Шутка Акт 1

                ШУТКА
                (пьеса для радио, ТВ)
Действующие лица:
Он - мужчина 25-65 лет;
Она - женщина 25-65 лет;
 Диктор - пол и возраст не важен.
Время и место действия: Россия, конец 90-х годов, может быть город, даже большой, может быть деревня, даже маленькая.
Персонажи - обычные представители так называемого у нас "среднего" класса,  т.е.  отнюдь не богатые и пока еще не нищие. Совершенно пустая белая комната. В центре стоят два стула. Напротив них, у стены находится телевизор. В стене справа окно. О нем необходимо сказать особо, т.к. окно является   важным элементом пьесы. На всем протяжении постановки в окне должны чередоваться виды различных часов дня, времен года,  создавая ощущение текущей за стенами такой разнообразной, непрерывно меняющейся жизни, чуждой этому статичному, стерильному, как больничная палата, мирку комнаты. Телевизор должен быть включен при выключенном звуке, каналы должны непрерывно переключаться, создавая впечатление, что аппарат живет своей особой жизнью.
На протяжении всей пьесы звучит «Шутка» И.С. Баха, звучит негромко, то затихая почти до нуля,  то вновь возникая.

                Акт 1.
Из находящейся, как обычно, рядом кухни слышны звяканье посуды и постепенно приближающиеся голоса.
Он (недовольно в раздраженно) Ну, что ты опять копаешься?! Не можешь по¬быстрее? 
Она. (с чувством) Надоел ты, как горькая редька! Быстрее, да быстрее. Тьфу, из-за тебя руку обожгла!
Он. Говорила мне маманя:
Брось ее, не будет толку.
Как права была она,
Лишь сейчас я ясно вижу!
Она /в тон ему/ Стихоплет же ТЫ несчастный,
                Лучше б зад над стулом поднял
                Да помог - быстрей б дело
                Мы с тобой вдвоем свершили.
Он. Нет, коварная колдунья,
     В СВОИ сети не заманишь!
     Не мужское это дело-
    Ты сама прекрасно знаешь
.(резко меняя тон) Короче, ужинать то мы сегодня будем? ИЛИ как?
Она. Будем,  будем... Может не сегодня, но будем, А СКОЛЬКО времени?
Он. Сейчас гляну, (взволнованно, с ужасом в голосе) Десять минут осталось!!! Я же говорил быстрее!
Она. Ой, и правда, что это я? Ну все, садись за стол, быстренько поедим. А то опять начало пропустим.
 Он. (недовольно) Быстро есть вредно. Хотя... что тут есть?
 Пауза.  Тишина нарушается звяканьем ложек о тарелки. В комнату входят Он и Она. Он - в традиционном трико с вытянутыми коленями и майке. Она - в халате, немного при¬чесана и совсем не накрашена. Садятся на стулья. 
Она (недовольно поджав губы) Ты опять сел на мой стул!
 Он   Я у себя дома. Где хочу, там и сажусь.
Она (обиженно). Вот ты всегда так. а когда-то говорил, что лю¬бишь... жить не можешь... и все такое.
Он (напыщенно) Умчалась вдаль любовь
               Невозвратимо
               И не вернут ее
               Ни плач твой, ни мольба!
Она /задумчиво/ Когда б мы знали,
                Что нас ждет
                В грядущем,
                То многого могли бы избежать...
Произнося фразу, она отрывает взгляд от экрана, поворачивает в задумчивости голову и замечает в окне вид светлого весеннего вечера. С удивлением, словно впервые увидев подобное, Она толкует Его локтем в бок, пытается что-то сказать, обратить Его внимание.
Он. Не мешай! Ну вот, реклама кончилась.(возбужденно и радостно) Сейчас будет наш сериал! (включает звук).
Диктор. Дорогие телезрители. Просим нас извинить. Тысяча шестьсот тридцать седьмая серия фильма "Богатые тоже будут бедными" начнется через пятнадцать минут, А сейчас - экстренный выпуск вестей-новостей!
Он и Она (возбужденно, перебивая друг друга) Через ПЯТНАДЦАТЬ минут!!! Они там совсем с ума посходили... люди уже приготовились! Ну и жизнь пошла... как хотят, так и издеваются!
Он. Надо с мужиками завтра в КБ поговорить. Выразить протест против бесчеловечного обращения. В конце концов, пусть наведут по¬рядок!
Она. А что? И мы в институте  вас поддержим! Представляю, как сейчас все наши женщины переживают! Разве можно с людьми так?!
На экране телевизора появляется заставка Вестей-Новостей.
Диктор. Внимание! Передаем экстренные сообщения. Сознавая не¬возможность по причине отсутствия физических и моральных сил продолжать руководство страной и ее вооруженными силами в столь трудный и ответственный период в ее истории, Президент добро¬вольно и досрочно слагает с себя полномочия. За все допущенные в период нахождения на высшей государственной должности ошибки, про¬махи, совершенные при его участии и с его ведома,  как, например, развал СССР, разбазаривание достояния государства, ваучеризация, дефолт, расстрел Парламента и т.п.,. он готов ответить перед народом по всей строгости законов. Президент надеется на понимание, что все его действия были направлены только на благо России и горячо любимого им народа.
