Бенедикт Нурсийский

    Возможно, данный отрывок поможет прочувствовать Дух Италии…

       Вы удобно расположились? Тогда я вам сейчас расскажу ещё о двух самых известных святых Италии, а то с темпераментом нашей путешественницы мне скоро слово негде будет вставить.
       Один из них – Бенедикт Нурсийский, его имя в переводе с латинского означает «благословенный». Он родился в 480 году в знатной семье сабинов, воспитывался не только в духе христианского благочестия и морали, но и в большой строгости. В 14-летнем возрасте был отправлен в Рим для завершения своего образования и, насмотревшись царивших там нравов, тут же воспылал отвращением к роскоши и праздности. Ему не только самому захотелось сбежать из сего порочного круга, он, видимо задумывался вообще о судьбах человечества. А если ещё добавить, что у него была сестра-близнец по имени Схоластика, давно уже посвятившая себя строгой аскезе и добившаяся значительных результатов, то вы поймёте, всю заманчивость для него дальнейшего пути по тропе смирения и уединения.
      Каждый истинный отшельник находит свою пещеру, нашёл её и Бенедикт.
      Но ведь когда для людей что-то становится очень привлекательным, то от них уже не скроешься нигде. Не получилось и у Бенедикта. После трёх лет высоких духовных исканий вне мирской суеты, когда он стал на «ты» с небесами и начал являть массу чудес здесь, на земле, его и одолели паломники.
      Слава о нём росла, количество желающих поглазеть всё увеличивалось. Покоя не было. А тут ещё монахи из соседнего монастыря после смерти своего настоятеля стали осаждать его просьбами - возглавить их общину. Он согласился. Но пришёл в их монастырь со своим уставом. А устав был очень жёстким. В принципе до конца своих дней Бенедикт Нурсийский считал, что жизнь следует проводить в постоянной молитве, неустанном физическом труде и безоговорочном подчинении вышестоящим. Он даже разработал целый свод правил, по которым следовало устраивать монастырскую жизнь.
      Но монахи, посмотрев воочию на собственные обязанности, решили, что это через-чур и, не заморачиваясь библейскими принципами, попросту подсыпали яду в бокал Бенедикта.
Номер у них не прошёл.
      Они элементарно не понимали, с кем имели дело, как моська, взирающая на слона. Когда рука Бенедикта благословляла сей кубок перед его принятием, ложь-змея не преминула вылезти наружу. Кубок лопнул, отрава оказалась на каменном полу, Бенедикт понял всё и немедленно покинул незадачливых монахов.
      Самое раннее изображение преподобного Бенедикта датируется VII веком и так и выглядит – в чёрном монашеском одеянии, с листком устава, который диктовался ему ангелом. И постоянно в его изображениях присутствуют: книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или его разновидность – кубок со змеёй.
      После этого случая всё встало на круги свои. Снова была пещера, опять – паломники и очередные монахи с просьбой заняться ими и признать своими учениками и сподвижниками.
       Бенедикт и на этот раз не отказал. Но устраивать монастырскую жизнь стал несколько иначе. Основав 12 общин и разместив в каждой по 12 монахов, оставив при себе лишь несколько учеников, он и руководил всей общиной.
      Всё пошло отлично. Но козни начали строить настоятели соседних монастырей и церквушек, просто умиравшие от зависти.
      И когда Бенедикту совсем было некуда деваться от жизни такой, некий знатный вельможа подарил ему земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы.  В этом местечке Монте-Кассино, на месте языческого святилища он, наконец, обосновал свой монастырь с новым уставом, превратил его в христианский храм, в христианство же обратил и всех местных жителей.
      На третий раз всё удалось! Слава монастыря летела по всему краю, количество братьев в общине быстро росло. Здесь получил своё начало орден бенедиктинцев. Свою идею – создать «школу служения Господу» Бенедикт Нурссийский воплотил в полной мере, став родоначальником всего западного монашества. Его Уставу до сегодняшнего дня следуют бенедиктинцы, цистерцианцы и картузианцы.
      Умер святой Бенедикт в 547 году в Монте-Кассино, сыграв важную роль в развитии и сохранении всей христианской культуры на протяжении раннего Средневековья.
      Папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Бенедикта Нурсийского небесным покровителем всей Европы, но до этого, в 1939 году папа Пий ХII объявил святого Франциска Ассизского – полную противоположность Бенедикту, покровителем Италии и всех итальянцев.
      В Италии и по сей день очень много монастырей. Все они – действующие.
      А каждый итальянец, чтя своих местных покровителей, каждое воскресенье всем семейством обязательно отправляется в церковь или собор на воскресную службу. По возвращению домой долго перемываются косточки семейству напротив, которое обвиняется в том, что явилось в храм только для демонстрации костюмов, платьев и часов, купленных за прошедшую неделю. Совсем забыв, что сегодня утром они также тщательно готовились к встрече со священником, натянув на себя все обновки.
      Может, ничего страшного? Просто так проявляется дуальность человека? Как и вообще природы?
      Итальянцы – удивительные люди. Они могут долгими годами, иногда и всю жизнь заниматься чем-то незначительным, уделяя занятию только рабочие часы и ноль энтузиазма. Но если их что-то действительно захватило, то людей более страстных и готовых к самоотдаче вы не встретите. И пусть это бывает редко, но именно они умеют доходить до «последней грани», увлёкшись чем-то. И в аскезе, и в возведении прекрасного в культ.
      Сами себя они считают нацией святых, поэтов и мореходов.
Овидий, Гораций, Вергилий, Данте, Боккаччо, Петрарка – имена, прочно вписанные в нашу цивилизацию.
Христофора Колумба и Марко Поло знает каждый школьник.
А итальянская опера и итальянские композиторы до сих пор не имеют себе равных: Антонио Вивальди, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Николо Паганини.
      А современная мода?
      Короче говоря, у них на всё уже стоит столь высокая планка, что легче ничего не делать, чем её преодолеть. Может именно потому их глаза столь часто туманятся грустью?


Рецензии
Увлекательно.
Получилось.
Есть мнение, что с 15 века вот так и писалась вся сегодня известная Изторыя.
Чтобы оправдать своё самостоятельное существование, как сегодняшние Укры.
И действительно грустно становится.
Взрослые как школьники...

Солнца Г.И.   06.11.2016 17:05     Заявить о нарушении
Это была книжка именно для развлечения.
А про Укров - мне тоже грустно.

Жанна Марова   06.11.2016 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.