***

Рассказ -    ,, Всё хорошо прекрасная Маркиза!...,,

,, Анастасия явно опаздывала и злилась на себя, и расстраивалась. Опять она заходит за дочуркой в детский сад позднее остальных мам. Опять ворчливая баба Аня, нянька, работавшая в ,,Теремке,, более тридцати лет, будет её стыдить, выговаривать, пока она помогает надеть свитер, сапожки, пальтишко своей Асеньке, прыгающей на месте, нетерпеливо размахивающей руками и одновременно выпаливающей все новости.
- ,, Ну, ваша Аська и балаболка! Как только ещё не устала! Другие детки носом клюют, пока их мамаши одевают, а эта, как стрекоза, с утра звонче всех! Да, не позавидуешь вам, мамаша! То ли дело подружка её, Анечка. Тихая, как мышка. Не слыхать её. Спокойно с ней воспитательнице...,,
Нянька что-то ещё бормотала, повернувшись к ним спиной, но Анастасия уже не слышала её. Она приложила палец к губам и глазами показала дочери на дверь. Они на цыпочках выскользнули на улицу. Быстро сделали несколько шагов, потом взглянули друг на друга и громко засмеялись.
- ,, Что, Рыжик, попало нам! Ничего исправимся! Знаешь, так получилось, что мне пришлось задержаться. Сегодня столько книг новых привезли. Всё надо было распаковать, записать, расставить по полкам... Вот и опоздала к тебе в садик. Ты уж прости меня, солнышко!,,
Анастасия всегда говорила с Асенькой обо всём, как со взрослой, забывая иногда, что малышке всего пять лет. Но потом  она спохватывалась, когда дочка морщила курносенький носик, вытягивала губки в трубочку, смешно чмокала, и затем начинала громко петь: - ,, Всё холосо плекласная малкиза! Всё холосо, всё холосо!,,
Она не выговаривала букву ,,Р,,, и от этого получалось смешно и трогательно. Анастасия опустилась на колени перед дочкой и, любуясь её свежим личиком, рыжими завитушками и смешливым ртом, где отсутствовал один молочный зубик, крепко прижала её к себе.
- ,, Ты есть очень хочешь? У меня с собой бублик в сумочке. На, ломай половинку. Хочешь, пойдём не-много в парке погуляем. Согласна, Рыжик?,,
Небольшой парк находился напротив детского сада, через дорогу. Осень выдалась тёплая, золотистая, и было приятно идти по главной аллее, усыпанной разноцветными листьями. Асенька сразу же побежала вперёд, собирая большие листья клёна, подбирая жёлуди и каштаны, и при этом она что-то нашёптывала, напевала, иногда поворачивала головку в сторону матери и лукаво ей подмигивала. Рыжие кудрявые волосики выбивались из-под зелёного беретика, и когда дочка присаживалась около кустика под фонарём, они отливались золотисто медным светом. И тогда её дочурка напоминала лисичку грациозную и пушистую. Тёплая волна любви к малышке наполнила сердце Анастасии благодатью и благодарностью к судьбе, что всё-таки она выстояла перед ударом жизни, и что она осталась не одна, а с чудным подарком Алексея!
,-,,Алексей, Алёшенька! Как же мне трудно без тебя! Четыре с половиной года прошло после твоей страшной гибели!,,
Казалось, так недавно она с ним познакомилась Они с подружкой из библиотечного техникума, решили сбежать с последней лекции и съездить в Пушкин, благо вокзал был недалеко, а погода стояла чудная, бабье лето, и до последней  сессии перед выпускными экзаменами было ещё четыре месяца. Её подружка Лиза, белобрысая толстушка, была быстрая на решения и действия. Своей озорной неутомимостью она часто вовлекала сокурсников во всякие прогулки и  походы. Иногда подбивала иногородних девчонок, живших в общежитии, посмотреть музей или зоопарк. Анастасия по хорошему завидовала Лизе, её энтузиазму и