Маринкин

В далёком 89-м году, отработав три года начальником смены на нефтехимическом производстве в Сумгаите, как молодой специалист, я перешёл простым оператором на нефтеперерабатывающий завод в Баку...

Попал на старенькую установку каталитического крекинга, где начальников смен не было, а всем рулили старшие операторы, люди многоопытные и очень сильно пьющие, причём все... - без исключения...
Но человек, о котором я хочу рассказать, выделялся даже среди них... В его смену меня и поставили...

Маринкин Иван Иванович... - дядя Ваня... - молоканин... Для тех, кто не знает... – это такая религиозная русская община, изгнанная на окраину империи кем-то из царей...

Иван Иванович всю свою жизнь проработал на этом заводе... Когда мы познакомились, он уже подбирался к пенсионному возрасту, продолжая жить в общежитии...

Я спросил у ребят, почему... Один из операторов рассказал, что жена не вынесла его запоев и выгнала из дому, откусив ему в драке часть уха...
Не стоит и говорить, что произошло это задолго до подвига Майка Тайсона... Маринкину, в отличие от Холифилда повезло меньше... - никто ухо пришивать на место не стал... Так он и ходил без верхней части ушной раковины...

После той драки Маринкин, какое-то время спал в компрессорной, что само по себе являлось грубейшим нарушением правил техники безопасности, пока начальство не прознало и не выхлопотало для ценного работника место в общаге...

В дневные смены из-за присутствия начальства Иван Иванович, как правило, не пил, но как только заступал в ночную, отрывался по полной... - правда, надо отдать ему должное, ключи от задницы терял редко, и технологический режим на старушке установке держал чётко...

После Сумгаита я был шокирован таким беспределом... - там, работая начальником смены в цеху газоразделения, мне, крючком шестого разряда, доводилось выгонять из операторной тупого технолога, а о том, что кто-то из персонала выпил, и речи быть не могло...

Как и почему его терпели?...
Начальник установки Яуров, например, рассказывал, что Маринкина неоднократно лишали премий, понижали разряд... - раз по пьяни он так напортачил, что устроил пожар, едва не спалив насосную...

Дело было в том, что заменить его, как и остальных старших, было некем... - на старую установку уже никого не переводили, а я и ещё несколько молодых специалистов попали туда, пока новая достраивалась...

Человек старой формации, тоскующий о сталинских временах, распираемый от сознания собственной значимости... - он был бог и царь на вверенном ему участке...
Строго глядя поверх своих очков, нравоучал нас, молодых, пытаясь доказать, что раньше жилось лучше...

Обычно это выглядело так... Послушав, о чём мы спорили, встревал в разговор, используя в зависимости от ситуации или степени опьянения два слова... - либо минут-точку, либо из-звиняюсь...

Далее следовали стандартные сентенции, которые я мог бы цитировать наизусть, а заканчивалась тирада фразой... - "И не суй свой нос туда, куда собака свой х%% не суёт"...
Мы с ним и не спорили, понимающе переглядывались и прятали улыбки...

Однажды в январе выпал снег, что у нас бывает раз или два за зиму... Мне нужно было заступать в ночную смену... Электричка, на которой я обычно ездил до завода, естественно, тут же прекратила движение... - пришлось добираться на метро, делать крюк и топать пешком по заснеженным шпалам...

Со мной шёл мой напарник по смене... - Ильхам... Мы практически не опоздали, но реакция, уже изрядно принявшего на грудь Маринкина была такой, что это едва не кончилось для нас обоих плачевно...

Иваныч выглядел абсолютно невменяемым... - чтоб не потерять равновесие ему приходилось откидываться назад...
Глядя на меня остекленевшими глазами, выдал...
- Ты-ы, жидовская морда, еще опаздываешь!!!...
Я годился ему в сыновья, но такого обращения спускать не собирался...

Примерно за месяц до этого случая, один из машинистов компрессорной, имени которого уже не помню... - крепкий, но дурной мужик... - азербайджанец из нахичеванских... - в результате какого-то пустяшного спора о политике, повторяя слова... - сам бы до такого вряд ли додумался... - операторши Веры Швыряевой... – визгливой, толстой бабищи с красным лицом, украшенным большим носом-уточкой, сказал...
- Правильно Гитлер вашу нацию уничтожал...

