Отчего парни дерутся

                ОТЧЕГО ПАРНИ ДЕРУТСЯ

                Сцены-шутки из студенческой жизни
                в трех действиях.




Действующие лица:

ДМИТРИЙ, отчисленный за неуспеваемость студент, 20 лет;
СЕРГЕЙ, сосед Дмитрия, студент, 20 лет;
ЮЛИЯ, студентка, 19-20 лет;
ИГОРЬ, жених Юлии, 26 лет.


Место действия: зал в однокомнатной квартире, снимаемой Дмитрием и Сергеем.



2002




                ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

явление первое

Дмитрий (один).

Сцена затемнена. Освещено лишь лицо Дмитрия, находящееся метрах в трех от пола.

    ДМИТРИЙ
  (удрученно)

Года летят. Меняет время лица.
Ушло так много и не возвратится.
Печально, грустно, больно… просто жаль;
В потоке вековом ржавеет сталь;
Тускнеют краски на иконах даже –
Что ж вечного на свете? Кто мне скажет?
Зачем живем? Зачем едим и пьем?
Зачем семью заводим? Строим дом?
Все станет прахом! Пеплом! Зная это,
К чему терзаться и работать где-то,
Стремясь к благоустройству?! Полный бред!
Противоречья лишь, а сути нет!..

Искусство, говорят, живет веками,
В двадцатом же столетье, между нами,
Людей интересует ширпотреб,
А классику долой! В архивы! В склеп!..

Любовь? Кругом любовь? А нет любви – то!
Затаскано то чувство и забыто!
Теперь любовь – пристрастие к деньгам;
Без них себя любить ты будешь сам.
Они – фундамент нежности и ласки.
«Ромео и Джульетта» – просто сказки;
В них не поверит, знаю, и юнец
И тут же выдаст правильный конец:
Герои тайно по ночам встречались,
С родителями вовсе не ругались;
Друг к другу в плане секса их влекло.
Штамп в паспорте не значит ничего…

Устал… Меня, как черви, мысли точат,
Несчастье за несчастием пророчат.
Нет выхода. Или один всего:
Спасенье от позора моего –
Поступок! Да такой, чтоб все сказали:
Безумец и герой! Зауважали
Меня б тогда!.. А впрочем – все равно:
Мой трагифарс закончился давно…

Итак, решенье принято!.. Немножко
Родных и близких жалко… На дорожку
Присел бы, да не выйдет… Что ж, пускай:
С рожденья был мне недоступен рай!
Письмо оставил… Покурить бы только…
Еще попомнит тот червонец Колька…
Так много знаю, а молитвы – нет…


    ГОЛОС СЕРГЕЯ

Ты дома? Почему погашен свет?



явление второе

Дмитрий и Сергей.

Сергей включает свет.

Лампочка загорается над головой Дмитрия. Последний стоит на табуретке с петлей на шее. Веревка привязана к люстре.

Дмитрий от неожиданности случайно отталкивает ногами табуретку и тут же, повиснув на веревке, начинает задыхаться.

Звучит динамичная мелодия, под которую Сергей пытается одновременно и удержать Дмитрия за ноги  и дотянуться до табуретки.

Веревка обрывается. Сергей с Дмитрием падают на пол. Мелодия затихает.


    СЕРГЕЙ
(приподнимаясь)

С ума сошел? Да за такие шутки,
Как правило, ты знаешь, промежутки
В зубах случаются!

(Вздыхая.)

                Ты – эгоист!
Тебя б уж не было; ты был бы чист,
А мне расхлебывай, про курсовую
Совсем забыв… Все на фиг! Все впустую!
Термех пудовым грузом на носу;
Гранит науки сутками сосу,
Уж нет зубов, чтоб грызть его, и что же?
Пришел домой, смотрю: а наглой роже
Приспичило увидеть праотца!
Бывают же столь черствые сердца!


    ДМИТРИЙ
(оставаясь на полу)

Я все равно повешусь.


