Воспоминания. Часть 39. Работа в ПЭО

РАБОТА В ПЭО

Планово-экономический отдел в структуре завода занимал одно из ведущих положений. Он определял на несколько десятилетий, пятилетние, годовые, квартальные и месячные планы развития завода. От эффективного планирования зависела жизнедеятельность не только завода, но и посёлка. Надо было не только разработать эффективные и оптимальные планы, по и применить экономические рычаги, стимулирующие коллектив в их выполнение. Приходилось работать на два «фронта». С одной стороны надо было защищать в Главном управление Министерства электронной промышленности, а порой и в самом министерстве, основные показатели планов, чтобы они были напряжёнными, но реальными. С другой стороны необходимо было добиваться от цехов и подразделений завода выполнения утверждённых показателей. Отрицательно в работе было, не только если не выполнялись плановые показатели, но и если был большой процент перевыполнения. Поэтому разработка планов носила творческий процесс. Необходимо было также уметь прогнозировать и предвидеть. В тоже время на отделе лежала большая ответственность перед коллективом. От ошибки в планировании мог страдать весь коллектив завода.
Я пришёл работать в отдел, когда завод практически уже использовал все производственные мощности и обеспечение дальнейшего роста объёма производства (контрольными цифрами пятилетнего плана он должен был составить не менее 115 процентов в год) возможен был за счёт освоения новой продукции.
Завод приступил к освоению дисплейных чёрно-белых электровакуумных трубок. Также завод приступил к освоению нового производства – радиотехнического. На базе разработки Фрязинского завода, завод приступил к освоению мониторов для персональных компьютеров.
  С первых дней работы в ПЭО мне пришлось разрабатывать план развития завода до 2005 года. Мне, как начальнику ПЭО, необходимо было подготовить номенклатурный план и объём выпускаемой продукции в рублях, чтобы на этих данных вести разработку всех остальных технико-экономических показателей по заводу.
Из всех отделов заводоуправления более плотно по разработке номенклатурного плана до 2005 года мне пришлось работать с отделом по подготовке производства, а конкретно с начальником отдела Фридманом. Он выслушал меня и улыбаясь сказал: «Разработка плана до 2005 года – это проще, чем разработка плана на следующий год или на следующий квартал. Вот если бы ты пришёл для проработки плана на следующий год, то над этим планом стоило бы поработать, а план до 2005 года мы сейчас составим  быстро. До 2005 года столько времени пройдёт, что этот план ещё тысячу раз поменяется». Я несколько был удивлён лёгкостью его ответа, но частично был с ним и согласен.
Для меня  было не понятно для чего предприятию разрабатывать план на 25 лет. Долгосрочные планы необходимы, но они должны разрабатываться государством по глобальным вопросам, например, в развитие новых направлений в науке и технике. Поэтому я с ним согласился в том, что разработка долгосрочного плана развития предприятия – это пустая трата времени; но директива сверху была спущена, и её надо было выполнять. Совместными усилиями технических и экономических служб завода план до 2005 года был разработан.
Параллельно с разработкой  долгосрочного плана меня больше волновал план третьего и четвёртого квартала текущего года. Надо было провести анализ реальности выполнения технико-экономических показателей. Сопоставив фактические данные за первый и второй кварталы текущего года с плановыми показателями на третий и четвёртый квартал, я выявил плановые показатели, выполнение которых вызывали у меня сомнения. В первую очередь меня настораживали плановые объёмные показатели, резкий рост которых предусматривался в четвёртом квартале. Это потребовало от  меня более глубокого изучения возможности их выполнения. После проведённого анализа я пришёл к выводу, что объёмные показатели на четвёртый квартал из годового плана нереальны, а значит и невыполнимы. Об этом я доложил главному экономисту. Владимир Терентьевич, внимательно выслушав меня, сказал: «Ты знаешь, идти на корректировку плана – это нежелательно. Этот вопрос необходимо согласовать с директором. Готовь свои предложения, и мы их обсудим».
