Деревни-города раннесредневековой Руси

 
На рисунке пропорции искажены. Надо учитывать реальные пропорции иллюстраций.
http://lubitino.info/dost/slav2.gif   
http://culture.natm.ru/foto/c1562236.jpg http://vnnews.ru/static/thumbs/2008-11/1072/49269082c21f4_1.jpg Вот германская примитивизация, но все же с учетом существования больших домов славян  http://orei.livejournal.com/127349.html?thread=3229557
 
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/dating/novgorod/arzih13.gif Неревский конец
 
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg


Деревни-города Руси (точнее - понятно - селения)

Если верить «Повести временных лет», было около 1050 лет назад на Руси следующее
« В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню (у озера Ильменя есть село Коростынь, а пятина между Мстой и Ловатью именуется Деревской), так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город".
Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

 И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви. ..

    В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон". ..
http://old-rus.narod.ru/02a.html

Всяких вопросов в связи с этими событиями масса. Множество возникает уточнений и добавлений, особенно с использованием иноземных источников и данных археологии.

Примерно в это время византийский император Константин Багрянородный, имевший подробную информацию о Росии (по мере христианизации так называлась Великая Скифия) поучал своего сына:
"  9. О росах[1], отправляющихся с моноксилами[2] из Росии[3] в Константинополь (Наверх)
[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии[4] в Константинополь моноксилы являются[5] одни из Немогарда[6], в котором сидел[7] Сфендослав[8], сын Ингора[9], архонта Росии[10], а другие из крепости Милиниски", из Телиуцы[12], Чернигоги" и из Вусеграда[14]. Итак, все они спускаются рекою Днепр[15] и сходятся в крепости Киоава[16], называемой Самватас[17]. Славяне же, их пактиоты[18], а именно: кривитеины[19], лендзанины[20] и прочие Славинии[21] - рубят в своих горах[22] моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы". http://oldru.narod.ru/biblio/kb_imp.htm

Выходит, княгиня вывезла своего сына подальше от мстительных древлян. Контроолируемые ими земли (позже названные Деревской пятины) у Мсты она превратила в подчиненные себе погосты. Да и на погостах встали "заградительные отряды", чтобы противники Ольги не могли добраться до княжеского сына. Есть предположения, что древляне - продолжатели традиций готов-тервингов (дервингов; лесных)http://www.hrono.info/etnosy/goty.html
http://www.softhawkway.com/zmievy_valy.htm http://www.korosten.biz/krs_region2.php
и другие

На Новгородской земле внимание привлекает Малышевское городище — средневековая крепость середины X века, исследованная вблизи посёлка Любытино (райцентра Новгородской области РФ). В этот памятник душу вложил известный новгородский археолог Владимир Яковлевич Конецкий, которому в этом году исполняется 60 лет. Поздравляя его с юбилеем, хотелось бы пожелать ему здоровья и творческого долголетия на благо отечественной истории.

Крепость на Малышевском городище, по оценке историков, была сооружена  дружинниками, оставленными на Новгородской земле княгиней Ольгой в середине X века во время её похода на Лугу, Псков и другие земли современного Северо-Запада России[1] и существовала 20 — 30 лет[2].

С 1997 года сотрудниками и студентами Новгородского государственного университета под руководством В.Я.Конецкого на городище ведутся археологические раскопки. За время проведения раскопок были обнаружены предметы быта дружинников, женские украшения, керамические изделия и др.

В 2007 году исследовался центральный участок городища. Были обнаружены остатки жилых и хозяйственных построек. Среди находок — многочисленные бытовые предметы, стеклянные бусы, в том числе глазчатые. Характерно наличие следов пребывания дружинников, в частности - предметов вооружения[3].

Конецкий В. Я. Иванов А. Ю., Торопов С. Е., Исследования Любытинского (Малышевского) городища: первые результаты // ННЗ . — Вып. 12 . — 1998 . — С. 32-41
http://ru.wikipedia.org/wiki/Малышевское_городище

В рамках комплексных исследований осуществлены проекты
«Славянская деревня X века». Охранные раскопки на месте планируемого музея славянской деревни в пос. Любытино Новгородской области;
«Русь глубинная. Славянская деревня X века. Совместно с Любытинским краеведческим музеем и Новгородским обществом любителей древности. (Грант Президента РФ, 2004. Авторы: Конецкий В. Я., Иванов А.Ю.).
«У истоков Новгородской земли. Любытинский археологический сборник. Вып.1 / Составители Конецкий В.Я., Иванов А.Ю. Любытино, 2002 (9,8 п.л.).
http://www.novsu.ru/dept/1390/i.2429/?id=1960
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/dating/novgorod/arzih13.gif


В 2008 году исследовалось примыкающее к городищу селище. Было заложено три раскопа общей площадью 460 кв. м.

Обнаружены остатки ряда жилых и хозяйственных построек. Среди вещевых находок - бытовые железные предметы, оселок, наконечник стрелы, фрагменты жерновов. Основным результатом раскопок селища стало установление его синхронности   с примыкающим городищем.

В 2008 году раскопаны также два кургана из могильника, расположенного в 300 м к юго-востоку от исследованного селища. Отличительной особенностью раскопанных курганов является значительный размер могильных ям (до 3 х 5 м). При этом инвентарь погребений не оказался столь же ярким. Мужское погребение сопровождалось лишь железным ножом, топором и бронзовой фибулой. Исследованное в другом кургане женское захоронение содержало бронзовую фибулу, браслет, серебряные височные кольца, достаточно многочисленные, хотя и низкокачественные, шейные украшения (бусы, бисер).