    СЕРГЕЙ

                Ради Бога!
Но не во время сессии. Тревога
Моя о том, что не смогу платить
Я за квартиру, если буду жить,
Снимать ее, точнее, в одиночку…
Ты поживи пока. Я ставлю точку.


    ДМИТРИЙ

Когда ты должен курсовую сдать?


    СЕРГЕЙ

Увы, час близится. Недолго ждать.
За курсовой термех, а там… свобода!


    ДМИТРИЙ
(приподнимаясь)

Что ж, поживу пока. Ты ж, Квазимодо,
Иди поешь, пельмени отвари.


    СЕРГЕЙ
  (не уходя)

Ну, ладно, что случилось? Говори.


    ДМИТРИЙ
 (отмахиваясь)

Проехали.


    СЕРГЕЙ

          Не подъезжали даже.
Рассказывай.


    ДМИТРИЙ

              Да ты в ажиотаже.

Забудь об этом.


    СЕРГЕЙ

                Намекни о чем.


    ДМИТРИЙ

О личном. Об интимном.


    СЕРГЕЙ
(оборачиваясь, полушепотом)

                Мы вдвоем.
Брось, не тяни. Забыл про курсовую?!


    ДМИТРИЙ
  (помолчав)

Я мучаюсь, страдаю и ревную;
Любовью безответной заражен.
Силен соперник; не позволит он,
Чтобы мечта моя осуществилась.


    СЕРГЕЙ

А что избранница твоя?


Дмитрий поднимается с пола и снимает с шеи петлю.


    ДМИТРИЙ

                Влюбилась
В соперника. Спортсмен и активист.
На шесть лет старше. Бойкий карьерист.
И льстивый подхалим!


    СЕРГЕЙ
(поднявшись с пола)

                Ты с неизбежным
Смирись. И отступись. Нам – людям грешным –
Соперничать с такими не дано!
А из-за этого в петлю лезть…


    ДМИТРИЙ

                Но…


    СЕРГЕЙ

И слушать не хочу. Мне кушать надо.

(Уходит на кухню.)


    ДМИТРИЙ
    (вслед)

Родители письмо прислали…


    ГОЛОС СЕРГЕЯ

                Рада,
Наверно, мама. Ты же ей писал…
               
(Пытается вспомнить дословно.)
               
Ага: «Учусь; экзамены все сдал…»


    ДМИТРИЙ

Год, как отчислен я, но не решаюсь
Им правду написать; я опасаюсь
Их подозрений: кажется, они
В ближайшие меня проведать дни
Намереваются…


    СЕРГЕЙ
(возвратившись с кухни)

              Я понимаю
Стремленье к суициду. Представляю,
Как встретишься с отцом.


   ДМИТРИЙ

                Кошмарный сон!
Спасение лишь в смерти.


   СЕРГЕЙ

                Удручен
Ты все-таки чрезмерно. Есть пределы;
Мужчина ты, а мы всегда быть смелы
Должны! И не теряя головы,
Вести себя так, будто бы мы львы!


    ДМИТРИЙ

Львы? Скажешь тоже. Правильней: котята!
Студенты разве…


    СЕРГЕЙ

                Классные ребята!
Уныние ведь не знакомо нам.
Последнюю копейку я отдам
Товарищу.

(Уходит на кухню.)


    ДМИТРИЙ
    (вслед)

          Уже отдал, спасибо.


    СЕРГЕЙ
(возвращаясь, серьезно)

О чем ты? Не пойму.

(В сторону. Задумчиво.)

                Здесь: либо… либо…


    ДМИТРИЙ

Хозяин приходил. Без денег мы.
Среди любви, учебы, кутерьмы
Не отложили денег на оплату.
И вот пришлось мне – твоему собрату –
Из всех щелей заначки доставать;
Собрать бутылки, вытереть их, сдать…
Представь, «энзе» – бутылок – не хватило
И вот тогда…


    СЕРГЕЙ
   (мрачно)

              Предвижу: будет мило.


    ДМИТРИЙ
 (продолжает)

Залез к тебе в карман.


    СЕРГЕЙ

                Ты просто вор!


    ДМИТРИЙ

Серег, по принужденью мародер.


