У нас в ульпане...

   Я другой такой страны не знаю...кроме Израиля, где за короткое время сумели бы принять столько эмигрантов. О том, насколько эмиграция трудна и как она меняет людей написано и сказано немало.
Имевшие высокое самомнение без достаточных оснований чаще падали лицом в грязь. Люди, принявшие действительность и готовые к трудностям, приспосабливались быстрее.

   В первое время после приезда очень важно быстрее выучить язык. Те, кто сумели овладеть языком в стране исхода или быстро освоили его здесь, раньше находили работу, устраивались в этой жизни и теперь процветают.
   Трудно пришлось лентяям, не желавшим учить язык, пожилым, ну и тем кому язык не давался.

   По приезде в Израиль новоиспеченные граждане записывались на шестимесячные курсы по изучению иврита, здесь они назывались "ульпан". Курсы были обязательны, бесплатны для вновь прибывших и субсидировались государством.

   Как все, что субсидирует государство - главное не результат, а участие...
   В одну группу собрали людей в возрасте от 17 до 70, разных способностей и подготовки. Из-за большого наплыва учащихся, подготовленных учителей не хватало и часто преподаванием занимались случайные люди, желавшие что-то добавить к своей небольшой зарплате.    Но главное - никто из учителей не знал русского языка.

   Я помню, как на первом занятии наша учительница Тами воздела руки вверх и сказала - "шамаим"! Непонятно было к чему это относится - к небу или потолку. Оказывается, это все-таки было небо... Она показала на окно и произнесла "хaлон"! Это можно было понять, но как быть с абстрактными понятиями, глаголами, прилагательными м всем остальным...
Можно представить, как воспринимались эти объяснения разношерстной аудиторией - мы просто ничего не понимали, а переспросить было некогда - основная масса молодых шла дальше...
   Нужно было много учить самостоятельно, но очень у многих времени не хватало - с первых дней большинство было занято поисками любой работы...

   Знания наших некоторых учителей о жизни в Советском Союзе, вернее отсутствие этих знаний было поразительным.
   Наша учительница Тами, маленькая миловидная женщина лет сорока преподавала иврит в старших классах школы, имела много терпения и как-то справлялась с трудностями нашего восприятия языка. Но у нее был маленький ребенок, - в Израиле образованные женщины поздно выходят замуж - и она иногда пропускала уроки. Ее заменяла молоденькая девочка-солдатка по имени Илона, дочка одной из учительниц, приходившая на уроки в форме и с автоматом "Узи" . Ей дали немного подработать и она заменяла отсутствующих учителей. В прошлом году Илона окончила школу, иврит она знала - что еще нужно, чтбы учить этих "русских"...
К этому времени мы немного освоили разговорную речь и по плану урок Илоны проходил в виде свободной беседы - каждый должен был рассказать о городе, где он жил до приезда в Израиль.

   Вначале наша учительница с сочувствием заявила.
   -Я знаю, что вы приехали из бедной страны, там нет продуктов и одежды, простых условий для жизни, а зимой очень холодно. Поднимите руку те, у кого в квартире была ванна и туалет?
Все подняли руки...
   -У кого отдельная квартира?
У всех...
   -Телевизор и холодильник?
Тоже у всех...
Илона захлопала глазами и выдохнула -
   -Ло нахон!(в смысле - не может быть!)
Мне это надоело. Я встал и сказал, подбирая слова.
   -Я из Минска. Там живет больше миллиона людей - больше, чем в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе. Но все дома из дерева,(мэ эц) крыши из соломы,(ми каш) а по улицам ходят медведи (довим) и играют на балалайках - последнее слово я сказал по-русски, здесь все его знают.
   Илона обрадовалась.
   -Бээмет? (это правда?)
Все громко засмеялись а я сказал:
   -Не волнуйся, это шутка...

