Привязанному псу не изловить лису

<сказка-быль-басня>


 Посвящается Народной Мудрости


«Это были редкой красоты глаза. Нет, дело даже не в голубоватом отливе необычных темно-синих роскошных кружев – все заключалось  в спокойной, плавной силе доброты,  которая лучилась из них при каждом моем слове. Это были глаза лучшего пса из всей своры - самого любимого и способного, всегда верно ищущего и находящего след, - славного, ласкового друга. Я был твердо уверен, что он никогда не предаст меня. Но, что уж теперь вспоминать старое…  Он не оправдал надежд, возложенных на его чуткий нюх, нестерпимый интерес к новому,  непознанному. Предало меня  и его некогда справедливое сердце, им же попрана прежде неразлучная наша дружба.
А начиналось все радужно и привольно…»

Звонкий весенний воздух ворвался в березовую  рощицу со всех сторон. Несколько брехливых по своей природе собак весело мчались навстречу сменяющемуся времени года. Никто и представить себе не мог, что именно в этот день произойдет судьбоносная встреча для одного пса из этой своры и для его Хозяина.
Мартир, так звали  синеглазого любимца Хозяина, лаял громче всех, бежал всех быстрее, охотно искал след и с обожанием вслушивался в бодрые интонации голоса молодого охотника. Желая послужить Хозяину,   Мартир изо всех своих собачьих сил старался схватить ускользающий яркий красно-бурый комок. Лис – а это, вне всяких сомнений, был лис – находился уже совсем недалеко; дразняще мелькали среди деревьев его черные худые лапы - он так спешил, что даже перестал следить за грациозностью своих движений. Лису надо было спасать свою жизнь, а псу нужно служить хозяину. Мартир гнал его нещадно, и  никакие уловки лиса не помогали ему ускользнуть от преследователя. Но внезапно хитрый лесной обитатель повредил лапу, и Мартир увидел, что тот начал прихрамывать. Для здорового и сильного пса не стоило усилий нагнать слабеющее животное. Но лис оглянулся так безнадежно и с таким нескрываемым достоинством! Его янтарный взгляд свел воедино весь накопленный опыт прожженного хищника и еще незабытое первоначальное чувство уязвимости мягкого беззащитного лисенка. Мартиру стало по-собачьи жаль его, захотелось просто отпустить красивое гордое грациозное животное. Лис попал в неравные условия боя, а Мартир был благородным псом. Но ведь и перед Хозяином как-то надо оправдаться… Но решение пес уже принял: пока собратья не добрались до них, он отпустит лису. Пес немного замедлил бег и  направился по кривой в лесные дебри. Он решил «заблудиться» и пойти «по ложному следу».
- Ату, ее! – послышались громкие крики Хозяина, - Мартир, ну где же ты? Хватай ее! 
Всегда снисходительный к природным тварям, сегодня Хозяин был не на шутку рассержен. Его овец подрал ни кто иной, как сам Меченый Лис, которого вот уже несколько сезонов выслеживали его собаки.
Не то, чтобы Мартир об этом не знал, но ему стало жаль этого плута, впервые в жизни он попал под влияние очаровательного пушистого хитреца. Сегодня он увидел в его взгляде  нечто большее, чем просто желание выжить. Но точно определить это «большее» не мог. Пегий пес был слишком добрым, чтобы сеять зло и уничтожать, даже по необходимости. Тем более – Таких! А потому с этого дня решил никого не убивать, никогда не спешить и быть поближе к Хозяину и подальше от передовой. Хозяин был добр, свободен, щедр, - все это в меру. И только одно качество в нем было бескрайним – он был тотально справедлив.
Потому Человек и решил наказать Меченого Лиса, которого собирался только как следует напугать, не давать на расправу собакам, а поймать и с позором и в назидание отпустить на волю. Но, к несчастью, пегий пес не знал о далеко идущих замыслах Хозяина. А потому поступил   предательски… Он быстро изменил направление своего бега и оторвался  от тех, кто все еще преследовал цель. Бешено колотилось сердце уставшего от быстрого бега пса… Прошло нескольких минут утихающих за спиной звуков опьяненных весенней охотой собак, и вот уже повсюду растеклась тоскливая тишина.
Задумался пегий о своей одинокой жизни. Ему до боли захотелось тепла и СВОЕГО домашнего очага. «Все свою жизнь я живу как собака: условия невыносимые, еда – просто жуть!– наш хозяин сам ест простую грубую пищу. А еще это вечно гавкающее «общество». Но главное, я не могу иметь собственного мнения! Все вопросы решает Хозяин… Есть же счастливые собаки, которые представлены сами себе, ходят по городским улицам, питаются нормальными мясными обрезками и превосходными тухлыми котлетами. Их подружки веселенькие и, говорят,  всегда не прочь найти  своего «суженого» в тебе. Как, впрочем, и в первом встречном... Нет-нет, и там не так уж хорошо. А мне бы так хотелось иметь маленький уютный домик, теплую еду и лохматую верную сучку, которая бы наплодила вместе со мной целую ораву щенков… Вот это и было бы МОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ!»
 И тут перед глазами изумленного пса стала материализовываться его мечта – (у нас же сказка, или нет?) -  среди темной лесной чащи вдруг выросла, как из-под земли, элитная деревянная будка, – ни дать, ни взять настоящая русская избушка. Всюду пели райские птахи. Чуткий собачий нос мгновенно уловил аромат вкусных телячьих котлет. Послышался тонкий манящий голос находящейся внутри дома болонки. Не веря своему счастью, Мартир понесся наверх к избе:
- Здрасьте, мадам! – конфузясь перед незнакомой красоткой, произнес пес.
- Тебя как сюда занесло? Кто ты такой? – вопрошала напудренная курчавая болоночка, в спешке надевая позолоченный ошейник. Он, простой охотничий пес был настолько смущен, что не мог ничего ей объяснить.
- А звать-то тебя как? – по-деловому продолжала собачка.
- Мартир! – воодушевившись, рявкнул он, думая, что произведет на нее должное впечатление своим заграничным именем. Но это имя ей ничего не сказало, она не любила иностранные лаи, к которым ей приходилось прибегать только по необходимости в собачьем питомнике и на выставках.
- Я люблю своего Хозяина. А ты? – начал было взволнованный Мартир, который точно покраснел бы, если б только мог.
- А у меня, к счастью, уже нет никакого Хозяина. Я давным-давно сбежала от того человека, которого ты оставил в лесу, - произнесла болонка с чувством превосходства, - Ну будет нам уже… Ах-Ах!! Посмотрите-ка на вид из окна! Это же райский уголок. Только глупая утка смогла бы его упустить, – она украдкой посмотрела на непрошеного гостя.
 - Меня зову Буро…, - начала она, лукаво мигая влажными темными глазками, - а ты ничего, если хочешь, можешь на время остаться…