    СЕРГЕЙ

Не вижу разницы.


    ДМИТРИЙ

                Она огромна.


    СЕРГЕЙ

Так просвети.


    ДМИТРИЙ

              Пожалуйста: условно –
Не заплати я, вылетели б вон!..
Смотрю: и ты стал хмур и удручен.


Сергей молча поднимает с пола петлю и одевает ее на шею. Потом он ставит табуретку под люстру и, встав на нее, начинает связывать оборванные концы веревки. Вышеперечисленные действия происходят на глазах Дмитрия, однако тот не сразу реагирует на происходящее.


    ДМИТРИЙ
  (очнувшись)

Серега, ты с ума сошел?! Наверно,
Забыл про курсовую?

(Пытается помешать Сергею.)

                Право, скверно
Без денег жить, но я ведь их верну!
И общую лишь на себя вину
Я возложу… Достану денег! Точно!


    СЕРГЕЙ

Как?


    ДМИТРИЙ

      Объявление в газету срочно
Дам: «Поздравления пишу в стихах.
Недорого и быстро. Скажешь: «Ах!»
Народ потянется. Разбогатеем.
Пишу легко, изящно. Мы сумеем
Долги раздать и славно заживем…


    СЕРГЕЙ
 (перебивает)

Рождественским попахивает сном.


    ДМИТРИЙ
(радостно похлопывая Сергея по спине)

Будь оптимистом!


    СЕРГЕЙ
   (кричит)

                Осторожно!


Табуретка наклоняется и падает.


    ДМИТРИЙ

                Боже!
Я подниму ее. Терпи!


Пока Дмитрий нагибается за табуреткой, веревка обрывается во второй раз. Сергей падает на пол.


    ДМИТРИЙ
   (смеясь)

                Похоже,
Судьба к нам благосклонна.


    СЕРГЕЙ
(сам начинает смеяться)

                Не смешно!


    ДМИТРИЙ

Восставшим посмеяться не грешно.


    СЕРГЕЙ
(успокаиваясь)

Сейчас бы выпить. Жалко денег нету.


    ДМИТРИЙ

Я понял, друг, и побежал в газету.

(Одевая куртку.)

Призвание мое стихи писать!..
Уж вечер. Как бы мне не опоздать.

(Уходит.)



явление третье

Сергей (один).


    СЕРГЕЙ

Пока покушать есть что, надо кушать.
Не стоило мне папу с мамой слушать,
А в ПТУ родное поступать.
Тогда кто мог несчастья предсказать?!
С жильем бы не было проблем, с соседом,
Свела ж судьба с подобным дармоедом.
Всегда, везде напасти у него.
И в этот раз не выйдет ничего.

(Садится на диван.)
               
Термех и курсовая – мрак учебы
Мою окутал жизнь. Однако, чтобы
Из армии вдруг не пришел привет,
Пока мне нужен университет.
Устал, устал, устал мой ум учиться;
Конспекты стали даже ночью сниться.
Боль в голове, от книг рябит в глазах.
Вся жизнь одни страдания и страх.
               
(Обреченно машет рукой и уходит.)


Свет гаснет. Сначала тишина, затем легкая музыка.



                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

явление первое

Дмитрий (один).

    ГОЛОС ДМИТРИЯ

Поздравляю, поздравляю,
Счастья, радости желаю!
Поздравляю от души!
До чего же хороши…
…Твои кудри хороши,
Поздравляю от души…
…Поздравляю от души,
Твои зубы хороши…
…Твои щеки хороши…
…Твои уши хороши…
…Твои ноги хороши…
Поздравляю от души,
Только больше не греши…
…У тебя есть малыши…
…Ты круши, реши, маши…
…Твои груди хороши…


Включается свет.

Дмитрий ходит по залу из стороны в сторону.


    ДМИТРИЙ
  (продолжает)

Не умеешь – не пиши,
А не любишь – не души!..

(Комкает лист и в ярости бросает его на пол.
Некоторое время ходит молча. Останавливается.)
               
