Дипломатия времен Клеомена и Скила

Дипломатия времен Клеомена и Скила

Это примерно почти что век после победы Скифии над полчищами Дария 1. При этом Клеомен – спартанский царь. Скил – скифский. Но связи по линии этих царей, как Скифии и Спарты постепенно обнаруживаются. Случайно, верно, но одна из длительных и ранних династий Боспорского (Приазовского) царства пошла в 438 г. до н.э. от Спартока . Кем был этот Спарток по происхождению и каким образом оказался у власти, источники не дают прямого ответа. Сам текст заметки Диодора об этом событии («при архонте в Афинах Теодоре... в Азии, царствовавшие над Киммерийским Боспором, так называемые Археанактиды, правили 42 года. Власть принял Спарток и правил 7 лет». XII.31.1) позволяет с наибольшей степенью вероятности рассматривать его как политический переворот. Молев Е. А. Спарток и первые Спартокиды на Боспоре // АМА. Вып. 10. Саратов, 1999. С. 30-35. http://ama.sgu.ru/ama10/ama1003.html
Чтобы там ни было, но династия Спартокидов более трех веков царством в округе Азовского моря правила. Дипломатических сюжетов в ее истории бездна. Но Боспорское царство – лишь часть истории Великой Скифии, при этом ее старательно от Скифии отрывают.

Геродоту (4.77.) от пелопоннесцев было известно, что Анахарсиса (ок. 605 - 545 гг.) отправил в Элладу скифский царь в ученье к эллинам. «По возвращении на родину Анахарсис сказал царю, что все эллины, кроме лакедемонян (спартанцев), стараются все узнать и стать мудрыми. Однако только с лакедемонянами можно вести разумную беседу. Рассказ этот, впрочем, – вздорная выдумка самих эллинов; во всяком случае, Анахарсис погиб, как рассказано мною выше (здесь будет ниже)».

Таким образом, главный царский род Скифии был осведомлен , что из всех эллинов «только с лакедемонянами можно вести разумную беседу» - т.е. договориться о деле.

Скифы чтили свои многовековые обычаи, которые подробно отразил Геродот. Вот только часть из этих обычаев.

«66. Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом.

67. У скифов есть много предсказателей. Гадают они с помощью множества ивовых прутьев следующим образом. Приносят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают. Этот способ гадания у них унаследован от предков[51]. Энареи – женоподобные мужчины – говорят, что искусство гадания даровано им Афродитой. Гадают они при помощи липовой мочалы. Мочалу эту разрезают на три части и полоски наматывают вокруг пальцев, а затем вновь распускают и при этом произносят предсказания.

68. Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они гадают вышеупомянутым способом. Обычно предсказание изрекают приблизительно в таком роде: такой;то и такой;то из жителей (называя его по имени) принес;де ложную клятву богами царского очага (если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно поклялся богами царского очага и что из;за этого;де царь занемог. Обвиняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает отпираться, то царь велит призвать еще предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию достается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания обвиняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все;таки вынесет оправдательный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти.

69. Род казни прорицателей следующий. На запряженный быками воз наваливают доверху хвороста. Прорицателей со связанными ногами и скрученными за спиной руками запихивают в кучу хвороста. Хворост поджигают и затем пугают и погоняют быков. Нередко вместе с прорицателями в огне гибнут также и быки. Но все же, когда дышло обгорит, быкам иногда удается спастись, получив ожоги. Упомянутым способом прорицателей сжигают, впрочем, и за другие проступки, называя их лжепророками. Царь не щадит даже и детей казненных: всех сыновей казнит, дочерям же не причиняет зла.

70. Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

71. Гробницы царей находятся в Геррах (до этого Борисфен еще судоходен). Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером, благовониями и семенами селерея и аниса[52]. Потом желудок снова зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждой области, куда привозят тело царя, при этом поступают так же, как и царские скифы. Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами. Затем отсюда везут покойника на повозке в другую область своего царства. Сопровождают тело те, к кому оно было привезено раньше. После объезда всех областей они снова прибывают в Герры к племенам, живущим в самых отдаленных пределах страны, и к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв стараются сделать его как можно выше[53].

72. Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину – на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят[54].

73. Так скифы погребают своих царей. Когда же умирают все прочие скифы, то ближайшие родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к друзьям. Все друзья принимают покойника и устраивают сопровождающим угощение, причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а затем предают погребению. После похорон скифы очищают себя следующим образом: сперва умащают и затем промывают голову, а тело [очищают паровой баней], поступая так: устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан, поставленный посреди юрты, раскаленные докрасна камни.

74. В Скифской земле произрастает конопля – растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лен. Ее там разводят, но встречается и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежды, настолько похожие на льняные, что человек, не особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит – льняные ли они или из конопли. А кто никогда не видел конопляной ткани, тот примет ее за льняную.

75. Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни (конечно, это не привлекательный пример, но «слабыми наркотиками» почти все древние народы увлекались; не было водки и табака: П.З.) . От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия[55]. Это парение служит им вместо бани, так как водой они вовсе не моются. Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится даже чистым и блестит».

И вот здесь принципиально важные для данной статьи свидетельства.

«76. Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса и потом Скила. Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов[56].
Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в ее честь всенощное празднество.
Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны.
Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне еще скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи. Анахарсис, как я узнал от Тимна, опекуна Ариапифа, был дядей по отцу скифского царя Иданфирса, сыном Гнура, внуком Лика и правнуком Спаргапифа. Если Анахарсис действительно происходил из этого царского дома, то да будет известно, что умертвил его родной брат. Ведь Иданфирс был сыном Савлия, а Савлий и был убийцей Анахарсиса.

77…(см.выше)

78. Так несчастливо окончил свою жизнь этот человек за то, что принял чужеземные обычаи и общался с эллинами.
Много лет спустя Скилу, сыну Ариапифа, пришлось испытать подобную же участь. У Ариапифа, царя скифов, кроме других детей, был еще сын Скил. Он родился от матери-истриянки, а вовсе не от скифской женщины. Мать научила его говорить и писать по;эллински. Впоследствии через некоторое время Ариапифа коварно умертвил Спаргапиф, царь агафирсов, и престол по наследству перешел к Скилу вместе с одной из жен покойного отца, по имени Опия. Это была скифская женщина, от Ариапифа у нее был сын Орик.
Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образа жизни этого народа. В силу полученного им воспитания царь был гораздо более склонен к эллинским обычаям и поступал, например, так: когда царю приходилось вступать с войском в пределы города борисфенитов (эти борисфениты сами себя называют милетянами), он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам один входил в город и приказывал запирать городские ворота. Затем Скил снимал свое скифское платье и облачался в эллинскую одежду.
В этом наряде царь ходил по рыночной площади без телохранителей и других спутников (ворота же охранялись, чтобы никто из скифов не увидел царя в таком наряде). Царь же не только придерживался эллинских обычаев, но даже совершал жертвоприношения по обрядам эллинов. Месяц или даже больше он оставался в городе, а затем вновь надевал скифскую одежду и покидал город. Такие посещения повторялись неоднократно, и Скил даже построил себе дом в Борисфене и поселил там жену, местную уроженку.

79. Печальная участь, однако, была суждена Скилу. А произошло это вот по какому поводу. Царь пожелал принять посвящение в таинства Диониса Вакха. И вот, когда предстояло приступить к таинствам, явилось великое знамение.
Был у царя в городе борисфенитов большой роскошный дворец[57], обнесенный стеною (о нем я только что упомянул). Кругом стояли беломраморные сфинксы и грифоны (это к вопросу о жилищах скифской знати или нынешних олигархов: П.З.). На этот-то дворец бог обрушил свой перун, и он весь погиб в пламени. Тем не менее, Скил совершил обряд посвящения. Скифы осуждают эллинов за вакхические исступления. Ведь, по их словам, не может существовать божество, которое делает людей безумными.
Когда царь, наконец, принял посвящение в таинства Вакха, какой-то борисфенит, обращаясь к скифам, насмешливо заметил: “Вот вы, скифы, смеетесь над нами за то, что мы совершаем служение Вакху и нас охватывает в это время божественное исступление. А теперь и ваш царь охвачен этим богом: он не только свершает таинства Вакха, но и безумствует, как одержимый божеством. Если вы не верите, то идите за мной и я вам покажу это!”. Скифские главари последовали за борисфенитом. Он тайно провел их на городскую стену и посадил на башню.
При виде Скила, проходившего мимо с толпой вакхантов в вакхическом исступлении, скифы пришли в страшное негодование. Спустившись с башни, они рассказали затем всему войску о виденном.