  Директор завода Остапюк Владимир Григорьевич не сразу дал добро на то, чтобы, при разработке плана на четвёртый квартал, идти на уменьшение объёмных показателей относительно цифр из годового плана на четвёртый квартал. Пришлось его убеждать, что это будет лучше, чем затем идти на невыполнение плана или на его корректировку. Предполагая, что Главное управление имеет резерв и надо попытаться воспользоваться этим резервом на стадии утверждения плана на четвёртый квартал, чтобы этим резервом не могли воспользоваться другие предприятия, в случае не выполнения ими плана.
В последствие мои опасения оправдались: действительно выполнение объёмных показателей, даже уменьшенных, дались предприятию нелегко.
В уточнение объёмных показателей в сторону снижения мне оказал содействие работник планово-экономического отдела Главного управления министерства Некрасов Валерий Михайлович. Он на два года был старше меня. С первых дней у меня с ним сложились хорошие взаимоотношения. Хорошие взаимоотношения сложились у меня и с остальными работниками Главного управления, с которыми меня свели решаемые вопросы по работе.
Одновременно я занимался и изучением положения об ПЭО и изучением должностных инструкций работников отдела. Провёл собеседование с каждым работником отдела. Сложившаяся структура отдела меня не устраивала. Не устраивала по той причине, что не было чётко разграничены обязанности между работниками. Каждый работник занимался планированием объёмных показателей и номенклатуры, а также себестоимостью и ценами. Более менее выражена узкая специализация была, пожалуй, только в нормативном бюро. Я решил провести реорганизацию отдела. Работников отдела чётко закрепить за каждым бюро и придать в их работе узкую специализацию. С учётом увеличения объёма по ценообразованию я решил создать новое бюро – бюро цен. Но проведение этой реорганизации решил проводить не сразу, а дать возможность всем работникам отдела осознать необходимость такой реорганизации и только затем начать эту реорганизации. В итоге эту реорганизацию я провёл где-то через два года, после ухода на пенсию моего заместителя Табаковой Анны Ивановны и старшего экономиста Березиной Маргариты Сергеевны. Заместителем начальника отдела была назначена Маслова Ольга Михайловна, и ей я поручил курировать себестоимость и цены. Одновременно поднял и статус старших экономистов до уровня начальников бюро.
После продолжительной болезни вернулась работать в отдел и бывший начальник ПЭО Катикова Нона Александровна. В начале ей было поручено заняться анализом технико-экономических показателей по заводу, но затем я её специализировал на анализе состояния нормативного метода планирования и учёта себестоимости и проведением работы по его совершенствованию. С уходом на пенсию Юргенсон Лидии Александровны, она возглавила нормативное бюро и активно занялась совершенствованием нормативного метода планирования и учёта себестоимости.
Мне не хотелось, чтобы жизнь отдела была зациклена только на производственной работе, но также, чтобы работники находили время для общественной работы.
Изучив общественную жизнь отдела, я решил сохранить сложившиеся  традиции отдела – это летом поездка работников отдела с семьями на выходные дни на Волгу, а зимой – на базу отдыха Маклаково. Это было хорошо со всех сторон.
Во-первых, мы ближе стали знать друг друга.
Во-вторых, мы сблизились в наших отношениях и с членами семей работников отдела.
В-третьих, получали хороший заряд бодрости и энергии от такого отдыха.
В тоже время я решил дополнить общественную жизнь отдела новыми направлениями. Для расширения общественной жизни отдела я решил активизировать работу профсоюзной группы отдела. На профсоюзном собрании отдела определили новые направления работы профсоюзной группы. Все поддержали моё предложение – выпускать стенную газету отдела. Редактором была избрана Катикова Нона Александровна. Также было поддержано моё предложение о проведение бесед о живописи, о поэзии и другим темам. Катикова предложила проводить политинформацию. Было принято предложение о регулярных поездках в театр и на экскурсии в Москву и другие города. К общественной работе отдела были привлечены почти все работники отдела. Надо отдать должное работникам отдела: они добросовестно выполняли общественные нагрузки. Стенная газета в смотре стенных газет по заводу занимала призовые места. Регулярно ездили в театры, а также на экскурсии. В театры и на экскурсии в Москву я регулярно ездил с отделом, но в поездках на экскурсии в другие города, к сожалению, мне ездить с отделом не пришлось, так как они захватывали не только выходные дни, но и рабочие, а так как всем уезжать было нельзя, то я всегда оставался на работе. Работники отдела ездили на экскурсии в Ленинград, Прибалтику, Грузию, Киев и другие города страны.
