Реквием для кота

Сегодня утром умер наш любимый кот. Он сделал это так же, как и жил, красиво и деликатно, не потревожив никого.
Он был моим другом почти 10 лет.

Он был уже давно болен, но никто из нас не мог принять решение.
Вначале он целый месяц не ел, а когда начал есть и все стало вроде бы налаживаться, у него вдруг, за один день, вылезли четыре опухоли.
И поскольку коту уже 17 лет, никто не решался делать операции. Как с людьми, черт возьми..

Неделю назад я пыталась вызвать мужа на серьезный разговор. Смерть - это единственная тема, которую я с ним обсуждать не могу. Вернее, он не может.

Я говорила, о том, как это трудно, о том, что не могу уже и что он должен то или иное решение принять.

- Но какое?!!!
- Это понятно любому. Кот выглядит, как привидение уже. И эти пятна. Его нужно усыпить.

В этот момент кот встал с моих колен и переместился к мужу. Я замолчала. Все стало ясно. Он не хотел этого, а единственное, чего хотели мы, было облегчить жизнь бедняги. Ни кровавые пятна на полу, ни опасность инфекции, ни деньги не являлись решающим фактором в этом вопросе. Главный вопрос был, что же хочет это, нами так любимое и нас так любящее, существо?

Кот не хотел умирать.

Где границы любви? В неудобстве, проблемах, деньгах, опасности? Их нет. За прошедшую неделю я опять поняла, что если любишь, то все можешь. И плохое, и хорошее.
В четверг, когда мне было так плохо и грустно, он пришел ко мне  и согрел теплом своего тела не только мой бок, но и сердце.
А в пятницу я затащила его в ванную и стала мыть. Я смывала с него уродство, пришедшее вместе с опухолями и неспособностью умываться самому. Он смирно стоял и позволял тереть и мочалить себя. А когда я в полотенце отнесла его в кровать, он с видимым наслаждением уснул. Я его понимала.
Кот всегда был удивительно красивым животным. Очень чистоплотным и аристократически капризным в еде. Болезнь была мучительна не сама по себе, а беспомощностью кота в его втором главном качестве: быть красивым. Первое главное качество было: любить нас.

Мне кажется, если это не насильственная, то люди (и, вот, животные) смерть выбирают. То есть: не жить - умирать. И когда-нибудь смерть и приходит. У некоторых до этой встречи проходят годы, у некоторых - дни.

Вчера он стал опять меньше есть, прятался и ложился вдруг посреди комнаты, как раньше...
Я спросила его:
- Ты что, хочешь умереть?
Он опустил глаза.

Кот умер, и это хорошо. Хорошо, что не надо идти к врачам и знать, чего он боится.
Но плохо. Плохо без него..

Села, потянулась рукой к стопке дисков. Вытащила случайный. Какой?  "Реквием" Моцарта.


Рецензии
Ой... Я тоже... Своего первого, самого любимого, единственного и неповторимого сОбака... Держала на руках и коленях до последнего...

А потом думала о нем каждый день. Год...

Сейчас - реже... Но больнее...

Животные, прожившие долгие годы в любящей семье, становятся человеками. И всё понимают. Я знаю.

Инга Рубина   28.08.2009 20:34     Заявить о нарушении
Да, любовь к животным, для многих людей, становится одним из самых светлых и незамутненных разочарованием, переживаний..

Инна Лигум   28.08.2009 23:32   Заявить о нарушении