80. После этого по возвращении Скила домой скифы подняли против него восстание и провозгласили царем Октамасада, сына дочери Терея. Когда Скил узнал о восстании и о причине его, то бежал во Фракию. Октамасад же, услышав об этом, выступил походом на фракийцев. На Истре его встретили фракийцы. Войска готовились уже вступить в сражение, когда Ситалк послал к Октамасаду сказать следующее:
“Зачем нам нападать друг на друга: ведь ты сын моей сестры, у тебя в руках мой брат. Отдай мне его, а я выдам тебе твоего Скила, но не будем подвергать взаимной опасности наши войска!”.
Это предложение Ситалк велел передать через глашатая. Так как у Октамасада действительно нашел убежище брат Ситалка, Октамасад принял предложение и выдал Ситалку своего дядю по матери, а взамен получил брата Скила. Ситалк принял своего брата и удалился с войском, а Октамасад велел тут же отрубить голову Скилу. Так крепко скифы держатся своих обычаев и такой суровой каре они подвергают тех, кто заимствует чужие.
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html

Собственно, вот такая внутренняя соседская дипломатия. Интернет дает массу уточнений по этому поводу. В частности, Ситалк (Sithalcus, SitalkhV) — один из первых царей во Фракийском царстве одрисов, простиравшемся от Мраморного моря до Дуная, до границ со Скифией. Одрисы — фракийское племя, встречающееся в источниках впервые в связи с походом Дария на скифов в 514 г. до н. э. Геродот (Hist., IV, 80) отметил, что одрисы с царем Ситалком и скифы с царем Ариапейтом были в союзе, скрепленном браком скифского царя с сестрой царя фракийского. В 432 г., когда афиняне готовились к войне с царем македонским Пердиккой II, они заключили союз с Ситалком, который, собрав к 429 г. до н. э. огромное войско, повел его в Македонию, опустошил ее области и поверг в ужас даже греков, живших южнее Фермопил. Грозный поход не принес, однако, особых результатов, так как ближайший советник Ситалка и будущий его преемник Зевта, сын Спарадока (см. прим. 126), убедил его покинуть Македонию и примириться с Пердиккой. Весь рассказ о македонском походе фракийского царя Ситалка в 429 г. передан Фукидидом (кн. II), хорошо осведомленным о ходе фракийских событий. Иордан (6 век н.э.) спутал сведения, полученные им, несомненно, косвенным путем: назвал Ситалка «славным вождем Готов» («egregius Gothorum ductor»), неправильно заявил, что Ситалк пошел войной на афинян (царем которых Иордан ошибочно считал Пердикку Македонского). Кроме того, во время похода царя Ситалка не было крупного сражения, о котором говорит Иордан исключительно для того, чтобы подчеркнуть победу «готов». Ситалк погиб в 424 г. до н. э. в борьбе с трибаллами.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/primtext3.phtml

О Скиле кратко можно сказать, отчасти повторяя источники, следующее.
Скил - скифский царь V века до нашей эры (правил около 470-450 гг. до н.э), судьбу которого Геродот сравнивал с судьбой скифского философа Анахарсиса, погибшего за распространение чужеземных обычаев (Геродот. IV. 78 - 80). Само имя "Скил" не поддается объяснению из иранских языков, к которым принадлежал и скифский (Vasmer 1971, с. 119, 184). Оно, вероятно, "туземное" (местное северо-причерноморское). Затем у скифов известен и царь Скилур. От царского педагога (?) Тимна Геродот получил немало сведений о Скифии.
Скил был одним из сыновей царя Ариапифа, родился от матери-истриянки (города у низовий Дуная), а не от скифской женщины. Мать научила его говорить и писать по-эллински. Ариапифа коварно убил Спаргапиф, царь агафирсов, и престол по наследству перешел к Скилу вместе с одной из жен покойного отца, по имени Опия. Это была скифская женщина, от Ариапифа у нее был сын Орик. Это двоевластие тяготило молодого царя.
Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил скифский образ жизни, в силу полученного воспитания был склонен к эллинским обычаям. Когда царю приходилось вступать с войском в пределы города борисфенитов (эти борисфениты сами себя называют милетянами; указывают на Ольвию или Березань-Борифениты), он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам один входил в город и приказывал запирать ворота. Затем Скил снимал скифское платье и облачался в эллинскую одежду. В этом наряде ходил по рыночной площади без телохранителей и других спутников (ворота охранялись, чтобы никто из скифов не увидел этого). Царь придерживался эллинских обычаев, совершал жертвоприношения по обрядам эллинов. Месяц или даже больше оставался в городе, а затем вновь надевал скифскую одежду и покидал город. Посещения повторялись неоднократно, и Скил даже построил себе дом в Борисфене и поселил там жену, местную уроженку.
Однажды царь пожелал принять посвящение в таинства Диониса Вакха (эти торжества раз в три года отмечались и в Гелоне). Когда предстояло приступить к таинствам, явилось великое знамение. Большой роскошный дворец, обнесенный стеною, беломраморные сфинксы и грифоны сгорели от молнии Перуна. Тем не менее, Скил совершил обряд посвящения. Рядовые скифы осуждают эллинов за вакхические исступления. По представлениям скифов, не могло существовать божество, делающее людей безумными.
Когда царь, наконец, принял посвящение в таинства Вакха, какой-то борисфенит, обращаясь к скифам, насмешливо заметил: "Вот вы, скифы, смеетесь над нами за то, что мы совершаем служение Вакху и нас охватывает в это время божественное исступление. А теперь и ваш царь охвачен этим богом: он не только свершает таинства Вакха, но и безумствует, как одержимый божеством. Если вы не верите, то идите за мной и я вам покажу это!". Скифские "патриции" последовали за борисфенитом. Он тайно провел их на городскую стену и посадил на башню. При виде Скила, проходившего мимо с толпой вакхантов в вакхическом исступлении, скифы пришли в страшное негодование. Спустившись с башни, они рассказали затем всему войску об увиденном.
В Ольвии в V в. до н.э. существовало богатое здание со скульптурами грифонов. Один грифон или сфинкс из белого мрамора был найден Б.В. Фармаковским в Ольвии и хранится в Одесском археологическом музее НАН Украины (Амелюшкина 1961, с. 88-98; Агбунов 1989, с. 116). Подтвердились сообщения Геродота и о существовании культа Диониса в Ольвии (Русяева 1978, с. 87-104). А в 30-е годы недалекo от Истрии в Румынии был найден золотой перстень с именем Скила. На нем изображена богиня, сидящая на троне известная в Скифии и по серии других предметов торевтики (Виноградов 1980, с. 98-108). Таким образом, археологические источники подтверждают страницы биографии Скила, связанные с Ольвией и Истрией.
После возвращения Скила домой скифы подняли против него восстание и провозгласили царем Октамасада, сына дочери царя фракийцев Терея. Когда Скил узнал о восстании и о причине его, то бежал во Фракию. Октамасад выступил походом на фракийцев. На Истре произошла встреча. Войска готовились вступить в сражение, когда Ситалк послал к Октамасаду сказать следующее: "Зачем нам нападать друг на друга: ведь ты сын моей сестры, у тебя в руках мой брат. Отдай мне его, а я выдам тебе твоего Скила, но не будем подвергать взаимной опасности наши войска!". Предложение Ситалк велел передать через глашатая. У Октамасада действительно нашел убежище брат Ситалка, Октамасад принял предложение и выдал Ситалку своего дядю по матери, а взамен получил брата Скила. Ситалк принял своего брата и удалился с войском, а Октамасад велел тут же отрубить голову Скилу. Так крепко во времена Геродота скифы держались своих обычаев и такой суровой каре они подвергали тех, кто заимствует чужие.
По исследованию Ю.Г. Виноградова, описанные Геродотом события относятся к 450 г. до н.э. (Виноградов 1980, с. 98-108; 1989, с. 106). Время царствования Скила Ю.Г. Виноградов определяет 470-450 гг. до н.э. (Виноградов 1989, с. 120), а П.О. Карышковский датирует монеты с именем Скила второй четвертью V в. до н.э., то есть 475-450 гг. до н.э. (Карышковский 1987, с. 66-68).
Сюжет о Скиле представлен в школьных учебниках "История древнего мира", но без должных выводов о влиянии Великой Скифии. Более сорока лет назад экспедицией Одесского университета начаты раскопки городища возле с. Роксоланы Овидипольского района Одесской области Украины, известного археологам еще с ХІХ в. (Синицын 1966, с. 5-56). Полевые исследования городища позволили установить, что оно представляет собой остатки античного города Никония (возможно, основан в честь победы скифов над Дарием I), упоминаемого древними авторами (Карышковский 1966, с. 149-162; Агбунов 1985, с. 102; Секерская 1989; Охотников 1990, с. 69-71; Ochotnikov 1997; Черняков 1997). Никоний был небольшим античным городом площадью 6-7 га (но с некрополем в 40 га), верхняя часть которого еще сохранилась в виде городища с валами и рвами, а нижняя - оказалась под водами Днестровского лимана.
Археологические раскопки выявили материалы, позволяющие датировать существование Никония с VI в. до н.э. до IV-III вв. до н.э. Особенностью Никония является то, что этот небольшой город довольно рано начал чеканить собственные монеты (Карышковский 1962, с. 210-215; Загинайло 1966, с. 100-130; Анохин 1989, с. 75-78). Известно более 300 различных монет, найденных во время научных раскопок. Наиболее ранние монеты собственной чеканки Никония представлены литыми экземплярами с изображением совы и надписью "SKU", "SKUL", которые исследователи связывают с именем именно Скила (Карышковский 1987, с. 66-68; Анохин 1989, с. 77). Находки этих редчайших монет предопределили особый интерес к Никонию многих коллекционеров.
"Дикие археологи" в 1994 г. нашли на Роксоланском городище вероятную могилу Скила.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2460