стремлению всё охватить и многое увидеть:- спектакли, выставки, концерты. Благодаря ей, Анастасия тоже приобщалась к шедеврам. Хотя она и родилась  и жила в этом городе, всё думала, что когда-нибудь сходит, полюбуется... Но ей всё было некогда, так как она училась до техникума сразу в двух школах:- с английским языком по всем предметам и музыкальной. Но вдруг, безмятежная жизнь разом оборвалась! Ей всегда казалось, что она очень счастливая девочка, живущая в дружной семье, где её большой папа баловал и играл с ней, пока её строгая, всегда подтянутая и серьёзная мама не прекращала их шумную возню:
 - ,, Андрей, прекрати шуметь! У меня болит голова! Сейчас придёт мой ученик, а ещё не всё убрано в комнате. Анастасия, быстро помоги мне! А теперь, марш с отцом за дверь, и гуляйте час. Ну вот, уже звонок!,,
Мать спешно открывала дверь, и они, выходя на лестницу, сталкивались с толстым Бореньком, что-то жующим, но при этом нежно поддерживающим футляр со скрипкой. Анастасия вприпрыжку сбегала по лестнице и кричала в проём витых перил:
 - ,, Папка, ну скоро ты? У нас всего час!,,
Андрей Викторович быстро спускался, и они шли по улице, держась за руки, и наслаждались общением друг с другом. Дочка выкладывала отцу все школьные новости, а он  ей рассказывал о новом приспособлении, которое придумал в своей лаборатории. Час пролетал незаметно, и они нехотя возвращались домой под бдительное око Екатерины Семёновны. Анастасия уважала и побаивалась мать, строгую, но справедливую. Весь дом держался на ней и распорядок жизни ничем не нарушался. Может поэтому, Анастасия и справлялась с двумя школами, но время её было плотно заполнено, и поэтому редкие минуты с отцом она любила и с нетерпением ждала их. Отец с густой рыжей шевелюрой, высокий, немного сутулый, с синими добрыми глазами, напоминал большого спокойного сенбернара, и рядом с невысокой матерью Насти, выглядел добродушным и немного неуклюжим. Настя, когда подросла, как-то задала отцу  вопрос:
 -,, Папочка, почему ты  так боишься маму, что позволяешь ей кричать на тебя?,,
 - ,, Потому что я её люблю, поняла, Рыжик! Я ей многим обязан. Это ведь она заставила меня институт закончить, поддерживала меня во всём. Пошла  за меня замуж против воли родителей. Да ладно, подрастёшь, расскажу поподробнее.,,                - ,, А когда, папа?,,        -
- ,, Ну вот немного подрастёшь, кончишь восемь классов...,,
Но когда Анастасия училась в восьмом и на зимние каникулы уехала к тётке в Вологду, вернувшись, она отца уже не застала... Войдя в квартиру, она тот час поняла, что в доме не всё ладно. Уже с порога она увидела мамины заплаканные глаза и осиротевшую вешалку, без привычной большой куртки отца и кожаной потёртой кепки, и теплые войлочные тапки сорок пятого размера не высовывались привычно из- под комода. Сердце Насти недобро ойкнуло, хотя рассудок отказывался поверить в случившееся. Она с надеждой тихо спросила у матери: - ,, А где папка?,,
- ,,Ушёл совсем от нас твой рыжий чёрт!,, - в сердцах сказала мать и всхлипывая, ушла в спальню.
- ,, Господи, этого не может быть! Мой папочка, который так меня любит! Да нет, мама просто не поняла. Он ведь часто уезжал в командировку и всегда возвращался.,,   
Она медленно вошла в свою маленькую комнатку и сразу на крышке пианино, рядом с лампой, увидела большой, конторский конверт, на котором крупным отцовским подчерком было написано - ,, Моей любимой, рыжей дочурке.,, Дрожащими руками Настя достала письмо, села на диван и сквозь слёзы, стала медленно читать..