В результате раскопок курганов установлено, что они не составляют единого хронологического комплекса с исследованными городищем и селищем, а относятся к более позднему времени - середине XI века. К этому времени поселенческий центр данного микрорегиона сместился на место современной д. Малышево, где встречаются многочисленные выходы раннегончарной керамики.
http://culture.natm.ru/tree4.html?id=5100
http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/103.htm


Газета "Новгородские ведомости" (от 16.05.2009г.) опубликовала добротную статью «Во мглу веков с Конецким из Концов», где отмечаются глубокие новгородские корни семьи археолога.

Конечно, правильнее было бы встретиться с юбиляром не заранее, а, как водится, в самый канун его юбилея, — исходя из того, что «хороша ложка к обеду». Однако день рождения Владимира Яковлевича приходится в аккурат на пик полевого сезона, а искать его в эту пору по лесам среднего Помостья весьма затруднительно. Да и грех было бы по пустякам отвлекать ученого от полезнейшего и увлекательнейшего занятия — разгадки завораживающих тайн «темных веков» русской истории.

Журналист так представил сложившийся обряд.

«Мирную тишину июльской ночи прорезал душераздирающий вопль. И — словно по сигналу — весь лес огласился невероятным шумом: крики, топот, свист, грохотание железа. В свете внезапно вспыхнувшего костра по стоянке заметались тени перепуганных, толком не проснувшихся людей, которые неизбежно попадали в крепкие руки диковинных персонажей, украшенных листьями.
Спустя несколько минут всё было кончено: окруженные стражей пленники, стоя на коленях, боязливо жались друг к другу, над лесом вновь зависла тишина. И тут всполохи костра выхватили из мрака зловещую фигуру невесть откуда взявшегося Жреца.
Впрочем, ни фигуры, ни лица за зеленым покровом было не разобрать, — лишь острый взгляд недобрых глаз из-под листвы всматривался в лица обреченных. Жрец выбрал двоих, покрепче, — их вывели и сунули в руки приспособления, напоминающие лопаты. Бормотавший заклинания Жрец выразительно ткнул пальцем в землю — и пленники принялись копать.
— Луп! Луп! Луп! — начали скандировать аборигены.
Наконец яма была вырыта, Жрец придирчиво ее осмотрел, прошептал заклинание и снова указал в землю — уже в другом месте.
— Луп! Луп! Луп! — продолжали ритмично чеканить адепты неведомого культа, покуда взмыленные копатели трудились над второй ямой. Когда же дело дошло до третьей ямы, в общий хор влились и робкие голоса пленников, понукаемых своей неумолимой стражей:
— Луп! Луп! Луп!..
Вдруг Жрец издал торжествующий возглас — и всё смолкло. Действующие лица жутковатой мистерии склонились над третьей ямой…
Явление бога Лупа (хорошо бы "волка"-оборотня, хотя http://lechebnik.info/607/21.htm)
Бережно, с почестями (хотя и не без труда) из ямы был извлечен нерукотворный каменный идол.
— Луп!!! — заревели на весь лес воины в листьях, ( нашли За-Лупу ?http://firenok.livejournal.com/22219.html ).
Торжественной процессией, с факельщиками впереди и пленниками под конвоем в хвосте, Лупа на некоем подобии носилок обнесли вокруг стоянки и водрузили на широкий пень. Антропообразные рельефы «лица» скалились в мерцании огня зловещими гримасами — отвратительный божок явно жаждал крови.
Пленники почувствовали, что пришел их черед. И не ошиблись: кромешная темнота какого-то шалаша, захлестывающие шеи веревки, нечто липкое и приторно сладкое, стекающее с губ… Затем — как в кошмаре — собственный голос, повторяющий за Жрецом тезисы сакральной клятвы:
Усердно копать…
На дождь не роптать…
Лишь с лопатою спать…
А потом — победный визг, смех и всеобщее братание: листва с «аборигенов» летит в костер, «пленники» смывают сгущенное молоко с подбородков и рассматривают повисшие на шеях амулеты (черепки поздней керамики с надписью «Луп»), наиболее ответственные зарывают Лупа в землю — до следующего полевого сезона. Затем чай у костра — с экспедиционными преданиями, песнями и оставшейся сгущенкой. И наконец отбой — теперь уже настоящий, до утра.
Вот таким образом Любытинская археологическая экспедиция Новгородского университета посвящает в археологи своих новичков.

А что же подлинный вождь этого неспокойного племени — руководитель экспедиции? Нет, Владимир Яковлевич не рядился Жрецом, не мазал подопечных сгущенкой, да и вообще к этой студенческой затее никоим образом не причастен. Но во время проведения каждой из таких инициаций (а традиция живет уже почти полтора десятка лет) он, оставаясь в тени, исполняет самую, наверное, ответственную в этом триллере роль: тут он и пожарный, и скорая помощь, и милиция — в общем, всё МЧС в одном лице. И надо отдать ему должное: за все эти годы в «Ночь бога Лупа» не случалось ни калеченых, ни обиженных, ни каким-либо иным образом пострадавших — как раз наоборот: все веселы, целехоньки и непременно сфотографированы (на память). Он ведь для своих студентов в экспедиции — что мать родная: все всегда сытно и вкусно накормлены, здоровы, вовремя помыты в бане и даже комарами не покусаны. Быт в лагере устроен просто, рационально, отчасти даже комфортно, но это всего лишь быт: главное место приложения сил экспедиции находится в километре от лагеря, на загадочном Малышевском Городище.
 

