Очерки... 37

Русины в  Украине

Прежде всего обращаемся к тем читателям, которые не желают признавать неопровержимого факта существования в Украине такого народа, как русины. Напомним, было время, когда украинцев тоже не воспринимали как отдельный народ, а украинский язык длительный период был в статусе  «малороссийского наречия».

Русины – не выдумка этнологов или политиков, а давно известный факт. Русины признаны отдельным (от украинцев) народом более чем в двух десятках государств, в которых они проживают. О том, что русины в Украине – объективная реальность, свидетельствуют и официальные документы ООН. На шестьдесят девятой сессии, состоявшейся 31 июля – 18 августа 2006 г., Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, рассмотрев доклад, представленный Украиной, в пункте 20 констатирует:

«Комитет обеспокоен отсутствием официального признания меньшинства русинов, несмотря на их явные этнические особенности.
 
Комитет рекомендует государству-участнику (Украине – авт.) рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства».

Надо надеяться, что украинская власть не поддастся давлению, не пойдет на поводу у псевдопатриотов, а, напротив, адекватно отреагирует на абсолютно обоснованную рекомендацию ООН. Такой оптимистичный прогноз вытекает из обязательств Украины как члена ООН. Тем более, что в пункте 24

«Комитет рекомендует государству-участнику (Украине – авт.) представить свои девятнадцатый, двадцатый и двадцать первый периодические доклады в едином документе к 6 апреля 2010 года и отразить в нем все вопросы, затронутые в настоящих заключительных замечаниях». 

Надо отметить, что власти Украины прекрасно понимают, что по этническим особенностям, по истории подкарпатские русины (синонимы – карпатские русины, карпаторосы, угроросы, руснаки) – отдельный самодостаточный славянский народ. Понятна властям и неизбежность официального признания коренного народа, ибо игнорировать рекомендации ООН может позволить себе не каждое государство. Украине делать подобное тем более неприлично, что наше государство – одно из основателей ООН.

Игнорирование Украиной рекомендаций ООН может повлечь за собой причисление страны к государствам-изгоям в мировом сообществе. Итак, у украинских властей еще есть время (до 6 апреля 2010 г.) для исправления допущенной в 1946 г. исторической несправедливости относительно своих граждан русинской национальности. 

Очевидно, именно благодаря напоминанию со стороны ООН, 7 марта 2007 г. Закарпатский областной совет принял историческое решение о признании национальности «русин» на территории Закарпатской области.

Еще раньше подобные решения приняли Свалявский и Воловецкий районные советы. Это, так сказать, первые шаги, за которыми следует ожидать принятия решений на наивысшем уровне.

А пока что о «русинском вопросе» лишь иногда вспоминают региональные средства массовой информации и совсем редко – столичные.

Чаще всего русинский вопрос используется как отвлекающее средство для переключения мыслей людей от очень важных проблем, касающихся всего общества. Это мы наблюдали на экранах в передаче 5-го телеканала в августе-сентябре 2008 г., в период, очень насыщенный конфликтами между политическими группировками в Украине. В передаче участвовал всего один русинский активист – Е.Е.Жупан, Председатель  Народной Рады Русинов Закарпатья, депутат областного совета, засл. врач Украины. Ему в одиночку пришлось отбиваться от десятка работников СМИ, политиков, политологов, историков и даже от одного из «экспертов по русинскому вопросу» из Российской Федерации. Из их антирусинских «аргументов» можно сделать вывод, что они либо сознательно выполняли задание радикал-националистов, либо очень мало знают о проблеме.

Напомним, что в ноябре-декабре 2008 г. ситуация в Украине еще более напряженная, чем была в сентябре. Неработающая Верховная Рада из-за распада «померанчевой» коалиции, отсутствие Председателя Верховной Рады, резкое падение курса гривни, спад в экономике. Таким образом, сочетание политического, финансового и экономического кризисов. На пике этих, опасных для страны, событий  представитель Службы Безопасности Украины по многим телеканалам и по радио сообщила, что против Председателя Ассоциации «Сойм Подкарпатских русинов» протоиерея Димитрия (Сидора) возбуждено уголовное дело за «сепаратизм», посягательство на территориальную целостность Украины, а с другими активистами русинских организаций проведены «разъяснительные беседы».