Самое странное, что он остался. Она забавлялась с ним, как с игрушкой, часто кусала не по делу. Только после того, как месяц начал убывать, а чувства проходить, Мартир вдруг осознал свою вину перед суровым  Хозяином, который ничего не ведал о своем исчезнувшем любимце. В эту ночь пес почти не спал, все думал и думал, как быть и не пора ли прощаться с болонкой. «А может, лучше взять ее с собой, ведь без нее мне теперь  - крышка и прямой путь на кладбище домашних животных! Надо вернуться к Хозяину, ведь он так ждет меня!»
 В ту ночь Хозяин услышал невыносимый собачий вой из глубины черного леса.

Одинокая собака хуже, чем одинокий волк.
Волк не знает ласки и тепла, он никогда не видел большое человеческое существо так близко, так естественно и открыто. Ему никогда не дозволялось лизать человеку ладони и даже в порыве страсти покусывать его кирзовые непрогрызаемые сапоги. Волк никогда не видел любящих человеческих глаз.
Потому одинокий собачий вой пронзительнее, чем вой одинокого волка.
 Просто волк на самом деле не одинок, потому что он ни с  кем не был духовно близок, ему не ведома разлука. Он не знает, что такое печаль…

 На заре, уставший от горя пес уснул в предоставленной ему конуре. А тем временем Буро не спала ни минуты: «Он должен остаться здесь. Вот-вот могут родиться щенки, а он будет шляться где-то по помойкам в поисках хозяина. Я ему Хозяин! И наши щенки. Мои щенки! И точка!»  - она молниеносно надела цепь на его старый ошейник.
- Ты что? – сразу не поняв, что случилось, спросил на следующее утро испугавшийся пес.
- Хватит гулять. Пора сидеть на привязи и служить нашей семье. Мы погибаем с голоду, пока ты мечтаешь о своем Хозяине. Ты наносишь огромный вред своими бредовыми идеями. И мне и моим будущим самочкам! Надеюсь, что это будут девочки! – зло-насмешливо сказала она, блистая свежепокрашенными коготками, - В доме – шаром покати, есть нечего, ты ничего не приносишь в семью! Привязь длинная; установи ловушку, убей лисицу, что ли, займись настоящим мужским делом, хватит распускать  нюни и выть, как трехнедельный щенок!