 
Рис. 7. Монеты с именем скифского царя Скила (1-6), найденные в Никонии и перстень с именем этого царя из Добруджи (7).

Скил верпоятно входил в династию Арианта - династию царей Великой Скифии VII - II вв. до н.э., примерно от Арианта до Скилура (есть разные версии). Состав этой династии сравнительно реален и доказателен, частью представлен и царскими монетами (например, Скила, Атея, Скилура). Имена Скила и Скилура попадают в традицию скифских имен типа Сагил и Ахилл.
Ранние правители скифов – легендарные и полулегендарные – сравнительно известны: Кур Аракс, Пал и Нап, Гомер и Аскеназ, внуки Зевса, дети Геракла, Словен и Рус, Плин и Сколопит, Сагил и Панасагор, Ахилл, Танай времен Рамсеса П - память о славной древнейшей истории Скифии, но трудно объединить имена этих правителем в единую династию.
Ассирийский царь Саргон П, правивший в 722-705 гг. до н.э. усилил контроль за традиционными путями из "страны Гага" (Гомера) к Египту и завоевывал последние хетские ("гетские") царства в округе Сирии: 720 - Хамат (допускают, "страны Хама" по Библии), 717 - Каркемиш, 713 - Табал (Фувал, брат Гомера: по Библии). Перед взятием Табала он разгромил урартского царя Русу I (730 - 714), которому служило немало северных наемников. Около 722 г. отмечен выход воинственных киммерийцев, на которых уже давили скифы, на территорию Урарту. На юге России заметны проявления различных видов письменности.
Легенды о происхождении скифов, относящие их появление к середине II тыс. до н.э., указывают Днепр, как исходный регион обитания многоплеменного скифского народа. Во времена Саргона II происходила очередная волна возвращения "блудных скифов" на свою историческую родину. По путям пращуров - Пала и Напа.
Разведчик Ассур-рисуа в одном из донесений Саргону II сообщал, что Гамирра (Кимерия) платила "дань народу Урарту. Когда народ Урарту двинулся против страны гамира и тогда было нанесено поражение народу Урарту". Киммерийский полк около 679 г. стоял в Ниневии, известной и по Библии. Другой киммерийский отряд подвергся разгрому в Хубишне (Киликия). Археологи находят немало подтверждений этому. Ашшуррисуа информировал о событиях в округе Гамирры и Сина-хериба (705 - 680), сына Саргона II.
Библия называет царя Сеннахиримом, полководцами которого были Тартан, Рабсарис и Рабсак. Рабсак владел арамейским и иудейским языками. При иудейском царе Езекии ассирийские войска во главе с наемниками входили в Иерусалим, о чем сообщает библейская книга "4-я Царств". Рабсак на иудейском доказывал евреям, что любые цари и боги не могут противостоять Ассирии. Но в одну из ночей иудейским агентам, верно, удалось отравить всю воду для ассирийского войска: "И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господен, и поразил в стане Ассирийском 185 тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех (у славян в VI в. н.э. известен Адрагаст: П.3.) и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую (Урарту). И воцарился Асардан, сын его, вместо него" (4. Цар. 19: 35-37). Так бежавшие на север царевичи Адрамил и Шарецер указали на свои вероятные родственные связи, возможно, достигавшие земель и севернее Кавказа. Да и, по сути, привели к власти своего брата Асархаддона (см.).
Минула почти тысяча лет со времен наследников Зевса - Таргитая и его сыновей. Округу между Волгой и Доном до Кавказа во времена Асархаддона ("царя-аса от Дона" ?) контролировал, вероятно, царский род Ишпакая-Партатуа. Между Доном и Днепром властвовал Спаргапиф - основатель рода будущих победителей Дария I. А от Днепра до Дуная и Скифией в целом правил царь Ариант, возможно – отец Спарга-Спарта.
Сыном Спаргапифа (дитя Спарка?) был царь Лик, сыном Лика - Гнур (украинское Хряк), сыновьями Гнура являлись царь Савлий и философ Анахарсис (убит родным братом, как затем Аттила убил брата Бледа-Влада).
Затем известен Антир, победитель Дария I, был сыном Савлия.
Из рода Савлия ведут царя Ариапифа (педагогом-опекуном его был философ Тимн, от которого Геродот взял немало сведений о Скифии). Кроме других детей, у Ариапифа (дитя Ареса ?) был еще сын Скил. Тот родился от матери-истриянки (не скифянки), научившей его говорить и писать по-эллински. Ариапифа коварно умертвил Спаргапиф, царь агафирсов, и престол по наследству перешел в середине V в. к Скилу вместе с одной из жен покойного отца, по имени Опия. Это была скифская женщина, от Ариапифа у нее был сын Орик. Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образа жизни этого народа. Что в итоге и привело его к гибели. Скифы провозгласили царем Окта-масада, сына дочери Тирея-Терея (близкого скифам по роду фракийского царя, отца знаменитого царя Ситалка). Затем в IV в. известен скифский царь Атей, воевавший с отцом А. Македонского. Сам Македонский вел переговоры с Картасием, братом скифского царя, имя которого неизвестно. Скиф Арсак в III в. ушел от Дона, образовав на юге знаменитую династию Арсакидов (Аршакидов). Ко двору Арсакидов были стянуты многие деятельные силы Скифии.
Хорошо известен скифский царь Скилур (с именем, близким Скилу), который правил в округе Крыма во 2 в. до н.э. При нем недалеко от нынешнего Симферополя расцвел город Неаполь Скифский. Крепость здесь имела стены толщиной 8,5 метров. Встречены погребения царя и знати, множество золотых украшений, фрески на стенах зданий и т.п. Город был разграблен в III в. н.э. Скифский царь Палак (один из 80 сыновей Скилура ?), погибший в боях с царями Понта, вероятно завершал династию Арианта. Хотя есть и вероятны другие версии об этой династии, важной для истории России и Украины, Молдавии и Румынии.
Литература: 1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота; 2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.

http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2559

Понятно, что никакие скифские царские династии нашему официозу не нужны. Правда, возникают привлекательные подходы. Тамара Т. Райс. Строители степных пирамид. http://ossnet.info/scythian-gold-rais27.html Но не определяет династии. Арианта у нее нет. Атей указан как Аэрт.
А.Ю. Алексеев. Хронография Европейской Скифии
VII - IV вв. до н.э. Санкт-Петербург, Издательство Государственного Эрмитажа, 2003 г. Но они пока не достигли необходимой популярности. Все еще доминируют в отечественной истории пронорманистские соратники В.Л.Янина, который далеко не всегда обозначает свои не очень сильные норманистские симпатии. Задиристая неонорманистская молодь надсадно продвигает труды этого клана как «авторитетные источники» (для всех обрезателей отечественной истории ?!).