За годы работы в отделе сложилась хорошая рабочая обстановка и в этом немалую роль сыграла общественная жизнь отдела.
Меня также привлекали к общественной работе по линии парткома завода. Мне было поручено вести семинар с пропагандистами завода. От парткабинета парткома  завода, который возглавлял Смирнов Леонид Алексеевич, меня часто посылали на семинары в Москву. Семинары проводили в Доме политпросвещения на Цветном бульваре. Общественная нагрузка по линии парткома была ответственная. К семинарам необходимо было хорошо готовиться, так как читал лекции пропагандистам завода, которые имели уже богатый опыт работы. Я стал выписывать специальные журналы и брошюры общества «Знания». За общественную нагрузку партком поощрял меня подпиской на библиотеку журнала «Огонёк», а также приглашал вместе с активными пропагандистами завода в поездки на экскурсии в Москву и другие города.
На работе всё складывалось нормально, но осень  и начало зимы для нашей семьи и родственников складывались последние годы не совсем удачно. Как правило, в это время болели дети, Вере в октябре 1979 года сделали операцию, в октябре 1980 года умерла мама. Не обошла полоса несчастий нас и в1981 году. Тринадцатого декабря умерла сестра Маша. Ей только что исполнилось 49 лет. Жить бы да жить, но болезнь оборвала ей жизнь. Летом она была у меня, отдыхала в деревне, ездила к брату, снова заезжала ко мне. После перенесённой операции здоровье стало улучшаться, да и настроение у неё было бодрое и, казалось, всё идёт хорошо. Но, видимо, это только казалось. Вернувшись, домой в Свердловск, у неё вскоре болезнь обострилась.
На похороны ездили я, Володя и его жена Маша. Со смертью сестры наш корень потерял женскую половину. Остались мужчины: папа, Володя и я.
1982 год и на работе, и в личной жизни, и в семейной жизни сложился более менее стабильным.
Первый квартал был напряжённым на работе. Впервые принимал участие в составление годового отчёта и сдачи его в Главное управление министерства.
После сдачи годового отчёта, по уже сложившийся традиции отдела, я, Вера, Ира и Лена вместе с работниками отдела и их семьями на выходные дни ездили отдыхать в Маклаково.
Маклаково – это небольшой посёлок, в котором находилась база отдыха нашего завода. База отдыха была создана в бывшем здании женского монастыря. Это двухэтажное кирпичное здание. На первом этаже жила семья, которая содержала это здание; находился общий зал, где завтракали, обедали, ужинали, а также проводили всякие мероприятия; находилась бильярдная комната и столовая. На втором этаже находились спальные комнаты и умывальная комната. Продукты привозили с собой и готовили пищу сами. Рядом с базой отдыха находился лес, и протекала река. Для отдыха место было очень хорошее. За два проведённых дня на базе отдыха мы заметно расслабились и отвлеклись от забот по работе и от домашних забот.
22 февраля 1982 года я был принят кандидатом в члены коммунистической партии Советского Союза. Перед этим в начале года меня вызвал к себе в кабинет директор завода Остапюк Владимир Григорьевич. «Я пригласил тебя по одному деликатному вопросу. Прошло уже полгода, как тебя назначили начальником ПЭО, а ты до сих пор не подал заявление о вступление в партию. Ты же давал слово: что будешь вступать. В чём дело?», - внимательно вглядываясь в мои глаза и обращаясь ко мне, задал вопрос Остапюк. Владимир Григорьевич. «Я от своего обещания не отказываюсь, но я считал и считаю, что в должности начальника ПЭО я должен зарекомендовать себя с положительной стороны, чтобы за меня не было стыдно тем, кто давал мне рекомендацию и партийной организации. Ваше сегодняшнее напоминание я могу расценивать, что Вы, как директор и член парткома завода, считаете, что я оправдываю Ваши надежды, а раз так, то в ближайшие дни я подаю заявление», - ответил я. «Вот и хорошо. Ты должен понять, что начальнику ПЭО быть беспартийным нельзя. Ты разрабатываешь плановые показатели, защищаешь их в райкоме партии и обкоме партии, выступаешь на партхозактиве.  Так что я надеюсь, к этому вопросу мы больше возвращаться не будем», - подвёл итог нашей встречи Остапюк.