Зрители и слушатели хоть на какое-то время переключились от проблем борьбы между украинскими олигархическими кланами. Это уже неплохо. С другой стороны, когда на фоне кризисов сообщают, что Украине еще «угрожают сепаратисты-русины», понятно, что именно в подобной ситуации можно уменьшить количество симпатизирующих малому народу, и, напротив, резко увеличить число «патриотов», готовых поддержать решение властей в их незаконной попытке поставить русинское движение вне закона.

В то же примерно время в Киеве был организован «Круглый стол», на котором участники пришли к выводу, что русинов в Украине не должно быть. Для пущей важности туда пригласили одного из «лидеров» русинского возрождения, от услуг которого Краевое Общество Подкарпатских русинов давно избавилось, переизбрав его за непоследовательность и нарушение демократических норм. 

Решения местных представительских органов власти о признании русинской национальности противоречат продекларированной официальной антирусинской политике украинской власти. Последняя детально изложена в «Плані заходів щодо розв’язання проблем українців-русинів» (7 жовтня 1996 р., № 13 – 884/2). Выполняя поручение Кабинета Министров, план составлен Государственным комитетом Украины по делам национальностей и миграции.
 
Десять пунктов этого плана должны выполнять полтора десятка министерств, комитетов, ведомств и среди них Академия наук Украины и даже Генеральная прокуратура. Обращает на себя внимание то, что для выполнения антирусинских мероприятий Кабмин задействовал… Министерство иностранных дел. В пункте 1-м, в частности, читаем: «Возложить на посольства Украины в Словакии, Чехии, Венгрии и Польше организацию серии публикаций в СМИ стран пребывания относительно позиции Украины  в вопросе русинства».

Таким образом, власти украинского государства, которому в 1996 г. еще не исполнилось и пяти лет отроду, решились на вмешательство во внутренние дела соседних стран, сделав попытку украинизировать не только украинских русинов, но и русинов за пределами Украины, которые являются гражданами этих стран.

Антирусины не брезгуют никакими приемами для очернения активистов русинского движения, которые борются  за официальное признание русинского народа в Украине, возрождение и развитие его культуры, обычаев, языка и защиту других прав, предусмотренных законами Украины и международными.

Недруги русинов, которым предоставляются средства массовой информации, пытаются представить весь русинский народ каким-то ущербным. Так, например, в одной из телепередач «эксперт» по русинской проблеме заявила примерно так: «Нет русинского языка, потому что русины не имеют собственных слов. Русины общаются на славянском эсперанто».

С чем можно согласиться, так это с тем, что русины, действительно, без большого труда понимают и быстро овладевают любым из славянских языков. Но разве это недостаток?

Абсурдными представляются споры о том, какие слова впервые появились в каком из славянских языков. Украинские филологи, работающие в Ужгородском Национальном Университете, половину столетия изучали более десятка диалектов русинского языка, но обязаны были называть это «закарпатськими говірками». Если бы кто-то решился поставить точки над «і» и назвал это не «говірками», а диалектами русинского языка, их бы не поняли и дипломов о присвоении ученых степеней они не получили бы.

К слову, еще в 1934 г. была написана книга «Язык Подкарпатской Руси» [14]). В книге представлена карта-схема, на которой обозначено 14 говоров русинского языка. Вместе с тем, украинские филологи, считающие русинский язык «закарпатським діалектом української мови» (хотя это не один, а больше десятка диалектов), без тени сомнения вносят русинские слова в «Словники української мови», правда, иногда с пометкой, что это диалектная лексика.

Антирусинский «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов» некоторыми псевдопатриотами был воспринят как команда «фас». Те, кто еще недавно клеймили позором  «украинский буржуазный национализм», превратились в ультра-националистов и даже шовинистов и переключились на борьбу против русинов. Печально, что среди них были/есть и такие, которые называли/-ют себя этническими русинами, но уже «осознавшими себя украинцами». Они даже придумали благозвучный термин – «украинцы русинского происхождения». Вместо борьбы против дискриминации, этноцида и насильственного слияния русинов с украинской национальностью они пытаются приучить людей к мысли о неизбежности ассимиляции.

Тем представителям коренного народа Закарпатской области, которые продолжают осознавать себя русинами, наиболее прожорливые ассимиляторы  безосновательно приписывают различные грехи.

