Измена

                ИЗМЕНА

                Драматургическая новелла.




Действующие лица новеллы:

ДМИТРИЙ.
СВЕТЛАНА, жена Дмитрия.
НЕЗНАКОМКА.
ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ, сосед Дмитрия и Светланы.
Посетители и персонал кафе.


Действие происходит в наше время: I, II, IV и V сцены – в квартире Дмитрия и Светланы; III сцена – в кафе.



Действующие лица просцениума:

ДОН АМИДЕГО (переодетый Дмитрий).

Друзья Дон Амидего: ДОН ДИЕГО
                ДОН АЛОНСО
                ДОН ЛУИС.

Служанки харчевни: ШАРЛОТТА
                МАТЮРИНА.

Действие происходит в испанской харчевне середины XVII века.




2003




I  СЦЕНА

Под одеялом на кровати, стоящей в центре комнаты, происходят действия, на первый взгляд напоминающие греко-римскую борьбу. Через некоторое время «борьба» приостанавливается.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ
   (чуть не плача)

Ну что же делать?! Жизнь моя пропала!
Нет утешенья с этакой бедой!
От мира скроюсь я под одеяло,
Чтоб дни влачить, как Немо под водой!
Ужасный век везде поставил точки,
И мне теперь без надобности ночки!


    ГОЛОС СВЕТЛАНЫ

Послушай: успокойся. От волненья
Случается у каждого хоть раз.
Здесь нет, поверь, ни капли преступленья…


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

Да, просто жизни огонек погас!
Волненье – вздор! Мы восемь лет знакомы,
И столько же я в состоянье комы.


    ГОЛОС СВЕТЛАНЫ

Ты слишком строг к себе на самом деле.
Ты – мазохист, но я тебя люблю.
Припомни, как на праздничной неделе…

(Задумывается.)
               
Нет, на предпраздничной…


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

                Молчи, молю!
То было в прошлом месяце… однажды…


    ГОЛОС СВЕТЛАНЫ

Я помню точно: это было дважды.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

Не утешай!


    ГОЛОС СВЕТЛАНЫ

           Я записала точно.




    ГОЛОС ДМИТРИЯ

Что? Записала?


    ГОЛОС СВЕТЛАНЫ

               Я дневник веду.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ
    (разъяренно)

Неси его сию минуту! Срочно!


    ГОЛОС СВЕТЛАНЫ

Не принесу.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

             Отлично, сам найду.


Из-под одеяла, как черт из коробочки, выскакивает Дмитрий. Он выбегает на авансцену, на ходу запахивая халат.


    ДМИТРИЙ

Моих потерь ведет повествованье!
Вот ночь! Меня ждет с истиной свиданье!


Звучит динамичная веселая музыка, под которую Дмитрий ищет дневник жены. Он носится по комнате, заглядывая то под стол, то под кровать; то убегает за дверь (за кулису), то, вернувшись обратно, принимается за старое: заглядывает под стол, под кресло…

Выскочив на авансцену, Дмитрий машет руками и ногами, нанося удары воображаемому противнику.

Устав, Дмитрий садится на край сцены.

Музыка затихает.


    ДМИТРИЙ

Жена оставит для потомков чтиво:
Мол, жил такой-то в этаком году,
Работал рьяно, вел себя учтиво,
Кормил, к примеру, лебедей в пруду;
Старушкам место уступал повсюду,
Стирал, готовил, гладил, мыл посуду…
Когда бы не оказия смешная –
Не муж бы был, а ценный экспонат:
«Завяла» жизнь, простите, половая.
Но он, в конце концов, не виноват…

(Светлане.)
               
Издатель дневника тебя попросит
Добавить фотографий… Как же носит
Земля таких как ты! Книжонку эту
В бестселлер превратят. Тебе детей,
Пока которых, к сожаленью, нету,
Не жалко. На виду у всех людей
Отца позоришь… Горестные мысли
В мозгу моем сосульками повисли.

(После небольшой паузы.)