Видимо он думал, что понятию интеллигент подойдёт глагол... - схавает...
Ошибся...
Схватив за горло, я слегка придушил ублюдка, а затем так врезал ногой, обутой в тяжёлый, рабочий ботинок, ему по голени, что у него пропало желание когда-либо повторять подобное и вообще вступать со мной в спор...

Так вот, когда Иван Иванович назвал меня "жидовской мордой", я схватил стул, и хорошо, что другие операторы вмешались...

В эту ночь случился технологический сбой, и мы втроём... - Ильхам, Маринкин и я, были вынуждены подняться на реактор, чтоб что-то там вручную покрутить...
Там он опять повторил свою фразу, и если б не Ильхам, то, наверное, его карьера на этом и закончилась...

А так, всё выглядело бы вполне естественно... - пожилой пьяный человек поскользнулся на заснеженной площадке и навернулся с большой высоты, решив спуститься, не тратя время на лестничные марши...

На этот раз на крючке, который я держал наперевес, повис мой напарник, умоляя не трогать старого алкоголика...

К утру, выспавшись на стуле в операторной, Иван Иванович протрезвел и начал прохаживаться вдоль щита, осматривая приборы...
Я подошёл и пристыдил его, сказав, что не ожидал от него такого... - он лишь отвёл взгляд...

Спустя некоторое время я узнал об одной истории, приключившейся задолго до моего появления на заводе, ещё в хорошие, догорбачёвские времена...

Шёл пуск, что-то не ладилось... - главный инженер, армянин по национальности, сидел в кабинете начальника установки и ждал, когда её выведут на режим...

Операторы, в основном немолодые русские женщины, сбились с ног, бегая и крутя задвижки... - процесс тогда не был автоматизирован...
В какой-то момент в кабинет зашёл Маринкин...

Услышав от главного фразу...
- Вот бл%ди, ни хрена работать не могут..., - Иваныч не мог не ответить...
- Из-звиняюсь, это ваша жена бл%дь..., - я хорошо представляю его тупо-невозмутимую физиономию, ну и выражения лиц всех присутствовавших... - гул голосов враз стих...

- Что-о-о?... – промычал обалдевший инженер...
- Минут-точку..., - в этот момент он, поднимая указательный палец, обычно делал паузу..., - я сейчас объясню..., - продолжил хрипловатым голосом дядя Ваня...
 
- Вы свою жену за ночь пять раз отымеете, а в шестой она вам раздрочит и сама себе вставит, а эти бедные женщины, бог даст, раз в месяц мужика себе приведут, так кто из них бл%дь после этого?...

Чем всё тогда закончилось... - могу только догадываться...

Через несколько месяцев меня перевели на новую установку мастером смены... Ещё спустя год старый крекинг закрыли и стали разбирать на металлолом...

Маринкин закончил ожидаемо плохо... - спился и пропал...

Дядя Ваня, люди прочтут этот рассказ, и будет тебе памятник...

***

На фотографии установка каталитического крекинга...


Рецензии
Я горжусь тем, что мой прадед по отцу был евреем, звали его Абрам.
Только ограниченные люди придают большое значение национальности.
Сын мой сделал генетический анализ в США, подтвердив моё предположение.
Рассказ "Родословная".
Я - дитя многих народов и спасибо Творцу за это!
Вы написали здорово, Заур!
Молодчина!

Татьяна Цыркунова   20.02.2024 14:14     Заявить о нарушении
Спасибо Вам...
Ну вот и по крови мы соплеменники...)))
Семья моей бабушки, маминой мамы, бежала из Житомирской области в 30-е годы прошлого столетия, спасаясь от степных палов, во время которых выглоали целые улицы...
В 1971-ма году сестра бабушки, тётя Лиза и её супруг привезли меня в тот городок Янушполь...
На месте их дома стояла коза...
Тогда я увидел впервые как плачет пожилая женщина...
Берегите себя...

Элам Харниш   20.02.2024 14:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.