Но пора нам к Клеомену.

Клеомен I (520? - 491 г. до н.э.) -спартанский царь из рода Агиадов. Правление Клеомена I стало пиком могущества Спарты, но во многом совпало и с победами Скифии над полчищами Дария 1. Своего главного соперника - Аргос -Клеомен I разгромил в 495 г. в битве при Сипе, когда войска Скифии на три года блокировали проливы у Мраморного моря. Зависимые общины он объединил в Пелопоннесский союз, в котором Спарта занимала положение гегемона. Влияние Спарты он стремился расширить далеко за границы Пелопоннесского полуострова.
В 510 г. Клеомен I, достигший договоренностей со Скифией, осуществил поход на Аттику, изгнав из Афин тирана Гиппия. В 508 г. он вновь явился в Аттику по призыву афинских олигархов, но на этот раз демократично настроенные афиняне заставили его удалиться. Чтобы наказать непокорный город, Клеомен I в 506 г. вторгся в Аттику с большой армией. Спартанцы захватили Элевсин, но второй спартанский царь, Демарат, решил не продолжать поход и увел свои войска. Клеомен I отказался от идеи включить Афины в состав Пелопоннесского союза, но против Демарата затаил обиду и в 491 г. добился его низложения. В этом же году Клеомен I вместе с новым царем Леотихидом покорил остров Эгина. Демарат бежал к персам, а в Спарте всплыли некоторые подробности интриг Клеомена I. Опасаясь суда эфоров, Клеомен I не рискнул появиться в городе и, обосновавшись в Аркадии, стал собирать силы для похода на Спарту. Эфоры согласились амнистировать Клеомена I и вернуть его права. Возвратившись в Спарту, он впал в безумие и покончил с собой.
( Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005).

В 499 г., после начала Ионийского восстания (городов, которое поддерживали и скифы), Аристагор, вдохновитель выступления против персов, прибыл в Спарту, чтобы найти здесь поддержку. Но когда Клеомен узнал, что от побережья до царской столицы надо добираться три месяца, он сказал: «Друг из Милета! Покинь Спарту до захода солнца! Ты хочешь завести лакедемонян в землю на расстоянии трехмесячного пути от моря; это совершенно неприемлемое условие для них». Таким образом, спартанцы не помогли ионянам, что отчасти было и местью ионянам – они помогли бежать Дарию из Скифии.

Вскоре после этого, в 491 г. до Р.Х., Клеомен окончательно рассорился со своим соправителем Демаратом. Когда Клеомен отплыл на Эгину, чтобы наказать там сторонников персов, Демарат принялся клеветать на Клеомена. Тогда Клеомен вступил в сговор с Левтихидом, которого пообещал сделать царем. Левтихид обвинил Демарата в том, что он не сын царя Аристона. Спор перенесли в Дельфы, и благодаря проискам Клеомена пифия подтвердила, что Демарат не сын Аристона. Когда обнаружились его козни, Клеомен в страхе перед спартанцами бежал в Фессалию. По прибытии оттуда в Аркадию он поднял там мятеж, возбудив аркадцев против Спарты.

Узнав об этих происках Клеомена лакедемоняне устрашились и возвратили его в Спарту, где он стал, как и прежде, царем. Тотчас по возвращении его поразил недуг, именно безумие (впрочем, Клеомен уже и раньше был не в своем уме): так первому встречному в Спарте царь тыкал своей палкой в лицо. За такие безумные поступки родственники наложили на Клеомена ножные колодки. Уже связанный, Клеомен увидел, что остался наедине со стражем, и потребовал нож. Страж сначала не хотел давать нож, но царь стал грозить, что заставит его потом поплатиться за непослушание, и тот в страхе от угроз (это был илот) дал ему нож. Схватив это железное орудие, царь принялся увечить свое тело, начиная от голеней. Он изрезал мясо на теле на полосы: от голеней и от ляжек до бедер и паха. Дойдя до живота, Клеомен и его изрезал на полосы и таким образом скончался (Геродот: 6; 74—75). Так как он умер, не оставив мужского потомства, после него на престол вступил его младший брат Леонид I (Геродот: 7; 205).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.  http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kleomen1.html

Мною сделаны следующие акценты в истории этой личности.


Клеомен - царь Спарты 520 - 491 гг. до н.э., союзник Скифии в борьбе против Персии. Сын Анаксандрита, брат царя Леонида, геройски павшего в битве при Фермопилах (Фессалия, тысячи лет привлекавшая северян).
Сведения о его связях со Скифией в литературных источниках практически не освещены. Версии гибели К. (вплоть до помутнения рассудка) разные. Геродот привел в качестве одной из версий следующее:
"Сами же спартанцы утверждают, что божество (разгневанный деяниями царя Аполлон) вовсе не виновно в безумии царя: общаясь со скифами, он научился пить неразбавленное вино и от этого впал в безумие. После вторжения Дария в их страну скифы-кочевники вознамерились отомстить царю. Они отправили в Спарту послов и заключили союз с лакедемонянами. При этом было решено, что сами скифы сделают попытку вторгнуться в Мидию вдоль течения реки Фасиса (Риони), в то время как спартанцы из Эфеса направятся внутрь [персидской] страны на соединение со скифами. Клеомен же, как говорят, когда скифы прибыли [в Спарту] для переговоров, слишком часто общался со скифами; общаясь же с ними больше, чем подобало, он научился у них пить неразбавленное вино. От этого-то, как думают, спартанский царь и впал в безумие. С тех пор спартанцы, когда хотят выпить хмельного вина, говорят: "Наливай по-скифски". Так рассказывают спартанцы о Клеомене" (Геродот. VI. 84).
Этот сюжет был общеизвестным в системе гимназического образования России до Октября 1917 г., отразился в творчестве русских поэтов и писателей. Но чаще сюжет использовался для подчеркивания глубин истории крепких русских напитков (наследницей чего является водка), чем для осмысления существенной исторической реальности. Скифия вела продолжительные переговоры со Спартой уже после разгрома на своей территории полчищ Дария, скифские послы заключили союз со Спартой (лакедемонянами, с которыми задолго до этого общался и Анахарсис), планировались крупномасштабные совместные операции против Персии около 491 г. до н.э. Затем в 480 г. правящей династией Боспорского царства (Приазовье) стали Спартокиды, при этом имя Спартак (Спарток) чаще признается скифо-фракийским).
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.; 2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота; 3. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997; 4. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и pаннем средневековье. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1998.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2507