Весь день хотелось, и к тому же очень,
И думал: наконец-то я спасен;
Ждал нестерпимо бурной, страстной ночи.
Ждал я, ждала она, ждал даже он…
А ночь пришла и – упс! – нет результата…
Сломалось что-то там у аппарата.
Теперь вопросы в голове роятся,
Я не могу ни спать, ни есть, ни пить:
Захочет ли жена со мной остаться?
Кто виноват? Что делать? Жить – не жить?
Ах, незавидна как такая роль…
Стоп! Может быть, виновник алкоголь?

          (Встает.)
               
Вот корень зла, источник униженья!
Не надо было пиво пить… вчера.
Аутогенный голос возраженья
Предупреждал меня еще с утра…
Но я же и не стал! Я воздержался!
И пива не попил, и обломался.

(Светлане.)
               
Свет, может, спляшешь танец эротичный;
Я посмотрю и силы наберусь.
Какой-нибудь бесстыжий, неприличный,
А то немедля в ванне утоплюсь!
Ведь ты ж, как кукла надувная, Света,
Легла и все – ни ласки, ни привета!
И не молчи. Скажи хотя бы слово,
Я не могу один работать. Свет!
Ты – дура!

(Пауза.)

          Малодушье, право, ново.
Как странно слышать – возражений нет…
Пойду взгляну: коварна тишина!
Так ужасы порой таит она!

(Идет к кровати, но, едва взглянув на Светлану, возвращается.)

Спит!

(Полушепотом.)

      Это надо ж! Здесь такое горе,
А ей плевать. Вот человек какой:
Корабль жизни поглотило море,
И чувства и надежды под водой,
А этой всех и вся важнее койка,
Как нашему соседу бара стойка.


Дмитрий садится за стол и недолго что-то пишет.

Свет на основной сцене гаснет. Освещена только авансцена.

Несколько аккордов тревожной музыки.

В порыве ярости Дмитрий хватает листы и рвет их.

Тишина.


    ДМИТРИЙ

Нет вдохновенья! Нет! Ах, как постыло
Однообразное теченье дней;
Опять стул к полу прижимать уныло
На радость злой бессоннице моей…
А в полумраке видятся картины,
Где я другой. Я выбрался из тины!


Слышатся гитарные переборы, веселые крики и хмельное пение. Дмитрий встает из-за стола.
Выбегают пять масок: трое мужчин меняют декорации, а две девушки в танце уводят Дмитрия за кулисы. Пока меняются декорации, звучит песня.


Ночные огни. Город спит. Город спит.
Укрытый плащом кто к любимой спешит?
Горит в предвкушении сердце его:
Вся жизнь на кону. Но ночь стоит того.
Поцелуи и ласки.
Ждут, волнуются маски.
Шелест платья сеньоры.
О любви разговоры,
Что пьянят и дурманят
И запретами манят.
                Сладострастные чары
Под напевы гитары.
Вино. Комплименты. Фиалки. Духи.
Любовные песни. О чувствах стихи.
Так спит ли наш город? Ночные огни
От страсти дрожат. Как прекрасны они!
Поцелуи и ласки.
Ждут, волнуются маски.
Шелест платья сеньоры.
О любви разговоры,
Что пьянят и дурманят
И запретами манят.
                Сладострастные чары
Под напевы гитары.



ПРОСЦЕНИУМ
(СОН)

За столом харчевни (на авансцене) сидят Дон Диего, Дон Алонсо и Дон Луис. На столе вина и яства.

    ДОН ДИЕГО
 
Вновь отличился!


    ДОН АЛОНСО

                Кто?


    ДОН ДИЕГО

                Дон Амидего!


    ДОН ЛУИС

Дуэль?


    ДОН ДИЕГО

       Четыре! Все из-за любви!

    ДОН АЛОНСО

Источник достоверный?


    ДОН ДИЕГО

                Слышал ego
От Донны Анны. Были визави
И тет-а-тет. Поверьте, Донна Анна
Мне новости расскажет без обмана!


    ДОН ЛУИС

Ну-ну, скорее: в чем там было дело?
Виновник кто? Кто победил?


    ДОН ДИЕГО

                Наш друг!
Дерется, словно черт. Притом умело.
Убил всех четверых. И даже слуг
Побил немного – просто для разрядки.