— Отношение с молодежью — тема для меня душевная и особо трепетная, — признался Владимир Яковлевич. — Я с молодыми почти всю жизнь работаю. Что, кстати сказать, полезно даже в плане науки: молодые люди — молодые идеи, самому-то с собой сложновато дискутировать.
— Многие прошли через ваши раскопки?
— Я бы сказал — многие сотни. В университете работаю 15 лет, каждый год у первокурсников обязательная археологическая практика — вот и считайте. А до университета еще 15 лет заведовал отделом археологии Новгородского музея, там тоже каждое лето на раскопки ездили. Иные из тех ребят уже кандидаты и доктора наук.
— И много таких?
— Думаю, с десяток заметных археологов я вырастил.
— А верно ли ваши ученики говорят, будто вы местоположения селищ с первого взгляда безошибочно определяете?
— Ну уж и безошибочно — всегда следует учитывать фактор «а мало ли». Но это «мало ли» — не есть правило. Если понять алгоритм соотношения поселений и могильников, нетрудно вывести и формулу поиска, которая поможет вычислить селище не только на местности, но даже по карте.
— И что за формула?
— Очень простая: идите от курганов по тропинке к ближайшему водоему — и упретесь в селище. А если там еще рыбаков или туристов встретите — можете не сомневаться, что угадали.
— При чем тут туристы?
— При том, что удобные для стоянки места как были удобны во времена неолита, так удобны и по сей день. Проблема как раз не в поисках памятников, а в их спасении: вы и представить себе не можете, сколько памятников погублено безвозвратно. Почти все поселения, что я копал, были вдоль и поперек перепаханы.
— Да можно ли найти что-нибудь в распаханной земле?
— Немного, но можно — мы ж не ради коллекции находок копаем. А потом находка находке рознь: бывает, какой-нибудь ржавый обломок ножа, сам по себе ничего не стоящий, в контексте раскопа может рассказать столько, сколько ни одна сенсационная находка не расскажет.
— А бывают и сенсационные?
— Не бывает, слава Богу. Если вы, конечно, имеете в виду какой-нибудь шлем Александра Македонского.
— Почему «слава Богу»?
— Потому что сенсационными должны быть не находки, а выводы. «Сенсационных» находок у нормального археолога быть вообще не должно. Например, если бы я нашел на Малышевском Городище меч или клад арабских монет, то и такая интереснейшая находка была бы отнюдь не сенсационной, но логичной и вполне ожидаемой.
— Малышевское Городище — это где сейчас ваша экспедиция работает?
— Да, с 1997 года, за вычетом одного сезона. Правда, в прошлое лето мы перешли с городища на селище, но они составляют единый комплекс. Это в нескольких километрах от Любытина, в долине реки Белой…
 

Прыщ на земле любытинской

Долина впадающей у поселка Любытино во Мсту реки Белой благодаря своей природно-климатической привлекательности заселена была испокон века. На сравнительно небольшой территории там и поныне соседствуют свидетельства сменяющих друг друга (а иногда друг с другом уживающихся) культур — стоянки железного века, длинные курганы угро-финнов (ну, здесь автор этой статьи резко расходится с этнической привязкой этой группы памятников В.Я.Конецким), сопки пришельцев-славян. Здесь на левом берегу Белой, неподалеку от деревни Малышево, обнаружены были остатки некоего городища (укрепленного поселения) с примыкающим к нему неукрепленным поселением — селищем.
— До начала раскопок вообще непонятно было, что это за памятник, — вспоминает Владимир Яковлевич. — Культурный слой почти весь перепахан, сохранился он лишь на небольших участках, примыкающих к валу. Да и слой-то хиленький, — 10—15 сантиметров.
— Это значит что?
— Это значит, что на городище люди жили лет 20—30, не более. Впрочем, и столь худосочный слой имеет свои плюсы: там всё синхронно, всё относится к одному отрезку времени. Например, коллекция керамики, собранная на городище, имеет колоссальное, можно даже сказать, эталонное значение. Теперь мы точно знаем, что именно такой набор керамики характерен для древнерусских поселений середины X века на этой территории, что может очень помочь при датировке других памятников.
— А как вы узнали про середину X века?
— По целой совокупности признаков, в частности, по той же керамике. Никак не противоречат этой датировке и другие находки — половинка арабского дирхема, например, несколько фибул.
— Это все находки за столько лет?
— Почему — были еще ножи, обломок топора, наконечник дротика, кресало, фрагменты плавильного тигля. Но не только ведь находки — даже факт их отсутствия может о многом рассказать.
— Например?
— Например, полное отсутствие такой массовой категории находок, как глиняные пряслица. То есть на этом городище не ткали и не пряли. Что это означает?
— Что там, видимо, не было женщин.
— Как же тогда быть со стеклянными бусами, с перстнем? Женщины там, конечно, были, но — явно не жёны. А вот свидетельства мужского быта — налицо, хотя и мужчины сколь бы то ни было серьезной хозяйственной деятельностью на городище не занимались.
— Что ж они там, за своими укреплениями, делали?
— И, кстати, об укреплениях. Здесь мы столкнулись с совершенно уникальным случаем для Северо-Запада — конструкциями укреплений южнорусского типа. Второго такого примера, кроме Малышевского Городища, мы здесь не знаем. Конструкция довольно внушительная, свыше шести метров высотой — этакий прыщ на земле любытинской в назидание местному населению…
Итак, дано: укрепленное поселение южнорусского типа, возведенное в стороне от местных центров. Население мужское, сплошь живущее бобылями и никакой заметной хозяйственной деятельности не ведущее. Место — среднее течение Мсты, время — середина
X века. У знатоков отечественной истории из числа наших читателей есть возможность поразмышлять — что бы это такое могло быть?
— Тут уместно вспомнить события 947 года, связанные с известным походом княгини Ольги, — подсказал Владимир Яковлевич.
 

