Смена пола

Я-дворник

Смена пола

Решено! Зимним хрустким утром мы движемся в сторону новой работы. Я полна радужных глупых чувств: «Ой, снежок пошел! Как здорово!» Знал бы кто, как я его потом буду бояться и не ненавидеть! Лида научает меня на ходу: «Перво-наперво нужно показаться начальству, вот придем, я тебя и «представлю», не вздумай говорить, что ты журналист, а то не возьмут, я им сказала заранее, что ты уборщица в издательстве». А уборщица в издательстве, сами понимаете, предполагает наличие интеллекта.
-Угу! – я согласна на все. Так рано я не привыкла вставать…Я привыкла бдеть ночами с кружкою кофе у компа, а утрами спать-почивать. Все ж – таки на часах всего 7.30. Но на улицах в каждой подворотне уже развернулась борьба с осадками, дворники совершенно неопределенного пола (человек в толстой куртке и пузатых брюках, с шапкой-ушанкой на голове) метут и скребут, таскают лопатами снег и долбят лед.
-Здрассте! – Лида кивает почти каждому существу с метлой. – Глянь-ка, неужто Палыч собственной персоной выполз седня на уборку? Нет, это Зинка метет…
-Тебя бы так просто не взяли,- продолжает она, - у нас ТСЖ хорошее, не чета городским ЖЭУ. Там гоняют и в хвост, и в гриву, зарплата маленькая и задерживают. А наш хозяин - частник, конечно, и о себе не забывает, но люди у него всегда зарплатой обеспечены! К народу относится хорошо, не зверствует.
«Частника» на месте нет, еще не время, но место под его машину уже расчистили. Меня пока знакомят с мастером – женщиной средних лет.  «Это вместо Маньки что ли?» – спрашивает она. Лида кивает: «Манька ж запила еще до Нового года!». И тут неожиданно в контору влетает хозяин: лицо у него после праздников несколько опухшее, настроение соответственно - зверское. Меня ставят перед начальниковы очи: «Вот новая уборщица!» Он строго блестит на меня глазами. Я глупо улыбаюсь.
-Вы что озверели?! – вдруг кричит он. – Зачем мне ее показываете, ведите к мастеру, сейчас я вам еще, может быть, тряпки и метлы пойду искать?.. Он так же стремительно убегает к слесарям в «комнату релаксации», там начинается ор и мат. Дядьки быстро разбирают инструменты и подаются на выход.
Короче – шеф не в духе. Меня быстро прячут за спины. Лида успокаивающе рокочет: «Не боись, это так, для порядка. Главное – не через голову действуем, и ладно!» Я иду оформляться в отдел кадров. Женщина, изучив мой паспорт, внимательно смотрит в лицо: «Вы не пьете?» Я удивляюсь: «Нет!» Тогда она начинает заполнять некую канцелярскую форму.
-Знание иностранных языков? – спрашивает.
- Английский со словарем, - отвечаю, не моргнув глазом.
- Образование?
-Высшее.
-А специальность какая? - кадровик с интересом смотрит на непьющего высокообразованного будущего дворника.
Я на минуту стушевалась, но войдя в роль, ответила: «Я… это - культурный работник!» Так и записали.

День первый

Сегодня меня встретили очень хорошо. Коллектив простой и душевный. Дали все инструменты, буквально, оторвав «от себя». К инструментам прилагалась огромная куча советов «как, не надрываясь, выполнить норму». С широко открытым ртом я слушала разные уборщицкие хитрости и дворницкие замашки. Дядьки-слесари с удивлением смотрели на меня, куда ж такая «Катя Пушкарева» влезла? Не ведает что творит, наверное! А я нарядилась как истинный дворник: кожаная папина куртка 56 размера, болоньевые брюки, старые мамины сапоги, на глаза натянула черную шапочку. Никто не узнает в таком наряде. День прошел хорошо, в основном знакомилась с местом будущей работы.  Неприятное открытие: оказывается, дворник должен опустошать урны возле подъездов, куда дорогие жильцы бросают всякую всячину - объедки, пачки из-под сигарет, шелуху от семечек, которая намертво примерзает ко дну, и даже, о Боже, шприцы! Уборщица Лена, улыбаясь, научила, что пакеты для сборки всего этого мерзкого хлама нужно брать в мусорных баках, «да поспеши, - сказала она, - а то приедет уборочная машина и все заберет!» Это я буду рыться в баках??? Уныло бредя в направлении железных посудин с мусором, я заметила парочку бомжей, которые суетились возле них. Вот и я в их рядах…Нет, все же я при исполнении, а это другое!