    ДОН АЛОНСО

Да, это он!


    ДОН ЛУИС

            Клянусь, его повадки!


Друзья выпивают.


    ДОН АЛОНСО

Что ж с ним самим? Три дня его не видно.


    ДОН ЛУИС

Не ранен ли?


    ДОН ДИЕГО

              Стрелой Амура, что ль?


    ДОН ЛУИС

Друзей забыл.




    ДОН АЛОНСО

              Действительно, обидно.


    ДОН ДИЕГО

Его мечтает видеть сам король!
Но он как тень, как призрак, как виденье.


    ДОН АМИДЕГО
    (с порога)

Я обожаю это заведенье!

(Заигрывает со служанками.)
               
Моя Шарлотта! Здравствуй, Матюрина!
Ты все цветешь и пахнешь! Я сражен.
А как дела у… как дела у сына?
«Растет он будто на дрожжах»? Да, он
В отца. Я повидать его мечтаю;
Однако средь забот когда – не знаю.


ДОН ДИЕГО, ДОН АЛОНСО, ДОН ЛУИС
     (вставая, хором)

Дон Амидего! К нам за стол садитесь!


    ДОН АМИДЕГО

Друзья, иду.

(Подходит к их столу.)

                Я рад вас видеть всех.


    ДОН ДИЕГО
  (Дон Амидего)

О! Новый плащ? А ну-ка повернитесь.


    ДОН АМИДЕГО

Конечно, этак деньги тратить грех,
Но век не долог наш – себя балую.

(Обняв проходившую мимо служанку.)
               
Ах, дай тебя, Шарлотта, поцелую.

(Целует.)


    ДОН АЛОНСО

Дон Амидего, выпьем!


    ДОН ЛУИС

                За свиданье!



    ДОН ДИЕГО

И за любовь!


    ДОН АМИДЕГО

             Бесспорно, за любовь!
Любовь не знает стен и расстоянья;
Разогревает ледяную кровь.


Друзья выпивают и садятся за стол.


    ДОН АЛОНСО

Дон Амидего, вы любовный дока!


    ДОН ЛУИС

И егерь, притаившийся у тока!


    ДОН АМИДЕГО

Друзья мои, признаюсь, что желаю
Я получить от женщины отказ;
Пока подобную не повстречаю,
Любовником, бретером без прикрас
Останусь.


    ДОН ДИЕГО

           Но зачем вам пораженье?


    ДОН АМИДЕГО

Лишь для того, чтоб усложнить сраженье.
Наш опыт и сноровку разлагает
Победа легкая, противник пусть
Не плачет, не сдается, не страдает,
На нас взвалив живительную грусть;
Тогда мне женщины любовь дороже…
Ведь закаляют трудности!


    ДОН ДИЕГО

                Так что же!
Про Донну Юлию, мой друг, слыхали?


    ДОН ЛУИС

И про сестру ее Диану?




    ДОН АМИДЕГО

                Нет.


    ДОН ДИЕГО

Поверьте, эти б крепости не пали;
Они мудрее сверстниц… юных лет.


    ДОН ЛУИС

Здесь ваши чары, знайте, бесполезны.


    ДОН АМИДЕГО

Скажите: сестры хороши?


    ДОН АЛОНСО
    (вздыхая)

                Чудесны!


    ДОН АМИДЕГО

Мужья?


    ДОН ДИЕГО

        Их недостойны и ревнивы.
Чуть что – дуэль, пусть и смешон предлог!


    ДОН АЛОНСО

Рискованно!


    ДОН АМИДЕГО

            Сеньоры, вы ленивы.
Я – нет, и потому таков итог:
Бьюсь об заклад, что через две недели,
Успеют побывать в моей постели
И та сестра и эта…


    ДОН АЛОНСО
(немного побледнев)

                Я не верю.


    ДОН АМИДЕГО

Пари?


    ДОН ДИЕГО

        А ставка?


    ДОН АМИДЕГО

                                Прежняя.


    ДОН АЛОНСО
   (через паузу)

                Пускай.


    ДОН АМИДЕГО

Друзья свидетели.


