Гуляй, Русь! Киносценарий. Часть1

               
                Сцена первая.
Моросит снежок. Изображение медленно движется слева направо, в кадре проходят тёмная стена леса, стоящего на краю невысокого обрыва, внизу расстилается заснеженная холмистая долина и среди холмов видны многочисленные избы – деревня. Далее направо – извилистая лента реки, на другом берегу тоже сплошной лес, уходящий за горизонт. Изображение переходит с речки на крутой обрывистый невысокий берег, покрытый лесом и делает круг, останавливается на человеке. В центре изображения – невысокого рост человек, молодой, лет 22-25, чёрные глаза, правильные черт лица. Он напряжённо и с интересом смотрит в даль. Он одет в яркий костюм скомороха – красный двухвостый с кисточками колпак, сшитая из нескольких разноцветных кусков материи куртка, зелёные штаны, сапожки. Изо рта его идёт пар. Он стоит, обхватив высокую толстую сосну, и выглядывает из-за дерева. Смена картины. В центре изображения лицо человека. В его глазах появляется интересе, мелькают озорные искорки, он глубоко вздыхает и прыгает с обрыва в глубокий снег. Изображение переходит на обрыв и на скатывающегося в снегу человека. Скатывается по пологому спуску вниз, в долину. Встаёт, распрямляясь во весь рост, отряхивается от снега и бежит по снегу по направлению к деревне.
                Сцена вторая.
Деревня, на переднем плане большая просторная изба, фактически небольшие хоромы. За ней видны многочисленные хозяйственные строения, чуть дальше раскинулась вся деревня.      
Неслышно распахивается дверь и из глубины широкой приземистой избы на двор выходит укутанная в пёстрый платок дородная баба. Выставив руки вперёд и неся на широком деревянном подносе высокую стопку дымящихся лоснящихся масло блинов, баба шагает, выставив грудь вперёд, и гордо направляется на место праздника.
Изображение переходит на деревню. И, тут, словно по команде начинают с хлопаньем и скрипом открыться двери изб и из них шерстяным да овчинным горохом высыпаются люди. Люди идут на праздник. Идущие многочисленны.
Изображение медленно скользит по толпе, чуть на расстоянии, так, что видна все в целом. Иногда изображение наезжает на толпу и тогда в центре изображения оказываются фрагменты толпы по 3-4 человека, потом изображение отъезжает назад и продолжает движение дальше. Идут бабы, неся на блюдах да подносах  кто блины да оладья, кто пироги, кто с румяного порося, а кто курицу или дикую птицу, добытую в лесу накануне. Идут, веселясь, смеясь, слышны шутки, негромко беззлобно переругиваются, с улыбками смотрят на вертящихся под ногами гуртами ребятишек. Все веселятся. Изображение быстро переходит с одного лица на другое, все веселы, приплясывают, балагурят, из людской глубины слышны похабные частушки.



                Голос за кадром:
«Масленица! Долго, ох и долго ждала душа этого праздника! Весёлого, бесшабашного, безудержного, будто точь-в-точь написанного под сложную, противоречивую, но такую бескрайнюю русскую жизнь! Будто чародей, какой подсматривал за людьми, и смилостивился, послав накануне весны и Великого Христианского Поста неделю безудержного веселья!»
Изображение медленно движется по идущим людям, одновременно с закадровым голосом. Все направляются на широкое просторное место на краю деревни, рядом с рекой. Изображение движется вослед веселящейся толпе и выходит вместе с ними на широкое просторное место на краю деревни, рядом с берегом реки. Там по краям площадки расставлены длинные столы, на которые начинают собираться многочисленные кушанья. В центре площадке – чучело Масленицы, собранное из соломы и обложено хворостом.
Раздаётся громкий, весёлый кличь, и на центр площадки выпрыгивает скоморох, на его костюме ещё видны остатки снега, после спуска с крутого обрыва.
- А вот и я! – громко восклицает и хлопает в ладони.
Голоса из толпы:
- Васька! Василий! