Видеокартина Минет, художник Э. Уорхол

Каждый фильм наталкивает на размышления. Но фильмы андеграундных, маргинальных режиссеров, режиссеров-новаторов, таких как Кеннет Энгер, Дерек Джармен и Энди Уорхол прямо-таки кидаются пищей для размышлений, но пищей в обертке, которую нужно аккуратно ободрать.

Отличительной чертой фильмов Энди Уорхола является минималистичность сюжета и действия. Чего стоит его фильм «Империя», длящийся около 8 часов неподвижной камерой, которая одним ракурсом снимает здание. С одной стороны может показаться, что Уорхол делает вызов обществу эстетов и снобов, крепко привязанных к определенным взглядам и нормам поведения, с другой — что он выступает в роли реформатора, подводя к новой эволюционной вехе кино, а с третьей — что художник делает плевок в сторону киноискусства, давая понять, что оно уже мертво и ему не следует придавать особой значимости. Что-то подобное Уорхол имел в виду, когда сказал, что снимает такие фильмы, при просмотре которых можно выйти покурить и, возвратившись, ничего важного не пропустить. Кто знает, каким должно быть кино? Ведь не определены четкие рамки, внутри которых должен работать режиссер, а даже наоборот: выход за рамки, разлом стереотипов, сдвиг парадигм — все это приветствуется эстетами.

Фильм «Минет» — наиболее известный из фильмографии Уорхола, который изображает лицо молодого человека, испытывающего удовольствие от оральных ласк. При этом камера статична и кроме головы в левой части экрана в кадре ничего не происходит, но происходит за кадром, в нижней части, которую мы не видим, но догадываемся что там (как известно, минет делает мужчина, хотя он ни разу не показывается на протяжении всего фильма). Картинка в фильме довольно красивая с точки зрения композиции и каждый кадр можно поместить в рамку для фотографий. Может быть, в этом и суть современного искусства, по мнению Уорхола. Возможно, он связывает кино не с литературой через сюжет, не с музыкой (а фильм, кстати, без звука), а только с картинкой, пытаясь сделать чистый фильм, как это пробовали уже сделать и до него. Может современное искусство кино — это живая картина или фотография, которую можно повесить на стену в видеорамку и время от времени поглядывать на нее. Ведь все равно ничего важного не пропустишь, отлучившись покурить. В таком случае, возможно, когда-то в будущем в художественных музеях наряду с картинами художников-минималистов будут выставляться и видеокартины Энди Уорхола?..


Рецензии