Слышатся возмущенные крики.


ВСХЛИПЫВАЮЩИЙ ГОЛОС

                Тирану, зверю
Я брюхо пропорю! Держи! Хватай!


    ДОН ЛУИС

Что там за крики?


    ДОН АМИДЕГО
(поднявшись из-за стола)

                Рогоносца вопли.

(Вынимает шпагу и зовет обладателя всхлипывающего голоса.)
               
Сюда, мой милый, я утру вам сопли!


Свет гаснет.

На сцене искры от скрещенных шпаг, крики женщин и звон разбитого стекла.


ГОЛОС ДОН АМИДЕГО
    (поет)

Обвиняйте в чем хотите
И судите, не впервой!
Это правда, сударь, ждите:
Скоро вашею женой
Я займусь. Она прекрасна!
Жадность – грех, вам одному
Не владеть ей; и напрасно
Доверяете ему:
Чувству верности,
Чувству шаткому,
Что туда-сюда
По льду гладкому.
Пресыщение –
Предвкушение…
Чувство верности –
Извращение!



II  СЦЕНА


Звенит дверной звонок.

Включается свет.

Дмитрий спит, сидя за письменным столом.

    ДМИТРИЙ
 (просыпаясь)

Свет, кто там? Что за наглость утром рано
Ломиться в дверь чужую, как в свою!
Который час? Я хама и барана,
Коль он не успокоится, убью!
Я по утрам, как вепрь, без сна уставший,
Пощады к наглецам вовек не знавший!
Ну, кто там?.. Света!.. Где ты?

(Смотрит на часы.)

                На работе.

(Приглаживая ладонью растрепанные волосы.)
               
Иду-иду. Секундочку одну
Вы – кем бы ни были – а подождете;
Моей нерасторопности вину
Не признаю. С хорошими вестями
Не ходят утром. Тоже и с гостями.

(Уходит открывать дверь.)


Слышится, как сначала открывается, а потом захлопывается дверь.

Дмитрий входит в зал, держа в руке какой-то конверт. Подойдя к столу и надев очки, Дмитрий распечатывает его. Внутри оказывается еще один конверт. Во втором – третий.


    ДМИТРИЙ

Своеобразная, скажу, манера
Послания носить: звонок и брысь!
Была, я помню, почтальонка Вера…

(Вынимает записку из третьего конверта.)
               
А буквы вырезаны – ну, держись! –
Все из газеты… Это – анонимка!
Есть обращение: «Рогатый Димка!»

(Через паузу.)
               
«Рогатый Димка»?! То есть я – рогатый?
Выходит, что жена… Не может быть!

(Читает с расстановкой.)

«Рогатый Димка!

(Морщится.)

                Друг ты мой сохатый!
Хочу тебе один секрет раскрыть:
Тебе, мой друг, супруга изменяет
И поскорее развестись желает.
Ее же постоянно дома нету,
Уверен: ты и в данный час один.
Работа лишь предлог. Красотку Свету –
Жену твою – какой-нибудь кретин
Ласкает… Страсть! Благоуханья дым!..
Прощай! Целую. Друг твой – Аноним».

(Пауза оцепенения.)


Положив анонимку на стол, Дмитрий начинает ходить по комнате, что-то бормоча и кивая головой. Такое хождение продолжается некоторое время.


    ДМИТРИЙ
(взяв в руки анонимку)

Измена!..

(Читает.)

           «…Страсть! Благоуханья дым!..
Прощай! Целую. Друг твой – Аноним».

(Положив листок.)
               
Как я был слеп! Косметика! Цветочки!
Подарки разные ей от коллег,
Мол, за работу! Для дежурства ночки…
Следами вероломства чести снег
Давно истоптан. Мог ли я не видеть?!
Мой ум ее неверием обидеть
Боялся и молчал.

(Снимает очки.)

                Вот и дождался:
Есть у меня таинственный дружок;
Он – Аноним. В письме он так назвался;
По правде же он Вася иль Сашок.
Уверен точно в том, что образина,
Мне написавшая письмо, – мужчина.
Понятно по характеру, по слогу –
Не женская рука, не женский склад…
Эх, убегая, повредил бы ногу,
За все бы сразу расплатился гад!
Увы, со мною не дружна удача…
Но как же быть теперь… как жить?.. Задача!..

