Гордиев узел

                Гордиев узел

                Сценарий

1. Взлетает  в Шереметьево 2 и садится в Киншасе самолет. Шум голосов, сутолока  африканского аэропорта. Взрыв, крики, стоны, кровь. Стучат барабаны, негры танцуют какой-то воинственный танец, лица полны решимости и гнева. На рудниках согнувшись под тяжелой ношей работают десятки их соплеменников под присмотром двух молодых здоровенных парняг, потягивающих пиво, сидя в плетеных креслах, закинув ноги на стол.
2. ПЕРВЫЙ: * Билл, а почему они таскают руду на себе? Не эффективнее было бы сделать ленту или машинами поднимать?
ВТОРОЙ: Так безопасней, к тому же рабочая сила здесь ( он обводит вокруг рукой) практически бесплатная.

3. Ельцин, Кучма, Клинтон. Саммит семерки, обсуждают пустить ли Россию  в нее или нет. Положение стран Третьего мира, борьба со спидом, голодом. Пекло, плывет марево, работают на прополке свеклы украинские женщины; мотыжат негритянки с детьми за спиной. Сражаются негры, падают под залпом взвода солдат-наемников, но поднимаются новые.
4. Звенит будильник. просыпается ВИКТОР. Нехотя поднимается, идет в ванную, умывается, не может найти чистое полотенце, вытирается рубахой. Возвращается и будит жену:
Марина, вставай, сколько можно дрыхнуть… В ванной нет чистого полотенца.
МАРИНА: Мог бы и постирать…
ВИКТОР: А ты на что ?
МАРИНА: (хмыкает)
ВИКТОР: Завтракать мы сегодня будем ? Или опять как вчера…
МАРИНА: А ты купил что-нибудь, а ?
ВИКТОР:  А что уже все закончилось ?
МАРИНА: Что закончилось ?
ВИКТОР: (заглядывает в хлебницу) Даже хлеба нет. Масло тоже закончилось.
Входит жена на кухню, вытирая краем полотенца мокрое лицо.
МАРИНА: А ты как думал, у тебя дочь подрастает, ребенок растет, ей мясо, витамины нужны. А мы питаемся одним хлебом да маслом. Ей скоро в школу идти, а в чем пойдет ? Ты об этом думал, а ?
ВИКТОР: В том же, в чем ходила в прошлом году.
МАРИНА: Она уже давно выросла… (Говорит, укоряя себя вслух.) И угораздило же меня выйти замуж за такого. И это мужчина…
ВИКТОР: Слушай, не нравится, давай разбежимся в разные стороны…
МАРИНА: И куда ж ты подашься ? К своей мамаше ?
ВИКТОР: Это уже не твое дело.
МАРИНА: (примирительно и безысходно, протягивая деньги Виктору) Давай, дуй за хлебом, купишь заодно и масла.


ВИКТОР
МАРИНА
ВИКТОР

5. Виктор входит в свой кабинет, непроизвольно глядя на часы, он как всегда опаздывает. На ходу здоровается с коллегой СВЕТОЙ, причесывающейся у зеркала.
ВИКТОР: Привет, ты сегодня с новой прической, поздравляю!
СВЕТА: Привет, спасибо!
ВИКТОР: (поставил на пол кейс, садится за рабочий стол с тяжким вздохом. Достает из стола папку со счетами, отчетами, накладными, черновиками статей, смет).
СВЕТА: А ты зря сел, ВАЛЯ сказала, чтобы ты, как только появишься, поднялся к ней, тебе какое-то задание передал директор.
Виктор поднимается, выходит.
6. Приемная. Секретарша Валя перекладывает на столе папки с бумагами, газеты. В дверях появляется Виктор.
ВИКТОР: Здравствуй, Валюша ! Ты сегодня неотразима…
ВАЛЯ:  Здравствуйте, Виктор  Степанович ! (официальным тоном говорит секретарша). Вот Аркадий Максимович  передал вам газеты и просил связаться с представителями фирм, которые он отметил маркером.
ВИКТОР: На предмет ?
ВАЛЯ: А  по этому поводу позвоните Аркадию Максимовичу на мобильник, он объяснит.
ВИКТОР: Ладно !..
Виктор собирается уходить. Секретарша в этот момент разрезает письма. Она берет серый конверт, разрезает  с одного края и вытаскивает оттуда письмо. Взглянув на него, она говорит вслед Виктору:
ВАЛЯ: Виктор Степаныч, вы, кажется, у нас знаете английский. Не могли бы для директора перевести что здесь ?…
Виктор возвращается, берет письмо, кладет его в папку с газетами.
ВИКТОР: Хорошо, попытаюсь, но это должно быть отражено в премии…
ВАЛЯ: (иронично смеется) Если бы можно было все отразить в ней то, что я делаю помимо своих обязанностей, не хватило бы никаких денег.
ВИКТОР: Что ж, Валентина Николавна, каждый несет крест по силам своим.