День второй

Мне «повезло», буквально, на второй день работы выпал такой густой снег, что я чуть не умерла, пока сгребала его. А вычистить предстояло  два двора. В голове образовалась пустота, легкие рвало с натуги, а все тело ломило, словно по мне проехал каток, руки не сгибались, ноги не шли. Нога за ногу, я еле дотащилась до конторы, держа под мышкой лопату. Возник афоризм: «Если вам повстречался пьяный дворник, то это может быть неправда, дворник просто пьян от усталости!»  Неужели завтра то же самое?! Не хочется думать о завтрашнем дне абсолютно. Хотя есть и плюсы: лопату выдали хорошую, широкую, легкую - пластмассовую, с удобной ручкой.  Теперь я знаю, что такое «отмостки» - это расстояние между стеной дома и бордюром, которое необходимо вычистить, но прежде нужно проложить среди снежной целины тоннель для жильцов, выходящих утром на работу. А еще положено долбить лед возле подъездов, таскать песок и сыпать его экономно, чтобы в подъезды жильцы не тащили его на подошвах. Все ж таки профессия дворника очень тяжелая. С одной стороны - колоссальная физическая нагрузка, никаких лыж и коньков тебе уже не нужно, круглый день на свежем воздухе, румян, загорел и где-то даже весел. С другой стороны - приходится выгребать столько грязи…

День третий

Сегодня мороз минус 30. Идти или не идти? Одевшись теплее, спрятав нос  в воротник, я потащилась в контору. Взяла лопату, пошла копаться, «ровнять бордюры». Собрала мусор. Хлоп! Из подъезда моего подшефного дома вышел на работу знакомый, мы с ним материал делали про Драмтеатр. «Здрасте!» - поприветствовал.  Я ему кивнула, опустив глаза.  А потом поняла, он меня не узнал. Вы сами, когда-нибудь смотрите в лицо дворнику или уборщице? Нет. Эти почти безмолвные труженики лопаты и метлы не имеют лиц. Они - никто. Позже я обнаружила в своем районе, где тружусь, еще нескольких знакомых. Но все они меня не опознали. Будто на мне шапка-невидимка. Зато меня в лицо знает дядя Федя- жилец дома №1«А». Он, как мне рассказали, сам бывший труженик сферы УЖКХ, а потому принимает горячее участие во всех  моих дворницких делах. Вот принес откуда-то скребок для снега. Работать стало куда легче.  «Держи! – Он вручил мне его, как медаль.  – У тебя хватка настоящего дворника!» Я чуть не рухнула от смеха, вспомнив, как корячилась вчера под тяжестью переносимых на лопате сугробов. Прихожу в контору румяная, с отмороженным кончиком носа, скребок на плечах.  Меня встречает наш начальник. Стоит в «комнате релаксации», скрестив руки на груди.  В комнате у нас есть газовая плита, горячий чай, затертый диван, телевизор и холодильник, и даже две настоящие пожертвованные ТСЖ работы неизвестного художника -  «Медведь» и «Лето». 
- Глядите, еще одна ненормальная! – констатирует начальник, увидев меня со скребком. – Вы куда ж, дуры, в мороз прете? Сегодня не работаем». Сразу видно, что ему нас жалко. Он очень заботливый и добрый.  А, если орет, то только по делу. Даже душевую кабину уже купил для рабочих, скоро установят.
 