Вскоре я подал заявление о приёме меня кандидатом в члены КПСС. И вот настал день, когда я  был принят кандидатом в члены КПСС.
Жалел ли я когда-либо о том, что вступил в коммунистическую партию? Нет. На протяжении всей истории человечества шла борьба за социальную справедливость. Маркс, Энгельс, Ленин научно обосновали построение общества социальной справедливости. Коммунистическая партия Советского Союза, вооружившись учением марксизма-ленинизма, на практике стала строить общество социальной справедливости. Я был всегда сторонником построения общества социальной справедливости. Мой внутренний голос всегда был созвучен с голосом истинных коммунистов. Поэтому в коммунистическую партию я вступил по зову сердца, а не из каких-то корыстных целей.
Много времени отвлекало от основной работы – это помощь совхозу «Комсомольский». Летом – это прополка, протяпавание и прореживание свёклы. Осенью –  уборка картофеля.
После полугодового отчёта по традиции отдела ездили отдыхать на выходные дни на Волгу. Жили на берегу Волги в палатках, купались, ловили рыбу, играли в разные игры.
Летом я и Вера отдыхали две недели в Доме отдыха «Высокое» Клинского района Московской области. Это был первый наш отдых в Доме отдыха, и последний, так как больше отдыхать ни в домах отдыха, ни в санаториях нам не пришлось. Погода, правда, выдалась не очень хорошая, но всё же немного отдохнули. Ездили на экскурсии в Клин в Дом музей Чайковского П.И. и к разъезду Дубосеково, на место подвига 28 панфиловцев. Вечерами, в основном, читали книги, которые брали в библиотеке.
  Заканчивался 1982 год. Этот год был особым для нашей страны. Заканчивался  не только 1982 год, но и заканчивалась эпоха правления Брежнева Леонида Ильича. Леонид Ильич Брежнев скончался  в ноябре 1982 года. Он руководил государством с октября 1964 года по ноябрь 1982 года. За время его правления страна укрепила свои позиции в мире. В стране наступила стабильность во всех сферах жизни общества. Люди были уверены в завтрашнем дне и не боялись его, и не жили одним днём. Каждый гражданин страны имел право на труд, бесплатное образование, бесплатное медицинское лечение. Государство заботилось о жилищном строительстве, о воспитании молодёжи, защищало пенсионеров. Заботилось об укреплении обороноспособности страны. Развивало образование, науку, культуру, спорт. Год от года росло благосостояние народа:  доходы росли, а цены снижались. Год от года заметно укреплялась дружба народов. При Брежневе не только была обеспечена стабильность в нашей стране, но благодаря нашей страны и её авторитета в мире, была обеспечена стабильность и в мире.
Конечно, были и недостатки. Народ видел их, о них говорили, спорили, искали пути устранения. Вместе с народом искали пути искоренения недостатков коммунистическая партия, правительство, учёные и общественные деятели.
Смерть Брежнева, как бы остановила сложившийся годами уклад жизни народа, и все были в ожидании надвигающихся перемен. То, что они будут - в этом, пожалуй, никто не сомневался. Все надеялись на перемены к лучшей жизни. Особенно эта уверенность появилась после избрания Генеральным секретарём ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова, продолжительное время работавший председателем Комитета Государственной Безопасности.
Уходящий год для нашей семьи был замечателен тем, что в конце года мы получили отдельную трёхкомнатную квартиру. Наконец мы приобрели постоянный свой угол.


Рецензии