О вреде курения

Навеяно http://www.proza.ru/2009/08/10/488   


  Жил на Соловках, в 1991 году. Молодой и здоровый, лейтенант запаса. Рост 192 см, вес не знаю. До 28 лет не пил и не курил.
На застольях смотрел по-трезвому.
     Поехал в 1990 по учёным делам на симпозиум в Минск. Прохожу в вагон-ресторан и в тамбуре вижу мужики курят! Я в костюме, да при галстуке, а тут жизнь какая-то другая! Курят вишь ли! Остановился и говорю как заядлый, - Ребята!? Закурить будет?!
И начал курить-покуривать с тех пор.
     На Соловках жил на Большой Муксалме, что соединяется дамбой, построенной монахами, с Большим Соловецким островом. Километров 11 ходу, о транспорте нет и речи. Красотища!
Четверг - банный день. Ели в четверг ветчину в банках привезённую из Москвы. Баню организовал на первом этаже огромного монашеского двухэтажного дома в комнате где печь была не разобрана, - прорубил топором в полу дыру, предварительно пролив пол водой. Натаскал камней на печь, благо их там немеряно.
     Курил...
Курево кончалось, на Большой не находишься, да и зарплату платили раз в месяц.
Стал думать.
     Народ на Большую Муксалму хаживал, не Анзер, конечно, но близко и посуху пройти можно. Местные - отдельный народ, ну сигарету, две. По талонам же было. Я к ним с понятием.
     А вот туристы из даля - другое дело!
Приходят групкой, глаза восторженные, дом заброшенный, верёвки натянуты... на них бельё сушится. Пелёнки, женское да и порты мои.. (Жил с женой и детьми, 1,5 и 3 года)
     Я в окошко - глядь! Пришли! Ну одену телогреечку, хотя и лето но ходил в телажке, от комаров хорошо было, да и вниз.
Они, - Абориген!
     Я неспешно, с достоинством приближаюсь, - откуда, мол, по каким надобностям?!
Отвечали всё больше скороговоркой да в разнобой. Ну мне и так ясно, Москва, Ленинград, да прочие интеллигентные города.
Я им сразу вводную, - костры мол не жечь, на ночь не оставаться, не сорить... А вот курить можно. Для туристов соорудил я место, натаскал камней, что-то очага вроде, приладил брёвен для сидения.
     После вводной и инструктажа интересуюсь, - Не желаете, дескать, обзорной экскурсии с показом тайных мест и ходов до Соловецкого Кремля!?
Желаем!
     Пишу я сейчас, тогда даже и не помышлял, но творческое начало было. Конюшни, где выхаживали донских жеребцов, зимний колодец в избе, четыре причала (западный, северный, южный и восточный), ледник, развалины церкви, - всё становилось предметом ярких разнообразных историй. От группы к группе, детали конечно менялись, всего же не упомнишь!, но общая канва строго соблюдалась.
     Фишкой был огромный валун, за монашеским скитом, где мы жили.
Там я делал так. Насытив туристов историями, я усаживался на камень и спрашивал, - Есть ли закурить?
     Руки взмётывались как на показательном уроке. Обычно был Дукат, Ява и Беломор.
И я начинал.
"Под эти камнем - ход на большой Соловецкий Остров, аккурат в Кремль! Прорыли монахи, когда строили дамбу". Пользовались эти ходом до 30-ых годов. А когда стало известно, что несколько заключённых с Муксалмы сбежали по нему... Приехали НКВДшники и водрузили на него вот этот самый ВАЛУН!. Тут я похлопывал по камню, покуривая "чужие".
     Народу нравилось.
После экскурсии предлагалось заплатить хлебом и сигаретами-папиросами.
Народ платил очень охотно.
Так мы и жили, а я курил...
     Когда туристов не бывало, я ходил по острову и собирал окурки. Их было.
Приносил домой, потрошил на газетку, сушил на печке и делал самокрутки.
А уж совсем глухой осенью собирал листья. Сушил, мельчил, перетирая и тоже крутил. Ну это была - редкая гадость.
Так вот.

P.S.
Сегодня, 14 августа 2009 года, приезжал ко мне на работу сын. Ну посидели в кафе.
"Пап!", - а я курить бросил.
"Вот и молодец! Не кури никогда, не отвяжешься", - ответил я, вкусно затягиваясь своими любимыми.


Справка.

Вот в этом доме мы и жили. более на острове никого не было. Вид сзади, на ледник. Дом огромный и страшный. На дверях - дачки, отверстия для дачи пищи заключённым. Осенью, когда стало рано смеркаться жена с детьми отправлена была в Москву. Я жил один два месяца. Темнело пол третьего. Электричества нет. Тишина. Ночью - огромные тени от свечей, расставленных по углам комнаты. Очень страшно.