     В другой раз еще одна такая же подменная учительница проводила беседу о достижениях евреев во всем мире.
    Я законно горжусь большим числом евреев среди Нобелевских лауреатов, среди Героев Советского Союза, среди изобретателей, ученых, художников и врачей, но когда говорят, что все на свете изобрели евреи, меня это раздражает.
   -Таблицу Менделеева тоже изобрел еврей? - спросил я.
   -Кто такой Менделеев, я о таком не слыхала!
   -Как это, Менделеев великий русский физик и химик, его таблицей пользуются во всем мире!
   -Химия и физика не моя специальность!..

   Некоторые одинокие дамы решали идти другим путем, чтобы скорее изучить язык...
   В нашей группе была Света, натуральная блондинка лет тридцати, ростом не меньше 180 сантиметров, полная, с низким голосом. Талия у нее не прослеживалась, зато доминировала высокая грудь. Света не блистала красотой, грубые черты лица казались вырубленными из камня. Но улыбка была неожиданно приятна. Света знала это и старалась чаще улыбаться...
   Света приехала с мамой из маленького подмосковного городка, где работала нянечкой в детском садике.
Она громко рассказывала о себе, иногда легко вставляя нецензурные выражения.  По документам и она и мама числились русскими. Но когда вокруг еврейские семьи стали готовиться к отъезду в Израиль, Света вспомнила : eе отец, оставивший маму много лет тому назад, и дедушка были русскими, но вот бабушка Циля Давыдовна была еврейкой! Об этом черным по белому было написано в метриках, сохранившихся у мамы.
Вооруженная документами, Света не без труда поменяла национальность в паспортах и на законных основаниях подала бумаги для репатриации на историческую родину...

   В этом городишке ей нечего было терять.Работы не было, садик закрылся. Нищенской маминой пенсии ни на что не хватало. За широкими плечами Светы было два неудачных замужества, слава Богу, без детей. Впереди - никаких перспектив. Даже приличного любовника нельзя было завести, кругом пропитые м проспиртованные алкоголики.

   И вот, в средине 91 года Света с мамой сошли с самолета. Остановились у земляков в нашем прибрежном городе. Вместе с еще с одной семьей сняли квартиру. Мама вела хозяйство, а Света бодро изучала иврит...
   Она не скрывала, что ее цель - выйти замуж за местного, желательно состоятельного мужчину, который сможет содержать ее, маму и будущих детей, когда и если они появятся...
Она хотела навсегда забыть о сопливых детсадовских детишках, длинном ряде полных горшков и нищете.

   Ее светлые волосы и мощная фигура привлекали бешеное внимание израильских мужчин разного возраста, роста и степени упитанности.
Начатков разговорного иврита у Светы и нескольких русских слов у претендентов хватало для знакомства, а дальше все шло само...
За 3-4 месяца она перебрала несколько вариантов и остановилась на марокканце по имени Гади, что в переводе означало "козлик".

   Гади был старше ее на десять лет, никогда не был женат и не был богатым. Но Света знала мужчин и почувствовала в нем что-то настоящее.
От умерших родителей ему достался небольшой одноэтажный домик в 4 комнаты и садик - несколько апельсиновых деревьев...
   Гади имел специальность сантехника и собственный бизнес. Правда, в Израиле эта профессия называется красивым словом "инсталлятор" и это слово как-то роднит таких специалистов с компьютерными технологиями и программированием...
   С утра он садился в старый грузовичок Izuzu и уезжал по вызовам менять разбитые унитазы и прочищать канализацию.

   Через три месяца знакомства Света переехала к Гади на "виллу", мама осталась пока на съемной квартире, за нее было заплачено вперед.
   Однажды Света привела привела Гади на занятия - показать подругам.
Это был невзрачный мужичок на голову ниже ее. Заросший давно не бритой черной щетиной, в шлепанцах на босу ногу, в потертых шортах и черной футболке - он не произвел впечатления на зрителей.

   Света откровенно рассказывала:
   -Как мужчина он не выдерживает моего темперамента, плохо знает женщин и мне пришлось его многому научить. Но здесь хватает других мужиков, и местных и приезжих, падких на блондинок. У меня есть еще двое, я им составила расписание - похвасталась она.
   - И ты не боишься, что они вдруг все встретятся?
   -Они ничего обо мне не знают - ни где я живу, ни как меня зовут...Я прихожу к каждому раз в неделю, когда у Гади вечерняя смена, а остальные дни - для Гади, сколько он сможет...

