О духе и душе человека

         Читая книгу "Духовная традиция восточного христианства" (Фома Шпидлик. Паолине. Москва. 2000), обнаружил, что у теологов нет оказывается достаточного понимания о духе.  Они его путают с душой и считают, что дело в терминологии.
         Однако, согласно утверждениям святых отцов Церкви, дух есть сердцевина души, ее средоточие, ее сердце. Дух подвижен, душа же соединена с телом неотлучно до телесной смерти. По видимому, в виду такой его самостоятельности дух человека и выделяют в человеческих понятиях от понятия души. Недаром говорят: "Где ты сейчас витаешь?", - заставляя дух человека как бы вернуться в душу и обратить внимание к настоящей ситуации. Когда дух удаляется в область внимания (или воображения), душа впадает в анабиоз и человек пребывает как бы в коме или трансе. Нечто подобное бывает при сильной концентрации духа в мыслительном поле при решении некоторой интеллектуальной задачи.
         Из жизнеописаний святых известно много случаев   путешествия духа при неподвижном состоянии тела, находящимся в это время как бы в сноподобном состоянии. Дух в это время может посещать места очень удаленные от тела (падре Пио, Иоанн Кронштадский) не только в пространстве, но и во времени (св.Фаустина присутствовала духом на Тайной Вечере Господней, Его бичевании), а также в потустороннем мире: небеса, чистилище, ад (св.Фаустина, св.Андрей юродивый). Часто такое с человеком бывает во сне. В любом случае впечатления при этих путешествиях духа настолько сильны, отчетливы и реальны, что по воздействию на сознание порой превосходят действительность так, что человек может, подобно ап.Павлу, воскликнуть: "В теле или вне тела, не знаю, Бог знает" (2Кор.12,2), но я был там! Йоги называют это состояние сознания путешествием в астральном мире ("выход в астрал") и утверждают, что если при этом дух полностью потеряет связь с душой, то человек умирает, т.е. душа его отделяется от тела.
         Дух есть седалище совести,  разума, воли, любви, веры. Его качествами являются созерцание,  самосозерцание, внимание, сосредоточенность (концентрация внимания), решительность, мужество и т.д. ... то, что называют высшей сферой чувств.   
         Данностями же души являются ум (область или поле мыслей, интеллекта), чувство (поле чувств), желание (поле желаний). Душа непосредственно связана с телом посредством нервов. Областью же соединения души с телом является кора головного мозга (Откровение, данное через Ангелов Пресняковой Марии). Через соединение души с телом и сообщается телу благодатью Духа Святого жизнь.
         Дух человека посредством внимания способен наблюдать внутреннее состояние души и самого себя, а через каналы души и через связанное с ней тело -   наблюдать внешний мир. Через дух человек может непосредственно воспринимать действие благодати Святого Духа - "слышать Его голос", причем, действие это бывает настолько явно, что, например, пророк Самуил, когда впервые услышал этот голос, то подумал, что это учитель зовет его (1Цар.3,1-10).      
         Такое, однако, возможно лишь, если дух человека рожден свыше, т.е. заново рожден Духом Святым. Такой человек может слышать голос Святого Духа, когда Дух Святой приходит к нему.
         Такой человек, творя над собой усилие преданием своей воли воле Божией, т.е. творя волю Святого Духа, возрастает в святости и наступает момент, когда Святой Дух Сам вселяется в дух человека и пребывает в нем уже неотступно, вечно. Дух  такого человека становится уже обителью Святой Троицы.
         Этот момент есть момент воскресения души еще здесь на земле в бренном теле. Это и есть "непобедимая благодать" Святого Духа по бл.Августину и спасение души (1Петр 1,9; 2,2; 3,21; 5,10), пребывающей в Царстве Небесном, т.е. в Духе Святом, Который и есть Царство Небесное, внутри человека пребывающее. Такой человек имеет действительную веру в Бога через Иисуса Христа "и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь", т.е. уже спасен, "и грешить не может, т.к. семя Бога (Иисус Христос) в нем пребывает". Наиболее подробно это состояние человека описал св.Симеон Новый Богослов.
         Рожденными свыше, т.е. способными слышать голос Святого Духа были и ветхозаветные пророки, из которых лишь избранные получали Неотступную Благодать, т.е. постоянное пребывание Духа Святого, в некотором качестве Его проявляющееся.   
         Однако, "стяжать Святого Духа" каждому желающему этого человеку стало возможным только после того, как Иисус Христос стал прославлен. Впервые это произошло через десять дней после Его Вознесения в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на учеников Христовых и образовал Новозаветную Церковь, таинственно-пребывающее Тело Христово.
         Благодать же Святого Духа действует повсюду и все животворит, придает форму, согласованность, гармонию. "Но одно дело благодать Святого Духа, другое дело Дух Святой" (св.Варсонофий Великий). Благодать это лучи животворящей энергии, исходящие от Святого Духа, Бога, подобно тепловым лучам, исходящим от источника тепла.
         Действия благодати человек ощущает и внешне по отношению к духу:
   1) через каналы души: помыслы, чувства, желания;
   2) через каналы тела: внешние обстоятельства, болезни, исцеления, необыкновенные случаи; т.е. не непосредственно духом, а опосредственно через свойства души и тела.
         При этом, совесть есть орган духа человека, содержащий "болевые рецепторы" духа, сообщающие ему о неверных действиях его воли. Воля же человека (сила его духа) осуществляет свой выбор ("да" или "нет"), ориентируясь на внутреннюю систему ценностей его духа.
         Внутренняя система ценностей человека формируется посредством веры. Если бы человек формировал внутреннюю систему ценностей согласно своей совести, болезненно реагирующей на то, когда воля человека действует против Божественных законов, то человек бы жил в согласии со Творцом. Но если человек принимает нечто на веру, опираясь лишь на некий внешний авторитет (ложное смирение) вопреки своей совести, то внутренняя система ценностей искажается и человек уже не в состоянии правильно принимать решения. (В этом и состоит смысл любой идеологии, как аппарата манипулирования людьми: соблазнить или заставить человека по большей мере уповать на людской авторитет («надеяться на человека»), а по меньшей мере вообще отказываться от принятия хоть какого бы то ни было решения. Иными словами принуждают человека передать другим управление своей волей, людей же, способных принимать самостоятельные решения, содержать в физическом контроле).
         Что же способствует человеку следовать путем Иисуса Христа и иметь правильную систему ценностей? - Если в действиях его духа "милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются" (Пс.84,11).