(Помолчав.)
               
Стой! Разве можно анонимкам верить?!
А вдруг он врет, и мне жена верна?
Вот если б как-то разузнать, проверить…

(Через паузу.)
               
А, между тем, уверен я, она,
Действительно, мне изменяет. Что же,
На то причины есть; я сам, похоже,
Могу назвать их: денег не имею,
Лишь тешу самолюбие трудом.
Писать, согласно моде, не умею.
Неделями не покидаю дом.
Как жив еще и сам не понимаю.
Лишь репетиторство… Но точно знаю…

(Ищет подходящее слово.)
               
Что лицемерием не унижался…
Есть в мире честь! Есть в мире правота!
Я был таким всегда! Таким остался!
Я!.. Я!!.. Я!!!.. Я!!!!..

(Сжимает ладонями виски.)

                Ложь! Скука! Суета!

(Через паузу.)

Поганый скрип колес и вонь цыганок…
Ума похмелье… вечный полустанок…


Слышится гитарный перебор цыганочки. Дмитрий хлопает себя по одному колену, потом по другому; топает ногами; издает нечленораздельные выкрики, похожие на стоны. Непонятный танец сопровождается прыжками, присядками, ударами по стенам и мебели… Темп танца, схожего с безумием, увеличивается. Вакханалия!

Внезапно музыка обрывается. Дмитрий, тяжело дыша, падает на диван.

Свет гаснет.

Зазвучал J. Iglesias “Pobre Diablo”.



III  СЦЕНА

Слышатся звуки дождя.

В кафе за крайним столиком (у левой кулисы) сидит Дмитрий. За столиком, что находится посередине (в глубине сцены), празднует какое-то событие веселая компания, возможно студентов. Другой крайний столик (у правой кулисы) пустует.

Дмитрий курит и пьет пиво.

Звучит Franconis “Funny, Fanny”.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

За восемь лет две пьесы, три рассказа;
Ни мыслей свежих, ни живых идей!
Болото! Бытовуха, как проказа,
Губительна для творческих людей.
И вот еще один удар – измена!
Не выбраться из рокового крена…

(Через небольшую паузу.)
               
А может, измениться мне? Пустое
Жить снами и во сне; чудесен мир!
А прятаться от жизни бед простое,
Но жалкое решенье! Не кумир
Пескарь премудрый. Скрывшись от ненастья,
Не ощутить и истинного счастья.


За свободный столик напротив, сняв мокрый плащ, садится незнакомка. Ей приносят коктейль.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

Как мне вести себя? Ах, Света, Света!
Как прежде не смогу… не захочу…
Но ссор не будет; налагаю вето
На тему об измене. Помолчу,
Пока я не имею подтверждений
Предательства. Своих червей сомнений…

(Смотрит на незнакомку. Через паузу.)
               
Как хороша… нежна… и сексуальна!..

(Опускает глаза.)
               
Поймала взгляд. Бежать пока живой!
Веду себя я как… самец… банально…
Нахально… глупо… Умной головой
Манипулировать инстинкт стремится…
Мне очень стыдно… в пору извиниться…


Незнакомка пытается найти зажигалку. Смотрит в карманах плаща и в сумочке. Не найдя ее, она встает из-за столика и идет к Дмитрию.

Т и ш и н а: кафе замерло, будто бы время остановилось. Слышны только: громкое сердцебиение Дмитрия и стук каблучков приближающейся незнакомки.

Дмитрий, опередив просьбу незнакомки, поднимает к ее лицу зажигалку и дает ей прикурить. Улыбнувшись в знак благодарности, девушка возвращается к себе за столик.

Кафе оживает. Дмитрий залпом выпивает бокал.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

Я думал: сердце вырвется наружу.
Уйти не в силах: я пропал, я смят;
То ощущаю жар, то тут же стужу;
И этим ощущениям я рад.


