Монастырь. Часть 2

С недавних пор, как только закончили ремонт обители, появилось больше времени для самопросвещения и, Иосиф вместе с другими братьями долгие часы проводил в библиотеке. Благо она составляла пять тысяч томов. И продолжала пополняться. Регулярно привозили из крупных сибирских издательств, да и из Питера с Москвой новые упаковки, ещё пахнущие типографской краской. Иосиф бережно распаковывал тяжёлые ящики, подолгу листал новинки и, медленно аккуратно ставил на заранее сделанные полки. Библиотека росла, настоятель заметил любовь Иосиф к книжному делу и полгода как сделал его помощником библиотекаря. С тех пор жизнь отца Иосифа пошла более размеренно. После утренней молитвы он шёл в библиотеку и там, в окружении высоких стеллажей чувствовал себя наиболее комфортно. Клеил старые книги, составлял каталоги, собирал стеллажи для новых литературных поступлений. А по вечерам, он часто оставался в библиотеке и вёл долгие разговоры с отцом Феодосием – старым монахом, который состоял при библиотеке уже двадцать лет. Бывало, спать укладывались далеко за полночь, вдоволь насладившись беседой при колеблющемся свете свечи.
Отец Иосиф встал под высокий дуб и скрытый тенью от его огромной кроны стал наблюдать за спешащим домой народом. Иосиф знал, кого ждал, но он не знал, кто это будет. Вот идут люди, идут в «домы своя». Выйдут из храма, наспех перекрестятся, поклонятся и спешат до дому. Оно и понятно, земных дел хватает, вот они и торопятся. В основном женщины ходят в храм. Да так по всей России. Редко где так обустраивается жизнь, что среди прихожан преобладают мужчины. Возможно, где-то в отдалённых военных поселениях, где женщин мало, а то и вовсе нет, там можно видеть по воскресеньям, да и в будни дни солдат и офицеров. Рядовые, сержанты, офицеры, все они там, защитники отечества. Давние-давние защитники…. Сколько же, вас было за все одиннадцать веков?!... Но, как правило, в обычных гражданских городах и сёлах большинство прихожан женщины.
- Отец Иосиф, вы будете?
Иосиф обернулся. Он глубоко задумался и не услышал, как справа к нему подошла женщина. Невысокая, чуть ниже среднего роста, в белом ситцевом платке, простом светло-коричвом платье, молодая женщина с интересом смотрела в лицо Иосифу. Смотрела, открыто не стесняясь. Красивое с тонкими чертами лицо, большие иссиня-чёрные глаза, смиренно скрещенные руки на поясе, всё выдавало в ней прилежную молодую прихожанку.
«Но глаза! Какие глаза!» - вихрем пронеслось в голове у Иосифа.
- Отец Иосиф, вы будете? – повторила она свой вопрос. Повторила спокойно, без раздражения по поводу того, что её не услышали в первый раз.
Иосиф опомнился:
- Да, я отец Иосиф, священник церкви Пресвятой Троицы. Слушаю вас!
Женщина слегка поклонилась, произнесла:
- Вам привет передавали на заутреней! – твердо взглянула в лицо Иосифа.
Василий с удивлением и нарастающим интересом посмотрел на прихожанку. Справился с волнением, ответил:
- Да, на заутрене служба была дивная!
"Чудеса творишь ты, Господи! Чудеса, да и только! Посланник женщина!!!"
Глубоко вздохнул, ещё раз внимательно с интересом посмотрел на прихожанку.
- Я вас раньше в нашем храме не видывал! – сказал первое, что пришло ему на ум. А что ещё в такой ситуации скажешь?
Женщина слегка усмехнулась, опустила глаза, потом подняла и вновь внимательно, просяще-требовательно посмотрела в глаза священнику.
- Я впервые в вашем городе. Вот, пришла к вам, посмотреть на храм. Из Петербурга, сотрудница Эрмитажа. Совершаю поездку по малым городам России, приехала к вам, на монастырь старинный взглянуть, составить его подробное описание, отчёт о расходах на возможную реставрацию. Всё это в рамках программ «Малые города России»,- прихожанка в кратце сообщила Иосифу свою легенду, под которой ей предстояло действовать в монастыре и в городе. Помолчала, добавила:
- Ну, что же, отец Иосиф, ведите в покои каменные, покажите древние монастырские стены,- улыбнулась и решительно направилась в глубину монастыря. Иосиф поспешил за ней.
- Я Наталья,- представилась прихожанка. – Наталья Сергеевна Светлоярова, это мои настоящие ФИО. Там,- женщина качнула головой в сторону северо-запада, должно быть, имея в виду, Санкт-Петербург,- там всё в порядке. Можете не волноваться. Основную деятельность начнем завтра, а сегодня, пока познакомьте меня с настоятелем. Главное,- Наталья чуть сжала правую руку Иосифа,- не волнуйтесь! Не показывайте виду, что мы знакомы и вы обрадованы и рады меня видеть! Просто вы оказываете услугу учёной мирянке, вот и всё. – Остановилась, с ней остановился и Иосиф. Посмотрела в лицо священника своими огромными бездонными голубыми глазами. Смотрела спокойно, внимательно, словно стараясь прочесть мысли Иосифа, и одновременно прося его о чём-то.
Иосифу показалось, что он начинает тонуть в её голубых озёрах. Почувствовал лёгкое пожатие пальцев обеих рук, пришёл в себя.
– Отец Иосиф! – произнесла молящим голосом. –- Будьте спокойны! Всё будет в порядке! – с этими словами ещё раз взглянула в его глаза и отпустила пальцы.- Пойдёмте.