День четвертый

Сегодня начальник орал на одну уборщицу. Не сообщила, что в подъезде, где она убирает, доводчик на двери сломался, в итоге перемерзла система отопления, которую только что капитально отремонтировали нынешней осенью. Слесари сидят сердитые. А Лена стоит с метлой и не знает, что сказать. Бе, ме…
Мне тоже чуть не попало. Я от рассеянности утащила ключи от одного из домов, где подметала полы. В итоге, молилась, чтобы в этом доме ничего не произошло. Пронесло, но слесари заметили пропажу. Высказали. Я извинялась. Мне нравится, что в нашем коллективе никто друг другу не желает зла, не подсиживает, не ябедничает. Вот, к примеру, слесари могли рассказать про меня начальнику, но промолчали. Зато сегодня у меня произошла  ссора с жильцами. Я наводила порядок в подъезде и заметила несколько луж от котов. Батюшки, вонь-то какая! Особенно, когда я со снегом промела пролеты. (Это еще одно ноу-хау. Вместо воды-снег, он легче и не дает такой грязи). Я подбоченилась и пошла выяснять, у кого в подъезде находятся на содержании коты. Таких оказалось три квартиры. А наверху еще и собаку держат. Ну, держитесь, собачники-кошатники! В одной из квартир, при выяснении вопроса, на меня начал выскакивать из-за двери почти неодетый дядечка. Мол, наши коты упитанные, а вот вы – невоспитанная, делаете нам замечания. А я всего – то сказала, что за животными нужно следить, напомнила о законе о содержании живности, кто его нарушает, будет подвергнут штрафу. В разговор вмешалась супруга дяди. Она запихнула плечом в квартиру своего неодетого мужа, а сама строгим голосом объявила, что не допустит, чтобы ее котиков подозревали в нечистоплотности. И тут же пришла жаловаться в ТСЖ! Мастер меня предупредила: «Вера, с жильцами нужно разговаривать вежливо, зачем хамишь?» А кто хамил-то?! У меня от несправедливости дыхание сперло. Но мои сослуживцы предупредили, мол, лучше держать язык на замке, жильцы тут всякие, есть и сумасшедшие, а вот при разборе мнений виноватым всегда будешь ты! «И начальник твою сторону не поддержит». Вот такое безгласное рабство. В довесок мне рассказали тучу историй про котов и собак, которые живут в подъездах. Одна хозяйка вытурила вон свою сиамскую кошку. Не сошлись характерами. Кошка от голода и одиночества озверела и стала бросаться на всех входящих, особенно на уборщиц и слесарей. «Хорошо, что я воротник поднял, когда в подъезд вошел, - с чувством рассказывал пережитое дядя Саша- слесарь, - эта зараза как кинется на меня сверху. И прямо на воротнике издохла!»
-От бешенства что ли?- слушатели в ужасе смотрят на героя.
-Нет, - дядя Саша подводит итог, - от злости!
В другой квартире умерла старушка-кошатница, весь ее выводок теперь обретается возле бывшего жилища. А одну собаку, которую выкинул хозяин, пришлось «отвезти на ПМЖ» чуть ли не в лес, рассказали мне слесари. Вначале псину подкармливали сердобольные соседи, мослы и прочие атрибуты собачьего существования валялись по всему подъезду, а когда уборщица попробовала возмущаться, то ее объявили злодейкой, жильцы грозились пожаловаться на нее в «Гринпис».