Основной свет гаснет. Освещены только крайние столики, за которыми друг напротив друга сидят Дмитрий и незнакомка.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

Пьянит, дурманит страсти увлеченье…
Я болен. Есть всего одно леченье…


Звучит P. Kaas “Les Hommes Qui Passent”.

Спустя минуту Дмитрий и незнакомка встают из-за столиков и идут друг другу навстречу. Освещение следует за ними. Встретившись, они несколько секунд стоят лицом к лицу, а потом начинают танцевать.

Когда песня закончилась, они, не заметив этого, продолжили танцевать.

Страстный, ненасытный поцелуй.

Освещение постепенно гаснет.

Темнота.

В глубине сцены загорается свеча.

Звучит Charles Aznavour «Вечная любовь».



IV  СЦЕНА

Светлана будит Дмитрия, спящего за письменным столом.

    ДМИТРИЙ
  (просыпаясь)

А! Что случилось?


    СВЕТЛАНА

                Утро наступило.


    ДМИТРИЙ

Я спать хочу.


    СВЕТЛАНА

               Еще бы, в три часа
Откуда-то вернулся…



    ДМИТРИЙ

                Право, мило:
Ведь ты спала уже.


    СВЕТЛАНА
(взяв со стола какие-то листы)

                Вот чудеса:
Полночи, муженек, гуляешь где-то,
Придя ж домой, не спишь из-за…

(Читает заглавие.)
                                Сонета?


    ДМИТРИЙ
(с вдохновением)

В единый миг возникли восемь строчек;
За ними первое трехстишье вслед;
Два подходящих слова вместо точек…
Второго же трехстишья нет и нет…
И так и этак подходил к концовке,
Решил: беда мне без былой сноровки…


    СВЕТЛАНА
(не скрывая, что не слушает)

Так где ты ночью был?


    ДМИТРИЙ

                И вдруг решенье…
Что ты спросила?


    СВЕТЛАНА

                Где ты ночью был?


    ДМИТРИЙ

Да подожди… Внезапно озаренье –
И вот сонет дописан. Как я жил
Без творчества?!


    СВЕТЛАНА

                Как человек обычный,
Нормальный человек, для всех привычный.


    ДМИТРИЙ
(подавая Светлане листок)

Прочти.



    СВЕТЛАНА

        Мне уходить пора. Работа.


    ДМИТРИЙ
(преграждая Светлане дорогу)

Займу немного времени. Читай!


    СВЕТЛАНА
(пробегая глазами)

Да, хорошо.


    ДМИТРИЙ
    (зло)

            Что именно?


    СВЕТЛАНА

                Охота
Тебе меня задерживать.


    ДМИТРИЙ

                Пускай:
Раз опоздать, поверь, не преступленье!
Чем хорошо ночное сочиненье?


    СВЕТЛАНА
  (через паузу)

Читается легко. Пусти скорее.


    ДМИТРИЙ

«Читается легко» и все? Финал?
Признаюсь, что рецензии глупее
Еще ни разу в жизни не слыхал.
«Читается легко»!

(Вздыхая.)

                Вернешься в восемь?


    СВЕТЛАНА

Сегодня задержусь: поправку вносим…


    ДМИТРИЙ
  (перебивает)

Иди!


Светлана уходит.


    ДМИТРИЙ
    (один)

        Поправки, справки… Не устала
Врать и выкручиваться каждый день?
«Читается легко»! Ну и сказала!
Одна лишь ты, моя немая тень,
Сонет мой оценила по заслугам;
Всегда со мной, всегда к моим услугам.

(Выйдя на авансцену, читает.)


         МУЗА
        Сонет.
          
               Суровый Дант не призирал сонета…
                А.С. Пушкин.

О, Муза! Ты источник вдохновенья,
Светлейшая из девяти богинь,
Мудрейших греков мифосотворенье,
Вернувшись вновь, отныне не покинь!

Я твой покорный раб! Твое лишь мненье
Фарватер мой там, где морская синь –
Жизнь бытовая – топит сочиненья,
Коль не прочна связующая линь.

Не дай случится моему крушенью,
К спасительному приведи решенью,
Обогати идеями меня.