7. Виктор возвращается в свой кабинет, вытаскивает первым делом письмо, кладет его на стол и начинает читать письмо. Перед его мысленным взором разворачивается сцена: негритянский президент (Кабила) в просторном кабинете, стоит у окна. Лицо одухотворенное, на нем озабоченность и сосредоточенность, в глазах светится ум, стремление к справедливости, порядку. Затем видит толпы чернокожих воинов, выскакивающих с копьями из-за кустов, взрывы гранат, автоматные и пулеметные очереди, гул самолетов. Одна толпа негров уходит, наваливается с улюлюканием другая; негры рубятся друг с другом насмерть.
8. Вращается планета, взлетают ракеты в космос, учатся студенты. И тут же обглоданные свежие кости, пухлые от голода дети, истощенные африканцы. Виктор видит перед собой седого интеллигентного пожилого НЕГРА, рассказывающего с легким акцентом:
9. НЕГР:  Когда президентом Конго стал Кабила, все было нормально, но через полгода на севере страны  восстали тутси, они двинулись на Киншасу, и началась война…
ВИКТОР:  (размышляет про себя): Постой, а где же это Конго находится ?  (Он начинает мысленно искать по Африке эту страну).
10. Вид Буэнос-Айреса. Внизу титры. «Буэнос-Айрес, Аргентина, 1932 г.»
11. Маленький мальчик со смышлеными глазами, полными сострадания,  наблюдает, как мучается, задыхаясь от кашля его мать, работающая прачкой, как собирает она деньги откладывает их, чтобы одеть и обуть сына и отправить его сытым в школу.
12. Экстер. Площадь с большими красивыми зданиями и перекресток тесная улицы Буэнос-Айреса, где стоит кресло чистильщика обуви. Подкатывает шикарное блестящее авто тех лет, распахивается дверца и из него выходит щеголиха, а следом выскакивает разодетый мальчуган. Он подбегает к  креслу чистильщика, сталкивает с кресла бедно одетого высокого худого паренька и подставляет и без того сверкающие туфли чистильщику. Не успел тот смахнуть пылинки, как мальчугана зовет мамаша:
- Энрике, дорогой, иди скорее, нас ждет папа. Мальчуган срывается с места и выхватывает из рук матери купленное ему мороженное.  За этой сценой наблюдает все тот же паренек с бледным лицом и умными глазами. На лице у него написано: «Почему так происходит – у бедного последнее отнимают, а богатому все само приходит ?  Почему им все можно и все сходит ?..» Мальчик кашляет, по всей видимости, у него открывается туберкулез.
13. Буэнос-Айрес. Экстер. Титры внизу «Буэнос-Айрес, 1943г.». Машины носятся как угорелые, поднимая клубы дыма и копоти.
14. Интер. Убогая комната, видимо, спальная и столовая одновременно. На постели лежит седая исхудавшая женщина. Она умирает, кашляя кровью. Над ней стоит ставший студентом-медиком сын. Врач, выслушав женщину, отходит. За ним следует с немым вопросом во взгляде студент. Врач за дверью разводит руками. Сын возвращается и прячет глаза полные слез от материнского взгляда.
15. Экстер. Кладбище Буэнос-Айреса. Студент стоит у надгробного камня возле свежей могилы матери. Он падает перед ней на колени с немым рыданием и шепчет, уткнувшись головой в землю: «Не успел спасти. А мог ?.. Да мог… Нет, все равно не смог бы.. (Спорит он сам с собой.
16. Интер. прежней комнаты. Студент бросает на пол книги по медицине. И заходится в кашле.
17. Экстер. Панорама Анд. Снежные вершины, тропа, петляющая по склону, бредущие ламы с индейцами-погонщиками и СТУДЕНТ. Впереди внизу виднеется Ла Пас – столица  Боливии.
18. Экстер.  Лима. Сменяется Видом Мехико.
19. Экстер. Пригород Мехико. Ферма, огороженная деревянным забором, за которым слышны винтовочные выстрелы, команды. Внизу подпись: «Мехико, 1958 г. Лагерь кубинских повстанцев». По дороге мчится грузовик, останавливается напротив фермы. С кузова спрыгивает СТУДЕНТ и направляется к воротам. Стучит.