Она была крайне жестока к нему, а он… он любил ее и был привязан не только поводком.
Послушавшись совета до бела напудренной болонки, он вырыл глубокую яму на краю своего двора, так далеко, как позволял поводок, и натаскал поверх ее веток. Пес долго ждал и прислушивался к каждому шороху. Лисиц в этом лесу было много - может, кто и попадется. Но только вот не треск веток услышал Мартир, а далекий твердый голос Хозяина, звавшего его. Сердце постаревшей за эти месяцы собаки бешено заколотилось: «Он зовет меня! Надо бежать! Хозяин ведь где-то рядом, в районе опушки, совсем недалеко отсюда!!! Хоть бы не ушел, хоть бы не ушел! Лаять нельзя -  если жена узнает, что я отозвался – все, она убьет меня!» Он упирался, что было сил и яростно грыз ненавистный поводок. На глаза навернулись слезы – ничего не выходило,  - «Видимо, она изготовила такую невыносимую пытку давным–давно, конструкция может удержать даже быка».
 - МАРТИР! - зов удалялся.  Пес стал задыхаться. Он с горечью понял, что проиграл. По изможденной собачьей морде потекли настоящие мужские слезы отчаяния…

…Хозяин искал его еще не раз. В надежде найти хоть какое-то оправдание исчезновению самого верного пса, он уже вполне серьезно подумал, что Мартира нет в живых. Хотя пес нескончаемо приходил ему во сне, метался к ногам, лизал руки.
Но возможно ли найти того, кто сам не хочет, чтобы его нашли?..

Прошел год. Родились кутята – трио крохотных сучек, как и мечтала Буро. Семья зажила своими детьми. Но уже через некоторое время Мартира стала тревожить одышка, стали посещать приступы жестокого удушья, он стал злоупотреблять сбродившим березовым соком, который самовлюбленная раздобревшая хозяйка изготовливала с лихвой.
Никто не мог подумать, что этот яркий весенний день, брат-близнец тому памятному дню их встречи, будет в жизни Мартира последним.
 А вышло так…
В построенную в тот первый раз ловушку за все это время не попадал никто. А в тот день, видимо, по недосмотру, или еще по какой-то причине, попал, кто бы вы думали? – Сам Меченый Лис.
С тяжелым сердцем поплелся к ловушке  Мартир. Он едва передвигал ноги, поскольку Буро окончательно замучила его своими вечными претензиями.
Наклонившись над ямой, Мартир не сразу различил лиса. Как удар железным молотом по израненному сердцу отозвалось понимание, что он поймал того самого Меченого Лиса, которого пожалел тогда – ровно год назад.
- А, это ты, бывалый Мартир?! – с уважением сказал Меченый Лис, – Вот и встретились… Я ведь понял, что ты пожалел меня тогда. А что же   сейчас? Все-таки, хочешь убить меня?
- Не твое лисье дело! – вяло рявкнул постаревший седой пес. Из дома послышались надменные нотки в тоненьких голосках юных девиц, которые нервно требовали у своей мамаши теплого мяса, «и побыстрее». Меченый Лис моментально сложил все события воедино. 
- Ты дурак, что ушел от Хозяина. Думаю, ты убьешь меня, если хватит моральных сил. А тебе теперь может и не хватить. Но моя участь уже ясна. Потому и скажу тебе – ты погубил всю свою жизнь…
- Из-за нее?
- Нет.
- Из-за семьи?
- Из-за себя. Малодушие и предательство. Хозяин любил тебя и простил бы ошибку. Но ты даже побоялся завыть! – Обычно сверкающие нагло-табачные глаза поплыли горемычной полынью. Втайне он уважал этого пса и когда-то по-настоящему восхищался им, был благодарен ему за спасение своей жизни. Мартир же понял, что заставило его тогда сохранить жизнь именно этому лису – он обладал Мудростью.
- Мама! Скажи этому пьянице! Пусть  убьет этого рыжего мерзавца и принесет нам мяса! – уже орали из окна развращенные бездельем голоса.