Камыши Али Баши
Высоки и хороши!..
…Раз не знаешь – не бреши!
Если вши, тогда чеши…

(Через паузу.)
               
Прошло три дня как вышло объявленье,
И два уже я продал поздравленья;
Серега в шоке – он не ожидал –
Играть со мной в молчанку перестал.
Но на заказ писать довольно сложно,
Тут надо быть предельно осторожным,
Фантазию иметь и разум, чтоб
Клиент тебе вдруг не заехал в лоб.
               
(Садится за стол и что-то пишет.)


явление второе

Дмитрий и Сергей.

Входит Сергей.

    СЕРГЕЙ

Ну что, брат Пушкин, как твои успехи?


    ДМИТРИЙ

Дела идут. Отдельные прорехи,
Которые я быстро устраню.
Как курсовая?


    СЕРГЕЙ

              Я б придал огню,
Анафеме, табу ее… с термехом;
Нас заражают истеричным смехом
Они…


    ДМИТРИЙ

      Ты успокойся. Что? Не сдал?


    СЕРГЕЙ
  (вздыхая)

Поправки! Комментарии! Устал.
Замучили тетрадки, ручки, книжки!
Их любят семилетние мальчишки.
А нам по двадцать! Мы не детвора!
Мы взрослые давно! Нам жить пора!


    ДМИТРИЙ
(продолжая писать)

Ты прав. Срифмуй, пожалуйста, «здоровье»,
Без штампа-фразы «молоко коровье».


    СЕРГЕЙ

«Здоровье»… «новье»… «совье»… Не могу.


    ДМИТРИЙ

Не пожелаю злейшему врагу
Работы на заказ.


    СЕРГЕЙ

                А ты хвалился,
Что вместе с тягой к лирике родился;
Стихи еще в яслях писал.


    ДМИТРИЙ

                О да!
Но поздравления в стихах – беда!
Однообразье, примитив, халтура,
Как группа «Руки вверх». Нет, не культура
И не искусство это! Ширпотреб!
Ему не покровительствует Феб.


    СЕРГЕЙ

Кто-кто?


    ДМИТРИЙ

         Неважно.


    СЕРГЕЙ

                Лишь бы деньги были.
Тебе уже два раза заплатили.
Вперед! Дерзай! Где деньги – там успех!
Не думай о культуре! Плюй на всех!
Заметки критиков в макулатуру;
С деньгами можно новую культуру
Создать…


    ДМИТРИЙ

         Ты раздражен и бред несешь.
Слова твои мне словно в сердце нож.


    СЕРГЕЙ

Какой ты нежный.


    ДМИТРИЙ

                Я таким родился.
И мне…


Звонок в дверь.


    СЕРГЕЙ

        Пардон! К нам кто-то заявился.

(Идет открывать дверь.)



явление третье

Дмитрий, Сергей и Игорь.

Входят Игорь и Сергей.

    СЕРГЕЙ
(показывая на Дмитрия)

Вот он поэт.

(Дмитрию.)

             Пришел к тебе клиент.
Пойду-ка я продлю абонемент
В библиотеку. Курсовая «стынет».
Тебя пусть вдохновенье не покинет.


    ДМИТРИЙ

Останься!


    СЕРГЕЙ

         Скоро буду.
(Уходит.)


Дмитрий и Игорь несколько секунд молча смотрят друг на друга.


    ИГОРЬ

                Я пришел
По объявленью в «Слободе». Прочел,
Что здесь могу любые поздравленья
Я заказать. Недорого. Мгновенье
И все готово. Правда ли?


    ДМИТРИЙ
(немного растерянно)

                Да. Есть
Услуги эти.


    ИГОРЬ

             Хочется прочесть
Два-три примера.


    ДМИТРИЙ

                Хорошо. Прощальный
Один. Другой – счастливый, но банальный.

(Читает.)

    Первое.

Ирина, я тебе желаю,
Чтобы, когда придет пора,
Из-за измен любви страдала
И ты так, как страдаю я!

    Второе.
               
Среди цветов, тортов, подарков,
Что есть у женщины любой,
Есть ароматный, милый, сладкий –
Я! Но один! И только твой!