   В нашем классе было много одиноких женщин, но не у всех складывалась такая благостная картина.

   Когда мы пару месяцев уже отучились, Алла, молодая красивая женщина из Москвы, опоздала на занятия и пришла вся в слезах. Алла была кандидат экономических наук - в Израиле это доктор наук. В Москве она преподавала экономику в одном из институтов. Алла хорошо знала английский и ей легко давался иврит. После ульпана она собиралась пойти на курсы,получить лицензию и ей был открыт путь к хорошей работе почти по специальности. У нее не было мужа, зато была очаровательная четырехлетняя дочка.
   -Подумайте только, какие есть гады - говорила она. Мне очень нужна работа.Соседка устроилась в местную больницу мыть полы и поговорила обо мне с начальником над уборщицами.
   Сегодня я пришла к нему. Сидит, положил перед собой вонючие ноги на стол, вывалил голое брюхо. Одной рукой почесывает яйца, другой ковыряет в зубах. Достает остатки пищи и снова кладет их в рот...Меня чуть не стошнило...Бр-р, омерзительно!
Я объяснила, что ищу временную работу, и меня прислала Бэлла, она работает здесь.
   Он вытащил из штанов руку, залез пальцем в рот,снова поковырялся в зубах. Затем встал, обошел вокруг меня - ну, точно на невольничьем рынке!- и говорит -
   -Мне говорила о тебе Бэла. Ты условия знаешь?
   -Нет, она не сказала.
   -Я знаю, ты ходишь в ульпан, утром работать не можешь. Я поставлю тебя в вечернюю смену, работаешь пять дней в неделю, пять шекелей в час. В йом хамиши (четверг) приходишь, но не работаешь. Мы с тобой играем, потом спим - он указал на диван у стены. Деньги получаешь как за шесть часов работы, и я еще даю тебе тридцать шекелей.
Я онемела и почувствовала, что залилась краской...
   -Что, тебе не подходит день? Я могу переставить, но ты же понимаешь, в остальные дни приходят другие!

   -Вы слышите, он не сомневался, что я соглашусь, ему только нужно было согласовать день!
Когда я повернулась и пошла к двери, он сказал мне в спину -
   -Все вы русские проститутки такие - деньги любите, работать не хотите...

   Я нашла Бэлку и спрашиваю -
   -Куда ты меня втравила? Ты и сама к нему ходишь?
   -А что делать? Стисну зубы и теплю, пока он меня лапает потными руками, у меня сынок кушать просит и податься некуда... - и на глазах у Аллы опять появились слезы.

   Вмешалась Рита, миниатюрная брюнетка лет сорока из Узбекистана. Она тоже приехала без мужа, с пятнадцатилетним сыном. В Ташкенте она заведовала большим ателье женского платья и сама была искусной мастерицей. Она рассказывала, что никогда бы не уехала, но узбеки жаждали независимости и планомерно выживали всех русских, а заодно и евреев. По приезде в Израиль Рита немного освоилась и в ульпане предложила сшить пару платьев учительницам. А дальше появилось много заказчиц и Рита совсем не бедствовала.
   -Аллочка, что же ты раньше не сказала? Я спрошу у заказчиц, будешь спокойно убирать их виллы в удобное для тебя время. Я и соседке твоей найду место.
   -Спасибо, Риточка, спасибо...
   Через несколько лет Рита владела собственным бизнесом с несколькими помощницами - небольшое ателье для полных и пожилых дам. И очередь среди этих дам, расписанная на месяцы, была почти как к врачам-специалистам...

   Алла начала убирать виллу и через несколько дней со смехом пересказывала разговор хозяйки со своей соседкой.
   -У меня озерет-байт (домработница) доктор экономики!
   -А у меня доктор химии! Но больше всего повезло Ривке - ее озерет-байт - доктор-кардиолог из Киева, так она еще и лечит Ривку бесплатно!

