Эко и Блиссет - 00 без Чуковского??
В первой части этого обзора мы исследовали рекомендованные Ху Лi к одновременному чтению романы Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоанны» (Симпозиум, 2008) и Лютера Блиссета «Q» (ИЛ, 2007) и пришли к удивительному выводу – несмотря на успех героев этих крепких книг в путешествии за любовью и деньгами, только этих двух составляющих героям для счастья не хватило, а связку этих романов для полного читательского удовлетворения стоит разбавить чем-то третьим.
Задавшись вопросом, что еще нужно для полного счастья и герою и читателю, мы находим ответ в Мистике – поддавальщиком которой, по моему мнению, для этой парочки, явится Корней Иванович Чуковский с безусловным хитом нескольких поколений «Современники», выпущенном недавно издательством «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ.
Часть 2. Мистика.
Строго говоря, «Современники» - не художественная литература. Это сборник статей, подготовленных К. И. Чуковским в разное время и посвященных (как нетрудно догадаться) его великим современникам. Вот не исчерпывающий список тех, кто заслужил заглавное место в данном пантеоне (в порядке появления на страницах издания): А. П. Чехов, В.Г. Короленко, М. Горький, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, Ф. К. Сологуб, А. Ф. Кони, А. А. Блок, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, И.Е. Репин, В. Маяковский, Б. Пастернак, М. М. Зощенко и даже – Герберт Уэллс.
Вместе с этими китами пера на страницах издания то тут то там появляются и рыбы поменьше – так, например, кочующие из статьи в статью Анненский, Евреинов, и тп. Интересной особенностью издания можно признать и определенный литературный стереоэффект – создавая статьи в разное время и в разных местах, Корней Иванович иногда обращается к одним и тем же воспоминаниям, размышляя о разных литераторах (например, о том, как Репин познакомился с Маяковским, можно прочитать и в главе «Маяковский», и далее, а главе «Репин»), и, больше того, вплетает в повествование «краткий курс» истории отечественной литературы, наиболее подробный в части немногим-до и немногим-после Октябрьской революции. Так, создание А.М. Пешковым издательства «Всемирная литература» описывается с разных углов и в разных статьях, что любого внимательного и интересующегося читателя не только обогащает знаниями о тех не самых популярных сейчас временах (а герои то были куда уж поболе нынешних!), но и благодаря благородному, тонкому знанию великого и могучего русского языка Корней Иванович Чуковский вплетает Вас самого в мистерию минувших образов и талантов.
Автор предстает перед нами во всем своем магическом величии – Корней Иванович был непременным и вдумчивым участником всех крупных литературных событий в России на протяжении более чем полувека. Скажу больше – Чуковский мне показался близким к некромантии – умелыми заклинаниями он поднимает героев из могил. И священная книга у него своя собственная, самодельственная, самая что-ни-на-есть-творческо-коммунистическая, под названием ЧУККОККАЛА.
Самое блестящее достижение автора в этом отдельно взятом издании - все признаки триллера, с лишком более высоколобого, чем дэнбраун. Смерти, смерти, смерти. И богатства, богатства, богачества.
Умирают все, только кто-то успевает больше за отведенное им время.
И, на последних страницах тома, в лучших традициях лучших примеров саспенса, раскрывается – таки происхождение этой священной книги – ЧУККОККАЛА, рукописного альманаха одного из ярчайших русских критиков всех времен. Как оказывается, к созданию приложил руку еще один «индийский йог и брамин» (но это Вам для домашнего задания).
По установившейся традиции приведу пару цитат из описываемого труда (в самом деле, можно было бы и отказаться от этого, т.к. весь том не процитировать, а каждое слово каждого гения - самоценно). Но (и это лишь дань нашему общему газетному труду)
«- Напечатать четыре «прокламации» сразу, на одной полосе – да ведь это штраф, конфискация номера! – заявили мне заправилы газеты. – Отдельно, порознь – это, пожалуй, возможно, да и то через большие промежутки, но в один и тот же день – ни за что!
Сунулся я было в другие редакции и там услышал такой же ответ. Пришлось печатать и Толстого и Короленко отдельно, а от статьи Репина и совсем отшатнулись: она была еще резче других. Нецензурной показалась боязливой редакции и статья Леонида Андреева».
Итак, не мешкая, спешите в магазинчик и приобретайте сразу ТРИ книги, и следующие месяцы гарантированно проведете в счастливом забытье: вокруг Вас будет разворачиваться иллюстрированная история поиска темнокожей царицы Лоанны итальянским букинистом, лютеране будут спасаться в Ваших извилинах бегством от безжалостного Папы Римского, а промеж этих сцилл и харибд Вашу лодку проведут родные, потрясающе талантливые и гениальные герои начала 20 века.
За руль Вы посадите Корнея Ивановича Чуковского, Блиссета, даром что бейсболист, впередсмотрящим, а Эко, допустим, коком и – пожалуйте на корму с сигаркой: магическое плавание начинается!
А все потому, что нормальному русско-думающему человеку не хватает только Любви и Денег в самом конце. Ему подавай и мифы, и язык, и гений.
Свидетельство о публикации №209081400420