Очерки... 38
Как-то один из наших гостей спросил: «Интересно, были ли среди русинов выдающиеся личности, например, полководцы?» Выдающихся людей, известных во многих странах и даже во всем мире, из числа русинов было немало, но полководцев, завоевателей в доступной литературе мы не нашли. По крайней мере, в последние столетия.
А вот известных ученых, гуманистов, экономистов, врачей, дипломатов, художников было достаточно. Назову некоторых из них, статьи о которых имеются в «Энциклопедии Подкарпатской Руси» (И.Поп, 2006).
Духнович Александер Васильевич (24.04.1803 – 29.03.1865) – священник, поэт, писатель, этнограф, публицист, издатель. Александер Духнович был высокообразованным и всесторонне развитым человеком, но карпатские русины помнят и почитают его прежде всего за выдающуюся общественную деятельность, за то, что он был «Будителем карпаторусинского народа» и просветителем русинов, автором слов Гимна подкарпатских русинов. О популярности А.Духновича говорит и то, что его именем названы многие улицы, а в нескольких населенных пунктах в его честь установлены памятники. Один из них находится перед Полянской общеобразовательной школой I-III ст. О большом вкладе «Будителя карпаторусинского народа» в развитие человеческого общества свидетельствует и то, что 2003 год ЮНЭСКО был провозглашен годом А.Духновича.
Орлай Иван Семенович (1770 г., Хуст, Австрийская монархия – 1829 г., Одесса, Российская империя). Ученый, медик, педагог, общественный деятель в России. Учился в Ужгородской и Великокарловской гимназиях, Нодьарадской академии, Львовском университете, на богословском факультете Пештского (Будапештского) университета. Имея солидное образование, на родине не мог найти достойную работу, поэтому эмигрировал в Россию. Там поступил в С.-Петербургское медико-хирургическое училище, которое закончил досрочно и 14 февраля 1793 г. получил диплом врача. Был врачом в С.-Петербургском генеральном сухопутном госпитале, затем перешел на службу в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все ступени служебной карьеры до гоф-хирурга и гоф-медика в царском дворце. В 1806 г. защитил докторскую диссертацию в Дерптском университете. В 1808-1817 гг. был ученым секретарем Медико-хирургической академии, редактором «Всеобщего журнала врачебной науки», единственного в то время медицинского журнала в России.
В начале 19 века Россия начала широкую реформу высшей школы, было открыто много новых учебных заведений. Возникла острая необходимость в преподавательских кадрах. По предложению Орлая в Россию для занятия вакантных кафедр были приглашены ученые карпаторусинского происхождения П.Лодий, В.Кукольник, М.Балудянский.
И.Орлай сделал блестящую карьеру ученого. За свои научные труды он был избран членом «Московского общества испытателей природы», «Московского общества истории и древностей российских», почетным членом «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском университете, почетным членом Российской Академии Наук. И.Орлай был известен и за пределами России. Своим членом его избрали Физическое и Минералогическое Общества университета в Иене, Альтенбургское ботаническое, Эрлангенское физико-медицинское общества, получил звание доктора философии Кенигсбергского университета (Германия). И.Орлая приглашали на место профессора Харьковского (1811), Московского (1820) университетов, однако его не отпускали из Медико-хирургической академии, где он выполнял всю организационную работу.
В 1821 г. он стал директором «Гимназии высших наук» князя Безбородко в Нежине. В 1826-1929 гг. Орлай возглавлял Ришельевский лицей в Одессе. Он проявлял интерес к взаимоотношениям славян и угров. В поисках происхождения последних он обошел Северный Кавказ и Дон.
Орлай считал себя «благонамеренным русином и истинным сыном отечества своего», при том «русином» в понимании родства с россиянами. Отметим, что И.Орлай, начав руководство Ришельевским лицеем в Одессе, принял его, когда лицей был под сильным французским влиянием. Он его «славянизировал», пригласив сюда преподавателей из разных славянских земель, в том числе и карпаторусина. И.Орлай ликвидировал сословное деление учеников, поднял преподавание на более высокий уровень.
О роли, которую сыграл Иван Орлай в развитии медицины и просвещения в России, можно судить хотя бы по тому, что освещению его деятельности выделено много места в учебниках истории медицины, по которым готовились студенты медицинских учебных заведений в СССР. Биография И.Орлая свидетельствует, что даже очень талантливые и трудолюбивые представители малого народа, не имеющего своей государственности, под давлением титульной нации у себя на родине оказываются в неблагоприятных условиях и вынуждены искать другие места для реализации своего творческого потенциала.