20. Экстер. Двора фермы.  Ночь. Костер. МОЛОДОЙ БОРОДАЧ разговаривает со СТУДЕНТОМ.
БОРОДАЧ: Ты же сам, мано , видишь, сколько страдает людей, тысячи, миллионы, а единицы богатеют, жируют на их страдании. Но так не должно быть. Ты согласен ?..
ЭРНЕСТО: (видит лимузин, мальчугана, спихивающего подростка с кресла чистильщика, умирающую мать). Кивает головой.
БОРОДАЧ: Я не хочу чтобы мой народ был слугой у янки, поставлял им проституток, официантов…  Мой народ им не слуга ! (Бородач грозно поднимает вверх палец.) Он такой же, как и все другие и имеет равные с янки права. Он должен быть свободным.
ЭРНЕСТО: Я согласен, но как это сделать ?..
БОРОДАЧ: А мы по-твоему зачем здесь ? ( молча слушавшие в темноте другие повстанцы вызывающе засмеялись). Только восстание, только вооруженной рукой мы можем взять власть на Кубе.
ЭРНЕСТО: На Кубе ?
БОРОДАЧ: Да, для начала на Кубе…А потом, потом и в других странах.
ЭРНЕСТО: Но ведь там армии, солдаты, а вас всего лишь горстка.
БОРОДАЧ: Я знаю, какая у Батисты армия, она разбежится, как только грянут первые выстрелы. Я многое знаю про семейство диктатора, знаю его положение. До недавнего времени он был моим тестем. Народ ненавидит его и поддержит нас. Армия разбежится, никто не захочет защищать диктатора. А потом нас не так уж мало – 15 человек, а если ты присоединишься к нам, будет 16 самоотверженных борцов за свободу кубинского народа.
ЭРНЕСТО: (протянул ему руку). Я  готов.
 БОРОДАЧ: Ну вот, братья, у нас пополнение. Еще один боец пополнил наши ряды. Как тебя полностью зовут ?
ЭРНЕСТО: Эрнесто Гевара де ла Серна.
БОРОДАЧ: Ох-хо-хо, какое длинное…
ЭРНЕСТО: Зовите меня тогда Эрнесто или даже просто Че.
БОРОДАЧ: Че ?..
ЭРНЕСТО: Че – это сокращенное чико. Так у нас в Аргентине обращаются к близкому знакомому или другу.
БОРОДАЧ: Отлично, Че ! ( Фидель крепко обнимает и жмет ему руку).
21. Экстер. гаванской улицы. Внизу титры: «Гавана, январь 1959 г.» Воодушевленные массы народа приветствуют повстанцев. Фидель с Че Геварой курят сигары возле бывшего президентского дворца.
ЭРНЕСТО: Народ Кубы свободен! Мы построим новое общество, создадим новое государство! Государство справедливости и гуманности.
БОРОДАЧ. (Искренне, широко улыбаясь, обнимает Че. Вокруг них образуется возбужденная толпа, потрясающая оружием. Слышатся возголасы: «Вива, Куба !» «Вива, Фидель !» «Вива, команданте !»
22. Экстер. Гаванские улицы. Титры: «Гавана, 1960 г.» По улице несется джип, в нем сидит Фидель, навстречу ему проносится другой с Че. По ветру развиваются кубинские  флаги и волосы Че.
23. Интерьер просторного светлого зала с большими окнами и креслами. За столом сидит с сигарой Фидель, он разглядывает карту. Входит Че, жмет Бородачу руку и садится на стол рядом с картой.
ЭРНЕСТО: Команданте, в Конго буча… Народ восстал…
БОРОДАЧ: Надо разобраться ( Фидель отгибает пальцы, не глядя на Че): из-за чего буча, чего добиваются заварившие ее ? И чего хочет сам народ ?..
ЭРНЕСТО: А, ладно, ерунда, народ может и сам пока не знает, чего он хочет, и что ему надо. Необходимо помочь разобраться нашим черным братьям… Народ Конго должен получить свободу, он имеет на это право. Мы должны ему помочь получить право на создание свободного и равноправного общества.
БОРОДАЧ: А если это не национально-освободительная война, если это просто передел имущества и власти…
ЭРНЕСТО: Мы не имеем права отсиживаться, когда революция нуждается в повивальной бабке. Команданте, надо ехать.