Неприятно и то, что в борьбу с русинством включились не только невежды, но и некоторые из остепененных ученых. А они то обязаны бы знать, что ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры) причисляет языковое и культурное разнообразие к наиболее ценным достояниям человечества. Остается надеяться, что ООН, как и другие международные организации и многие государства, не будут мириться с попыткой украинских псевдо-ультра-патриотов ассимилировать древний самобытный народ в Центральной Европе, искоренить его язык, культуру, обычаи и другие национальные особенности.

Русины – коренное славянское население Закарпатья – наиболее многочисленная группа среди постоянно живущих в области национальностей. После вхождения Подкарпатской Руси в состав СССР в 1946 г. русины были названы украинцами. Причины такого переименования, очевидно, можно объяснить сталинской геополитикой СССР.

Вместе с этническими украинцами – выходцами из других областей, поселившимися в Закарпатской области после Второй мировой войны, и «русинами-украинцами» (такая «двойная национальность» придумана властями независимой Украины) эта часть населения составляет около 78%. В области проживают также венгры, румыны, словаки, русские, немцы, евреи, цыгане и люди других национальностей.

Вопрос об официальном признании властями Украины русинской  национальности уже «с бородой». Для большинства СМИ тема возрождения в Украине русинского народа еще до недавнего времени была под запретом. Если о движении русинов за восстановление своих  прав и вспоминали, то, как правило, лишь вскользь. Более того, считалось почти обязательным очернить русинство, наклеить ему отрицательный ярлык – «русинский сепаратизм», «политическое русинство», «экстремисты». Не будем останавливаться на том, есть ли основания приписывать русинским активистам первые два «греха», скажем только, что экстремизм – не русинский стиль мышления и действия. Русины на протяжении веков проявляли терпимость к народам, с которыми им приходилось/-тся рядом жить, и, что самое показательное, – всегда были лояльны  власти.

Но почему тогда власти Украины так недоброжелательно относятся к русинскому движению? Очевидно, потому, что именно русинские организации многократно напоминают властям о том, что 1 декабря 1991 г. 78% закарпатцев проголосовали за предоставление Закарпатской области, с занесением в текст Конституции, статуса специальной административной самоуправляющейся (автономной) территории в составе независимой Украины и условием, чтобы область не входила ни в какие иные административно-территориальные образования.

Текст бюллетеня областного референдума был одобрен тогдашним Председателем Верховной Рады Л.М.Кравчуком. Однако, став Президентом, Л.Кравчук «забыл» о своих обещаниях. В Конституции нашлось место для АР Крым, потому что крымчане провозгласили автономию. А доверчивые русины, как и все остальные закарпатцы, утвердив результаты на сессии областного совета, тихо сидели и наивно ожидали, что в Киеве не забудут об областном референдуме. И через три года дождались… антирусинского «Плана мероприятий…», и убедились, что пока-что политика в Украине – очень грязное дело.

В тексте бюллетеня специально было оговорено, что самоуправляющаяся Закарпатская область не должна входить ни в какие иные административно-территориальные образования. Это неспроста, потому что галицким политиканам, давно мечтающим о «Великой Галиции», еще в советское время удалось «прирастить» к Львовской области прежнюю Дрогобычскую, населенную преимущественно этническими карпатскими русинами. Там украинизация русинов практически прошла успешно.

Подкарпатские русины все еще надеются, что им удастся устоять перед натиском ассимиляторов, хотя последние и используют средства, недозволенные в цивилизованном мире.

Большинство людей с проблемой русинского народа в Украине не знакомы или не по своей вине имеют неправильное представление о ней, в чем мы неоднократно убеждались. Поэтому есть необходимость дать хотя бы минимальную информацию.

Кто такие русины? Это славянский народ, который сформировался и живет в Карпатах. Нет единой точки зрения, откуда и когда появились славяне. Существует мнение, что праславяне появились в регионе Карпат в начале новой эры (IV-V вв.) во время Великого переселения народов, вызванного нападением на Европу племен воинственных гуннов, которые оставляли после себя сожженные поселения и убитых людей. Известна гипотеза, что Карпаты являются прародиной всех славян и что, перемещаясь на восток, на запад и юг именно из региона Карпат, славяне заселили занимаемые ими территории. Такую точку зрения отстаивали русские историки Н.М.Карамзин (1766-1826) и В.О.Ключевский (1841-1911).

Проще всего было бы сказать, что русины – потомки тех древних славян, которые остались в Карпатах. Но учитывая то, что в разные исторические эпохи регион между Дунаем и Тиссой населяли разные народы, а еще больше народов перемещалось по этой территории, нельзя отрицать мнения венгерского ученого Т.-М. Поповича, высказанного на IV Мировом Конгрессе русинов в Будапеште в 1997 г., что карпатские русины – это «сплав», образовавшийся из более десятка разных племен. 