- ,, Милый, мой Рыжик! Я знаю, как тяжело тебе будет читать это моё письмо, но поверь, мне так же не легко было его написать. Я представляю, каким страшным ударом для тебя явился мой внезапный отъезд, но я долго откладывал его, прежде чем решиться уехать от вас навсегда. Я очень надеюсь, что когда-нибудь ты меня поймёшь и простишь...! Во взрослой жизни всё не так просто, как в твоём детстве! Я всё ждал, когда ты подрастёшь, закончишь восьмой, и лишь потом я смог бы решиться уйти от твоей мамы. Видишь ли, моя дорогая дочурка, последние четыре года, я скрывал от тебя свою вторую жизнь. Помнишь, как я уезжал в последнюю командировку полгода назад, в Тамбов...? Ты провожала меня тогда и очень удивилась, что увидела игрушку, пушистую лисичку, торчащую из моего портфеля. Ты тогда спросила: - ,, Папка, почему ты взял игрушку?,, Я смутился и сказал, что лисёнок похож на тебя, вот и взял с собой, чтобы напоминал мне о моей рыжей дочурке. Всё-таки надолго, на три месяца уезжаю. Пока наладим новые станки, командировка может затянуться. Ты тогда прижалась ко мне и прошептала:- ,, Папуля, я так тебя люблю. Я буду очень скучать по тебе!,, А я тебе тогда сказал: - ,, Ладно, Рыжик, слушайся маму! Играй ей новые пьески и готовься к выпускным экзаменам. Ты хоть решила, будешь оканчивать школу, или в техникум пойдёшь? Я же понимаю, тяжело в двух школах учиться.,,   Ты помнишь, я продолжал ещё говорить, а ты странно смотрела на меня, как будто интуитивно предчувствовала что-то нехорошее впереди. Ты оказалась права, что за сбивчивостью и быстротой моего прощания, была недоговорённость и скрытие моего скорого отъезда от вас навсегда! Я вернулся тогда через четыре месяца, к твоим каникулам, чтобы забрать немного одежды, документы, и очень боялся встретиться с твоими глазами. Вот поэтому я и приехал, когда ты была у тётки в Вологде, а вернее трусливо сбежал от тебя, мой дорогой лисёнок! А сейчас я постараюсь объяснить причину, толкнувшую меня на разрыв с мамой твоей. У меня в Тамбове уже давно есть любимая женщина а. Не-давно она родила от меня рыжего сыночка. Я им сейчас нужен. Твоя мама давно подозревала об этом, и как-то, раз она напрямик меня спросила, и я не смог ей солгать. Твоя мама сильная и гордая женщина, она не стала меня упрашивать разорвать отношения с другой женщиной, а лишь попросила не уходить из семьи, пока ты, Настенька не закончишь восьмой класс. Поверь, сейчас бы я не смог смотреть на твоё любимое личико, заплаканное и недоумённое, с немым вопросом в глазах: - ,, Как ты мог, папка?!,, Мне больно и стыдно! Прости меня когда-нибудь, моя золотинка! Я буду тебе писать, даже не надеясь на твои ответы. Может быть, когда-нибудь ты приедешь навестить своего отца. Моя Ирина, учительница младших классов, добрая и понимающая, правда, моложе меня на десять лет. Мы примем тебя сердечно и ласково. Ты ознакомишься с братиком, и может быть, немного оттаешь. Сынок ещё маленький, и нуждается в уходе и защите. А ты, моя девочка, уже большая и я очень надеюсь, что ты выстоишь! Береги свою маму! Мне сейчас очень больно и стыдно! Прости! -  твой непутёвый рыжий отец.,,
Сглатывая слёзы, Анастасия положила письмо обратно в конверт, и с размаху закинула его за шкаф. Потом вытерла слёзы и решительно пошла на кухню, где сидела за столом, уронив голову на руки, и всхлипывала строгая маленькая мама. Настя тихо подошла к ней, обняла, и они вместе долго сидели и тихо плакали. Она  вдруг поняла, что детство кончилось. Она повзрослела за эти часы, проведённые с матерью, впервые поняв, что мать только держалась независимо и гордо в семье, чтобы только Анастасия не догадалась об её отношении с отцом. Только бы ничем не омрачалось детство дочери, и ничто не мешало ей учиться. Зная, что ждёт её благополучную девочку дальше, мать вела с ней сдержанно, отстранённо, без сентиментальности, приучая к полному имени - Анастасия, думая, что когда-нибудь это придаст ей силы и не даст сломаться. И мать оказалась права. Настя, после ухода отца, стала именно Анастасией и взяла правление в их , теперь маленькой семье, в свои руки, сознавая, что мать окончательно сломлена и что её независимый вид был лишь ширмой для окружающих. Настя ушла из школы, бросила ,,музыкалку,, и поступила в библиотечный техникум. Первый год, после отъезда отца был очень труден психологически, так как многое ещё напоминало о нём. Она натыкалась иногда на оставленные немногие вещи отца: - книжка, с пометками на полях, неровно  подчёркнутыми
карандашом Сплетённый из разноцветных трубочек медвежонок, висящий под лампой. Выпиленная полочка на кухне с выжженным орнаментом, на которой стояли баночки с приправами. Забытый галстук и дедушкины часы, которые отец носил в память о нём, но почему-то оставил их, или просто второпях забыл. Закатившаяся за дверь перламутровая запонка, упавший за комодом, свёрнутый чертёж с какой-то придумкой отца. Красиво отточенные карандаши в стаканчике и потёртая треугольная линейка, которую отец держал в своей большой руке и нервно стучал, если что-то не получалось с расчётами... И главное, что мешало забыть отца, вычеркнуть его из памяти, это его родной запах, незримо присутствующий ещё долгое время в квартире. Да портрет отца, в небольшой раме, где он с гордой улыбкой и поднятым пальцем вверх, после окончания института.
