, лет тридцать, было ужасным. Но по сторонам нас окружала такая красотища! Несказанная красота, русская, сказочная! Еловые леса и березняки сменялись небольшими, засеянными кукурузой и овсом, а кое-где и клевером, полями. Мелькали вдоль шоссе деревеньки, в которых,как ни странно, но жизнь еще теплится, благодаря большому переселению людей с Кавказа и стран Азии и дачникам, получившим ветхие домишки в наследство.
Нужная нам деревня находилась  в стороне от трассы. Туда вела грунтовая дорога, разбитая полностью. Но местные иномарки ( а здесь, в основном, только такие машины) уже приноровились пробираться в свою вотчину.
   Через десять минут езды на холме показывается деревня, разделенная  заросшим кустарником оврагом  на две половины. Домов почти не видно: всё в зелени. У калиток, как и положено  в русских деревнях, старые, почерневшие от времени и дождей, лавочки. Кусты пышной сирени нависают над ними. В глубине сада мы замечаем яблони, с опущенными до земли от тяжести яблок ветками, старые корявые вишни и кусты смородины и малины. Дом,  к которому мы подъехали, от времени врос в землю, и чтобы войти в него  и не удариться о притолоку двери,нужно пригибать голову.Что мы и сделали.
Когда заходишь в такой старый деревенский дом, чувствуешь, как он «дышит», как впитывает с годами запахи вещей, печной золы, погреба и , конечно, сада, который с домом составляет единое целое. В  таких домах, как и несколько десятков  лет назад, висят на стене часы-ходики ( и работают!) и старые зеркала, а в низеньком серванте стоят чашки с блюдцами и сахарница с ромашками на стенках, и заварной чайничек со сколотой ручкой, и потемневшие от древности стеклянные граненые стаканы. Здесь во всём чувствуется жизнь не одного поколения людей.
А чердаки в таких домах – это настоящий клад, такая удача для любопытных подростков. Особенно для таких, которых всё время тянет к неизведанным ощущениям. Вот и моя 17-летняя дочь, увидев чердак, с фотоаппаратом  поднимается  туда по деревянной лестнице. Оказывается, на чердаке поселились ласточки! Разве можно пропустить такой кадр! И вот, чуть ли не ползком пробирается она под балками к ласточкиному гнезду. А птицы, привыкшие к присутствию человека,  уже не боятся, не улетают, а спокойно сидят на балках и смотрят с интересом на юного фотографа. Даже яркие блики вспышки и щелчки не пугают их. Поэтому фотосессия  проходит удачно. Можно уже и покинуть чердак, но не тут-то было! Оказывается, для фотографа здесь столько чудесных вещей! Старые чемоданы с металлическими набойками по краям и кожаными ремнями поперек, какие-то сломанные деревянные этажерки, телефон с крутящимся диском, правда, уже без провода и трубки. Так и хочется набрать наобум несколько цифр и послушать, как трещит пружина диска, освобождаясь от напряжения.
Вот осмотр чердака закончен, и дочь, счастливая, спускается вниз, где на открытой веранде уже ждет её вкусная еда: жареная картошка с грибами и овощной салат. Какие там чипсы и гамбургеры могут сравниться со вкусом этой русской еды! Тут даже не имея аппетита, забыв о диетах, не можешь устоять и съедаешь всё, еще и добавки у хозяйки попросишь!
А на веранде солнечно, немного ветрено, но так замечательно! Летают шмели, бабочки.  Мухи пытаются пристроиться на край стола, но их сгоняет мелькающее в воздухе полотенце: пошли вон, кыш, пернатые… На некрашеных перилах сидит рыжая кошка и с любопытством поглядывает на гостей: к кому из них можно прыгнуть на колени? А когда объект выбран, она делает грациозный прыжок, ложится и, мурлыча, словно маленький трактор, начинает мять лапками колени гостьи, высовывая коготки и впиваясь от наслаждения ими в кожу. Несколько минут гостья терпит эту процедуру, но потом  бережно перекладывает кошку на свободный стул, где кошка сразу зажмуривает глаза и делает вид, что засыпает.
Напротив дома, в саду, стоит ветхий сарай, похожий на пизанскую башню: вот-вот упадёт, но стоит всем назло и не падает! Сарай уже давно не используют по назначению, и на толстой, почерневшей от влаги двери висит  ржавый амбарный замок. Почему же хозяева не сносят его? – ломаем мы голову.  А нам отвечают, что пока нет возможности построить  новый, такой же большой, с чердаком сарай, старый будет стоять, чтобы сохранился дух пространственного единства: старый деревенский дом и старый деревянный сарай. Ну, что ж… Они по-своему правы. Ломать всегда легче, чем строить…
Через несколько часов мы отправляемся в обратный путь.  И дорога из деревни нам уже не кажется такой плохой, и мы легко объезжаем огромные лужи и рытвины. До шоссе на своей «Ниве» с открытым верхом нас провожают родственники. Дочь не упустила момент и  прокатилась с ветерком, стоя в открытой машине. Здорово! А через несколько километров наша машина уже мчится, набирая привычную скорость, по шоссе в направлении родной дачи. Вслед летят облака, кукурузные поля мелькают по сторонам дороги… Еловые леса сменяются березовыми рощицами, грибники томятся на обочине с ведрами лисичек… И нас переполняют странные чувства: с одной стороны радость от встречи с хорошими людьми и от новых впечатлений, а с другой – легкая грусть от ощущения потери чего-то родного, русского, сердечного и необъяснимого никем до конца…
 

 


Рецензии
Как точно Вы уловили дыхание такого старого дома, запахи сада, вещей, проживших здесь не с одним поколением хозяев. Не дом, а живое стихотворение. Славные у Вас миниатюры, пойду теперь рассказ читать.
Новых удач Вам!
С теплом
Л.

Лариса Морозова Цырлина 2   16.10.2009 15:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса! Мне очень приятны Ваши слова.
Вам я тоже от всей души желаю творческой удачи!!!
С теплом, Ирина.

Ирина Журавка   16.10.2009 15:59   Заявить о нарушении