    ИГОРЬ

Мне нравится и то и это… Я
Прошу банальный. Девушка моя
Изысками мышленья не страдает,
Ни капли быть контрастом не желает.


    ДМИТРИЙ
  (в сторону)

Не может быть!

(Игорю, мрачно.)

               Так что же мне писать?
Точнее: с чем мне Юлю поздравлять?..

(Внезапно замолкает.)


    ИГОРЬ

Как Юлю? Вы знакомы?


    ДМИТРИЙ

                Нет, нисколько!
Вы имя называли.


    ИГОРЬ

Нет.


    ДМИТРИЙ
 (взволнованно)

       Я только
Предположил. И верно угадал.
Поверьте, я не знаю, и не знал,
Как вашу девушку зовут. То муля
Сейчас: когда не Лена, точно Юля.
Других имен как будто больше нет.
А как же Таня, Катя, Оля…


    ИГОРЬ
 (в сторону)

                Бред!
(Дмитрию.)
               
Мне строчек восемь…


    ДМИТРИЙ

                Повод?


    ИГОРЬ

                День рожденья.
Готово ль будет завтра сочиненье?


    ДМИТРИЙ

Да. Нужно ли особые слова,
Чтоб у нее вскружилась голова?
Какие-то намеки?


    ИГОРЬ

                Без намеков!
Они всегда предвестники упреков.
Слова ж такие: «розы» да «любовь»,
Да «счастье» и так далее…


    ДМИТРИЙ
  (в сторону)

                Не новь!
«Изысками мышленья не страдает» –
«Оригинал» ее не уважает.
   

    ИГОРЬ

До завтра.


    ДМИТРИЙ
    (сухо)

           Хорошо.


    ИГОРЬ

                Захлопну дверь
(Уходит.)


    ДМИТРИЙ
    (один)

Она другая. Нет, не верь, не верь!


явление четвертое

Дмитрий и Сергей.

Входит Сергей.

    СЕРГЕЙ

Ну, как – договорился?


    ДМИТРИЙ

                Друг, спасибо!
Просил же я: останься! Словно рыба,
Чего-то булькнул и быстрей уплыл.


    СЕРГЕЙ

Клиент тебя, как вижу, не убил.
Так не кричи.


    ДМИТРИЙ

               То Игорь был! Соперник!


    СЕРГЕЙ

Тебя узнал он?


    ДМИТРИЙ

               Я же не Коперник,
Не президент, не мер и не звезда;
Кому я нужен! Впрочем, никогда
Знакомы не были…


    СЕРГЕЙ

                И он не знает,
Что он соперник?


    ДМИТРИЙ
 (раздраженно)

                Ах, как удивляет
Тебя такой расклад… Скажу притом:
С той, что люблю, я тоже не знаком.


    СЕРГЕЙ
   (в шоке)

Как так?


    ДМИТРИЙ

         Люблю, скрываясь и робея,
Пред ней, мой друг, никак предстать не смея.
О, Юля – божество! Мой идеал!


    СЕРГЕЙ
 (через паузу)

Ты в детстве, видно, с дерева упал.
С высокого. Обиделся? Напрасно.
Не посоветую плохого. Страстно
Зажал бы «божество» ты где-нибудь,
Чтоб не питюкала, и смело в путь;
Все, что ей пишешь, все, что накипело,
Все выдай сразу…


    ДМИТРИЙ

                Вышло б не умело.


    СЕРГЕЙ

И поцелуй без спроса… с языком.


    ДМИТРИЙ

Убила бы она меня потом.
Или соперник.


    СЕРГЕЙ

               Точно так. Но может
Поступок смелый сердце растревожит.
Необходимо действовать, не ждать;
Ведь этак можно триста лет вздыхать,
А толку чуть!


    ДМИТРИЙ

              Пиши-ка курсовую.
Поправки, комментарии! Вторую…


    СЕРГЕЙ
 (перебивает)

С ней объяснись.

(В сторону.)

                Ей Богу, странный тип!
(Дмитрию.)
               