Русины живут не только в Украинских Карпатах, но также в Польше, Словакии, Венгрии, Румынии. Та часть русинов, которые живут на территории современной За-Карпатской (такой вариант написания заимствован у И. Попа, 2006) области Украины, называют себя подкарпатскими русинами. Уточнение «подкарпатские» станет понятным, если представить себе, что Вы смотрите на Карпаты с запада, находясь в Праге, Будапеште или Вене. И территория теперешней За-Карпатской области, когда она официально входила в состав Чехословацкой республики (1919-1946 гг.), называлась Подкарпатской Русью. То есть, территорию назвали по имени основной части населяющего ее народа – русинов. После присоединения Подкарпатской Руси к СССР, на Карпаты смотрели уже с востока (из Москвы и Киева), поэтому русины, никуда не перемещаясь из Под-Карпатской Руси, оказались в За-Карпатской Украине.

Русины не создали своего национального государства. Обжитые ими территории оказались поделенными между государствами Центральной Европы – Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией. К числу этих государств сравнительно недавно (с 1 декабря 1991 г.) присоединилась и Украина. Все страны Центральной Европы, в которых живут карпатские русины и признаны в них отдельной (от украинцев) национальностью, являются членами Европейского Союза, поэтому представители коренного народа беспрепятственно перемещаются из страны в страну и свободно общаются между собой.

Русины, которым суждено находиться в составе Украины (а это самая многочисленная компактно проживающая группа русинского народа), оказались изолированными от своих братьев. Проблему общения подкарпатских русинов, живущих в Украине, со своими братьями, живущими в странах Европейского Союза, при желании можно было решить договоренностями об упрощенном безвизовом переходе границ для коренного народа Карпат.

Но не тут то было. В зоны, жители которых без виз могут посещать соседние страны Европейского Союза, попали в основном приграничные села, в которых живут преимущественно венгры, румыны. Что касается Ужгорода и других приграничных городов, жители которых также получили право на упрощенный переход границы, то их национальный состав за годы после Второй мировой войны целеустремленно изменялся в сторону увеличения удельного веса украинцев, русских и представителей других национальностей. Поэтому договоренности между Украиной  и странами Центральной Европы о т. н. «упрощенном» переходе границы или «малом приграничном движении» принесли облегчение лишь сравнительно небольшой части подкарпатских русинов. Это, конечно, несправедливо, ибо именно коренной народ, территория исторического расселения которого поделена между несколькими соседними странами, должен был получить право на беспрепятственное передвижение по земле своих предков.

Славянские народы условно делят на восточных славян (белорусы, русские, украинцы), западных и южных. Русины, живущие в Карпатах, находятся между ними, то есть, географически являются центральноевропейским народом. Не потому ли они говорят на славянском «эсперанто»? При этом речь идет не только о подкарпатских русинах, но обо всех русинах, которых ученые называют карпатскими русинами. Это общее название включает в себя и подкарпатских русинов.

Уточнение «карпатские» не случайно. Дело в том, что противники признания русинов отдельной (от других славян) национальностью в качестве аргумента ссылаются на то, что, мол, и украинцы раньше назывались русинами.

Чем ответить на это?

Первое, подкарпатские русины более тысячи лет жили отдельно от трех восточнославянских народов и лишь в 1946 г. впервые в своей истории вошли в состав государства, общего для белорусов, русских и украинцев.

Второе, в то время, когда происходило формирование наций – в период преодоления феодальной раздробленности, карпатские русины как народ никак не могли участвовать и не участвовали в процессе формирования восточно-славянских наций – великороссов, малороссов и белороссов. Понятно, что если возвращаться вглубь истории, можно найти общие корни для всех славянских народов, но надо помнить и о том, что карпаторосы, (угроросы, карпатские русины, руснаки) развивались обособлено от трех восточнославянских народов. Поэтому, как говорится, «Похоже, но не одно и то же». 