Горе сблизило Анастасию с матерью, и они стали лучше понимать друг друга и беречь. Жизнь продолжалась, время лечило душевные раны и постепенно они привыкли жить без ,, рыжего чёрта,,... К матери по-прежнему ходили ученики, Настя успешно заканчивала библиотечный техникум, появились первые мальчики, прогулки, танцы, молодость брала своё, и подружка Лизка не давала закиснуть. Сбежав с лекции, они решили поехать в Пушкин. Настроение у всех девчонок было отличное. Они всю дорогу смеялись, не обращая внимания на сухонького старичка, неодобрительно смотрящего на них. Пушкинский парк был удивительно красив! Запах прелых листьев щекотал ноздри, слегка кружил голову. Подружки бегали, как маленькие. Кружились, пели какие-то мелодии, бросались листьями, неожиданно взрывались беспричинным хохотом. Были бесконечно веселы, свободны и восторженно счастливы! Стало немного холодновато, и Анастасия решила достать из кармана перчатки. Она вытащила одну из кармана, натянула на руку и обнаружила, что вторую она, видимо выронила. - ,, Лиза, я перчатку потеряла. Помоги поискать!,,
- ,, Ну, подружка, и растиряшка же ты! Ну не куксись, сейчас поищем! Я думаю, что ты вон в той куче листьев, около скамейки её выронила.,,
Они стали ворошить листья, надеясь отыскать пропажу.
- ,, Что вы ищете, девушки?,, - вдруг услышали они сзади мужской голос.
- ,, Да вот, перчатку потеряла моя подруга. Может, поможете найти? Настя обернись, посмотри, какая рыжая помощь пришла!,,
Настя повернулась, и сердце мгновенно упало в бездну! Так она познакомилась с Алексеем, курсантом высшего военного, радиотехнического училища имени А. Попова, учившегося на последнем курсе, после которого он должен был направиться к месту службы, в Североморск. Анастасия не помнила, о чём говорила с ним, как он их провожал, как дала ему свой телефон. И как по-доброму смеялась Елизавета над ними, когда они шли, взявшись за руки, оба тоненькие, высокие и главное, оба рыжие. Только Анастасия была курносенькая, с распущенными ниже плеч, прямыми светло огненными волосами. И Алексей имел медно рыжий бобрик волос, коротко стриженный, как положено по уставу.
Они встречались недолго. Как только Настя получила диплом, сразу расписались, сыграв скромную свадьбу, на которую пригласили её сокурсниц и друзей- курсантов Алексея. Свадьба была уже в разгаре, когда неожиданно появился отец Насти, почему-то очень погрузневший и немного поседевший. Настя была очень удивлена его приездом, хотя в душе обрадовалась,  так как в последнее время она стала отвечать на длинные, извиняющиеся письма отца, да и мать вспоминала о нём уже без злобы. Они обе понимали, что отец в душе очень переживал за свой уход от семьи, корил и винил себя, но был счастлив с новой молодой женой и гордился своим рыжим четырёхлетним сынком, вылитым в отца и цветом волос и походкой. И когда отец вошёл во время свадебного торжества с большим букетом роз в одной руке и сыном, крепко державшимся за большую руку, все гости остолбенели... Это было, действительно, великолепное зрелище! Рыжая Анастасия, по случаю свадьбы, с закрученными локонами, в которых белел цветок, и рядом Алексей, с уже отросшими рыжими кудрям. А. напротив, большой отец с копной, тоже рыжих волос, чуть поседевшими на висках, и рядом с ним, малыш с ярко рыжими легкими волосами...
- ,, Ну, рыжие черти!,, беззлобно произнесла Екатерина Семёновна, мать Анастасии. И маленький Гриша, услышав её тихий возглас, вдруг подбежал к ней и ласково заглянул ей в глаза:- ,, Ты моя бабушка Катя, да? Мне папа рассказывал.,,
Андрей Викторович подошёл к Екатерине Семёновне и, остановившись около неё, опустился на одно колено и подал роскошный букет не дочери, а ей, бывшей своей жене. Гости, понимая деликатность момента, снова включили музыку, и свадьба покатилась дальше.