«Иде Вольга Новугороду…»

В ранней нашей летописи под 947 годом сказано: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани». Иными словами, уточнила размеры налогов и организовала сеть опорных пунктов для их сбора. Произошло это вскоре после гибели ее супруга, князя Игоря Рюриковича, который был убит древлянами во время полюдья (объезда подвластных земель с целью сбора дани). Изобретательно отомстив древлянам за мужнину смерть, равноапостольная княгиня, видимо, все же сочла за благо сменить полюдье более отлаженной и справедливой системой налогообложения. Свою «налоговую реформу» она начала с новгородской земли, установив «дани», которые шли с окрестных территорий в совсем еще молодой Новгород (а оттуда — в Киев, сколько там Киеву полагалось).
— Мста и Луга упомянуты в летописи не случайно, — объяснил Владимир Яковлевич. — Именно в этих местах сформировались наиболее мощные местные центры, способные противостоять распространению власти Новгорода. Центры эти следовало подавить — для чего Ольгой и была создана система опорных пунктов, тех самых «погостов».
— Выходит, Малышевское Городище — это и есть один из погостов княгини Ольги?
— Выходит, так. Случай уникальный: впервые на новгородской земле мы находим памятник того времени в таком контексте и в таком состоянии (в чистом виде, без более ранних и позднейших наслоений). Перед нами яркая иллюстрация механизма становления государственной власти, определенный момент формирования территории земли новгородской на раннем ее этапе. И еще: до наших раскопок столь скромным дружинный быт себе никто не представлял…
Действительно, маленький заштатный гарнизончик где-то на краю земли: это ведь сегодня можно часа за три до Любытина домчаться, а тогда — сотни верст по Мсте, да против течения (смотря откуда двигаться: П.З.) , да через пороги… Ни кладов, ни деталей роскошного богатырского доспеха, в каком мы привыкли воображать себе княжеских дружинников, — напротив: всё предельно просто, бедненько, даже убого. Кормили и обстирывали гарнизон (иногда при этом теряя, на радость археологам, бусы) обитательницы примыкающего к валу селища. Ну и сами служивые мастерили что-то, приторговывали по мелочам.
— Кстати, о торговле: с внутренней стороны вала мы обнаружили камеру — по всей видимости, жилое помещение.
— И кто там жил?
— Можно фантазировать. Но очень вероятно, что в таких помещениях содержались рабы — одна из наиболее распространенных категорий древнерусского экспорта. В сущности, государство первых веков русской истории — это ведь не более чем гигантская торговая фирма, имевшая целью выкачивание продукта для реализации его на международных рынках.
— Вот так — меркантильно и непатриотично?
— Разумеется. А вы полагаете, они там Великую Россию созидали? Уверяю вас, столь высокие задачи тогда и в голову не приходили никому…
И все же именно Великая Россия зарождалась в те дремучие века. Еще даже лет на сто раньше Ольгиного похода и непосредственно в наших краях. Ежесезонно по всей Новгородчине трудятся сотни археологов, из результатов работы которых, как из самоцветов мозаика, всё более отчетливо складывается парадоксальная картина: государство, известное нам под именем Киевская Русь, зарождалось вовсе не в Киеве, а здесь, на нашей с вами земле новгородской. Это, конечно, не столь оглушительная сенсация, как инопланетяне с тарелки или помянутый выше шлем Александра Македонского, зато подлинная. Из тех, о которых говорил кандидат исторических наук Владимир Конецкий.

В самом чеховском смысле

Кстати, почему до сих пор кандидат — не пора ли уже и докторскую защитить?
— Не буду, — отрезал Владимир Яковлевич, — силы уже не те. А найду силы и время — лучше книжку напишу: очень много набралось неизданного материала.
— А что вообще определило выбор археологии как жизненного пути?
— Многое. Начнем с того, что отец был сельским учителем, историком по образованию. У нас на чердаке хранился целый архив на тему русского крестьянства с пореформенного периода — чего там только не было! У меня до сих пор живы метрики прадеда и его братьев.
— То есть вы свое родословие достаточно глубоко знаете?
— До седьмого колена — в буквальном смысле. Со времен Анны Иоанновны…
Удивительная генеалогическая память для простого крестьянского рода, не фиксированного ни в каких «бархатных книгах»! Да и фамилия Конецкий — не случайная, явно связанная этимологически с названием его родной деревни Концы нынешнего Маловишерского района, стоящей некогда на стыке трех новгородских пятин — Деревской, Обонежской и Бежецкой. В ней и вырос наш археолог, с детства впитав дух этой древней земли, унаследовав ту здоровую крестьянскую жилку, которую отмечают в нем все, его знающие.
— Да, «от сохи» — но в то же время интеллектуал высшей пробы, — уточнил известный наш археолог и заместитель Конецкого по Новгородскому обществу любителей древности
Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, еще школьником бывавший с ним на раскопках. — Мало того, что Владимир Яковлевич по-настоящему большой ученый, чей вклад в изучение славянских и финно-угорских древностей уже сегодня трудно переоценить — ему свойственно сверхтонкое чувство прекрасного. Немногие знают, что в молодости он рисовал очень неплохие акварели, а стихи, думаю, и сейчас еще пишет. Прекрасный знаток и ценитель литературы. Будучи абсолютно не приспособленным к XXI веку, не владея компьютером и до сих пор пугаясь мобильного телефона, он в то же время обладает блестящей эрудицией и глубинным пониманием русской жизни и культуры. Эти качества в сочетании с его крестьянской основательностью, наверное, и определили образ русского интеллигента Владимира Конецкого — интеллигента в самом высоком, чеховском смысле…
К столь емкой и точной характеристике добавить более нечего. Алексей ПШАНСКИЙ
http://www.novsu.ru/press/aboutus/i.95574..2/?view=59700