      "Одежда человека" в видениях символически означает расположение его сердца.

      Современная западная теология не понимает, что духовный человек это человек, в духе которого живет Святой Дух. Для них это «серьезная богословская проблема присутствия Святого Духа: Он приходит извне, но в то же время принадлежит нашему "Я"».
      Следуя ап.Павлу можно заключить, что богословская наука пишется людьми душевными (но не духовными), которые "духовных понять не могут". Для чего же они тогда пишут(?), сами по сути занимаясь только компиляцией. Чтобы принудить всех остальных также уповать на внешний авторитет (т.е. мыслить и поступать только так, как мыслят и поступают они)? Это упование на внешний авторитет (на чем зиждется любая идеология) привело к тому, что в нынешнее время некоторые собрания в церковных приходах можно принять за собрание какого-то клуба.

    Следует однако помнить, что всякое исправление окружающего следует начинать с самого себя, ибо даже Бог во Христе Иисусе сходил на землю "не судить, а спасти мир". 

ВОПРОС. Да, Вы правы: дух путают с душой. И я бы добавил: душу - с психикой, дух - с разумом, духовное - с витальным и т.д.и т.п.
Между тем дух, образно выражаясь, - это провод, идущий от Отца к человеку. А душа - это то, с чем соединяется этот провод в чеовеке.
Дух - это "глагол", а душа - "существительное".
Дух, который путешествует, - не дух, а тонкое тело.
Не душа дает жизнь телу, но дух (Дух Жизни).
Дух не есть седалище совести. Таковым "седалищем" (субстанцией высших чувств) является как раз душа.
В духе нет и не может быть совести и разума одновременно. Ибо духовное и разумное - разнокорневые феномены.
Да, всё это путают. Потому что никто из людей никогда до сего времени и не ведал о том, что же такое душа и как вообще "устроен" внутренний человек. И чем Дух Жизни отличается от Духа Святого.