- ,, Вот, Катюша, и выросла дочка, золотинка наша! Спасибо тебе за всё! За то, что не сдалась, до-растила её до свадьбы, за то, что не озлобилась на меня.,,
- ,, Да что вспоминать, столько лет прошло! И что с тебя взять теперь, Рыжий чёрт! Раз счастлив, я рада за тебя. Спасибо, что не забывал нас, писал. Ладно, что будем ворошить старое. Гришенька, иди к сестрёнке своей Анастасии. Видишь, какая она красивая. Да, отец, время как пробежало. Погляди, как смотрится наша дочка с Алексеем. Только я по-матерински предупредила, чтобы начеку была: рыжий род - неверный, всё можно ожидать. Шучу я. Расскажи лучше, как ты живёшь, здоров ли, как на работе?... ,,


После свадьбы Анастасия с Алексеем уехали в Североморск, где её предстояло жить, а ему служить на подлодке. Настя была счастлива до неприличия, как писала она своей подруге Лизе:
- ,, Скоро, Лизок, увидимся, приеду рожать домой. Наговоримся всласть! Мне уже определили - кто будет, если, тьфу, тьфу ничего не случиться. Ты представляешь - доченька! Её еще нет на свете, а я уже представляю её милое личико с рыжими кудряшками. Я думала, что Алёша расстроится, что не сына ожидаю, а он обнял и сказал, что горд и счастлив. Он уверен заранее, что наша девочка будет расти такой же красивой, как я. Ну, до встречи, моя закадычная, верная подружка.,,
Через несколько месяцев Анастасия ворвалась в квартиру с большим животом, с рыжим хвостом и слегка расплывшимися чертами лица, на котором блюдцами сверкали синие глаза, излучающие счастье любви и тревожное ожидание от скорых родов.
И снова осень, и снова появилась на свет ещё одно маленькое рыжее чудо, которое назвали Асей, как захотел Алёша. Мать Насти, Екатерина Семёновна, с удовольствием ислняла роль бабушки, прекрасно справляясь с обязанностями по присмотру за внучкой. И всегда подробно отвечала на звонки из Тамбова от ,, Рыжего чёрта,, - Андрея Викторовича, сообщая все подробности первых месяцев малышки. Решено было, что до года девочка останется с Анастасией в Питере, а Алексей, вернувшись из похода, приедет за ними... Анастасия была занята дочкой, её кормлением и гулянием с ней. Время текло быстро, не скучно… И только под вечер, она останавливала свой дневной бег, смотрела в зеркало и говорила себе:
- ,, Да, видел бы меня сейчас Алёшенька! Исхудала, синяки под глазами. Ничего, приедет мой хороший, подтянусь, надену его любимое зелёное платье, и он скажет мне: - ,, Здравствуй, мой дорогой рыжий лисёнок! Ну не плачь, я же приехал! И споёт: - ,, Всё хорошо прекрасная Маркиза! Всё хорошо, всё хорошо!,,
Она отмечала на календаре дни до его возвращения. Писала ему письма, складывая их в шкатулку из орехового дерева, которую отец подарил ей на свадьбу.
- ,, Милый мой, Алёшенька, рыжий, рыжий конопатый! Мой дорогой радист, как мне тебя не хватает! Хотя честно, я о тебе вспоминаю, только, когда уложу нашу малышку спать. Прошло только четыре месяца, и дочурка таращит глазёнки на все игрушки. Лукаво улыбается мне и бабушке, а рыжий пушок на её головке, с каждым днём делается всё гуще. Я подношу к ней твою фотографию и говорю, что это:- ,,твой папа Алёша.,, Она внимательно смотрит, наклонив головку и умильно гукает. Мама мне очень помогает, не знаю, чтобы я без неё делала. Забегают техникумовские подружки и, конечно же, моя Лизка. Она здесь познакомилась с одним конструктором из соседнего отдела, так он так трогательно за ней ухаживает. Они даже чем-то похожи. Оба крепенькие и небольшие. Лизка по-прежнему боевая, неугомонная, а он тихий и безропотно ей подчиняется, но боится сделать ей предложение. Я думаю, что Лизка и в этом вопросе возьмёт инициативу в свои руки. Так что к твоему приезду, бог даст, у них всё сложится, и мы погуляем у них на свадьбе. Ой, Лёшенька, я опять какие-то пустяки пишу! Знаешь, это потому, что слова мои к тебе такие нежные, даже боюсь произнести их вслух. Вдруг разлетятся, и ты не успеешь их поймать. Я когда твоё имя шепчу, или смотрю на твой портрет, сердце моё начинает колотиться, и душа так трепетать, что были бы крылья, тот час полетела бы к тебе. Обняла бы и прошептала на ушко: - ,, ты мой единственный, любимый и неповторимый!,, И то, что ты тоже рыжий, для меня такое тепло и спокойствие, что дух иногда захватывает! Неужели это не сон и любовь твоя мне не сниться, а наяву в сердце моём?! Я знаю, милый, как трудно там, в подлодке, в замкнутом пространстве под водой, не всплывая по несколько месяцев, не выходя на берег, не видя родных и близких... Но помни, что каждой клеточкой своей сущности, я с тобой в мыслях и в чувствах, во снах и в мечтах! Держись, мой золотой! Любим, любим - твоя Лиска – Анастасия, и золотинка – Асенька.,,