Он. Вот это дает! А как же стабильность?!
Диктор. Учитывая тяжелейшее, кризисное состояние экономики страны, Президент перед уходом со своего поста создал Фонд возрождения России. Первым взносом во вновь созданный Фонд стали скромные сбережения Президента и его Семьи, накопленные в результате строжайшей экономии, воздержания и самоограничения с 1991 года. Президент надеется, что граждане России последуют его примеру в деле помощи стране. Руководство Фондом предлагается возложить на бывшего Генпрокурора Скуратова.
Она. Вась, неужели все отдали?!  Или у них в Семье не только он болен?
Он. Да ну, и ты веришь в это? Сказки какие-то...
Она. Вась, но ведь объявили. Слушай! А что, если и нам что-ни¬будь перечислить?
Он. (кладет ей ладонь на лоб) Люсь, у тебя тоже горячка?
Она. Нет.. Я серьезно. Правда, стране то надо помочь! Ведь наша она, не чужая.
Он. (задумавшись) Вообще то, конечно... нужно. Если подходить серьезно. Только что нам перечислять? Если только... долги по моей и твоей зарплате за прошлый год? Все равно выплачивать их пока никто не собирается.
Она. И правда! А ДЛЯ Фонда эти деньги может скорее отыщутся.
Диктор. Временно исполняющий обязанности Президента премьер-министр заявил о своем намерении провести ряд неотложных мер. Сознавая, что проводимый с 1991 года курс на построение в стране капитализма привел к самым плачевным результатам и совершенно не оправдал себя, в самое ближайшее время предполагается провести Всероссийский референдум с целью определения курса дальнейших преобразований: продолжать движение дальше вглубь веков к феодальному обществу, либо строить социализм по шведской или китайской модели.
Она. (взолнованно) Это что, Вась, снова   колбасы в магазинах не ста¬нет?
Он. Не знаю.. А тебе то какая разница? Все равно ты ее давно уже купить не можешь,
Она. Ну зато посмотреть хоть можно. Чтоб не забыть, как она, проклятая, выглядит.
Диктор. Кроме того, и.о. президента объявил о принятии ряда экстренных мер, направленных на прекращение расхищений национальных богатств, вывозу капиталов за пределы страны, возврат  ранее вывезенных богатств, беспощадную борьбу с организованной преступностью, наркоманией, проституцией и т.п. Сегодня арестованы главари наиболее сильных и много¬численных преступных группировок, таких как солнцевская, тамбовская, смоленская, березовская, гусинская.
Он. Ну дела!!! Только верится с трудом. Чтоб так, сразу...
Диктор. Только что поступило сообщение о том, что ряд богатейших людей страны или, извиняюсь за выражение, олигархов, как их еще называют, решил, что заработанные ими непосильным и нечестным трудом миллиарды долларов должны начать работать на благо Родины в столь трудный для нее час. К этому, сами понимаете, не простому решению их подтолкнул поступок ушедшего в отставку Президента. Все средства со счетов этих лип в зарубежных банках, а также средства от продажи принадлежавшей им недвижимости за рубежом переведены на счет Фонда!
   Она. Вась, а на что же они жить будут?!
Он. Да ничего, мужики еще не старые, возьмут, как все, дополнительную работу.
Диктор. Объявлено, что предстоящие выборы президента будут только тогда считаться состоявшимися, когда в них примет участие не менее 90% граждан, имеющих право голоса. Так как только в этом случае будет обеспечено волеизъявление всего народа России.
Он. Зачем нам это? Надоело... Я на выборы не ходил и ходить не буду. Что толку? Что пойду я, что нет - что это изменит? Скажи, Люся?
Она. (на протяжении монолога голос звучит все громче,  эмоциональней, в конце резко обрыва¬ясь в тишину) А Я тебе, Вася, ВОТ что скажу; и ты, и все остальные из мужиков превратились Бог знает в кого!  Ну ты глянь на себя!
Он. (оглядывает себя, подтягивает трико на солидньй живот) А что? Вроде не хуже других.
Она. Да я не об этом. Хотя тоже, конечно... Ну скажи мне, по чему мы ТАК живем? Не только мы с тобой, но и большинство из нас. Почему?
Он. (пытается что-то ответить, но не может вставить ни слова. Махнув рукой, замолкает).