Очевидно, для того, чтобы проще было ассимилировать русинов, украинские ученые в качестве украинских субэтносов в Карпатском регионе выделяют такие: бойки, лемки, гуцулы. Некоторые называют еще и четвертую группу – бляхи. Кстати, последняя этническая группа проживает только в Закарпатской области – в Хустском и Тячевском районах. Первые два «украинские субэтносы» живут не только в Закарпатье, но и в четырех соседних странах, граничащих с Закарпатской областью, а также на северных склонах Водораздельного хребта Украинских Карпат. В связи с тем, что большинство карпатских русинов (но не всех!), живущих во Львовской (бывшей Дрогобычской), Ивано-Франковской, Черновицкой областях, уже успели украинизировать, украинские ученые по заказу политиков усердно пытаются доказать, что русинов, как отдельного народа, отличающегося от украинцев и других славян, в Украине не существует.

Несмотря на отрицание русинов властью, при переписи населения Украины в 2001 г. русинами по национальности записалось 10 131 чел., а с учетом тех, кто записался гуцулами, бойками, лемками – более 30 тыс. человек. Так как в Закарпатской области записалось русинами чуть больше 10 тыс. человек, то остальные (около 20 тыс.), очевидно, жители западных областей Украины. Следовательно, даже там осталось, по крайней мере, 20 тысяч человек, которые так и не поддались украинской ассимиляции и остаются верными самоназванию своих предков.

Украинские ученые и политики, стоящие на антирусинских позициях, выделяют немало средств для того, чтобы раздробить движение русинов за возрождение их культуры, языка, традиций. Инструментом такого дробления является и проведение за средства из бюджета различных мероприятий (конференции, фестивали и др.) отдельно для гуцулов, бойков, лемков, как «украинских субэтносов», но ни в коем случае не для русинов в общем.

Не отрицая наличия некоторых отличий между названными этническими группами, отметим, что в досоветское время никто из русинов особого внимания этим отличиям не уделял. Среди жителей Подкарпатской Руси существовало/существует и свое деление русинских субэтносов, в том числе и шутливое. Например, долишняне (живущие на равнине), верховинцы (живущие выше, в горах), бляхи (жестянщики), тэнґэричаникы (от слова «тэнгэрыця»(кукуруза), то есть,  те, которые питаются преимущественно кукурузой), дычкы (любители плодов дикорастущих груш) и др. Что касается бляхов, то кроме объяснения, будто это название является производным от слова «бляха» (жесть), существует мнение активиста русинского движения историка В.И.Щербы, что название этому русинскому субэтносу дал термин «влахи» (волохи). Некоторые из представителей этого народа до сих пор еще полностью не ассимилировались и при случае напоминают об этом. Как-то в автобусе, следовавшем маршрутом «Ужгород – Свалява» через Перечин пришлось быть свидетелем словесной перепалки между двумя мужчинами: «Ты такой же цыган, как и я, поэтому перестань воспитывать меня!» – возмущался один. Другой, с чувством достоинства и даже превосходства, ответил: «Я не цыган, я – волох!!!». Назвавший себя цыганом, приумолк.

Наиболее близка к украинскому литературному языку разговорная речь гуцулов и бойков. Коренное население Поляны Свалявского района – лемки. Такое название эта этническая группа русинов получила, вероятно, потому, что лемки часто используют слово «лем» (только, лишь – рус.; тільки, лише – укр.). Слово «лем» среди лемков звучит настолько часто, что иногда воспринимается как слово-паразит.

Если относительно подкарпатских русинов Кабинет Министров в 1996 г. разработал план ускоренной ассимиляции древнего народа на его исконной земле, то к существованию таких субэтносов, как бойки, лемки, гуцулы власть не имеет претензий и финансово поддерживает проведение их фестивалей, конференций и т.п. Такая избирательность понятна. С одной стороны, отрицать наличие существенных этнических особенностей карпатских русинов от других славянских народов нельзя, так как на эти отличия обращается внимание даже в документах ООН. Кроме того, русинская национальность признана более чем в двух десятках государств. Но украинские чиновники, сказав однажды, что в Украине русинов нет и приняв противозаконный план с целью ассимиляции русинов, никак не могут набраться мужества признать ошибки. И множат их во вред не только русинам, но и портят имидж украинского государства.

Как сообщала одна из областных газет, посольство США в Украине почти каждые полгода напоминает властям о существовании «русинской проблемы» в Украине. Попытка дробления русинского народа на, якобы, «украинские субэтносы» (лемки, бойки, гуцулы) ставит своей целью тормозить движение за возрождение русинского народа.