Священник вздохнул. Да, он давно ждал этого дня, этого часа, этой минуты. Ждал, надеялся и боялся, одновременно. Если бы, кто его спросил, чего же он собственно боится, то наверняка, Иосиф не смог бы ответить. Волнение, периодически переходящее в страх начало посещать его примерно, с год назад, когда он только закончил семинарию, выпросил место в этом далёком сибирском монастыре. Собственно, бояться-то было нечего. Совершенно! Он сам ещё много лет назад выбрал свой Путь, выбрал, осознано, никто в тот момент на него не давил. Да и сейчас не давит, это он так, зарассуждался! Он прекрасно знает, и уже давно, что пора уже начинать действовать активно, не таясь, потому что, пришло время новое, время великое!
Игумена Григория нашли недалеко от трапезной. Он стоял с монахом Филофеем и оба о чём-то оживлённо разговаривали. При приближении Иосифа с Натальей, оба смолкли и с интересом взглянули на приближающихся.
Вновь лёгкое волнение прокатилось мурашками по телу Иосифа. Но он почувствовал спокойствие, исходившее от Натальи, и глубоко вдохнув, приблизился к настоятелю. Слегка поклонился. Женщина последовала его примеру.
- Отец Григорий! Женщина из Петербурга приехала, из Эрмитажа она. На монастырь посмотреть желает!- и сделал широкий приглашающий к разговору с настоятелем жест.
Наталья всё это время державшаяся чуть позади монаха сделала шаг вперёд и улыбнулась широкой белозубой улыбкой.
- Отец Григорий, здравствуйте! Я Наталья Сергеевна Светлоярова, из Петербурга. Отец Иосиф правильно сказал, в Эрмитаже работаю я. – На секунду смолкла, проверяя реакцию собеседников.
Игумен и Филофей с большим интересом посмотрели на женщину. Наталья поняла, что завладела их вниманием и продолжала, как и в чём не бывало:
- Я работаю в рамках программы «Малые города России». Многие наши сотрудники ездят по всей стране, смотрят каково состояние архитектурных памятников. Вот, ваш монастырь, тоже в нашем списке оказался,- слегка потупила взор, словно смущаясь. На самом деле выжидает, что кажут монахи.
Григорий улыбнулся и приветливо кивнул:
- И вам здравия сестра! да, да, слышал я о программе этой. Доброе дело задумали. В чём нужна помощь моя? – и ласково взглянул на женщину.
Наталья тоже улыбнулась в ответ. На мгновение Иосифу почудилось, что она улыбается искренне.
- Ваша помощь может состоять в том, чтобы вы разрешили мне исследовать монастырь. Мне нужно осмотреть его весь, насколько это возможно. Исследования провести для составления подробного плана всей территории монастыря, на предмет выявления разрушений для возможной реставрации, и всё в том духе. – Снова потупила взор.
Правильно делает, нечего монахов дразнить, в монастыре, похоже, предстоит работать долго и не надо сразу напрягать братию монастырскую!
Григорий широко улыбнулся, было, похоже, что он уже готов распахнуть объятия. Филофей тоже не отставал от настоятеля в деле изучения мирянки, внезапно явившейся под вечер в святую обитель.
- Да, пожалуйста, пожалуйста, сестра! Какие вопросы?! Приходите, когда нужно, исследуйте, что нужно. Вы когда начать желаете? – и слегка склонил голову набок. Иосиф знает, что так Григорий делает, когда человек ему нравился, и он хочет ему выказать своё расположение.
- Да, если возможно завтра. С утра по возможности. И, так, чтобы я вас не беспокоила, – снова взгляд, но теперь уже в лицо игумена.
- Конечно! Всё в вашем распоряжении! Может вам что-то ещё нужно? Помимо того, что свободный допуск по монастырю?
- Да, ещё, если возможно посмотреть архивы монастырские. Конкретно, по строительству, если таковые сведения сохранились. Как, когда и кто конкретно закладывал, строил и т.д.
Григорий задумчиво почесал бороду и обернул к Филофею:
- Есть у нас что подобное?
Филофей, в свою очередь, удивлённо взглянул на настоятеля и кивнул на Иосифа:
- Так вот же, отец Григорий, Иосиф стоит – он же библиотекарь наш!
Григорий покачал головой:
- И то верно! - улыбнулся. – Простите сестра, от многих дел суетных совсем из головы вылетело, что Иосиф у нас библиотекарь. Он вас всё и покажет. – И обратился уже к Иосифу:
– Брат Иосиф, поможешь женщине при осмотре монастыря, а особливо в библиотеке?!
Иосиф для приличия попробовал поотнекиваться:
- да, у меня вроде и так забот хватает, отец Григорий. Пусть кто другой.
Настоятель отрицательно покачал головой:
- нет, брат Иосиф! От дел излишних тебя освобожу, а в книгах да документах монастырских ты понимаешь, вот и помоги человеку! – и обращаясь уже к Наталье:
- Иосиф поможет вам! Вот и договорились! Он проведёт по монастырю, всё покажет, расскажет. Так, что рад будем видеть вас завтра! Во сколько придёте?
Наталья сделала недолгую паузу, словно размышляя:
- Да, давайте, часам к двенадцати?! Уже после того, как утренняя служба закончиться, чтобы не отвлекала я вас о молитвы.
Григорий кивнул:
- Добро! Итак, брат Иосиф будет встречать вас в полдень у ворот. До завтра, сестра! – и слегка кивнул ей. Филофей зыркнул на Наталью и тоже кивнул, вроде как выражая свою солидарность с решением настоятеля.
Светлоярова попрощалась и быстрым шагом направилась к выходу из монастыря. Иосиф ещё долго стоял у ворот и смотрел посланнице вослед.


Рецензии