Мертвецы

Коля Ненахов ходил уже в третий класс. Учился он на твердые четверки по всем предметам, кроме физкультуры. С физкультурой была беда. Коля плохо бегал и прыгал, не умел подтягиваться и отжиматься, падал с каната и быстро уставал от игр, поэтому в любых соревнованиях его команда проигрывала, и все шишки сыпались на него. Коля немного заикался и дружил с девочками. За это одноклассники обзывали его «мямлей» и «бабой», а иногда и как следует поколачивали, до синяков. Коля собирал растения для гербария и исправно вел дневник по природоведению. Каждое утро он снимал показания с оконного термометра и делал заметки о погоде: осадках, облачности, ветре. Ему очень хотелось завести какого-нибудь домашнего зверя и вести за ним наблюдения, но мама не хотела об этом и слышать: у Коли подозревали бронхиальную астму и диагностировали аллергию на шерсть животных.

Маме, конечно, было виднее – она работала диетологом в центре эстетической медицины. Обычно она готовила Коле на завтрак фруктовый салат, морковный сок, ржаной сухарик с швейцарским сыром и одно куриное яйцо, сваренное всмятку. Коле очень надоел фруктовый салат, несмотря на то, что мама старалась разнообразить ингредиенты. А яйца он просто терпеть не мог. Изо дня в день повторялась одна и та же сцена: Коля кое-как управлялся с фруктовым салатом, пытаясь размазать его по тарелке толстым слоем, быстро выпивал морковный сок, заедая его бутербродом с сыром, потом вставал из-за стола, собираясь уходить. Но тут мама его останавливала вопросом:

- А яйцо?

Коля замирал на месте, как пойманный за шкирку воришка, и начинал канючить:

- Ма, я не хочу...
- Что значит «не хочу»? Сейчас же сядь за стол и доешь.
- Не хочу.
- Сядь и доешь!
- Не хочу. Не буду.
- А я сказала: сядь и доешь! У тебя до двенадцати часов маковой росинки во рту не будет!

Коля в отчаянии возвращался за стол в то время, пока мама уже более миролюбиво продолжала делать ему внушение:

- Ты же растешь, организм требует свое. Ты знаешь, что в одном курином яйце содержится столько же калорий, сколько в 100 граммах говядины?! Яйца, к твоему сведению, не менее полезны, чем осетровая или лососевая икра. Даже лучше – в них больше витаминов А и Е. Причем холестерина гораздо меньше. В них много калия, кальция и фосфора - это три важнейших элемента питания!...

Колин папа работал прорабом в одной крупной строительной корпорации. График у него был напряженный, он возвращался поздно и весь вечер смотрел только новости, переключая с канала на канал. Коля никак не мог понять, зачем папа слушает одно и то же, только по-разному сказанное. В конце концов, ему пришло в голову, что папа ищет какую-то ошибку: может быть, на каком-нибудь канале проговорятся и скажут неправду. Но, видимо, везде говорили правду, и никто ни разу не ошибся, потому что папа всегда уходил спать разочарованный и злой.

Коля тянулся к отцу, но у того никогда не было времени на него. Не получалось толком даже поговорить. Когда Колю в очередной раз избили мальчишки из класса, и он вернулся домой в порванном пиджаке, с расцарапанным ухом и перепачканных в грязи брюках, то он решил пожаловаться папе. Отец молча выслушал его рассказ, а потом терпеливо объяснил ему, что нужно делать:

- Надо уметь давать сдачи. Ты уже взрослый мужчина и должен свои проблемы решать сам.
- Я драться не умею...
- Не умеешь драться – запишись в секцию. Каратэ там, или самбо. Самое главное - не позволять себя унижать.
- Пап, но их много...
- Ну и что? Не будь мямлей! Всегда бейся до последнего, кусайся, царапайся – делай, что хочешь, но за себя постоять ты должен уметь сам. Ну, иди, уроки сделай.

На следующий день Коля укусил за руку толкнувшего его одноклассника, за что тут же был сбит с ног и получил два сильных удара ногой в живот. Больше Коля не кусался.

В этот раз Коля пришел в школу раньше обычного. Повесил в пустой раздевалке куртку, вытащил из мешка сменную обувь, не спеша переобулся. Войдя в класс, он увидел на своей и соседней парте два черных гроба. Коля оглянулся в замешательстве – никого не было, в школе стояла непривычная тишина, будто это был воскресный день, а не обычный четверг. Он положил свой ранец на учительский стол и с опаской направился к гробам. С трудом он сдвинул крышку с первого и в ужасе вскрикнул:

- Папа!..

Отец показался Коле маленьким и старым, каким-то сморщенным заморышем. На фиолетовых щеках у него была недельная щетина, губ почти не было видно – они ввалились. Коле вдруг стало нестерпимо жаль отца. По щеке его стекла непроизвольная слеза. «Ну, ничего, - попытался он успокоиться, - Мне мама другого папу найдет…»

Коля подошел ко второму гробу и, навалившись всем телом, сдвинул крышку и с него.

- Мама!... – закричал Коля, потрясенный своим внезапным сиротством

Лицо у мамы было зеленоватое, веки черные, изо рта торчало протухшее яйцо, как у иллюзиониста, фокусы которого он видел однажды по телевизору. Коле почему-то не было страшно, его только охватило щемящее чувство нежности к родителям и жалости к себе. Он стоял между двух гробов, удивленный своим одиночеством. "Надо их похоронить", - по-взрослому рассудил Коля и проснулся от звука собственного голоса.

2008


Рецензии