День пятый

Дядя Федя с имбицильным видом сидит на лавке, но взгляд у него острый, разговор тонкий. Сидит - курит, бросает «бычки» в урну, я их тут же вылавливаю «помойной» варежкой в мусорный мешок, который принесла из дома. Вздыхаю: спина ломит, я ведь уже два двора отгребла от снега. Никтошеньки про это не ведает, никтошеньки не пожалеет.
-Кис-кис-кис!- дядька оживляется, когда к его ногам подходят две кошки, он достает пакет сухого корма и начинает потчевать кисок. Подбегают еще две. Из подъезда выруливает элегантная дама в норковой шубке и с брезгливостью говорит Феде: «Ну, чего ты их приваживаешь?» Дядька вскипает: «А мыши? Мышей-то в подвале нет! А до этого сколько их было? Помнишь?»
-Не помню, - ответствует дама, - зато я видела, как они птиц туда таскали, там перья!
Дядя Федя смотрит на норковую шубу, как пролетариат на буржуя, и ворчит: «Ага, и курочку съесть, и перьев, чтобы не было…» Расстроенный донельзя он напускается на меня: «Ты чего бордюры не чистишь? Положено - чисть!» Мне хочется норковую шубу, а еще взгреть лопатой по загривку дядю Федю, но я молча отправляюсь скрести ненавистные бордюры в желтых разводах от «пометок» собак.
Вчера я опять забылась и утащила домой в кармане ключи от подъезда, да еще и от подвала. И утром один слесарь хотел меня убить гаечным ключом. Дело в том, что в два ночи в этом подвале разразилась авария, потекла труба, вода грозила залить картошку в сарайках жильцов. Слесарям пришлось будить их глубокой ночью, да еще бегать по квартирам и искать ключ от подвала потому, что я как «умная Маня» вчера, во избежание проникновения в подвал бомжей, тщательно его заперла. Господи, как на меня орали! Я съежилась, в пакете у меня пролился уксус на стиральный порошок, который я притащила для отпугивания котов от лестничных пролетов. Видя мое уничижение и смирение, слесарь, побушевав, смягчился. И опять ничего не рассказал начальнику! Я вспомнила одну государственную официальную контору, где в свое время пришлось трудиться, уж там бы точно со смаком доложили- донесли и еще добавили бы кое-что от себя! А вот тут, в нашем ТСЖ, все по-доброму и просто, и ангелов со сто!
День омрачился единственным: пришлось по личной просьбе нашего дорогого Захарыча (хозяина) убирать два огромных подвала под одним из подшефных домов.  Естественно в качестве пионерской гуманитарной помощи. Дескать, жильцы развезли там такую грязь, что ни пройти, ни проехать, ни электрику, ни слесарям. В подвалах чего только не было! Старые чемоданы, наполненные советской литературой, древние диваны, корыта, кадушки для засолки, рассыпающиеся при первом прикосновении в прах, кирпичи, бумажки, полиэтилен, рейки, коробки из-под бытовой техники, сломанные велосипеды, куски гипсокартона под толстым слоем осевшей пыли, которую резво взметала метлой наша ударница Макаровна и пр. и пр.  Просто бррр! У Макаровны, когда она вылезла, все легкие были забиты пылью, она надрывно кашляла, а ее вельветовый берет покрылся тенетами липкой паутины, мы выглядели не лучше, походили на бомжих. Дядьки- слесари, таскавшие особо тяжелые мешки, наполненные всей этой гадостью на помойку, ругались матом, а мы причитали, что жильцы хуже Плюшкина! Я посмотрела на наших женщин, и в душе одновременно и пожалела их, и стала ими гордиться - вот настоящие труженицы, не белоручки какие-то, на таких кариатидах мир держится. С такими вот женщинами войны выигрываются! И наше ТСЖ должно радоваться, ведь дворники в нем – сплошные женщины.