Она. Ведь вас, мужиков, по России считай миллионов семьдесят наберется. И из такой большой артели вы не можете вы¬брать несколько сот честных, работящих, умных, не продавших и не пропивших свою совесть? Вместо этого попрятались за наши юбки. Сидите каж¬дый в своей норе, а если и сходитесь, то толь о для того, чтоб к бутылке приложиться. Ваши заводы, шахты, институты закрываются, разворовываются, распродаются за гроши черт знает кем и кому, а вы либо уныло молчите, либо сами помогаете в этом, растаскивая заводское и колхозное добро. Которое ведь мы же сами, своими руками создавали с таким трудом! Пришел рыжий, бодрый,  молодой и забрал все, раздав вам какие-то ваучеры- бумажки, с которыми и в туалет сходить нельзя. Где вы, мужики, были тогда? Небось думали: скоро и мы станем богатыми, заживем, как в Америке?! Словно дети малые! Как будто не знали, что и в Америке, и в любой стране богатых всегда жалкая кучка, а кормят их все остальные. И господами всегда назывались те, у кого кошелек на¬бит. Ну какой ты господин соседу нашему Петру? Или ребятам с вашего за¬вода? Или народ на селе - ну какие они друг другу господа, посуди сам? А вы теперь и не товарищи друг другу, и не гос¬пода. А Бог знает кто. И в этот раз никто и не подумал спрашивать вас: хотите ли вы стать тем, кем стали? По¬тому что знали: нужды спрашивать нет. Как говорят: хоть в глаза плюй - все божья роса.
Он. Эк тебя понесло!
Она. Да просто сил уже нет смотреть на вас! Страну развали¬ли - молчат. Гуртом всех назад в капитализм завернули, словно баранов - молчат. Вклады, у кого какие на книжках были, забрали - молчат. Зарплату, которая сейчас стала в десять раз меньше, чем до этой кутерьмы, и ту не платят месяцами, а то и годами - молчат. В Чечне который год уже наши мальчишки гибнут и про¬падают в плену - это в мирное то время!- молчат. Заводы, как в разруху, стоят, колхозы развалили, сеять хлеб уже некому и не¬чем - молчат. Так мало того, что молчат! Мужика, который все это заварил, да еще больного,  выбрали во второй раз! Пусть еще понаворочает. Вроде вам мало было...
  Он. А я не выбирал его!
Она. Правильно. Потому что не ходил голосовать. Ведь так?
Он. Ну да.  Ты же знаешь, Люсь, я давно уже не хожу на выборы. Бестолковое занятие.
Она. Вот из-за таких то, как ты, он и стал тогда, в 96-ом, снова президентом! А если бы все... ну пусть не все, а хоть человек восемь из десяти пришло - ведь другой бы был расклад?! Но они сидят по своим конурам и гордо долдонят: А МЫ не ходим на выборы! Все равно выберут того, кого хотят.    То есть, кто-то хо¬чет. По¬этому то у нас уже какой год там одни И те же выбирают друг друга. Чтоб от кормушки не отходить. А таким, как ты, даже спасибо не говорят. Хотя они вас должны на руках носить! Вот мэра только что вы¬брали. А на выборы сколько пришло? 1олько половина. И он набрал всего тридцать процентов из этой половины!
Он./иронически/ Люсь, откуда ты это знаешь?
Она./стихая/ Да не только сериалы смотрю... А если бы все проголосовали, прошел бы он? Еще неизвестно... Ой, да ну вас всех! Надоело...
Пауза,
Он. /неуверенно/ Люсь, а скоро снова какие-то выборы будут?
Она. Будут, будут. А тебе то что?
Он. Послушал вот тебя...
Она./ молча машет на него рукой).
Диктор. А теперь, дорогие телезрители, разрешите поздравить вас с Днем смеха! Просим считать предыдущие сообщения первоапрельской шут¬кой.
Он. А я и думаю: что-то не то...
Она. И я тоже засомневалась- уж больно на сказку похоже.
Диктор. А сейчас коротко об основном. Президент отбыл в свой очередной еже¬месячный отпуск, продолжая и там напряженно работать. С документами.
Он. Зачем же он тогда в отпуск то ходит?
Она. Там ему, наверное, лучше работается. Домашние не мешают.
  Диктор. Продолжаются "точечные" бомбардировки Грозного. Состояние промышленности и сельского хозяйства стабильно прежнее. Ка¬кое- вам на местах видно лучше. Наши олигархи вошли в "горячую" десятку богатейших людей мира! И ими гордится страна!! В различных регионах России продолжаются забастовки, голодовки и прочие малоэффективные акции рабочих и интеллигенции, требующих и все еще не теряющих надежды получить заработную плату за прошедший год. Прошло очередное ежемесячное повышение цен на бензин, что уже стало нормой. Увеличены по¬ставки газа в Германию и Турцию, избыток которого мы явно ощутили прошедшей зимой. А теперь, уважаемые телезрители, смотрите очередную серию фильма "Богатые тоже будут бедными"!
Она. /облегченно и радостно/ Слава Богу, наконец то!
Он. Ну это другое дело! А  ТО чепуху какую то рассказывают... День смеха... А ЧТО там было смешного?
Диктор. Может, когда-нибудь и вы станете богатыми? Шутка. Первоапрельская шутка!

                Занавес.


Рецензии