Почва песчано-каменистая. Лесов, подобных тем, что покрывают Соловецкий остров и Анзер нет. Большая часть острова - мелколесье. Обширные пастбища с прекрасной травой определили хозяйственную специализацию Муксалмы в соловецком монастыре - здесь, в районе Сергиевского скита, существовал скотный двор, где было 120 коров и телят и 120 лошадей. Скот содержался в обширном двухэтажном хлеву (длиной более 70 метров), во втором этаже которого хранилось сено, прямо отсюда подававшееся через люки в нижнее помещение.

В. Немирович - Данченко, посетивший Соловки в 1872 году, восторженным удивлением писал о здешнем скотном дворе птичнике, о конюшнях и молочной ферме: он говорил о “голландской чистоте” всех помещений, о запасах первоклассных молочных продуктов, хранящихся в леднике, о рациональной постановке всего молочного хозяйства. “Мы привыкли, — писал он,—видеть нашего крестьянина в вечной грязи, а тут приходится убедиться, что эта грязь только результат его нищеты...”

В самом начале существования СЛОН, в 1923 году на Муксалме был организован крупный животноводческий сельхоз, который использовал бывшие помещения монастырской фермы, в том числе замечательную конюшню с сеновалом, построенную еще в 1906 году и рассчитанную на 27 стойл. В 1926 году здесь же, на Муксалме, была создана Соловецкая химическая лаборатория, которая обслуживала все производственные предприятия СЛОН и проводила специальные исследования в области лесохимии.

В настоящее время Муксалмский поселок представляет собой группу зданий, разбросанных на обширном лугу. Здесь большой двухэтажный каменный дом и вблизи него деревянный, вытянутое здание скотного двора и остатки еще нескольких старых построек. Раньше в Муксалме была деревянная часовня и одноэтажная каменная Сергиевская церковь.

От поселка дорога ведет в восточную часть острова. Почти на всем протяжении она пролегает через мелколесье. Можно подняться на гору Фавор — с нее открывается красивый вид." (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. - 173 с.: ил.)


Рецензии
Во-во , и я про то же.
курить бросить - мечта детства. Вот сколько курю- столько и мечтаю.
Уже ж и мотор стал шалить от этого дела. Ан, нет - никак не бросается, хоть ты тресни...

Сергей Сложеникин   14.08.2009 20:55     Заявить о нарушении
Да уж! вот и может пора придумать философию-науку о пользе курения!
Зависимость от никотина - не в счёт, не принимается!
Все мы зависим отводы, еды, одежды и пр.
Еда и вода (некоторые разновидности), - вредны же!
Надо обдумать...
Неспешно, и с достоинством.

Павел Волков Натоящий   14.08.2009 21:04   Заявить о нарушении
Интересно, а сейчас, там есть электричество? Какой стариной веет от снимков. Хотя дома, конечно, построены в 20 веке, но и то, так давно...Интересно пишете, а не смотрели в камерах, небыло каких-нибудь записей на стенах, может схороны где были?

Андрей Зуев   15.08.2009 14:03   Заявить о нарушении
Смотрел. За 7 месяцев весь дом излазил. Только дачки на окнах и остались http://shaolin-center.ru/docs/images/kormushka.jpg в каждой комнате на двери. Заколоченные.
Надо учитывать, что времени прошло уж ой как много от всяких известных событий. Так, в 60-ые там просто жили... и в этом и в деревянном, что рядом. С пропиской, как положено. Я встречал соловецких живших там. Потом забросили, а в 70-е (вроде)отдали сотрудниками агарового комбината, что водоросли добывали на мармелад.
Ну, понятно дело, каждый там обустраивался, белил, красил и прочая.
Так, что ничего я там не нашёл. А вот два раза бывшие ЗК приезжали. Один из Киева, другой из Питера. Вот интересно рассказывали. Там в те годы хоззона была. Говорят жили спокойно, работали. Ферма и прочее.
Анзер, другое дело, страшный остров. Много я наслушался, сколько там в горе костей. Тогда там заповедник был, оленей разводили. Доступ был закрыт. Но, говорили, ночевать там и по доброй воле никто не хотел. Говорили.
У меня даже писульки от настоятеля Соловецкого монастыря отца Зосимы были, с просьбой приютить того или иного путника. Народу много интересного приезжало, из Юнеско, когда я с ними по английски заговорил, они чуть не попадали. Ну я рассказал, что местный и в школе научился. Для престижу страны.
Ну и так дале...
Спасибо за интерес!

Павел Волков Натоящий   15.08.2009 16:36   Заявить о нарушении
А электричества нет

Павел Волков Натоящий   15.08.2009 16:37   Заявить о нарушении