Балудянский Михаил Андреевич (26.09.1769 – 3.04.1847) – российский экономист подкарпаторусинского происхождения, доктор права, педагог и политический деятель. После учебы в Кошицкой академии и Венском университете получил степень доктора права (1797 г.). В 1803 г. был приглашен в Россию. М.А.Балудянский был первым ректором С.-Петербургского университета (1819 г.), участвовал в разработке проектов реформы финансовой системы России, как юрист был ближайшим помощником российского реформатора М.М.Сперанского при составлении 15-томного свода законов Российской империи. М.Балудянский был арбитром от России при решении споров между Англией и США, курировал дипломатические отношения с Китаем и др., преподавал юридические науки и политическую экономию наследникам престола (сам термин «политическая экономия» введен М.А.Балудянским), выступал за ликвидацию крепостнической системы. М.А.Балудянский разработал программу и руководил подготовкой первых российских юристов. Он стал потомственным дворянином (1837 г.), сенатором (1840 г.), кавалером многих имперских орденов. Цифра ХV на дарованном дворянском гербе М.А.Балудянского – признание его большого вклада в составление 15-и томного свода законов Российской империи.
Венелин (Гуца) Юрий Иванович (22.04.1802, Великая Тыбава, Берег (Австрийская монархия); теперь село Тыбава Свалявского района Закарпатской области, Украина – 07.04.1839, Москва (Российская империя) – российский ученый, славист подкарпаторусинского происхождения, историк, этнограф, фольклорист. Учился на философском факультете Львовского университета (1822-1823), где заинтересовался славистикой. Весной 1823 г. вместе с двоюродным братом И.Молнаром отправился через Буковину в Бессарабию. Два года работал учителем в Кишиневе, изучал быт и культуру бессарабских болгар. В 1825 г. приехал в Москву и по совету И.Орлая поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1829 г. Параллельно изучал историю славян. Стал одним из основателей болгаристики в России, а также фольклористики в Болгарии. Написал первые работы по болгарской истории, литературе и фольклору за пределами Болгарии. Благодарные болгары поставили Ю.Венелину (Гуце) памятники в Одессе и Софии. Ю.Венелин (Гуца) исследовал также историю карпатских русинов. Земляки установили славному русину Ю.И.Венелину (Гуце) памятник в Сваляве, но он был поврежден и сейчас ждет реставрации. Надеемся, что вскоре Ю.И.Венелин (Гуца), отлитый из металла, будет возвращен в Сваляву.
Варгол Энди (Warhol Andy) (до 1949 года Andrew Warhola) (06.08.1928, Питтсбург США – 23.02.1987, Нью-Йорк, США) – американский художник, график, фотограф, основатель, ведущий представитель нью-йоркского поп-арта и андеграунда в кинематографии, издатель, литератор, культовая фигура искусства, вошедший в сотню наиболее выдающихся людей прошлого века. Его родители, отец Андрей Вархола и мать Юлия Вархола, русины из восточнословацкого села Микова, эмигрировали в США в 1909 г.
Варгол Энди учился в школе аранжировки витрин, в 1938-1939 гг. посещал курсы художественного воспитания в Технологическом институте Карнеги, в 1945-1949 гг. изучал дизайн в Институте Карнеги в Питтсбурге. С 1949 г. работал иллюстратором популярных модных журналов, аранжировал витрины модных магазинов, работал в фирме грампластинок, был художником театров.
С 1960 г. выступал как свободный художник, создал рекламу наиболее распространенных предметов из обихода американского общества, ставших классикой американской рекламы, рекламу кока-колы и супов «Camphell». Свои графические серии посвятил звездам кино, главам государств, которые стали классикой поп-арта.
В 1962 г. создал графический цикл о природных катастрофах и тупиках цивилизации «Disartes», в начале 80-ых создал графические серии в стиле поп-арт на тему картин «Рождение Венеры» Боттичелли, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, цикл «Автопортреты». Варгол создал ряд немых фильмов авангардного направления. С 1969 г. издавал журнал «Inter/Wiew», позже «Interwiew», где напечатал серию интервью с видными деятелями, написал дневник, опубликованный после его смерти. С 1973 г. вел передачи из кабельной телестудии «Andy Warhol TW». Получил три популярных премии.