- ,, Мой любимый! Уже шесть месяцев, как мы с доченькой без тебя! Вчера у неё вылез первый зубок и набухает десна под вторым, так что когда вернёшься, она уже будет зубастая и хватит тебя за твой конопатый нос (шутка)! Надеюсь, что ты нас не забыл, и также думаешь о нас! Господи, дай нам все силы, чтобы дождаться и снова быть вместе! Я молюсь каждый день! Целуем тебя, наш храбрый моряк!,,
- Это было десятое письмо за шесть месяцев. До приезда Алексея оставалась неделя! Анастасия проснулась от какого-то неясного, зовущего голоса. Часы фосфорными стрелками показывали пять утра. Дочка мирно посапывала... Казалось, всё было спокойно. Но она вдруг почувствовала внезапный холодок, змейкой пробежавший по позвоночнику. Зябко поёжившись, она нырнула под одеяло, но сна не было. Что-то тревожное, липкое и тёмное нарастало из груди и било в виски. Она встала и, тихонько закрыв дверь, пошла на  кухню. Смутное беспокойство нарастало! Вышла из своей комнаты Екатерина Семёновна:
- .. Что ты не спишь, Анастасия? Что-то с малышкой?,,
- ,, Нет, нет, мама! Но мне вдруг почему-то очень тревожно и не по себе. Какое-то страшное предчувствие мелькнуло сквозь сон. Мама, мне кажется, что-то случилось с Алексеем!,,
- ,, Ну что ты, доченька! Выбрось тёмные мысли! Иди к Асеньке и попробуй заснуть.,,
- ,, Нет, мама, я просто подсознательно чувствую, что беда с ним! Мне страшно, я не выдержу!,,
 И Настя заплакала навзрыд. Послышался плач дочки:
- ,, Ну, вот видишь, что ты натворила своими глупостями! Ребёнок проснулся! Марш к дочке!,,



Вытирая слёзы, Анастасия пошла в спальню, взяла плачущую девочку на руки:
- ,, Ой, Лисичка, ты вся мокренькая! Подожди, сейчас подгузники сменю, вот ты у меня и сухонькая. Спи, моя Золотиночка! Скоро наш папа приедет! Я тебе его песенку спою - ,, Всё хорошо прекрасная Маркиза! Всё хорошо, всё хорошо!,,
В семь утра раздался звонок в дверь. Екатерина Семёновне, накинув халат, быстро подошла к двери.:
- ,, Кто там?,,                - ,, Это с Североморска. Откройте, пожалуйста!,,
Морской офицер вошёл в комнату и печально посмотрел на неё. Мгновенно, без слов она поняла, что случилось очень страшное!
- ,, Проходите в кухню. Я не хочу, чтобы дочь и внучка проснулись.,,
- ,, Мне трудно говорить, но я должен выполнить это нелёгкое поручение. Командир радиорубки - Алексей Дубов и вся команда подлодки Т-23, не вернулись с похода. Мы делали всё возможное, чтобы восстановить с ними связь, но безрезультатно. Последний сигнал от них поступил десять дней тому назад. Надежды на их спасение - нет!,,
Услышав сквозь сон тревожный звонок, она быстро вскочила, и, набросив халат на ночную рубашку, выбежала из спальни. Увидев незнакомого офицера, она мгновенно всё поняла! - ,, Алёшенька, Алёшенька!,, - сказала она и рухнула без сознания.
Две недели она была между жизнью и смертью. Екатерина Семёновна дала телеграмму в Тамбов Андрею Викторовичу, Нужна была его поддержка и помощь. Настю увезли с горячкой в больницу, и малышка осталась одна. Это были страшные, чёрные дни. Горе сблизило бывших супругов. Было ни до обиды, ни до попрёков, ни до воспоминаний. Анастасия с трудом возвращалась к жизни. Как только она немного оправилась, её сразу привезли домой и не отходили от неё ни на минуту. Мать и отец ходили на цыпочках, тихо разговаривали и ухаживали за малышкой, которая своим пятимесячным сердцем уже чувствовала несчастье и почти не плакала. Первые дни, после возвращения, Настя почти ни на что не реагировала, а когда подносили к ней малышку, начинала безудержно плакать, так что близкие стали бояться за её психику. Их участковый врач, навещавший Настю, успокаивал их, говоря: - ,,   что время лечит, и материнское сердце возвратит любовь к малышке и разбудит жажду жизни. Она молодая, и поверьте, организм справиться и всё будет хорошо!,,
Через месяц она постепенно стала приходить в себя, но понимание и осмысление происшедшего, ещё не было. Она не улыбалась, не плакала, механически кормила ребёнка, но была так слаба, что ни баюкать свою золотую девочку, ни гулять с ней, не могла. Жизнь для неё остановилась! Отец больше не мог оставаться с ними, его ждали дела в Тамбове и пятилетний сын.