Про поздравленья не забудь… Охрип
Я от тебя… Любить и не встречаться?!
Не понимаю!


    ДМИТРИЙ

            Не желаю знаться
С таким дрянным учителем, как ты!



    СЕРГЕЙ

Осина трехметровой высоты?


Расходятся по разным углам комнаты.

Темнота. Легкая музыка.



                ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

явление первое

Дмитрий и Сергей.

Мизансцена осталась прежней.

    СЕРГЕЙ
(из одного угла)

Кто приходил? Клиент?


    ДМИТРИЙ
(из другого угла, через паузу)

                Да. Ну, и что же?


    СЕРГЕЙ

Нет, ничего. Он заплатил?

(Через паузу.)

                Похоже,
Сегодня пятый день опять молчать.


    ДМИТРИЙ

Тебе я не намерен отвечать.


    СЕРГЕЙ
 (через паузу)

Еще заказы были?


    ДМИТРИЙ

                Не отвечу!


    СЕРГЕЙ

Заметь: сказал я правду!


    ДМИТРИЙ

                Не замечу!


    СЕРГЕЙ

Ты должен объясниться с ней.


    ДМИТРИЙ
   (вставая)

                Пока!


    СЕРГЕЙ

Куда ты?


    ДМИТРИЙ

          Поглядеть на облака.               
За вдохновеньем.

(В дверях.)

                Счастлив объясняться
Я с ней через поэзию. Встречаться
Когда бы захотел, то без тебя
И без советов глупых.


    СЕРГЕЙ

                Я ж любя.
По дружбе.


    ДМИТРИЙ

            Я прошу тебя, как друга,
Ты помолчи! Невелика услуга,
Согласен? Пусть язык твой отдохнет,
Кто знает, вдруг сегодня в чей-то рот
Придется лезть без спроса. До свиданья!

(Уходит.)


    СЕРГЕЙ

Как сладостны бывают расставанья!
Ведь для него стараешься. В ответ
Лишь оскорбления иль вовсе нет
Ответа. Ах ты, трубадур несчастный,
Поэтишко неблагодарный… частный…
Вот только курсовую допишу,
Тогда, как слово держишь, погляжу!


Раздается звонок в дверь.


    СЕРГЕЙ
   (кричит)

Ключи есть! Отопрешь!

(В сторону.)

                Уже вернулся!
Забыл чего-то. Или поскользнулся.
И в лужу!

(Слыша очередной звонок.)

          Видно, потерял ключи.

(Крутит пальцем у виска.)

Спасенья нет. Беспомощны врачи.

(Идет открывать дверь.)


явление второе

Сергей и Юлия.


    ГОЛОС СЕРГЕЯ

Нет, я не… Впрочем… Я – поэт. Я – Дима.


    ГОЛОС ЮЛИИ

Мне было видеть вас необходимо.


    ГОЛОС СЕРГЕЯ

Пальто позвольте. Вас прошу сюда.
Пришли по объявлению вы?


    ГОЛОС ЮЛИИ

                Да.


Входят Юлия и Сергей.


    СЕРГЕЙ

Прошу садится. Здравствуйте. Хотите
Чайку, или чайку или…


    ЮЛИЯ
   (стоя)

                Простите.


    СЕРГЕЙ

За что?


   ЮЛИЯ

         Я обманула вас. Пришла,
Чтоб с вами познакомиться. Нашла
Я этот адрес у него в блокноте.
И вот вы предо мной.


    СЕРГЕЙ

                Да, тут я…


    ЮЛИЯ

                Ждете
Вы объясненья.


    СЕРГЕЙ

                Если честно… жду.
Благодарить какую мне… нужду,
Что привела вас… так сказать… в обитель...
Когда бы вы… то я бы был спаситель…
Спасатель и…

(В сторону.)

             Куда вдруг понесло.
(Юлии.)
               
Когда б вы были лодкой, я б веслом…
Вам… сам… и вы… и вас… и вашу душу…
Я это… типа… страстью не нарушу…
Как это… в общем… в песенке поют…
Теперь о главном: как же вас зовут?