Это интересные характеристики видного археолога. Который, в частности, по словам журналиста против оглушительных сенсаций, как инопланетяне с тарелки или помянутый выше шлем Александра Македонского, но  за подлинную историю – что государство первых веков русской истории — это ведь не более чем гигантская торговая фирма, имевшая целью выкачивание продукта для реализации его на международных рынках. Это в духе Олеся Прицака и иных современных историков, игнорирующих тысячелетия отечественной государственности со времен Великой Скифии.

В циклах статей и книгах, посвященных истокам отечественного градостроительства, мне неоднократно приходилось подчеркивать, что начинать поселенческую историю России со средневековых поселений (да еще называть их «древнерусскими») в информационном плане преступно.
Куда деть протогорода трипольскойкультуры и города типа Аркаима, городища античных городищенских культур на землях Руси и т.п. ?!
http://ru.wikipedia.org/wiki/Город
уточнения хотя бы http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/

Зажмуривают на все неудобные факты глаза и лепят и лепят Лупа – соответствующие «древнерусские» версии.

При всей примитивизации облика средневековых поселений на Руси пробивается информация и о разнообразии этих поселений, имевших иногда значительные постройки, достаточно декорированную архитектуру.

http://jettravel.ru/images/gallery/29280.jpg
http://www.edu-media.ru/catalog/4/history/ Средневековый Новгород
Для 6 класса
255. Новгород. Группа жилых усадеб в Неревском конце. Реконструкция Г. В. Бориеевича
http://www.snob.ru/i/indoc/44/blog_entry_50841.jpg
Васнецов А.М. (Деревянный) Монастырь в Московской Руси
http://www.emc.komi.com/02/12/093.htm
http://s51.radikal.ru/i131/0905/30/4dfc5b1ad38c.jpg
реконструкция англо-германской деревни

Геродот около 25 веков назад указывал севернее Черного моря Гелон - огромный деревянный город, обнесённый высокой стеной, каждая сторона которой занимает 5,5 км, с деревянными же домами и святилищами, в том числе эллинских богов. Был – возможно, - сожжён во время скифского похода Дария I в 512 до н. э.

Академик Забелин Иван Егорович и другие ученые считали, что Гелон мог быть на месте Саратова (Нижняя Волга). Украинские исследователи упорно отождествляют Гелон с Бельским городищем возле деревни Бельск Котелевского района Полтавской области (Украина) — 50,02° N 34,38° E. Набирают фактические доказательства версии, что Гелон мог быть на берегах Дона и ближе к Волге. Вот контекст с сообщением Геродота.

«4.108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые
глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием
Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена
высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища73. Ибо
там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми
зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года
будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое
исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из
торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском
языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у
гелонов, образ жизни их также иной.
http://a-nomalia.narod.ru/rrG43.htm»

Понятно, что еще в дореволюционные времена намекали на связи созвучие названий Гелона с Шелонью и Голино. Тем более, река Желонь (течет с Вручского кряжа) известна и на Деревской (древлянской) земле. Вспоминали и указанное Геродотом озеро, где встречались животные с «квадратными мордами» - их представляли как лосей. Все это спорные предположения.  Но  вот «святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу» - это уже к спорному для лесостепных селений не отнести. Хотя бы один крупный город на землях Великой Скифии был добротно украшен, как отчасти и раннесредневековый Новгород (часть резной колонны представлена на рисунке; правда, В.Я.Конецкий приладил ее к реконструированной им «варяжской божнице»)

А.В.Арциховский все же относил это к новгородскому искусству (да и не трудно увидеть здесь аналоги со скифо-сарматским звериным стилем):
«Для истории искусства сохранность дерева оказалась так же важна, как для истории техники. Великолепными резными узорами украшены многие деревянные предметы; особенно красивы некоторые кресла, скамейки, шкафы, оконные наличники. Эти резные узоры очень близки к красочным узорам новгородских пергаменных книг, являясь их несомненными прототипами. Линии, как и там, смело изогнуты во все стороны, равновесие постоянно нарушается сознательно, общие очертания причудливы. Это характерные признаки новгородского стиля в прикладном искусстве. Мне уже приходилось о нем писать2).
Рис. 13. Колонна (прорись).
Такой же резьбой покрыты находимые при раскопках пряничные доски; с них узоры переносились на новгородские медовые пряники.
Встречаются деревянные скульптуры. Наиболее интересна скульптурная голова мужчины, найденная в 15-м ярусе, в слое XII в. Лицо продолговатое, бритое, лоб высокий, нос прямой, губы тонкие, выражение лица наглое и язвительное. Эта скульптурная голова находится на тонком стержне, но нельзя считать ее навершием посоха. Стержень короток и имеет внизу расширение --постамент. Встречены и другие скульптуры с подобными стержнями и постаментами. Они служили для украшения помещений или были связаны с культом домовых».