А.Л. Дарвин в статье «Монархические тенденции в политическом развитии Спарты позднеархаического-классического времени (к. VI-IV в. до н.э.) // Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. ISBN 5-288-03007-3
добротно показал место Клеомена в истории Спарта и всего античного мира той поры:
«Острая социально-политическая ситуация и возрастание роли сильной личности, приведшие к возникновению старшей тирании в архаическую эпоху, для которой характерны столь яркие примеры захвата власти отдельными честолюбцами при поддержке основной массы демоса и установление их абсолютной власти21, равно как и связанная с кризисом полиса выработка "монархической доктрины"22 в позднеклассическое время, которая предвещает появление младшей тирании и эллинистических монархий, являются той основой и "идеологической подпочвой", на которой развивались указанные монархические тенденции в Спарте, так как мы не вправе отделять ее историю от истории всей Древней Греции.
Воздействие на спартанских царей, занимавших такое видное положение в обществе, указанных факторов было тем более сильным исходя из того, что они постоянно сталкивались в своей военной или дипломатической деятельности с возможностью существования в других государствах монархической власти, а на родине были вынуждены делить власть со многими другими.
Это, например, относится в равной степени как к Клеомену I, изгнавшему Писистратидов из Афин, так и к победителю персов при Платеях - Павсанию, зависть которого к власти Ксеркса привела к измене малой и большой родины. Развивая все высказанные выше положения, нам хотелось бы теперь проиллюстрировать их на конкретных примерах из истории архаической и классической Спарты. Как пишет Г. Берве, "видимо, лишь вследствие скудности наших источников такие устремления мы встречаем только около 500 года"23. Речь идет здесь о времени правления одного из самых выдающихся политиков древности24 - спартанского царя Клеомена I.
Отношения этого царя с официальными властями Спарты всегда были очень сложными. Так, мы знаем о том, что Клеомен неоднократно и по разным причинам привлекался в Спарте к суду (по поводу отказа от взятия Аргоса - Her., VI, 82; по поводу клеветы в адрес Демарата - Her., VI, 74). Это объясняется, по всей вероятности, противодействием эфоров быстрому росту его влияния внутри Лакедемона и за его пределами25.
Царская власть при Клеомене является в ряде случаев определяющим фактором во внешней политике. Из античной традиции нам известно о прямом (минуя власти Спарты) обращении платейцев за помощью против Беотии к Клеомену26 (Her., VI, 108) и о предложении похода на Сусы со стороны тирана Милета Аристагора в 500/499 г. до н. э. (Her., V, 49), которое связывается Геродотом даже с попыткой подкупа царя, на что тот ответил отказом (Her., V, 51).
Еще одна попытка подкупа Клеомена, по сведениям Геродота, состоялась ранее и была предпринята тираном Самоса Меандрием (Her., III, 148). В ответ на подобным образом "обставленную" просьбу о помощи против персов Клеомен приказал эфорам удалить чужестранца из страны. В этом решении он, скорее всего, ссылался на указанный нами ранее изоляционистский закон (упоминаемый также в речи Перикла - Thuc., II, 39, 1)27.»

Правда, эпизод скифо-спартанских связей представлен бегло и незначительно.

«Фигурирует Клеомен и в эпизоде с посещением Спарты скифским посольством в 510 г (Lenschau Th. Kleomenes (3) // RE. Bd.XI. Sp. 695.)  до н. э. Представители этого посольства предполагали заключить наступательный союз против персов (Her., VI, 84). Показательно, что именно царь, а не другие органы власти, был отыскиваем скифами в качестве партнера по переговорам29. Своим религиозным авторитетом, как говорилось выше, Клеомен пользовался в ряде внешнеполитических акций. Так, например, при оказании помощи своему гостеприимцу Исагору в Афинах он обвинял афинян и Клисфена в святотатстве в связи с умерщвлением молящих о защите (Thuc., I, 126, 12), а свой отказ штурмовать Аргос, из-за которого на него пало подозрение в подкупе, объяснил на суде неблагоприятными предзнаменованиями при жертвоприношении (Her., VI, 84)».

Геродот более внимателен в этому эпизоду. При этом он сравнивал мнение разных источников.

«84. Так вот, это-то и было, по словам аргосцев (врагов царя Спарты), причиной безумия и ужасной гибели Клеомена. Сами же спартанцы утверждают, что божество вовсе не виновно в безумии царя: общаясь со скифами, он научился пить неразбавленное вино и от этого впал в безумие. После вторжения Дария в их страну скифы-кочевники вознамерились отомстить царю. Они отправили в Спарту послов и заключили союз с лакедемонянами. При этом было решено, что сами скифы сделают попытку вторгнуться в Мидию вдоль течения реки Фасиса[75], в то время как спартанцы из Эфеса направятся внутрь [персидской] страны на соединение со скифами. Клеомен же, как говорят, когда скифы прибыли [в Спарту] для переговоров, слишком часто общался со скифами; общаясь же с ними больше, чем подобало, он научился у них пить неразбавленное вино. От этого;то, как думают, спартанский царь и впал в безумие. С тех пор спартанцы, когда хотят выпить хмельного вина, говорят: “Наливай по-скифски”. Так рассказывают спартанцы о Клеомене. Я же думаю, что этим [безумием] он искупил свой поступок с Демаратом.

85. Между тем эгинцы, узнав о кончине Клеомена, отправили вестников в Спарту принести жалобу на Левтихида по делу о заложниках, содержавшихся в Афинах. Лакедемоняне же тогда назначили суд. Суд постановил, что Левтихид причинил эгинцам великую несправедливость и за это его следует выдать им на Эгину вместо заложников, задержанных в Афинах. Когда эгинцы собирались уже увести Левтихида, то Феасид, сын Леопрепея, уважаемый в Спарте человек, сказал им:
“Что вы задумали делать, эгинцы? Спартанского царя увести, которого вам выдали его сограждане? Если ныне спартанцы в своем гневе даже и вынесли такое решение, то берегитесь, как бы потом, если вы это сделаете, они не погубили вашу страну”. Выслушав эти слова, эгинцы отказались от своего намерения увести с собой царя. Однако они договорились, что Левтихид отправится в Афины и вернет им заложников.
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/06.html

Только когда скифы ушли от Мраморного моря и скончался Клеомен 1, персы смогли собрать огромные силы и переправиться на другой берег. Начались знаменитые Греко-персидские войны.

А что скифы ?!

Так ими в это время правил любящий праздную жизнь Скил. Но в итоге за эту праздность и поплатился. Отчасти это урок и последующим отечественным правителям. Не исключая , понятно, и дореволюционный царский двор России.


Связи со Спартой скифы, по сути, в целом-то не теряли. Вот один из примеров.