    ЮЛИЯ

Я – Юля. Помните: стихи писали
Вы для меня. И «божеством» назвали.
Жених заказывал у вас стихи.
На день рожденья мне.


    СЕРГЕЙ
  (в сторону)

                Мои грехи!
(Юлии.)
               
Его не Игорем зовут?


    ЮЛИЯ

                Все верно.


    СЕРГЕЙ

Так значит Юля… Юля – вы! Как скверно.


    ЮЛИЯ

«Как скверно»? Почему же?


    СЕРГЕЙ

                Пустяки.
(В сторону.)
               
Что делать?

(Юлии.)

           Мы – поэты – чудаки!

(В сторону.)
               
А хороша! Мне кажется, влюбился
И я в нее. Ну, кто бы умудрился
Быть равнодушным к неземной красе.
Пред ней бы, думаю, склонились все.


    ЮЛИЯ

Что вы молчите?


    СЕРГЕЙ

                Как жених ваш?


    ЮЛИЯ

                В ссоре
Мы третий день уже.


    СЕРГЕЙ

                Какое горе!


    ЮЛИЯ

Ничуть. Приревновал меня к стихам.
А убеждал: я написал их сам.
И наизусть читал мне поздравленье –
Мои, мол, мнение и сочиненье.
Но я же знаю, что он за поэт,
Бездарнее его на свете нет.


    СЕРГЕЙ

Но он спортсмен ведь. И поклонник моды.
На шесть лет старше.


    ЮЛИЯ

                А при чем тут годы?
Готова Брэду Питту отказать
За то, что не умеет он писать,
Как вы: пленительно, легко. Ах, Дима,
Я столько раз обманывалась; мимо,
Все мимо, да не в ту, признаюсь, цель…
Ох, мой корабль давно попал на мель.


Сергей в мучительном раздумье ходит по залу.



    ЮЛИЯ

Я вам не нравлюсь. Нет, вы не свободны!
Иль не угодна легкостью…

(Отворачивается.)


    СЕРГЕЙ
(останавливаясь)

                Угодны!


    ЮЛИЯ

Так будьте же самим собой!


    СЕРГЕЙ
  (в сторону)

                Старик,
Будь посмелей! И… помни про язык!


Сергей подходит к Юлии. Она оборачивается к нему. Они целуются.



явление третье

Сергей, Юлия и Дмитрий.

Входит Дмитрий и замирает на месте от увиденного. Сергей и Юлия его не замечают.

    ЮЛИЯ

О, миг блаженства! Что-нибудь прочтите
Из раннего. Хочу узнать, простите,
О том, как ваш формировался слог.


    СЕРГЕЙ

Не извиняйтесь. Если бы я мог
Припомнить только… чувств переполненье,
Горение… нет!.. жженье… нет! Волненье!..
Я раннего не помню ничего.


    ЮЛИЯ

А из последнего?


    СЕРГЕЙ

                Из своего?


    ЮЛИЯ

Хотя бы то, что вы тогда писали.


    СЕРГЕЙ

Ко дню рожденья?


    ЮЛИЯ

                Именно.


    СЕРГЕЙ

                Едва ли…
Эх, постоянно первая строка...
Ведь мысль там высока и глубока…

 (Делает вид, что вспоминает.)


    ДМИТРИЙ
(несколько овладев собой, читает)

Иных не существует мнений,
Где истинное естество –
Оно гласит: ты дней рождений
Не бойся! Ты же божество!
Ты вечная в красе и счастье,
В благоуханье алых роз!
А скромное свое участье
Я в сердце любящем принес.


Юлия и Сергей смотрят на Дмитрия. Молча.


    ДМИТРИЙ

Сию картину я б назвал: не ждали!


    СЕРГЕЙ
   (Дмитрию)

Ты слишком круто давишь на педали.


    ЮЛИЯ
  (Дмитрию)

Кто вы?


    СЕРГЕЙ

        Я объясню.


    ДМИТРИЙ

                Что ж, объясни.
Но без меня. Увольте. Ты блесни
И красноречьем, и пучком советов…

 (Отвернувшись к двери.)
               