Энди Варгол однажды заявил, что предпочел бы быть машиной, и представлялся как «человек из ниоткуда» (П.Р.Магочій, 2006). Лишь после его смерти стало понятно, что это не так, что существует место на земле, откуда его родные и старшие братья, которые посеяли в нем любовь к культуре предков. И этот край – Карпатская Русь.
На родине предков, в восточнословацком городе Медзилаборце открыт «Музей современного искусства Энди Варгола», а также создано «Общество Энди Варгола». Хотя Энди Варгол родился, учился в США, всегда выступал как американский художник и не участвовал в жизни объединений карпаторусинских иммигрантов и их потомков в США, его творчеством гордятся как американские, так и европейские русины, что важно для укрепления и развития самосознания русин [80].
Годинка Антон (Hodinka Antal) (псевд.:Сокырницькый сирохман, Сокырницькый Сиротюк, Тоний Романув) (7.02.1864, Ладомирова, Земплин (Австрийская империя), Словакия – 15.07.1946, Будапешт, Венгрия) – венгерский историк, этнограф, педагог русинского происхождения. Родился в русинском селе на Пряшевщине (теперь – Восточная Словакия), но в раннем детстве уехал в Мараморош, в село Сокырницю (теперь – Хустский район Закарпатской области Украины). Это село стало ему родным, и его название он взял в качестве псевдонима к своим трудам по истории русинов.
Учился в гимназиях в Мараморош-Сигете и Ужгороде, в Ужгородской духовной семинарии, Будапештской Центральной Теологической Академии. Посещал лекции по славянской филологии на филологическом факультете Будапештского университета. Работал научным сотрудником Венгерского Национального Музея, Австрийского Исторического Института, был библиотекарем и архивариусом Императорско-королевской библиотеки в Вене. В 1895-1896 гг. – стипендиат Венгерской АН в Риме. В 1905 г. за работу «История венгерско-славянских контактов до 1526 г.» получил звание приват-доцента философского факультета Будапештского университета.
С 1906 г. Антоний Годинка профессор Пожоньской (Братиславской) академии права, в 1918 г. зав. кафедрой венгерской истории философского факультета Пожоньского (Братиславского) ун-та. После распада Австро-Венгрии эвакуировал университет в в южную Венгрию, в город Пейч. С 1923 г. и до выхода на пенсию в 1935 г. – заведующий кафедрой всеобщей истории Пейчского университета. В 1918-1919, 1926-1927 гг. – декан философского факультета, с 1932 г. – ректор этого ун-та. С 1911 г. член-корреспондент, а с 1933 г. – действительный член Венгерской АН. В 1941-1942 гг. – почетный председатель «Подкарпатского Общества Наук».
В Венгрии известен прежде всего как ведущий историограф школы «духовной истории», автор многочисленных работ по истории Венгрии, Подкарпатской Руси и Мукачевской греко-католической епархии, Ужгородской доминии и города Ужгорода. Антоний Годинка, будучи венгерским ученым, оставался верным сыном русинского народа. Он много внимания уделял изучению истории русинов. Наиболее известна его работа по истории русинов «Утцюзнина, газдуство и прошлость южнокарпатськых русинувъ. Написау еденъ сокырницькый сирохманъ». Работа была напечатана на русинском, французском, английском языках. Написав труд на родном русинском языке, А.Годинка тем самым продемонстрировал потенциал и «богатство русинского народного языка, возможность использования его как инструмента научного исследования» [80].
Можно привести много примеров, свидетельствующих о том, что среди русинов встречается достаточно незаурядных личностей. Понимая, что и меру знать надо, все же позволим себе просто назвать еще несколько имен.
Далеко за пределами Украины известны художники Бокшай Йосиф (02.10.1891, Кобылецкая Поляна, Мараморош {Австро-Венгрия}, Украина – 09.10. 1975, Ужгород {CCCР}, Украина); Эрдели Адальберт (25.05.1891, Загатя, Берег, {Австро-Венгрия}, Украина – 19.09. 1955, Ужгород, {СССР}, Украина); Контратович Эрнест (1912, Кална Ростока, Земплин {Австро-Венгрия}, Словакия); Габда Василий (11.07.1925, Ужгород {Чехословакия}, Украина); Микита Владимир (1931, Ракошино, Мукачевского округа {Чехословакия}, Украина) и другие представители подкарпатской (закарпатской) школы живописи.