Вместе с тем, мероприятия, проводимые активистами этих этнических групп при содействии властей, с одной стороны обогащают культуру многонациональной Украины, с другой – одновременно способствуют сохранению и развитию русинской культуры, обычаев. Так что разные этнические фестивали надо приветствовать – бойковские, лемковские, гуцульские. Правда, они проводятся преимущественно во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областях. В Закарпатской области также проводятся массовые мероприятия, в которых не просто присутствуют, но и преобладают произведения русинской культуры. Но до последнего времени это стараются замалчивать. Местные власти, не желая дразнить украинских радикал-националистов и власти в Киеве, делают это очень просто. Например, фестиваль русинской культуры, уже два года (2007 и 2008 гг.) проводившийся в пгт. Воловец, называют «Фестивалем коломыйки», хотя там представлялись не одни только коломыйки, но и песни, баллады, сцены из русинских обычаев, танцы, русинские мелодии.

 Ассимиляторы усердно переводят с русинского языка на украинский все, что только хоть как-то получается, и преподносят его как украинский фольклор. За это им платят и награждают премиями. Надо надеяться, что придет  время, когда будет четко проведена дифференцировка, что есть украинское, а что является культурным достоянием русинского народа. После переписи украинские власти поспешили заявить, что русины – украинский «субэтнос», как и бойки, гуцулы, лемки. Но почему же в таком случае в бюджете не предусмотрены средства для проведения фестивалей культуры русинов – «украинского субэтноса»? 

Движение за официальное признание подкарпатских русинов в Украине началось в конце 80-х – в начале 90-х годов. В настоящее время официально зарегистрированы несколько русинских или прорусинских обществ: Краевое Общество Подкарпатских Русинов, Общество Подкарпатских русинов, Общество Карпатских Русинов, Общество имени Александра Духновича, Русинское Научно-просветительское Общество, Общество имени Кирилла и Мефодия, Общество Русинских писателей.

В Ужгороде перед областным драматическим театром воздвигнут памятник Александру Духновичу работы известного скульптора Михаила Беленя.

Благодаря инициативе засл. учителя Украины И.И.Додои и помощи общественности бюст Александру Духновичу установлен перед школой в селе Поляна Свалявского района. Центральную улицу Поляны названо именем А. Духновича. В центре гор. Свалява открыты
мемориальные доски в память о Будителях карпатских русинов.

Уже с начала 90-х годов издается газета «Подкарпатская Русь», а последние два года – «Подкарпатский русин». Раньше выходили газеты – «Християнська родина», «Республіка» (г. Хуст), «Карпатський євроміст» (г. Ужгород). Однако, выпуск газет часто прерывается из-за нехватки средств, поэтому в настоящее время подписки на них нет. Отсутствуют они и в розничной продаже. Максимальные тиражи газет в настоящее время достигают 5 000 экз. Русинское научно-просветительское общество (руководитель – канд. исторических наук Н.П.Макара) напечатало небольшими тиражами несколько номеров журнала «Руснацький світ». В 2008 г. вышел его четвертый выпуск.

Проблемы русинов иногда освещаются и в других областных газетах. К сожалению, эти публикации далеки от объективности, а наиболее часто являются антирусинскими. Единственная независимая газета, которая много лет непредвзято пишет о русинском движении и доступна покупателям, – «Правозахист». К сожалению, ее тираж в настоящее время всего 1 700 экз. С 2003-го и вплоть до своего закрытия в 2008 году толерантной по отношению к русинской проблематике был еженедельник «Трембіта». В последнее время русинская тема находит объективное отображение и на страницах периодического издания «Карпатська Україна-Красне Поле». 

Есть и более солидные источники для ознакомления с историей и проблемами подкарпатских русинов. Уже вышло второе издание «Энциклопедии Подкарпатской Руси» доктора исторических наук Ивана Попа (2001, 2006). В 2005 г. дважды выходила популярная «Історія Подкарпатської Руси» Дмитрія Попа на русинском языке. Писали, что «Энциклопедия…» И.Попа вызвала в Киеве эффект исторической бомбы.

По насыщенности информацией, деталями, базирующихся на документах, не меньший резонанс вызвали книги отца и сына П.Годьмаша и С.Годьмаша. Первая их книга «Подкарпатская Русь и Украина» (390 с.) увидела свет в 2003 г., а вторая – «История республики Подкарпатская Русь» (560 с.) – в 2008 г. В 2007 г. Д.Поп выпустил книгу «Фізична географія Подкарпатської Руси» (102 стр. с иллюстр.).

