Очерки... 36

Горбачевская «перестройка»

Реформу аграрного сектора в СССР завершил М. Горбачев.

В ходе т.н. борьбы с алкоголизмом в Закарпатье была ликвидирована треть продуктивных виноградников, закрыты предприятия, выпускавшие алкоголь. Без работы остались тысячи тружеников.

Демократизация, гласность, новое мышление, перестройка позволили выйти из подполья представителям греко-католической церкви. Они начали восстанавливать организационную структуру и добиваться возвращения отнятого у церкви имущества. Надо отметить, что в Закарпатье на этой почве не было больших конфликтов. Часть храмов была возвращена, а, кроме того, началось строительство новых. При этом строили и православные, и греко-католики, и протестанты. Если раньше в селе была одна церковь, то сейчас почти везде по две – православная и греко-католическая. В Поляне, например, есть и та, и другая, а еще и молитвенный дом протестантов (прихожане называют себя  «христианами веры евангельской»).

Возникавшие  кое-где межконфессиональные конфликты были на-руку руководителям различных сект. Они привлекали людей подачками из гуманитарной помощи. Активность сектантов – баптистов, иеговистов, адвентистов и других была очень высокой. Они проповедовали в общественном транспорте, в санаториях заходили в каждый из спальных номеров, в квартиры, вручали свои листовки, брошюры прохожим на улицах. Усиливали агитацию радио-, телевидение, печатные органы массовой информации. Это продолжается до сих пор. Кто-то для раскола христиан традиционных конфессий пожертвовал многими миллионами, если не миллиардами долларов. Свобода совести «восторжествовала».

Переход части прихожан из православия в секты разделил людей. Хотя церковь отделена от государства, проповедники некоторых сект оказывают влияние на политические взгляды прихожан. Сектанты в большей своей массе четко выполняют установки пресвитеров относительно того, за какую партию или кандидата голосовать на выборах. Чаще всего именно их использовал пресловутый «административный ресурс». Этому способствует то, что в общинах сектантов, в отличие от православной, греко-католической и римско-католической конфессий, очень строгая дисциплина. Все в обязательном порядке должны посещать «собрания» и беспрекословно выполнять указания своих лидеров. Многократное повторение одного и того же, часто только меняя порядок слов,  – давно известная методика, используемая гипнотизерами. Очевидно, что над методиками психологического воздействия на прихожан религиозных сект работали опытные психологи.

Вместе с тем надо признать, что в деятельности некоторых сект есть и положительное. В частности, прихожане – «христиане веры евангельской» (в народе их называют «субботниками») не употребляют алкоголя, не курят, что надо только приветствовать. Вместе с тем, разделение людей по религиозным воззрениям не способствует их консолидации и становлению гражданского общества.

В период правления М. Горбачева в Закарпатской области произошло событие, которое объединило всех закарпатцев независимо от национальности и религиозных взглядов. Речь идет о Пистряловской радиолокационной станции (РЛС) вблизи города Мукачево.

Ходили слухи, что в начале строительства этого военного объекта население близлежащих населенных пунктов дезинформировали, говоря, что возводят «макаронную фабрику». Если бы эта станция слежения за космическими объектами заработала, то, по мнению ученых, она оказала бы негативное влияние на окружающую среду и здоровье сотен тысяч людей в густонаселенной области.

Протесты против введения РЛС в эксплуатацию достигли такого размаха, что из Москвы в Ужгород был направлен академик Велихов. Надо отдать должное ученому с мировым именем и поблагодарить за объективность и мужество. Убедившись воочию, что массы простых людей разных возрастов единодушны в своем стремлении не дать заработать этому монстру, он доложил руководству в Москве, что РЛС нельзя запускать в эксплуатацию ввиду массовых общественных протестов.

Пожалуй, за все время с момента «воссоединения» закарпатцы мирно, но решительно заявили протест и не соглашались на  компромиссы. И победили. Такое единство жителей области стало возможным, в первую очередь, благодаря тому, что на сторону протестующей общественности встал председатель областного совета М.Ю.Волощук. Буквально все СМИ пестрели сообщениями о Пистряловской РЛС и без оглядки давали возможность высказаться практически всем.

Киевские власти поняли, что на руководящие должности выгоднее проталкивать людей не самостоятельных, каким был М.Ю.Волощук. «Был» потому, что вскоре после закрытия РЛС его с помощью «голодовки», организованной галицкими националистами, и их приспешниками, заставили уйти с занимаемого поста. Он ушел даже несмотря на то, что большинство депутатов областного совета поддерживали его.

Вопрос закрытия РЛС обсуждался и в высших эшелонах власти Украинской ССР. Однако, на одном из холмов возле г.Мукачево продолжала работать старая РЛС, получившая название «Шипка». Российская Федерация отказалась от нее в 2008 г. Вскоре после начала демонтажа Пистряловской РЛС была закрыта еще одна РЛС – на горе Стой вблизи Свалявы.

В 1990 г. инициативная группа приступила к созданию Общества подкарпатских русинов. Сразу же против этого выступили украинские националисты, общество «Просвіта» и «Общество украинского языка им. Т.Г.Шевченко».

Представители этих и других украинских националистических организаций до сих пор не могут угомониться и признать справедливость и законность требований наибольшей по численности части коренного населения Закарпатской области – подкарпатских русинов.

Ужгородский Национальный Университет (УжНУ) начал подготовку журналистов буквально несколько лет назад. Поэтому до сих пор подавляющее большинство руководящих работников в органах СМИ Закарпатья и преподавателей журналистских дисциплин в УжНУ – выпускники Львовского университета. Они то и играют первую скрипку в антирусинском оркестре.

В сентябре 1990 г. Общество подкарпатских русинов приняло «Декларацию о возврате прав самобытного народа русинам и восстановлении русинской автономии», обратилось к М.Горбачеву и Верховному Совету СССР об отмене указа о реорганизации Закарпатской Украины в Закарпатскую область 22 января 1946 г. и создании автономной республики «Подкарпатская Русь».

В начале 1991 г. в Москве проходили переговоры между представителями русинов и председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР, но они не завершились в связи с августовским путчем в Москве в 1991 г. и распадом СССР.


Рецензии
ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО, ПРОСТИТЕ ТАК ЧЕМ ВСЁ ЭТО КОНЧИЛОСЬ, Я ХОТЬ НЕ РУССКИЙ, НО РОССИЯНИН!

Миньзакир Миньахметов   20.04.2011 23:43     Заявить о нарушении
Трудно говорить о будущем целого народа, Замир. Слишком много изменений происходит в мире. Любое событие может коснуться и нашего края самой неожиданной стороной. Да и разобщенность русинского движения ничего доброго не сулит. Единственный позитив, который налицо - о русинах известно. Поэтому в любом случае этот народ останется в истории, даже если и не добьется государственности.

Ирина Мадрига   21.04.2011 08:00   Заявить о нарушении