Сфер (Звер, Звар) Боспорит (Приазовский; ок. 280 - 210 гг. до н.э.) - выдающийся скифский философ и гос. деятель, советник античных царей Спарты и Египта. Ярким учеником знаменитого "бочкой" Диогена был Кратет (сын Асконда из Фив), а одним из видных учеников Кратета оказался Бион Борисфенит (с берегов Днепра). Как и Анахарсис, Бион входил в число видных философов античности. А его учеба у киника Кратета в 317-307 гг. до н.э. включена во всемирную хронологию развития философии.
Около 264 года до нашей эры у Клеанфа (Клеанда), возглавившего стоиков после Зенона, учился и Сфер ("Звер") Боспорский (из Приазовья, где ранее жили родичи Демосфена). Товарищем С. был Хрисипп (280-207 гг. до н.э.), кто не чурался ездить на "философские заработки" в Пантикапей (Керчь) и "в Скифскую пустыню", где можно было бы жить за счет царей, друзей и "от занятий софиста". Хрисиппа вместе с Клеанфом относят к родоначальникам стоицизма, к которым можно отнести и приазовского мудреца.
Сфера Боспорита первоначально пригласил к себе советником Птолемей III Эвергет (246-221 гг. до н.э.), которому служило немало северян. Сфер приехал в Александрию, затем Птолемей послал его в Спарту к царю Клеомену (226-221), советником по реформам. Отмечалось, что Боспорит достиг "значительных успехов в науках" (подобные способности скифов указывались и в начале средних веков). Его идеи о государстве частью, верно, были близки идеям Платона. Покровителем Сфера затем являлся и Птолемей IV Филопатор (221-203 гг. до н.э.), сын Птолемея III и Береники I ("Вероники").
Во времена окончательной редакции знаменитой индийской "Арт-хаш-астры" приазовский философ-экономист С. был советником по госреформам в Спарте, а затем вновь вернулся на службу к египетским царям. Допускают, что его идеи отражает сохранившаяся египетская "Инструкция эконому". Она составлена от имени главы финансовой администрации в Египте - диокета - и адресована начальникам администрации в номах (округах) - эко-номам. В частности, инструкция требовала от каждого эконома: "Следи за тем, чтобы товары продавались не дороже предписанной цены. Обследуй специально и те товары, на которых нет твердых цен и на которые предоставлено право продавцам назначать цены по своему усмотрению, и назначь соразмерную прибыль и заставь продавать…".
Роль общегосударствненных экономических порядков в индоевропейских странах в ту пору была достаточно высока. Часть причерноморской Скифии от Дуная до Днепра в первые века нашей эры вошла в римскую провинцию Мезия (Межа), поэтому частью скифов (будущих словено-русов) были хорошо усвоены римские (как ранее греческие) торговые и финансовые нормы. Эти порядки активно применялись в Боспорском царстве Приазовья, где боготворились римские императоры. А затем здесь находила опору и Византия, считавшая русские княжения подчиненными себе "северными архонствами".
Скифия и Фракия (будущая Болгария) признавались родственными с античных времен. Скифы, по сути, стали основным населением Фракии со времен Константина Великого, сделавшего Константинополь (Царьград русских летописей) столицей Византии. Имперские законы уже 14 - 15 веков назад указывали: "По всему фракийскому владению (частью его была провинция Скифия Малая) навсегда уничтожается подушная подать и должен уплачиваться только поземельный налог. Если кто примет и удержит чужого колона (земледельца-крепостного), он должен заплатить два фунта золота тому, чьи поля беглец лишил работника, и должен вернуть колона вместе со всем его скарбом и семейством".
До нашего времени труды Сфера "Приазовского", вероятно, не дошли. Но они были известны к началу средневековья. Эти книги и сборники бесед назывались "О мире", "Об основах", "Об атомах и образах", "О случае", "О наименьшем", "О законе", "Об определениях", "О противоречиях", "Об двухсмысленностях", "О надлежащем", "О славе", "О богатстве", "Пособие по диалектике" (в 2 книгах). Труды уже по названиям позволяют относить философа к диалектикам, атомистам, державникам.
Прославился Сфер своими работами "О семени", "Об органах чувств", "О страстях", "О царской власти", "О спартанском государственном устройстве"... Это устройство привлекало Скифию со времен скифского философа Ана-харсиса, дяди Антира. Сфер оставил "Письма". Являлся и историком науки, сочинив книги "О Гераклите", "О Ликурге и Сократе", "Об эретрийских философах". Позиции Сфера можно знать и подробнее, если изучить общие позиции стоицизма III в. до н.э.
Стоики разделяли философию на логику, физику (мироздание) и этику. Выделяли первоогонь - дух, логос. Но были и материалистами, диалектиками. К сожалению, считали самоубийства приобщением человека к идеальной разумности мирового целого. Весь космос - всемирным государством, всех людей - космополитами.
Такой позицией стоики способствовали развитию идей масонства. Книга "Диоген Лаэртский. О жизни...". (М.: Мысль, 1986) сообщает ряд важных подробностей о Сфере и других скифских философах, начиная с Анахарсиса.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2468

КЛЕОМЕН

Клеомен III  (ок. 260 – 219) - царь лакедемонян из рода Агидов, правивший в 235—221 гг. Сын Леонида II.

После казни Агиса IV, Леонид II увел его жену Агиаду из дома убитого вместе с новорожденным ребенком и выдал ее за своего сына Клеомена. Правда, Клеомену не пришла еще пора жениться, однако отдать ее другому Леонид не хотел: она должна была унаследовать благосостояние своего отца Гилиппа, по красоте же не знала себе равных среди гречанок, обладая, вдобавок, нравом кротким и добрым. Как передают, она молила избавить ее от этого насильственного брака, но все напрасно. Соединившись с Клеоменом, она сохранила ненависть к Леониду, но женой была замечательной, горячо привязанной к молодому мужу, который с первого же дня страстно ее полюбил и даже относился с сочувствием к ее полным нежности воспоминаниям об Агисе, нередко расспрашивал обо всем происшедшем и внимательно слушал рассказы Агиады о намерениях и образе мыслей ее первого супруга.

Клеомен был и честолюбив, и благороден, и не менее Агиса силен по натуре, воздержанности и простоте, но мягкости и крайней осторожности Агиса в нем не было — напротив, в душе его как бы сидело острие, подавлявшее волю, и он неудержимо рвался к цели, которая однажды представилась ему прекрасной.

Когда после смерти Леонида Клеомен вступил на царство, он убедился, что государство вконец обессилило, — богачи, поглощенные заботой о собственных удовольствиях и наживе, пренебрегали общественными делами, а народ, страдая от нужды, неохотно шел на войну, и даже не обременял себя воспитанием детей, а сам он царствовал только по названию, поскольку власть целиком принадлежит эфорам. Клеомен немедленно проникся решимостью все это переменить. Он считал, что переворот легче произвести во время войны, чем в мирную пору, а потому столкнул Спарту с ахейцами, поведение которых неоднократно давало повод для жалоб и упреков.

Арат, наиболее сильный и деятельный человек среди ахейцев, с самого начала думал соединить всех пелопоннесцев в один союз, поскольку полагал, что только тогда Пелопоннес станет неприступным для врагов извне. Почти все города уже были в числе союзников, оставался только Лакедемон, Элида, да часть аркадян, находившихся в зависимости от Спарты, и сразу после смерти Леонида Арат принялся тревожить аркадян, разоряя главным образом земли, пограничные с ахейскими — он хотел поглядеть, как ответят на это лакедемоняне, и вместе с тем выказать пренебрежение к молодому и неискушенному в войне Клеомену. Арат, однако, сильно ошибся в этом юноше. В 227 г. до Р.Х. Клеомен разбил ахейцев при Ликее. В ответ Арат взял Мантинею. Лакедемоняне пали духом и стали требовать, чтобы Клеомен прекратил войну. Но он все же отправился в поход и нанес ахейцам новое поражение у Мегалополя.

После этой победы Клеомен возгордился уже не на шутку и, в твердой уверенности, что легко одолеет ахейцев, если поведет войну по собственному усмотрению, стал убеждать своего отчима Мегистонея, что пора избавиться от эфоров, сделать могущество граждан общим достоянием и с помощью равенства возродить Спарту, вернуть ей верховное владычество над Грецией. Мегистоней согласился с ним, и царь склонил на свою сторону еще двух или трех друзей. Затем, отправившись в новый поход в Аркадию, Клеомен оставил войско под Мантинеей, а сам с наемниками двинулся к Спарте. Вперед себя он послал трех мофаков — товарищей детства, и они, внезапно напав на эфоров в трапезной, убили четверых из них.

В 225 г. до Р.Х. Клеомен, советником которого в 226 – 221 гг. был скиф Сфер,  вторгся в саму Ахайю и разбил ахейцев под Гекатомбеей. Ахейцы были настолько удручены неудачами, что готовы были признать над собой главенство Спарты. К несчастью, Клеомен заболел и не смог прибыть на союзное собрание в Лерну. И тогда дело эллинского объединения погублено было Аратом. В самом деле, Арат не мог примириться с тем, что в деле, которому он посвятил всю свою жизнь, все лавры заберет себе молодой Клеомен. Поэтому он решился на шаг в высшей мере сомнительный и двусмысленный: чтобы смирить спартанцев, он решил пригласить на помощь македонцев, от власти которых он прежде освободил Пелопоннес. Он завязал переговоры с Антигоном III Досоном, и когда ахейцы снова сошлись на собрание, готовые, как уже говорилось, признать Клеомена главою нового союза, Арат стал требовать у Клеомена 300 заложников. Клеомен, оскорбленный недоверием, прервал переговоры и отправил к ахейцам вестника с объявлением войны. Короткое время спустя он захватил Пеллену, Фенест и Пантелий, а в следующем году овладел Аргосом. Случилось это во время Немейских игр, когда в Аргосе собралось множество народа. Лакедемоняне ночью подступили к городским стенам и захватили Аспиду — неприступную позицию на круче над самым театром. Ахейцы пришли в такой ужас, что никто не подумал о защите, — напротив, граждане беспрекословно приняли спартанский отряд, выдали 20 заложников и стали союзниками лакедемонян, предоставив верховное главенство Клеомену.