- ,, Держись, Катюша, - обратился он к матери Анастасии, - Через три месяца отпуск, снова приеду. Рыжик, - обратился он к дочери,- прости меня, я должен уехать. У тебя есть подарок Алексея - доченька ваша рыженькая! Ради его памяти не сдавайся! Ты у меня сильная девочка! Верю, выдержишь, оживёшь! Мать рядом, Лиза твоя поможет тебе. Друзья Алексея не забудут... А я не могу, Настенька, прости...,,
После отъезда отца, прошло несколько печальных, томительных дней. Анастасия по-прежнему оставалась безучастной ко всему, уставшая от горьких мыслей и щемящих воспоминаний... Маленькая Асенька лежала в кроватке, нарочно поставленной матерью, рядом с её кроватью. Она надеялась, что вдруг наступит момент просветления в больном сердце её дочери, и она встрепенётся к жизни. Взгляд Насти скользнул по спящему лицу девочки, и вдруг, что-то дрогнуло, оживилось в ней. Она решительно встала и побежала на кухню, где сидела со скорбным выражением её уставшая мать. Анастасия тихо подошла сзади к Екатерине Семёновне, обняла её за плечи и твёрдо сказала:
 - ,, Я всё выдержу, мамочка! Я должна жить ради нашей малышки, ради памяти Алексея! Когда Асенька проснётся, накорми её. Мне надо побыть немного одной!,,
Сдерживая рыдания, она стремглав бросилась в спальню и, закрыв плотно дверь, включила радио, и впервые за последний месяц зарыдала горько, безысходно, взахлёб.  Слёзы растопили её окаменевшую от горя душу, и облегчили сердце, сняв сильную боль.. Стоя на коленях, держа в руках портрет бравого Алёши, она шептала ему последние слова любви, клялась в верности и в том, что она вырастит их солнышко и всё время будет ему рассказывать: - ,, какой прекрасныЙ и нежный был её папка...- ,, Лёшенька, Лёшенька! Как же я буду теперь без тебя жить?,,
И вдруг, она словно услышала его голос! - ,, Я всегда с тобой, моя дорогая Маркиза! Береги нашу доченьку! Расскажи ей обо мне, о нашей любви! Я верю, что ты всё выдержишь!,,
Прошло пять лет. Анастасия работала в технической библиотеке, вместо ушедшей в декрет Лизы, которая ждала уже второго ребёнка. Екатерина Семёновна уехала погостить к сестре в Вологду. Андрей Викторович несколько раз приезжал навестить внучку, да и Анастасия ездила с Асенькой в Житомир, повидаться с отцом. Жена отца оказалась спокойной и гостеприимной женщиной. Рыжий Гришенька подрос, ходил уже в школу. Гордо показывал маленькой Асеньке школьные принадлежности, и даже пытался научить её читать. Она оказалась смышлёной девочкой, и с удовольствием заучивала разные буквы.
Жизнь Анастасии текла спокойно, без изменений. На работе её повысили в должности, и она стала заведовать отделом технической библиотеки. Ася ходила в садик. Екатерина Семёновна хлопотала по хозяйству и продолжала давать уроки на скрипке. Только вместо толстенького Бореньки, который поступил в музыкальное
училище, приходили две тоненькие, беленькие близняшки - Мариша и Ириша, настолько похожие, что пришлось попросить завязывать косички в разные бантики, чтобы можно было их различить.
И снова золотая осень. Анастасия вместе с Асенькой гуляют в парке. Девочка собирает жёлуди, шишки и разноцветные листья. Воспоминания всплывают и роятся, заставляя грустно биться сердце. Анастасия не спеша, идёт по аллее, вдыхая свежий прелый запах, пахнущий почему-то грибами и антоновскими яблоками. Она тихонько засмеялась, нащупав в кармане пальто прошлогодний орех, бог знает сколько пролежавший, и видимо, забытый с прошлой прогулки. Она хотела подозвать Асеньку, но вдруг почувствовала, как будто кто-то следит за нею. Анастасия не слышала шаги, погружённая в думы, но страха тоже не было. Она ощутила какое-то тепло, дымкой окутывающее её сзади. К ней подбежала дочка: -,, Мамуля, давай побежим наперегонки, вон к той скамеечке.,,
Асенька, как козочка, подпрыгивая и напевая: - ,, Всё холошо плекласная Малкиза! Всё холошо, всё холошо!,, - бежала к дальней скамеечке, стоящей рядом с пушистой ёлкой под фонарём. Анастасия вдруг почувствовала прилив энергии и помчалась за дочкой. Ей вдруг стало легко и свободно, как будто два крыла у неё выросли. Она словно летела, всё время ощущая этот тёплый взгляд за спиной.