Из русинской среды вышли и мастера слова, признанные в СССР и Украине и отмеченные Государственными премиями, и композиторы, и ученые, и врачи, и педагоги, и работники различных других сфер, заслужившие самые высокие звания.
В частности, русины гордятся такими патриотами, как Народные артисты Украины Клара Балог, Мария Зубанич, Петр Матий и др.
Этот краткий перечень свидетельствует о том, что русинский народ, даже не имея своей государственности, в условиях неравноправия с титульными нациями дал человечеству такие таланты, которыми могут гордиться/гордятся и значительно более многочисленные народы.
В средствах массовой информации сообщалось, что мама известного миротворца Папы Ивана-Павла II была русинкой [91]. Правда, украинские СМИ сообщали, что она была украинкой. Но это понятно, так как украинские власти до сих пор не считают русин отдельным славянским народом и называют украинским «субэтносом».
Но вот что касается митрополита Лавра – бывшего главы Русской православной церкви за границей, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, то достоверно известно, что по национальности он карпатский русин (в миру Шкурла Василий Михайлович, 1928 - 2008). В историю он войдет как «митрополит, помирившийся с Москвой», ибо в 2007 г. он подписал с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Акт о каноническом общении (объединении) с Русской православной церковью Московского патриархата [53]. Таким образом, среди известных в мире людей есть и русины, но преобладают не военные, а творцы и миротворцы.
На заданный вопрос ответ можно считать достаточным.
Но почему же среди русин не было выдающихся полководцев? Очевидно, отсутствие в истории русинского народа выдающихся военных не случайно. Судя по прошлому, миролюбивому русинскому народу судьбой предначертано не ведение войн, а созидание и мирное развитие общества. Малочисленный народ, который веками жил в окружении разных народов и вместе с ними, просто не смог бы выжить, если бы в его менталитете преобладала агрессивность. С другой стороны, почти до конца 19 века свободолюбивые карпатские русины имели возможность защищаться – не атакуя, а уходя от конфликтов выше в горы. Когда же стало совсем невмоготу, в конце 19 - начале 20 вв., сотни тысяч русинов вынуждены были покинуть родину в поисках более достойной жизни за океаном. После распада СССР подкарпатские русины оказались в глухом углу, когда не просто отступать некуда, но становится, образно выражаясь, невыносимо тесно. Еще один фактор, благодаря которому из среды русинов просто не могли вырасти выдающиеся военачальники, – политика венгерских/австро-венгерских властей, которые рассчитывали на русин-солдат, а генералов готовили из представителей титульных национальностей.
Необходимо подчеркнуть, что хотя из числа русинов не было выдающихся военачальников, русины-воины неоднократно заслуживали наивысшей похвалы за их верность долгу. Пожалуй, наивысшую оценку стойкости, преданности долгу и присяге, присущих воинам-русинам, кратко и емко дал Ференц II Ракоци, руководитель восстания против Габсбургов. Уже после поражения восставших в 1711 г. он назвал воинов-русин gens fidelissima (народ наивернейший). Армия восставших была многонациональной – было с кем сравнивать.
Во время Второй мировой войны проявили героизм многие русины, которые воевали против фашизма в армиях разных государств и практически на всех театрах военных действий. Отличились героизмом и выходцы из Свалявщины. Ю.Шипович, И.Козарь в своей книге о селе Плоское [103] на шести страницах описали биографии и фронтовые дороги почти двух десятков односельчан. Одни из них воевали в Чехословацком военном соединении, укомплектованном на территории СССР, другие вступили в ряды Красной Армии после освобождения Подкарпатской Руси от венгерской оккупации, третьи, призванные в венгерскую армию, попав в советский плен, стали бойцами Красной Армии, четвертые, волею судеб оказавшиеся в Западной Европе, воевали против нацизма в составе армий союзников.
Особо отличились Билей Михаил Иванович и Билей Юрий. Ротмистр М.И.Билей в ходе Корсунь-Шевченковской операции проявил исключительную храбрость и изобретальность, доставляя боеприпасы подразделению, удерживавшему плацдарм на другом берегу. В боях за Дукельский перевал поручик М.Билей уже командовал ротой. Несмотря на большое численное превосходство немцев, рота не сдала позиций, хотя полегли почти все бойцы. Погиб М.Билей в Польше в конце октября 1944 г. Подвиги поручика-героя описал в статье «Одна жизнь» его командир Олджих Квапил.