ОТВЕТ. Дорогой Сергей!
У нас нет возможности продемонстрировать опытно, чтобы убедить кого-либо в том как выглядит дух и каким образом он находится в душе. Все, что я написал есть плод долголетнего изучения Святого Писания, учения святых отцов Церкви и собственного опыта, полученного действием Святого Духа. Как путешествует дух тоже продемонстрировать видимым образом не удастся. Не хочу пользоваться терминологией оккультизма без Иисуса Христа, т.к. ничего доброго без Иисуса Христа от него исходить не может. Жизнь подается благодатью Святого Духа. Если бы душа была седалищем высших чувств, то ап.Павел не называл бы плотские помышления душевными. Однако он четко разделяет душевные от духовных. Ап.Павел также (на основании св.Писания) указывает, что дух человека судит о его помышлениях. Качеством же судьи, согласно святым отцам Церкви, является совесть человека. Следовательно совесть есть качество духа. Господь Иисус Христос в притче о сеятеле людей, послушных Богу, называет разумными (так же и в притче о десяти девах). Следовательно, разум есть качество духа. Другое дело, что часто терминологически путают понятия разума и ума(интеллекта). Ум же, как интеллект,
является одной из трех сил души.
Здесь я предпринял попытку систематизировать эти понятия согласно св.Писанию и учению Церкви, не более. Обстоятельное же изложение об этом с подробной аргументацией займет, думаю, не мало страниц.

Благословен Бог истины.


Рецензии
Да, Вы правы: дух путают с душой. И я бы добавил: душу - с психикой, дух - с разумом, духовное - с витальным и т.д.и т.п.
Между тем дух, образно выражаясь, - это провод, идущий от Отца к человеку. А душа - это то, с чем соединяется этот провод в чеовеке.
Дух - это "глагол", а душа - "существительное".
Дух, который путешествует, - не дух, а тонкое тело.
Не душа дает жизнь телу, но дух (Дух Жизни).
Дух не есть седалище совести. Таковым "седалищем" (субстанцией высших чувств) является как раз душа.
В духе нет и не может быть совести и разума одновременно. Ибо духовное и разумное - разнокорневые феномены.
Да, всё это путают. Потому что никто из людей никогда до сего времени и не ведал о том, что же такое душа и как вообще "устроен" внутренний человек. И чем Дух Жизни отличается от Духа Святого.

Сергей Колчигин   14.08.2009 17:14     Заявить о нарушении
Дорогой Сергей!
У нас нет возможности продемонстрировать опытно, чтобы убедить кого-либо в том как выглядит дух и каким образом он находится в душе. Все, что я написал есть плод долголетнего изучения Святого Писания, учения святых отцов Церкви и собственного опыта, полученного действием Святого Духа. Как путешествует дух тоже продемонстрировать видимым образом не удастся. Не хочу пользоваться терминологией оккультизма, т.к. ничего доброго от него не исходит. Жизнь подается благодатью Святого Духа. Если бы душа была седалищем высших чувств, то ап.Павел не называл бы плотские помышления душевными. Однако он четко разделяет душевные от духовных. Ап.Павел также (на основании св.Писания) указывает, что дух человека судит о его помышлениях. Качеством же судьи, согласно святым отцам Церкви, является совесть человека. Следовательно совесть есть качество духа. Господь Иисус Христос в притче о сеятеле людей, послушных Богу, называет разумными (так же и в притче о десяти девах). Следовательно, разум есть качество духа. Другое дело, что часто терминологически путают понятия разума и ума(интеллекта). Ум же является одной из трех сил души.
Здесь я предпринял попытку систематизировать эти понятия согласно св.Писанию и учению Церкви, не более. Обстоятельное же изложение об этом с подробной аргументацией займет, думаю, не мало страниц.
С уважением, Николай Павлович Кормаков.

Николай Павлович Кормаков   14.08.2009 18:37   Заявить о нарушении