,, Сумасшедшая, бегу, как девчонка!,,          - ,, А я пелвая, пелвая!,, - радостно запела Асенька.
Запыхавшись, Анастасия добежала до скамейки и села рядом с дочкой, на минуту закрыв глаза, чтобы успокоить сердцебиение.
- ,, Мама, мама, чужой дядя что-то хочет тебе сказать!,,
Она открыла глаза и увидела перед собой молодого человека, что-то торопливо говорившего. Он протягивал ей её перчатку, которую она, видимо, уронила, когда вытаскивала орех.
- ,, Простите, ради бога. Я хотел вам отдать перчатку, которую вы нечаянно потеряли, но вы так быстро сорвались с места, что я еле вас догнал.,,
Анастасия почти не понимала, что он говорил. Она просто смотрела на него, и внезапные слёзы тихо покатились из глаз: - ,, Господи, как он похож на Алексея! И тоже рыжий!,, - молнией промелькнуло у неё в голове.
Он смутился: - ,, Простите, я не хотел вас напугать. Должен признаться, то я уже несколько дней за вами слежу. Окна моего кабинета выходят во двор детского сада. Я часто наблюдаю за детишками, и вашу рыженькую девочку я сразу выделил. У неё такой звонкий голосок! Как посмотрю на неё, сразу детство вспоминаю. Я, как видите, тоже рыжий, но всегда стеснялся этого. Мальчишки всегда в школе дразнили: - ,, Рыжий, рыжий, конопатый,- убил дедушку лопатой!,,  Я плакал дома, а мой дедушка успокаивал меня и говорил: - ,, Не плачь, Рыжик! В нашем роду все рыжие, значит судьба такая. Мы не просто на свете живём. Мы посланцы солнца, его лучики, согревающие людей и вызывающие у них улыбки и тепло. Так что выше нос, Рыжий Лис!,,
Анастасия справилась с внезапным волнением и, не перебивая, слушала его.
- ,, Мне ваша дочка очень понравилась, такая весёлая, неугомонная, хорошенькая! И всё думал, какая же у неё мама, наверное, тоже красивая... А однажды увидел вас..., и всё! Пропал я! Ну, думаю надо действовать и всё о вас узнать, чтобы была возможность познакомиться. Няньку, в вашем детском саду конфетами подкупил, ну она всё о вас и выложила. Не смотрите на меня укоризненно, пожалуйста. Я когда узнал вашу судьбу, подумал, что не смею к вам подходить со знакомством. Пытался выбросить вас из головы. Честно с собой боролся. Но чем больше запрещал себе думать о вас, тем больше хотел с вами познакомиться, но всё не решался. Я бы так и не осмелился, но вот, видите, Бог помог. Вы перчатку потеряли. Почему же, Маркиза вы плачете?,,
- ,, Как вы меня назвали?,,
- ,, Маркиза. Вам не понравилось? Извините, я не хотел вас обидеть. Просто я слышал, как ваша дочурка напевала, вот я и запомнил. Ох, извините! Я всё болтаю, а ещё не представился. Меня зовут - Антон.,,
- ,, Ой, у нас в глуппе тоже есть Антон! Мы его дразним: - ,,Антошка на одной ножке, продали селёжки!,,
- ,, Ася, ну что ты болтаешь!,,
- ,, Ничего страшного, Асенька. Вот как научишься букву- ,, Р,, говорить и подрастёшь немного, я тебе обязательно серёжки маленькие подарю. Вот тогда ты сможешь весело петь: - ,, Серёжки от Антошки.,,. Вы не возражаете , Анастасия Андреевна?.. А, вы знаете дорогие дамы, уже довольно темно. Не пора ли нам возвращаться?,,
Луна освещала аллею, по которой выходили из парка - рыжая Асенька, напевая свою песенку, рыжая мама Анастасия и рыжий Антон...
- ,, Всё хорошо, прекрасная Маркиза! Всё хорошо, всё хорошо!,,

----------15 ноября-2002года.----автор Маргарита Лунис--------------г. Гамбург.


Рецензии