Гелон — согласно Геродоту, город в земле скифского племени будинов, столица гелонов, которое, якобы, происходило от греческих колонистов, изгнанных из приморских поселений и осевших среди будинов, и говорящих на смеси скифского и греческого языка.
Вопрос, единственный ли это год на землях Скифии.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2756
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111097.htm
http://www.proza.ru/2008/09/09/472


Известны строительством крупных домов венеды (энеты, виниды и т.п.) - античный прибалтийский народ, от которого ныне обычно ведут историю словено-русов. Античные авторы считали энетов потомками Энея, участника Троянской войны. Финны-угры долго именовали Русь - Venaja (Венейя, Венемаа: Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.: Наука, 1990. - С. 122). Ныне для ряда финно-угров Венейя - Россия, венелайнен – русский).
Происхождение значительной части славян от прибалтийских венедов ныне фундаментально подтверждают языковеды, историки и археологи (Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С. 322, указатель версий). Есть версии о происхождении от венедов всех европейцев.
Увлеченный изучением германцев римский историк Корнелий Тацит включил описание эстиев, певкинов (части бастарнов), венедов и феннов в восточные пограничные части Свебии (Швабии или Шветии-Швеции):
"Что касается правого побережья Свебского моря (Восточной Прибалтики; у многих других античных авторов это Венедский залив Сарматского океана), то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык - ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображение вепрей (матерых кабанов)…
Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и финнов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев.
Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой: все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.
У феннов - поразительная дикость, жалкое убожество: у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, одежда - шкуры, ложе - земля…". (Сто новгородских сел. Вып. 5. С. 192, 194; комментарии).
Так допускалось, что германские группы (восточные бретонцы как эстии) еще проживали в Восточной Прибалтике, где свое имя они затем оставили финно-уграм и их соседям. Птолемей через век после Тацита уже называет правую часть Свебского (Сарматского) моря Венедским заливом. Выходит, народы Сарматии взяли под контроль значительную часть Прибалтики, а венеды в Восточной Прибалтике уже доминировали.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2493

Известно участие славян в полиэтничной державе Аттилы.
Византийский посол Приск так описывал поселения во временном центре этой державы: «В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы просо, а вместо вина — так называемый по-туземному «мед»  56; следовавшие за нами слуги также получали просо и напиток, добываемый из ячмени; варвары называют его «камос» (kamon)  57. Совершив длинный путь, мы под вечер расположились на ночлег у одного озера с годной для питья водой, которой пользовались жители близлежащей деревни...
Переправившись через какие-то реки, мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромы Атгилы 63, более видные, чем во всех других местах, построенные из бревен и хорошо выстроганных досок и окруженные деревянной оградой, опоясывавшей их не в видах безопасности,.а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Онегесия, также окруженные деревянной оградой; но она не была украшена башнями подобно тому, как у Атгилы. Неподалеку от ограды была баня, которую устроил Онегесий, пользовавшийся у скифов большим значением после Атгилы. Камни для нее он перевозил из земли деонов 64, так как у варваров, населяющих эту область, нет ни камня, ни дерева, и они употребляют привозной материал. Строитель бани, привезенный из Сирмия 65 пленник, ожидавший освобождения за свое искусство, неожиданно подал в беду, более тяжкую, чем рабство у скифов: Онегесий сделал его банщиком, и он служил во время мытья ему самому и его домашним.
При въезде в эту деревню Аттилу встретили девицы, шедшие рядами под тонкими белыми и очень длинными покрывалами; под каждым покрывалом, поддерживаемым руками шедших с обеих сторон женщин, находилось по семи и более девиц, певших скифские песни; таких рядов женщин под покрывалами было очень много.
Когда Аттила приблизился к дому Онегесия, мимо которого пролегала дорога к дворцу, навстречу ему вышла жена Онегесия с толпой слуг, из коих одни несли кушанья, другие — вино (это величайшая почесть у скифов), приветствовала его и просила отведать благожелательно принесенного ею угощения. Желая доставить удовольствие жене своего любимца, .Аттила поел, сидя на коне, причем следовавшие за ним варвары приподняли блюдо (оно было серебряное). Пригубив также и поднесенную ему чашу, он отправился во дворец, отличавшийся высотой от других строений и лежавший на возвышенном месте. Мы остановились в доме Онегесия по его просьбе,— так как он уже возвратился с сыном Аттилы, — и пообедали, причем нас принимали его жена и родственники, так как он сам не имел времени пировать с нами: он тогда впервые после возвращения увиделся с Аттилой и докладывал ему об устройстве дела, для которого был послан, и о несчастии, случившемся с сыном Аттилы, которой упал с коня и сломал себе правую руку.
После обеда, покинув дом Онегесия, мы разбили шатры вблизи дворца Аттилы для того, чтобы Максимин в случае надобности пойти к Аттиле или переговорить с другими приближенными к нему лицами не был разделен большим расстоянием. Мы провели эту ночь на том месте, где остановились. С наступлением дня Максимин послал меня к Онегесию, чтобы передать ему дары, которые давал он сам и которые прислал император, и чтобы узнать, где и когда он желает с ним переговорить. Придя вместе с несшими дары слугами, я ждал (так как двери были еще заперты), чтобы кто-нибудь вышел и доложил о нашем прибытии.
Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженных досок, докрытых резьбой, а другие — из тесаных и выскобленных до прямизны бревен, вставленных в деревянные круги; эти круги, начинаясь от земли, поднимались до умеренной высоты 68.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm
63 [Где находилась эта столица Атгилы, в точности не известно. Судя по описанному выше маршруту, при всей его смутности, речь должна итти скорее всего о восточной Венгрия. Ср. Дестунис, ук. соч., стр. 50, прим. 65]. И затем следовало еще одно уточнение.
Переправившись через огромные реки, именно Тисию, Тибисию и Дрикку, мы прибыли на то место, где некогда Видикула, храбрейший из готов, пал жертвой коварства сарматов. Оттуда мы вскоре достигли деревни, в которой пребывал царь Аттила: деревни, говорю я, похожей на весьма обширный город, в которой мы нашли деревянные стены, построенные из полированных досок, скрепления которых так искусно были заглажены, что даже при внимательном рассмотрении едва можно было заметить соединения досок. Там видны были просторные пиршественные залы и очень красиво расположенные портики. Площадь опоясывалась заборами на огромном протяжении, так что само пространство указывало на царский двор. Таково было местопребывание царя Аттилы, владевшего всей варварской страной; это обиталище он предпочитал взятым городам 85.