Эх, выучил бы парочку сонетов,
Чтоб девушек чужим умом прельщать,
Обманом, воровством их совращать.

(Уходит.)


Немая сцена.


явление четвертое

Сергей, Юлия, Дмитрий и Игорь.

    ЮЛИЯ
(опомнившись)

Кто он?


    СЕРГЕЙ
 (опомнившись)

        Поэт. Мой друг.

(В сторону.)

                Вот лопухнулся!
(Дмитрию, вслед.)
               
Вернись! Я не в себе был. Я очнулся.
Она твоя! Точнее, для тебя…
По дружбе… ты же знаешь… и любя…

(Бежит за Дмитрием.)


Сергей убегает в прихожую. Слышатся: хлопок двери, крики и звуки пощечин.

Через несколько секунд в зал спиной вперед влетают сначала Сергей, потом Дмитрий.

Входит Игорь.


    ИГОРЬ
  (Дмитрию)

Итак, поэт, поговорить бы надо!

(Видит Юлию, подбежавшую к Сергею.)
               
Приветик, Юленька, моя отрада.
Решила уничтожить мой престиж…

(Смотрит то на Дмитрия, то на Сергея.)
               
Ну и с которым ты сегодня спишь?


    СЕРГЕЙ

Со мной… вернее, я во всем…


Игорь грозно направляется к Сергею и Юлии.


    ДМИТРИЙ
    (Игорю)

                                Скотина,
Прочь от нее!

(Кидается на Игоря.)


    СЕРГЕЙ
(схватив Игоря за грудки)

               Ну, я тебе, дубина…


    ИГОРЬ
(освободившись от Сергея, Юлии)

Мне изменять! Мне!


    СЕРГЕЙ

                Ишь ты пуп земли!


    ДМИТРИЙ

Спортсмен-красавец, значит?!


    ИГОРЬ

                Отвали!


Трое парней начинают толкаться, потом клубком падают на пол.

Свет на основной сцене гаснет.

Освещена только Юлия на авансцене.


    ЮЛИЯ

Кто объяснит мне: что здесь происходит?!
Один дрожит, другой в сердцах уходит!
Еще один врывается, как бес!
Мужчины – это просто… темный лес!
Причуды только, кулакомаханье…
Потом найдут, конечно, оправданье:
Коварны мы, непостоянны мы…
Я лишняя средь драк и кутерьмы.

(Собирается уходить, но остается.)
               
Как сладкий сон, иной раз представляю
Мир амазонок; в нем я отдыхаю
Душой. Там нет проблем в лице мужчин.
Ни одного… Хотя… Нет, пусть один,
Но любящий и нежный, не похожий
На всех других, поэт со смуглой кожей,
С фигурой Апполона; и меня
Боготворящий! Сядем у огня
Встречать рассвет и страстно целоваться;
И обнаженными в реке купаться;
Взбираться на пугающий утес…


    ГОЛОС ИГОРЯ

Остановись, ты мне сломаешь нос!


Юлия уходит.

Зажигается свет.

Дмитрий, Сергей и Игорь, уставшие, сидят на полу.


    ДМИТРИЙ

Она ушла. Я должен объясниться!

(Уходит за Юлией.)


    ИГОРЬ
   (Сергею)

А ты, как честный человек, жениться.


    ДМИТРИЙ
(возвратившись на минутку)

В мою влюбилась лирику она!
О, счастлив я! И на душе весна!

(Убегает.)


Слышится, как захлопнулась дверь.


    СЕРГЕЙ
   (вставая)

Ну, надо же, забыл про курсовую.

(Игорю.)

А ты иди – ищи себе другую.
Иль в монастырь – престиж чтоб не терять –
Уверен: сможешь папой римским стать.

        (Садится за стол писать курсовую.)


Игорь медленно поднимается на ноги, отряхивается и, махнув рукой, уходит.

Слышится, как захлопнулась дверь.

Звучит веселая мелодия, под которую опускается


ЗАНАВЕС.


Рецензии