Эта удача немало прибавила к славе и силе Клеомена. Все дивились его проворству и глубокой проницательности, и те, кто прежде посмеивался над ним, теперь были твердо убеждены, что спартанцы ему одному обязаны переменою, которая с ними свершилась. Ведь до него они влачили жалкое существование и совершенно не способны были защитить себя.

Сразу после взятия Аргоса к Клеомену присоединились Клеоны и Флиун, а жители Коринфа едва не схватили Арата, чтобы выдать его лакедемонянам. Арату удалось бежать, а Клеомен в 223 г. до Р.Х. вступил в Коринф, заняв по пути Трезену, Эпидавр и Гермиону. Но в Акрокоринфе оставался ахейский гарнизон. Не надеясь более удержать эту важную крепость за собой, Арат убедил союзников впустить внутрь македонский караульный отряд.

Антигон III давно уже с беспокойством смотрел, как возрастает могущество лакедемонян, и не заставил себя долго ждать. С большим войском он явился в Грецию. Клеомен хотел встретить македонцев на склоне Ония, где позиция не позволяла врагу использовать фалангу. Антигон оказался в очень затруднительном положении, но, к счастью для него, в тылу у Клеомена восстали аргосцы (недовольные тем, что Клеомен не отменил долгов). Клеомен встревожился, так как враги, овладев Аргосом, могли отрезать ему путь назад, а сами беспрепятственно вторгнуться Лаконику, и увел свое войско от Коринфа. Антигон немедленно вступил в Коринф и поставил здесь караульный отряд.

Клеомен подступил к Аргосу и почти уже взял город, но, завидев войско Антигона, которое также спешило к городу, вынужден был очистить Арголиду. После того как македонцы вступили в Пелопоннес, большая часть союзников оставила лакедемонян.

К довершению несчастий, царю сообщили о смерти его супруги, которую он горячо и страстно любил. Тревожное положение дел не позволило Клеомену отдаться своей скорби. Антигон овладел Аркадией и готовился вторгнуться в пределы Лаконики. Клеомен объявил, что освободит всех илотов, которые внесут за себя пять мин выкупа. Таких набралось 6000 человек. На собранные таким образом 500 талантов Клеомен вооружил 2000 гоплитов и в 222 г. до Р.Х. внезапно напал на Мегалополь. Жители его бежали в Мессению. Клеомен предлагал гражданам вернуть их город обратно при условии, что они выйдут из ахейского союза. Но мегалопольцы в этот трудный момент сохранили верность ахейцам и ответили отказом. Когда об этом донесли Клеомену, он в ярости велел разрушить все, что возможно, и отступил обратно в Спарту. Зимой он напал на Арголиду и разорил ее, несмотря на то что сам Антигон находился в Аргосе.

Но, несмотря на все эти дерзкие предприятия, общий ход войны был неудачен для Клеомена. Лишившись всех союзников, он начал испытывать жестокую нужду в деньгах, так что едва уже способен был платить жалованье наемникам и давать содержание гражданам. В этих обстоятельствах он все надежды должен был возложить на удачу в бою и принужден был решиться на генеральное сражение (Плутарх: "Клеомен"; 1—27). Не без основания предполагая, что Антигон вторгнется в Лаконику у Селассии, он расположил здесь все свое войско. Осмотрев позицию, Клеомен постарался по возможности укрепить ее. Дорога на Спарту шла между двух холмов Эвои и Олимпа. Клеомен велел оградить оба холма рвами и валами. На Эвое выстроены были периэки и союзники. Начальником над ними был второй царь Эвклид. Сам Клеомен с лакедемонянами и наемниками занял Олимп. На равнине вдоль реки Ойнунта по обе стороны дороги он поставил конницу с небольшим отрядом наемников. Начав наступление по всему фронту, Антигон сравнительно быстро овладел Евоей. Вслед за тем ахейская конница стала теснить конницу лакедемонян на равнине. Клеомен оказался перед угрозой окружения и вынужден был срыть передовые укрепления и повести свое войско прямо против неприятеля. Антигон, имевший значительный численный перевес, выстроил своих воинов в двойную фалангу. Благодаря этому македонцы оказались победителями в жестоком бою (Полибий: 2; 65—69). Передают, что наемников погибло очень много, а спартанцы пали почти все — из 6000 уцелело лишь 200 человек.

Добравшись до города Спарты, Клеомен дал совет гражданам, которые вышли ему навстречу, открыть ворота Антигону. Затем он пошел к себе домой. Когда молодая рабыня, с которой он жил после смерти жены, подошла и хотела за ним поухаживать, он отказался от воды. Не снимая панциря, он некоторое время размышлял о том, что делать дальше, а затем вместе с друзьями отправился в Гифий. Там они сели на корабли, заранее приготовленные на этот случай, и вышли в море.

Из Киферы Клеомен отправился на Эгилию, а оттуда приплыл в Африку. Царские посланцы доставили его в Александрию. При первом свидании Птолемей III встретил его любезно, но сдержанно, как всякого другого; когда же он дал убедительные доказательства своего ума, обнаружил себя человеком рассудительным, способным в повседневном общении соединить спартанскую простоту с благородной учтивостью, когда он, ни в чем не роняя высокого своего достоинства, не склоняясь перед судьбой, очень скоро стал внушать большее доверие к себе, чем угодливо поддакивающие льстецы, Птолемей от души раскаялся, что бросил его в беде и отдал в жертву Антигону, стяжавшему своей победой и громкую славу, и грозное могущество. Почестями и лаской стараясь ободрить Клеомена, Птолемей обещал снабдить его деньгами и судами и отправить в Грецию, где он смог бы вернуть себе царство. Он назначил Клеомену и содержание по 24 таланта в год. Однако царь с друзьями жил очень просто и воздержанно и основную часть этих денег тратил на щедрую помощь тем, кто бежал из Греции в Египет.

Но старый Птолемей умер, не успев исполнить своего обещания и послать Клеомена в Грецию. Новое царствование началось с беспробудного пьянства, разврата и владычества женщин, так что о Клеомене забыли.

Молодой Птолемей IV, пригласивший скифа Сфера к себе в советники, был до такой степени испорчен распутством и вином, что в часы величайшей трезвости и особенно серьезного расположения духа справлял таинства и с тампаном в руке обходил дворец, собирая подаяния для богини, а делами первостепенной важности заправляла царская любовница Агафоклея и ее мать Энанта, содержательница притона. Вначале, впрочем, казалось, что какая-то нужда в Клеомене есть: боясь своего брата Мага, который благодаря матери пользовался сильной поддержкой войска, и замышляя его убить, Птолемей хотел опереться на Клеомена и пригласил его на свои тайные совещания. Все остальные убеждали царя исполнить свой замысел, и только Клеомен отговаривал его, сказав, что скорее, если бы только это было возможно, следовало бы возрастить для царя побольше братьев — ради надежности и прочности власти. Сосибий, самый влиятельный из друзей царя, возразил, что, пока Маг жив, им нельзя полагаться на наемников, но Клеомен уверял, что об этом тревожиться нечего; ведь среди наемных солдат больше трех тысяч — пелопоннесцы, которые ему вполне преданы, и, стоит ему только кивнуть, немедленно явятся с оружием в руках. Эти слова создали тогда и твердую веру в доброжелательство Клеомена, и высокое мнение о его силе, но впоследствии, когда Птолемей, сознавая свою беспомощность, сделался еще трусливее, придворные стали взирать на Клеомена со страхом, вспоминая о его влиянии среди наемников, и часто можно было услышать, что это, дескать, лев, поселившийся среди овец.

Этим Птолемей IV явно напоминал «тимпаны» Анахарсиса и Скила. Возможно, Сфер должен был его вразумлять.