Понятно, что боготворивший Приазовье Аттила с помощью опытных строителей (к примеру, киевляне считали всех новгородцев мастерами плотницкого дела) мог подобное деревянные поселение строить где угодно. По мере надобности. Тогда миграционная активность оставалась еще высокой.

Оставили свидетельства о славянском поселенческом строительстве и арабы примерно с 8 – 9 веков.

Гардизи. У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости; в крепостях и укреплениях они по большей части проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных.52-122<
Худад ал-'алам (анонимный географический трактат). Все они зимою бывают в хижинах и подземельях; у них многочисленные крепости и укрепления.52-122<

Марвизи. У них такой сильный холод, что они роют глубокие ямы, покрывают их дёрном, затем нагревают паром от навоза и дров и остаются в них в зимние месяцы; зимою нападают на них мадьяры, у них много рабов, потому что они постоянно нападают.52-122<

Выходит, славяне у арабских торговых путей постоянно в зимнее время подвергались нападениям мадьяр, которые захватывают много пленных. Фраза Гардизи "у них много пленных", без сомнения, соответствует более пространной фразе Марвизи и - вероятно, что пленных имеют нападающие кочевники, а не укрывающиеся в крепостях оседлые племена. Эти отрывки дают достаточно определённый образ жизни восточных славян, которые лето проводят вне крепостей, а зимуют внутри укреплений в хижинах (кто побогаче) или землянках, которые отапливают с помощью дров и навоза.
http://oldru.narod.ru/text_4_2.htm
К этим отрывкам о жилье славян примыкают следующие описания.

Марвази. Другой перевод того же самого фрагмента, но вместо "нагревают паром от навоза и дров" переведено: согревают их [ямы] паром, полученным от нагревания воды сжигаемым навозом и дровами.>53-391<

Моджмал ат-таварих (анонимное сочинение). [Славяне] делают жилища под землёй, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он [Славянин] приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землёй стало тепло.>53-391<

Ибн Русте (пер. Д.А.Хвольсона, 1869г.). В земле славян холод бывает до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба [яму Б.З.], который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей [просто крышей, Б.З.], и на крышу эту накладывают земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна. Когда же раскаляться камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до такой степени, что снимают уже одежду, В таком жилье остаются до самой весны.>52-121<

По последнему и самому пространному описанию видно, что речь идёт о русской бане, а вовсе не о зимнем жилье, отапливаемом напусканием водяного пара. Примерно такое свидетельство русские летописи связывали со славянами времен апостола Андрея.

Бакри. (Сведения получены непосредственно от путешествовавшего в западнославянские страны Ибрахим ибн Йа'куба.) Страны славян весьма холодны; и сильнее всего холод у них тогда, когда ночи бывают лунные. Тогда холод увеличивается и мороз усиливается. И земля тогда становиться как камень, и все жидкости замерзают; и покрываются как бы гипсом колодезь и канал, так что становятся подобными камню. И когда люди испускают воду из носа, то борода их покрывается слоями льда, как стеклом, так что нужно ломать, пока не согреешься или не придёшь в жильё. А когда ночи бывают тёмные и дни туманные, тогда мороз уменьшается и холод ослабевает, и в это время ломаются корабли и погибают те, которые в них находятся, ибо находят на них [корабли] из льда рек этих стран куски, подобные твердо установившимся горам. Иногда же удаётся юноше или крепкому мужчине ухватиться за подобный кусок и спастись на нём.