Фидель раздраженно машет от себя рукой и всем видом выказывает равнодушие, как бы говоря: «А делай, как знаешь …»
24. Экстер. Берег моря, Пальмы. Корабли, пристающие к берегу. Громко разговаривающие повстанцы выгружают оружие. Титры: «Конго, 1961 г.»  Руководит выгрузкой Че Гевара, он же подзывает к себе туземцев, о чем-то говорит с ними, жестикулируя руками.
25. Экстер. Африканские пампы, По дороге идут,  рассыпавшись кубинские  боевики; они веселы, бодры, полны решимости. Их догоняют грузовик и джип. На джипе  сидит, попыхивая сигарой Че. Он командует боевикам погрузиться в кузов грузовика.
26. Экстер. африканской деревни, лачуги, пальмы, бочки. Слышится отчаянная перестрелка в саванне, оттуда в деревню, из которой бегут последние жители, женщины и дети, откатываются кубинцы. На них наседают солдаты ООН и негры, хорошо вооруженные. Кубинцы укрываются в лачугах, стреляют оттуда, экономя патроны. Начинается минометный обстрел. Загораются лачуги, но кубинцы стреляют из горящих до последнего, погибают, но не сдаются.
27. Экстер. Берег моря. Каменная крепость, оставшаяся еще от бельгийских или даже предыдущих колонизаторов.
28. Интер. комнаты в крепости. За столом сидит африканский лидер, напротив него в старинном кресле с сигарой в руке Че. По всему видно, разговаривают давно, разговор непростой, сложный.
ЭРНЕСТО:  Чего хотят тутси ?
КАБИЛА: Тутси хотят быть главными, управлять страной.
ЭРНЕСТО: Чего хотите вы ?
КАБИЛА: Мы хотим мира и процветания для нашего народа.
ЭРНЕСТО: Ну, тогда подпишите мирное соглашение с Катангой, Касаи…  определите, сколько вас и сколько их должно быть в правительстве. Проведите выборы.
КАБИЛА: Нет, пока в Катанге заправляет Чомбе, никаких переговоров не может быть. Скоро нам помогут другие страны и мы их разгромим.
ЭРНЕСТО: А почему они до сих пор не помогали ?.. Убьете вы этого, найдется другой лидер, и вы снова будете воевать?..
КАБИЛА: Да воевать.
ЭРНЕСТО: Так сколько же может продолжаться война ?
КАБИЛА: Пока тутси не сложат оружие и не признают нашу силу.
Эрнесто качает головой.
КАБИЛА: Ты звони своему команданте, пусть пришлет еще оружие и солдат, как можно больше.
ЭРНЕСТО: У меня в отряде много людей погибло и осталось совсем мало бойцов.
КАБИЛА: (подвигает к нему телефон) Звони команданте и проси людей.
29. Че Гевара разговаривает по телефону с Фиделем. По-перемено интерьеры кабинета Фиделя и Кабилы.
ЭРНЕСТО:88 Команданте, ты, похоже, был прав, в здешней буче невозможно разобраться. Они воюют друг с другом и собираются истреблять себя на радость янки и дальше. Тут не возможно сварить кашу.
ФИДЕЛЬ: Хорошо, я понял. Готовьтесь, я пришлю за вами самолет.
ЭРНЕСТО: Да Кабила просит людей и оружие, при случае говори, что будет помощь. Пока !
ФИДЕЛЬ: Пока, Че ! 


                Продолжение следует


Рецензии
Интересная закрутка! Ну да, когда с разных сторон, все кому не лень, тянут за концы, то узелок-то и затягивается...
Коля, меня несколько ошарашил темп, мелькание кадров, вроде, как в тяжёлом гипнотическом каком-то сне. Хотя, пожалуй, в нём заключён свой особый смысл.
пс. Могу предложить себя на роль Ельцина: "Там, понимаешь, сидят тридцать восемь снайперов..."

Валерий Шум 12   08.09.2009 20:24     Заявить о нарушении
Валера, так и задумывалось: социализм - капитализм, личности с надомленными судьбами, решают как жить другим, страны с богатейшими залежами и нищим населением, наша зашоренность. По поводу Ельцины - договорились, буду снимать, возьму...

Николай Тернавский   08.09.2009 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.