Билей Юрий, будучи офицером армии Чехословакии, во время Словацкого восстания против немцев командовал партизанским отрядом. Его бойцы уничтожили 117 и взяли в плен 87 немецких солдат, подорвали 17 шоссейных и восемь железнодорожных мостов, пустили под откос два товарных поезда, освободили из плена 82-х советских солдат и офицеров. Ю.Билей погиб при штурме г. Пряшев. Награжден двумя военными крестами (вторым – посмертно). Его имя – среди выдающихся героев Словакии.
Баран Виктор-Гейза родился в 1903 г. в селе Плоское. Учился в Ужгородской гимназии, на факультете права Будапештского университета, в Карловом университете (г. Прага). В 1935 г. он становится секретарем премьер-министра Чехословакии Милана Годжи. В звании надпоручика идет в действующую армию. Он владел английским, немецким и французским языками, поэтому служил при штабе союзных войск. После смерти в 1943 г. ему присвоено звание капитана. Похоронен в Рамла вблизи Тель-Авива.
Еще два примера, заимствованные из «Энциклопедии Подкарпатской Руси» (И. Поп, 2006).
Вайда Степан (1922, село Дулово, Тячевского округа [Чехословакия], Украина – 06.04.1945, Острава [Чехословакия], Чешская республика. Окончил Хустскую гимназию. В 1940 г. нелегально перешел границу СССР в Карпатах, осужден и отправлен в лагерь ГУЛАГ на Урале. Освобожден в 1943 г. по ходатайству Чехословацкой военной миссии в СССР. Прошел подготовку в Бузулуке, танкист 2-й танковой бригады. Отличился в боях за Киев и Белую Церковь. Летом 1944 г. был назначен командиром взвода танковой бригады, весной 1945 г. в боях за Остраву командовал батальоном. Здесь и погиб. Посмертно ему присвоено звания Героя Советского Союза и Героя Чехословакии. В Дулове, Тячеве и Остраве Степану Вайде установлены памятники.
Странк Михаил (1919, Ярабина [Чехословакия], Словацкая республика – 01.03.1945, остров Иводжима, Япония) – сержант морской пехоты США. Вместе с родителями – русинскими крестьянами приехал в США в 1922 г., в октябре 1939 г. вступил добровольцем в армию США. В январе 1942 г. ему присвоили звание сержанта, а с начала апреля 1942 г. он постоянно находился на передовой линии боев против японцев на островах Тихого океана. Получил семь высоких боевых наград. При взятии острова Иводжима, который японцы считали воротами к основным японским островам и к столице Токио, шестеро бойцов во главе с командиром отделения Михаилом Странком водрузили американский флаг победы на вершине вулкана Сурибаши.
Фотоснимок этого подвига был признан самым известным фотодокументом периода Второй мировой войны в США, а его автор – Джо Розенталь получил премию Пулитцера. Президент Ф.Д.Рузвельт приказал отозвать героев с фронта и принять их в Белом Доме. Но к тому времени все уже погибли.
Останки героев были доставлены в Нью-Йорк на крейсере «Линкольн» и похоронены на Арлингтонском мемориальном кладбище в Вашингтоне в присутствии Президента США, членов правительства, командования армии и дипломатического корпуса. Могила Михаила Странка под № 7179 находится в одном ряду с могилами самых известных деятелей США.
В 1955 г. у Арлингтонского мемориального кладбища был открыт «Памятник морским пехотинцам», известный еще как «Памятник Иводжима». Это самый высокий памятник (24 м) бойцам Второй мировой войны во всем мире. В центре композиции высится фигура командира, русина по происхождению Михаила Странка.
Свидетельство о публикации №209081200426
Трудно вам будет. Очень трудно.
С уважением
Алексей Котов 2 24.11.2009 08:44 Заявить о нарушении
Труднее всего, наверное, достичь понимания. Чтобы понять, нужно хотя бы выслушать противоположную сторону. Для русинов, мне кажется, теперь важно вести свою речь так, чтобы быть услышанными. И не обязательна при этом экзальтация, которой многие у нас грешат.
Ирина Мадрига 24.11.2009 09:21 Заявить о нарушении