Обобщены достижения педагогики подкарпатских русинов в книге «Михайло Алмашій. Русинська педагогічна енциклопедія. – Ужгород, 2005. – 304 с.».

Правдивая история русинов и география территории их расселения, безусловно, очень нужны. Но не менее важно сохранить русинский язык.

Д.И.Попом  в 2007 г. издан «Словарь русинсько-украйинсько-руський и русско-украйинсько-русинський» (312 с.; формат 61\84\8). В том же году вышел из печати двухтомный «Словник русинсько-руськый» (по 608 стр. в каждом томе). В нем Игорь Керча собрал более 58 000 русинских слов. Это не первый и даже не второй словарь русинского языка, напечатанный в Закарпатской области в 21 веке, но, пожалуй, наиболее полный на сегодняшний день. Раньше, в 2001 г., был издан «Русинсько-украйинсько-руський словарь» (составители – Д.Поп-старший, М.Алмаший, о.Димитрий (Сидор) и «Русинський синонімічний словарь» (составители – Д.Поп-старший и Д.Поп-младший).

Увидели свет и словари русинского языка в Польше и Румынии. Составлено несколько вариантов грамматики русинского языка. В отличие от русин в Польше, Словакии, Сербии, которые давно кодифицировали русинский язык, многообразие говоров в Подкарпатской Руси усложняет принятие единого варианта русинской грамматики в Закарпатской области. Если бы к этой работе подключились ученые Ужгородского Национального университета, проблему можно бы решить скорее.

Для сохранения народа очень важно не потерять автентичный фольклор. Наиболее плодотворным  в этом плане оказался 2007 г. Михаил Кеминь – Почетный член Президии Народной Рады Русинов Закарпатья, старейшина среди русинских писателей, автор поэмы «Изянська русалка» на русинском языке (2006;192 с.), которому перевалило за 80 лет, напечатал книгу русинских народных песен (коломыек). Еще одну книжку русинских народных песен издал М.Град (Михаил Град. Русинські співанкы Марамороша. Тячево, 2007. – 72 с.). 

В том же году вышла в свет тиражом 1 000 экз. книга «Русиньські співанкы з Вирьховины и Гуцульщины» Ужгород: ІВА, 2007. - 400 с., составленная М.Завадяком и Д.Попом.

Две книги («Наші и ненаші співанкы» (1999;144 с.) и «Спuванкы. Русинська поезия» (2006;466 с.) напечатал известный поэт и переводчик, лауреат литературной премии имени Александра Духновича, Иван Петровций. Правда, в его книгах мало истинно народного фольклора. Большинство (если не все) стихов автор творил сам, умело подражая народной поэзии.

К сожалению, все эти книги скорее можно назвать книгами русинской народной поэзии, потому что в них есть только тексты песен, но нет нот.

Сборник русинских баллад выпустила в свет народная певица Вера Боганич.

Необходимо отметить, что все книги издавались не за счет государства или местных бюджетов, а за средства авторов-составителей и благотворителей, в числе которых были не только русины, но и честные люди других национальностей, за что все русины искренне благодарны им. Эти люди понимают, что борьба за признание русинского народа – это борьба за торжество демократии в нашей стране.

Надеемся, достаточно сказанного, чтобы понять и согласиться с тем, что русины в Украине – не чья-то выдумка, а несомненный факт. Поэтому можно ожидать, что это поймут и власть предержащие, прекратят антирусинскую политику, а, напротив, помогут возрождению древнего славянского народа. Авторы надеются, что этому будете способствовать и Вы, наши уважаемые читатели.


Рецензии
Удивительно, почему отношение власти к русинам очень жесткое?.. Ладно, понятен конфликт "западников" с Россией, но русины ей чем помешали?.. Откуда и зачем такая страсть к украинизации?.. Это даже не украинизация, а мобилизация какая-то!

Алексей Котов 2   24.11.2009 08:32     Заявить о нарушении
Да, очень похоже на мобилизацию. В "одностроях" (военизированная форма) мы уже побывали, они тесны, неудобны, как минимум. А дошло до того, что власть у нас сама по себе, а народ - сам по себе. И конфликта с Россией, по моему разумению, могло и не быть, если бы наша власть в однострои не рядилась. Но ей почему-то чуждо многообразие. Узость мышления, и ничего более.

Ирина Мадрига   24.11.2009 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.