День шестой

Сегодня я так устала - гребла дурацкий снег, да еще и подмела три подъезда в одном доме. А вообще на моем попечении два двора и три дома, в которых нужно держать в чистоте семь подъездов! Это я набрала столько, чтобы заработать несчастные шесть с половиной тысяч в месяц. Лена-уборщица подсчитала, что в месяц за уборку одного подъезда ТСЖ может заплатить всего 300 рублей. И вот хоть тресни, хоть вымой все с мылом и порошком, все равно-300, и ни грамма больше. «Так, что не упахивайся!» - посоветовала она мне.  А я так не могу. И подоконники протираю мокрой тряпкой, и перила, полы мету начисто (зимой полы не моют, ступеньки в подъездах могут обледенеть, жильцы попадают, как горох), но я в одном подъезде рискнула. Мыла руками!!! И что? Буквально через день на самом видном месте – кусок засохшей грязи! И откуда только эти изверги (имею ввиду жильцов) нашли зимой кусок грязи? Тут еще, видя мое усердие, подрулила тетенька-жилица, и сладким голосом попросила вымыть стены (в 20 градусов мороза) в их подъезде. «Нет!- сказала я. – На это я пойти не могу! Начальство запрещает». (И это чистая правда на мое счастье!)
Вообще откуда только зимой берется пыль? Ну бумажки и семечки- это понятно, драгоценные жильцы подсиропили… Когда подсчитала, сколько сегодня сделала: три подъезда по четыре этажа - двенадцать этажей с веником и снегом, да дочиста, то осталась довольна собой. Однако устала в смерть! Опустилась на приступку дома в полной прострации. Сижу, снег морозит сквозь ватные штаны попу, а мне все равно. Не могу даже думать, дышать, глядеть!  Ноги вытянула, руки опустила. Сижу - этакий колоб с метлой в руках, чувствую, опять легкий снежок пошел. Думаю: вот останусь здесь сидеть, потому, как идти не в силах, и меня засыплет снегом, жильцы будут равнодушно ходить мимо сугроба, собачки будут «помечать» его, а весной я упаду холодной сосулькой на асфальт и разобьюсь…Стало смешно и я тихонько запела песню Бориса Гребенщикова: «Поколение дворников и сторожей, потеряло себя на просторах бесконечной Вселенной. Они не пишут стихов, они не шлют телеграмм, они стоят как ступени, когда горящая нефть хлещет с этажа на этаж. И откуда-то им слышится пение, и кто я такой, говорить им, что это мираж?»
День седьмой – ура выходной!!!
Какое счастье, что не идет снег. А то народ говорит, что иначе пришлось бы и в выходной идти на работу…

День восьмой

Сегодня с утра отпросилась у начальника ТСЖ. Дескать, дела очень важные. Он знает, что я подрабатываю, только не знает где, а то б уволил. И вот сделала прическу, надела шелковую блузку и брюки из каталога «Отто» и отправилась на губернаторский прием в честь Дня российской печати. Так было экстремально сидеть в зале, в плюшевом кресле. С какой строгостью и взыскательностью слушала я выступающих с трибуны, когда они вещали про финансовый кризис, как веселилась  - дворник на губернаторском приеме - каково! Меня распирала радость, и волнение…за оставленный участок работы. Так, что, не дослушав очередного праздно выступающего, я словно Золушка, отказалась от продолжения банкета и ринулась облачаться в дворническую робу. Ура - тем, кто сам кузнец своего счастья, кто ставит перед собой цели (снежные заносы и грязные подъезды нам теперь нипочем!) и идет  к ним, не сворачивая с пути! Ура - тем, кто трудится, не взирая на профессию- все работы хороши и почетны, а работа дворника и уборщицы очень важна. Только сейчас я до конца осознала, насколько глобальны эти две ипостаси. Ведь, если бы не было этих хмурых, нелепо одетых людей-муравьев, то мы бы погрязли в собственной грязи! Мы же неряхи, и, причем жестокие. Не любим город, улицы, свои дворы, не ценим чужой труд. Мне кажется, что профессия дворника важна неизмеримо - он расчищает снег, и мы можем пойти на работу, он убирает бумажки и огрызки, и мы не отравимся и не умрем в экологической катастрофе, а когда уборщица протрет стекло в подъезде, то мы заново увидим - какое сегодня прозрачно- синее, словно умытое небо, и может быть, даже захочется спеть хорошую песню про чистый мир.


Рецензии
Душевная вешь. Простая, безыскусная, но вот именно этой кажущейся безыскусностью подкупающая.
Жаль, у нас в доме нет ТСЖ, впрочем, дворничих я воленс-ноленс знаю в лицо, и особенно дворника, который метет черный ход зимой, сгребая снег со льда. Есть повод для встречи, короче.
А рассказ, это скорее, зарисовка, набросок, виньетка. Сразу вспомнилось детство и дядя Жора, нетрезвый и слабого ума мужичок, сын партобщественницы нашего ЖЭКа, любящий поучать нас, семилетних детей, простой мудрости обычного дворника, который и метет ему 120 и плохо метет ему 120 и не метет ему все равно 120. Что-то в таком духе.

Берендеев Кирилл   11.08.2009 16:22     Заявить о нарушении