   Но вернемся к нашей Свете.
Она часто хвасталась подарками, что еей дарили любовники, а в класс демонстративно приносила бутерброды с красной икрой, сладкие булочки и пирожные и ела на виду у всех. В то время это не могли себе позволить остальные дамы, все экономили каждый шекель.

   -Света, спрашивали ее женщины, как ты общаешься со своим Гади?
   -Он купил мне русско-ивритский словарь. Когда я посылаю его на базар, я нахожу в словаре русские слова - куры, индюшки, яблоки, пирожные... Он пишет маленький список на иврите и все мне приносит.
А вообще, девочки, он хороший человек и любит меня. Добрый, не жадный. Покупает мне одежду, обувь. Недавно подарил золотое кольцо - и она показала колечко с камешком. Гади мне все больше нравится и, может быть, я выйду за него замуж...
   -А куда ты мужиков денешь,к которым ходишь по расписанию, оставишь при себе?
   -Я девушка честная, мужу изменять не буду! Ну, может быть, пару раз для развлечения и чтобы опыт не потерять.
Женщины посмеялись...

-Как тебе Гади о любви говорит, тоже со словарем?
   -Нет, эти слова он твердо знает - на иврите, по-русски и даже на английском - ай лав ю... Любовь вообще долгих разговоров не требует - поужинали и в постель.
   Не волнуйтесь, скоро иврит я буду знать лучше вас! В постели языки усваиваются быстро...

И действительно, к концу занятий Света бегло говорила на иврите, пока ученые дамы с трудом подбирали слова...
********************
   Прошло пять или шесть лет. Однажды вечером я получил вызов в частный дом на окраине. Нашли быстро. Небольшой домик, маленький садик, детские качели под апельсиновым деревом.
Двери открыл израильтянин : смуглый, гладко выбритый, чисто одетый.
Из-за его спины выглядывали две беленькие девочки с  русыми головками, лет четырех-пяти.
   -Шалом, доктор.
Он объяснил мне на иврите, что болеет хoтэнет - мама жены. Я присел возле постели, поздоровался на иврите.
   -Доктор, говорите на русском, я иврита не знаю.
   Ей было лет 70. Одышка, синие губы, отеки на ногах, по пульсу - мерцательная аритмия - все говорило о хронической сердечной недостаточности. Я развернул электрокардиограф. На ЭКГ острых изменений не было, но мне нужно было знать, какие лекарства она принимает.
   -Доктор, я ничего не знаю, сейчас придет дочка, она вам все покажет...

   Хлопнула дверь, девочки бросились навстречу высокой блондинке.
   -Здравствуйте, доктор Владимир! Вы все-таки добились своего, работаете по своей профессии!
   -Здравствуйте. Я был у вас раньше?
   -Доктор, я Света, мы учились вместе в ульпане! Вы меня не помните?
...Я вспомнил..
   -Конечно помню, но сразу не узнал. Ты изменилась и похорошела.
   -Доктор, как ваша жена? Он тогда очень болела.
   -Тамары  нет уже почти два года...
   -Простите..
   -Это твой муж? И дети?
   -Да, я вышла замуж. У нас была настоящая еврейская свадьба. Через год я родила одну девочку, а еще через год - вторую. Я не так молода, мне нужно было торопиться... Гади оказался очень хорошим, у нас с ним любовь - и она взяла мужа за руку...
   -Да,да, лубофф - повторил знакомое слово Гади.
   -Девочек он обожает, а они от его не отходят. Все свободное время он возится с дочками. Они болтают сразу на двух языках, но иногда путаются...
    Так что в Израиле я нашла свое счастье - муж, дети, семья.
Я тоже работаю, сижу с другими детьми, пока муж дома. Мы работали посменно, сейчас дети ходят в садик, стало легче... Вот только мама...
Я, грешным делом, хотела определить ее в бэйтавот , но Гади не позволил.
Так что с мамой?
   -У твоей мамы сейчас нет острых явлений, все лекарства ей подходят. Я введу мочегонное и дам направление в больницу.
Света переводила мужу.
   -Нет, нет, запротестовал Гади. Больница в крайнем случае. Направление оставь, если будет хуже, я сам отвезу ее.

...Хорошие люди встречаются повсюду...


Рецензии