Клеомен уже отказался от надежды получить суда и войско. Но вскоре он узнал, что Антигон умер, что ахейцы начали войну с этолийцами и что обстоятельства требуют его возвращения, ибо весь Пелопоннес охвачен волнениями и раздором. Антигон стал просить отправить его одного с друзьями, но никто не откликнулся на его просьбы. Царь вообще не принял его и не выслушал — отдавал все свое время женщинам, попойкам и празднествам, а Сосибий, ведавший и распоряжавшийся всем, считал, что Клеомен, если его удерживать против воли, будет в своей строптивости опасен, но не решался и отпустить этого человека, такого дерзкого и предприимчивого, в особенности после того, как он собственными глазами видел все язвы египетского царства.

Сосибий внушил царю, что Клеомен хочет поднять в Александрии мятеж наемников, и Птолемей распорядился, не лишая Клеомена прежнего содержания, поместить его в просторном доме и никуда оттуда не выпускать.

Будущее стало внушать Клеомену опасения. Прекрасно зная характер Птолемея, он стал бояться за свою жизнь. Обсудив с друзьями сложившееся положение, Клеомен решил бежать, с тем чтобы поднять в Александрии восстание. Выждав, когда Птолемей уехал в Каноб, спартанцы распустили молву между стражниками, будто царь даст им вскоре свободу. По этому случаю Клеомен послал им мяса и вина.
Ничего не подозревая, стражники наслаждались яствами и вином, а когда они опьянели, Клеомен в сопровождении друзей и слуг вышел из заключения. Призывая к восстанию, спартанцы стали бродить по улицам города, но никто не захотел присоединиться к ним, и все бежали в страхе. Мятежники бросились к крепости, намереваясь открыть тюрьму и взбунтовать заключенных, но часовые успели надежно закрыть и загородить все входы. Потерпев неудачу и в этой попытке, Клеомен сказал: "Что удивительного, если мужчинами, которые бегут от свободы, правят женщины?", и призвал всех умереть, не посрамивши своего царя и былых подвигов. После этого все спартанцы, начиная с царя, пронзили себя мечами (Плутарх: "Клеомен"; 34—38).

Трудно сказать, какую роль в этих событиях сыграл скифский советник.

Но наемников из Скифии хватало в армии Македонского. Не гнушались северными наемниками и его последователи – эллинисты.

http://www.xlegio.ru/armies/max/a_equites.htm

Материалы предоставлены издательством «Вече»

Боспорское царство в 3 веке до н.э. продолжало поддерживать связи с Родосом, Косом, Пергамом и даже более отдаленным Египтом, с которым Боспор устанавливает и дипломатические отношения. Причем произошло это по инициативе египетского царя Птолемея II, нуждавшегося в союзниках для продолжения борьбы со своими ближайшими соседями.
Во второй четверти III века до н. э. на Боспор прибыло специальное посольское судно Птолемея II «Изида». Красочное изображение этого судна сохранилось на фреске из святилища Афродиты в Нимфее. Интерпретация изображений и надписей на стене святилища позволяет считать, что египетского царя прежде всего интересовала возможность вербовки наемников для своей армии на Боспоре, и он получил соответствующее согласие боспорских правителей. Боспорская армия, не обходившаяся без помощи скифов (вспомним битву при Фате), в течение II века до н. э. становилась все более скифской по этническому составу из-за трудности вербовки наемников из Греции и Фракии. Возросла роль скифов и среди командного состава этой армии.
http://www.world-history.ru/countries_about/283/2230.html

Литература по Скифо (Боспоро) – Египетским связям все более обширна.
1.    Fraser P.M. Ptolemaic Alexandria. Vol. 1. – Oxf., 1972.
2.    Matthieu M. Some Scarabs from the South of Russia // Ancient Egypt. 1926. V. 3.
3.    Piotrovskij B. ;gyptishe Altert;mer im nordkaukasischen Gebiet // Сборник кружка по изучению древнего Востока при государственном Эрмитаже. Вып. 2. – Л., 1935.
4.    Pippidi D.M. Sur la diffusion des cultes ;gyptiens en Scythie Mineure // Studii Classice. – Bucuresti, 1964.
5.    Seligman C.G., Beck H.C. Eastern Glass. The Museum of Far Eastern Antiquities. Bulletin 10. – Stickholm, 1933. P. 11. Pl. IV.
6.    Zakharov A. A Fragment of a Crown of Osiris from the South of Russia // Ancient Egypt. 1926. Vol. 3.
7.    Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья // САИ. Вып. Г1 – 12. 1975.
8.    Брашинский И.Б. Методы исследования античной торговли (На примере Северного Причерноморья). – Л., 1984.
9.    Виноградов В.Б. Тайны минувших времён. – М., 1966. СС. 108 – 113.
10.    Виноградов В.Б. Место египетских амулетов в религиозно-магической символике кавказцев // Археолого-этнографический сборник. – Грозный, 1968. Т. 2.
11.    Грач Н.Л. Открытие нового исторического источника в Нимфее // ВДИ. 1984. 1.
12.    Коростовцев М.А. Древнеегипетские находки в СССР // Вестник истории мировой культуры. 1957. 2.
13.    Литвиненко Ю.Н. Птолемеевский Египет и Северное Причерноморье в III в. до н.э. (К вопросу о контактах) // ВДИ. 1991. 1.
14.    Неверов О.Я. Группа эллинистических бронзовых перстней в собрании Эрмитажа. (К вопросу о времени проникновения египетских культов в Северное Причерноморье) // ВДИ. 1974. 1.
15.    Пиотровский Б.Б. Древнеегипетские предметы, найденные на территории Советского Союза // СА. 1958. 1.
16.    Пиотровский Б.Б. Египетские предметы в Северо-Кавказском крае // СГАИМК. 1931. 6.
17.    Рыжов С.Г. Бронзовая статуэтка Исиды из Херсонеса // РА. 1992. 3.
18.    Соломоник Э.И. Из истории религиозной жизни в северопонтийских городах позднеантичного времени. (По эпиграфическим памятникам) // ВДИ. 1973. 1.
19.    Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. – Л., 1968.
20.    Сымонович Э.А. Египетские вещи в могильнике Неаполя Скифского // СА. 1961. 1.
21.    Трейстер М.Ю. Бронзовые перстни с изображением на щитках из Горгиппии и окрестностей // ВДИ. 1982. 3.
22.    Трофимова М.К. Из истории эллинистической экономики. (К вопросу о торговой конкуренции Боспора и Египта в III в. до н.э.) // ВДИ. 1961. 2.
23.    Тураев Б.А. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях // ЗВОРАО. 1899. Т. II. СС. 115 – 164. (?)
24.    Тураев Б.А. Скарабеи с о. Березани // ИАК. № 40. – СПб., 1911.
25.    Тураев Б.А. Фигурка Имхотепа, найденная в Кубанской области // ИАК. 49. 1913.
26.    Ходжаш С.И. Древнеегипетские скарабеи: Каталог печатей и скарабеев из музеев России, Украины, Кавказа и Прибалтики. – М., 1999.
27.    Шмидт А.В. Древний Восток и русский север // новый Восток. №№ 13 – 14. 1926.
28.    Шургая И.Г. О торговых сношениях Ольвии с Александрией Египетской в эллинистическую эпоху// ВДИ. 1985. 1.
29.    Шургая И.Г. Эллинистический Египет и города Северного Причерноморья (к проблеме контактов) // Всесоюзный симпозиум по проблемам эллинистичяеской культуры на Востоке. Май 1980. / Тез. докл. – Ереван, 1980.
30.    Шургая И.Г. Вопросы боспоро-египетской конкуренции в хлебной торговле Восточного Средиземноморья раннеэллинистической эпохи // КСИА. 1974. 138.
31.    Шургая И.Г. Импорт Александрии в Северном Причерноморье // ВДИ. 1965. 4.

http://ru-egypt.com/lexicon/vdi
Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV - второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие  Кузнецов Д.В.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=62223


подробнее
СПИСКИ  ЛИТЕРАТУРЫ  Д.О.Сычёва и И.Шаталина
http://maat.org.ru/forum/viewtopic.php?pid=2716;
к сожалению, иногда пропадает выход на этот форум)


http://lesson-history.narod.ru/map/grec-per.gif


Рецензии