В долгу я не останусь пред тобою
И с лирой у священного огня
Тебя восславлю пеньем и игрою!


Слышится дверной звонок.

Дмитрий уходит открывать дверь.



V  СЦЕНА


    ГОЛОС ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧА

Привет, сосед! Дай «Спорта» новый номер.
Ведь ты выписываешь.


    ГОЛОС ДМИТРИЯ

                Никогда.


Входят Василь Василич и Дмитрий.


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ
    (задумываясь)

А мне казалось… Слышал: Колька помер
Из тридцать пятой?


    ДМИТРИЙ

                Кучерявый?


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

                Да.
Ты, как всегда один? Помянем? Надо!


Небольшая молчаливая пауза.


    ДМИТРИЙ
(как бы не услышав предложение)

Как умер он?


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

             Всему виной ограда.


    ДМИТРИЙ

Как так?


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

         С работы возвращался поздно.
Фонарь был выключен уже. И тьма.
Светилось лишь окно. Жена в нем грозно
Смотрела в темноту. Колян весьма
Напуганный – скандалы ненавидел –
За жизнь свою и мухи не обидел…

(Пару раз всхлипнул.)
               
Давай, сосед, помянем мы Коляна.
Неси вина, закусочки неси.
Поверь, его любил я без обмана…


    ДМИТРИЙ

Я выпить не налью. И не проси.


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

Ты что, сосед, за друга, за святое!

(Через паузу.)
               
Ну, так давай за что-нибудь другое.
За что прикажешь.


    ДМИТРИЙ

                Про ограду дальше
Дорасскажи.


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

            Да Бог с ней. Пусть стоит.


    ДМИТРИЙ

Василь Василич, по душам, без фальши:
Ты – алкоголик, а вино вредит…


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ
 (перебивая, обиженно)

Так дай «Мир спорта» почитать.


    ДМИТРИЙ

                Ну, нету!
Такую не выписывал газету.


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

Что: и читать мне вредно? Окружают
Бессовестные люди. Как же жить?
Меня не понимают, обижают,
Указывают, что мне есть и пить…

(Собирается уходить.)
      
Оболтус сын всю искромсал программу.
Вновь пишет анонимку-телеграмму.


    ДМИТРИЙ
(останавливая Василь Василича)

А что твой сын… Он анонимки пишет?


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

Да, буквы вырезает из газет.
Чуть слух какой от бабушек услышит…
Растет шутник!


    ДМИТРИЙ
  (В сторону.)

               Подросток?! Полный бред!


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

Я как-то пропустил полуфинал.
Повтор же по обрезкам вычислял.


    ДМИТРИЙ

Кому он пишет новую?


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

                Не знаю.


    ДМИТРИЙ

А предыдущую кому писал?


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

Я не интересуюсь, не читаю.


    ДМИТРИЙ
(не сдержавшись)

Такого сына я бы наказал.


    ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧ

За что? Не пьет, не курит, не гуляет.


    ДМИТРИЙ
  (в сторону)

И никого притом не уважает.


Дмитрий выходит на авансцену. Свет на основной сцене гаснет. Освещен только Дмитрий.


    ДМИТРИЙ

Вот будущее наше! Вот потомки!
Не любят! Не стремятся! Не хотят!
Наш хрупкий мир и так уже у кромки,
Они ж его, смеясь, толкают в ад!
Души не надо – нужен прагматизм,
Любовь… она уже анахронизм…
Кому пишу свои я сочиненья?
Кто будет ставить их? А кто читать?
Зачем чужие мысли, взгляды, мненья?
Зачем себя… свой мозг обременять?
Никто не слышит грусти песнь мою…


    ГОЛОС ВАСИЛЬ ВАСИЛИЧА

Прекрасный тост!


    ДМИТРИЙ

                Ах, черт возьми, – налью!

(Убегает в темноту.)


ЗАНАВЕС.















 


Рецензии
Прочитала с удовольствием,
Попутно представляя героев.Скажу как могу,по мне
персонажи проработаны хорошо,реплики тоже.
С Уважением.

Оксана Сафарова   26.09.2009 18:31     Заявить о нарушении