И не имеют они купален, но они устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его некоторой материей, которая образуется на деревьях, походит на зеленоватый водяной мох и которую они называют 'удж. Она служит им вместо смолы для их кораблей. Затем они устраивают очаг из камней в одном из углов этого [дома] и на самом верху против очага открывают окно для прохода дыма. Когда же он [очаг] раскалиться, они закрывают это окно и запирают двери дома - а в нём есть резервуары для воды и поливают этой водой раскалившийся очаг; и поднимаются тогда пары. И в руке у каждого из них связка сухих ветвей, которые они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются их поры и исходит излишнее из их тел и текут от них реки. И не остаются ни на одном из них следы сыпи или нарыва. И они называют этот дом ал-атба.>52-123<

Очевидно, что русская баня, как уникальный элемент русской культуры (привлекавшая и византийца Прииска в 5 веке н.э.), осознаётся и сейчас и тысячу лет назад. В ПВЛ, прибывший в Рим, апостол Андрей рассказывает только и именно о бане. Удивительное видел я в Славянской земле на пути своём сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые и обольются водою студёною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат и то совершают омовение себе, а не мученье.
http://oldru.narod.ru/text_4_2.htm

Считается, что наиболее достоверные письменные источники, сообщающие сведения о восточных и южных славянах VI- VII вв., принадлежат Прокопию и другим византийским авторам. Они дают такую характеристику славянских поселений: «Живут они, - пишет Прокопий о славянах и антах, - в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства» (Прокопий из Кесарии, Война с готами, М. 1950, стр. 297) . Конечно, здесь выражено явное пренебрежение к славянским жилищам, типичное для византийца, привыкшего к богатым и обстроенным городам Восточно-Римской империи. Из показаний другого византийского автора, почти современного Прокопию, видно, что славянские посёлки не были столь жалкими, как говорит Прокопий. Давая совет, как надо грабить славянские посёлки, автор указывает: войско должно быть разделено на две части и двигаться по двум дорогам, грабя ближайшие окрестности. Некоторые посёлки могут оказаться большими, но в этом случае не надо выделять слишком много воинов, часть которых должна грабить, а другая охранять грабящих (См, «Вестник древней истории» № 1, 1941 г., стр. 256-257).
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000082/st003.shtml


По этому автору, - Псевдо-Маврикию, - они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

«Баварский географ» в 9 веке называл поселения славянских народов городами, что подчеркивал и М.Н.Тихомиров
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000082/index.shtml
Бужане (busani) имели 230 городов, уличи (unlizi), "народ многочисленный", - 318 городов, волыняне (velunzeni) - 70 городов и т. д. По сути, это были те «крепости», которые отмечались арабами.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000082/st003.shtml

Селища у крепостищ – понятно – возникали. Но опорными и главными все же оказывались городища, что и необходимо учитывать при всяких реконструкциях поселений Руси 9 – 10 века. Стоит помнить, что Рюрик и Бравлин еще в первой половине 9 века приняли христианство (http://ru.wikipedia.org/wiki/Аскольд_и_Дир; http://ru.wikipedia.org/wiki/Бравлин ). Поэтому строительство отдельных храмов их потомками признавалось летописцами как делом вполне понятным.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской,
где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины."http://ru.wikipedia.org/wiki/Аскольд_и_Дир

При заключении очередного договора с Византией в 944 г. « христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и хазар, - это была соборная церковь, так как много было христиан - варягов. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, рабами и воском, и отпустил их; послы же пришли к царю и поведали ему все речи Игоря, и о любви его к грекам». http://old-rus.narod.ru/02a.html

Есть версии, что княгиня Ольга крестилась до 947 г.
Император Роман I правил с 919 по 944 г., следовательно, княгиня Ольга могла поехать в Константинополь в любой из годов его правления. Однако здесь необходимо учитывать следующее обстоятельство. Если принять летописную дату рождения Ольги в 893 г., то в 944 г. ей могло быть около 51 года. Для средневековья это довольно большой возраст - ближе к старости. Между тем, по летописи, император, при котором она крестилась, «... видел её очень красивую лицом и разумную...», что мало соответствует ситуации последних лет правления императора Романа I, когда княгине Ольге было за 50 лет. Другое дело, если бы это произошло в начале его правления, где-нибудь около 920 г., когда Ольге было около 27 лет. Но тогда придется предположить, что Ольга ездила в Константинополь не два, а три раза, и в полном соответствии с информацией осведомлённого Адальберта приняла крещение в первую из своих поездок. Прямых указаний на такое положение дел в источниках нет. Однако косвенные имеются.
http://www.pskovcity.ru/his_aleksandrov.htm
Академик Г.Г.Литаврин тщательно обосновал дату 946 год, но связать ее с окончательным крещением Ольги не решился..
http://www.sedmitza.ru/text/443943.html

Ныне необходимо учитывать реальные глубины христианизации земель Руси
МАКАРИЙ . МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ ДО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КАК ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ПРЕДЕЛАХ НЫНЕШНЕЙ РОССИИ ДО ОСНОВАНИЯ РУССКОГО ЦАРСТВА
(ок. 60 - 862)
Мною материалы суммированы http://litzona.net/ZolinPM/


Если Ольга все же была крещена вплоть до 946 г. (Рюрик и Бравлин являлись христианами уже в первой половине 9 века http://traditio.ru/wiki/Крещение_Руси ), то ее акция 947 г. могла включать и строительство хотя бы небольших христианских храмов на погостах, чтобы усилить влияние центров сбора дани на окрестное население. Подобное вскоре повторит и внук Ольги - князь Владимир. Эти храмы необходимо было оберегать от язычников. Поэтому, в частности, на Малышевском городище дружинники  и задержались.

Так это или не так – однозначно сказать трудно.
Но примитивизации облика славянских поселений (только дома с крышами из бересты и дерна-мха) 10 века стоит избегать.
Пагусы-погосты – традиционное обозначение заметных сельских поселений, своеобразных местных центров со времен Римской империи. И такие центры на землях Скифии-Сарматии явно были (где бы Германарих в 4 веке, затем варяги или хазары собирали с населения дань ?!). Вероятно, имели и заметные культовые сооружения. Возможно, на Мсте их следами Ольга и воспользовалась.


Рецензии