«Пьяница» последний раз посмотрел на «мерзавца»: молитвенно, благодарно,  со смертельной тоской. Но в минуту вспомнив о «голодных домочадцах», о своей жене и «тихом семейном счастье», пес безжизненно оскалил зубы, готовясь нанести удар.
- Убей меня, друг Мартир, я устал жить! Но знай и помни, что я разочаровался в тебе, - Лис опустил взгляд и, казалось, хотел добавить еще что-то такое, что в минуту могло лишить его жизни.
Стоявшему на краю ямы несчастному псу показалось, что прошла целая вечность, прежде чем рыжий пленник все-таки решился и добавил:
- Ради своего Хозяина ты не мог убить меня, а ради какой-то сучки, значит, можешь!  Ну, что молчишь, Мартир?!

То были последние доподлинные слова Меченого Лиса.
И не потому, что Мартир загрыз его, а потому, что у пса в этот момент перехватило дыхание.
 Он упал в ту же глубокую яму замертво.


 «…После того, как мой Мартир исчез, Меченый Лис живо воспользовался его отсутствием, и я потерял почти десяток своих овец. С каждым днем положение все ухудшалось, остальные собаки не были настолько быстры, чтобы настигнуть Лиса.
Но в тот день, собаки почуяли след и привели меня к маленькой пустой сторожке. Недалеко от нее, я увидел мою свору, жадно лающую и довольную долгожданной победой.
В яме, накрытой сосновыми ветками, находился мой мертвый друг, любимый Мартир. Лишь позже я различил в глубине ямы смиренно сидевшего около мертвого пса лиса. Это был  Сам  Меченый Лис.
Вот и встретились враги, или, скорее, друзья, уважающие друг друга?»

Откуда ни возьмись, навстречу своре выбежали три маленьких собачонки и грязная потрепанная болонка.
Хозяин, конечно же, знал собачий диалект болонок.
«Что случилось?»  - спросил он.  «Погиб мой муж! Какое несчастье постигло нашу семью!» - закатив глаза, почти что искренне, ответила актриса Буро. «Погиб мой друг! Я не знал, что он, жил так близко и не мог зайти, оповестить, что он жив и здоров. Прошел целый год!»
Вдруг Хозяин увидел мартирову железную цепь.
Буро перехватила его взгляд и быстро проговорила: «Я ведь не могла его отпустить, я так его любила! Прошу вас сжалиться надо мной и моими девочками! Мартир был хорошим мужем, кормил нас. Я бы доставала пищу сама, как в юности, но теперь, после родов… Помогите! Мы не выживем здесь одни!»
«Не говори так. Ты никогда не любила никого, кроме себя!» - Хозяин спокойно поднял  живого  наверх, выпустил и отогнал свору от Лиса. Меченому было понятно, что он  здесь лишний, но и убегать ему не хотелось. Он вынужденно покинул своего мертвого друга и спрятался в дальних кустах, наблюдая оттуда за происходящим. 
С печалью и под заунывный вой потерявших друга собак, похоронил Хозяин своего любимца Мартира в той самой  яме, которую тот когда-то вырыл.

Позже Хозяин увел трех собачонок с собой. А Буро сказал только одно: «Я не буду приковывать тебя цепью к этому месту, хотя, наверное, следовало бы. …Хотя, ты итак прикована. Ты потеряла свою душу. Мне жаль тебя… Найди словарь, прочитай, кто ты есть на самом деле, может, что-то и поймешь… А за девочек не бойся – воспитаем. Прощай!» - Хозяин ушел и больше никогда не возвращался  туда.

…Собачий словарь оказался на чердаке опустевшего дома. Когда печаль улеглась в сердце собачонки, она, не обращавшаяся к словарю с питомничьих лет, открыла значение всего двух имен:
- «Мартир», по французскому лаю означает  Мученик.
- «Буро» – Палач…


г. Сочи,
14 января 2005 г.


Рецензии
Интересную историю вы сочинили! Можно прямо сказать - философскую! Про нас, про людей! Мне понравилось! Спасибо! Виталий. Заходите в гости!

Виталий Овчинников   02.09.2009 18:39     Заявить о нарушении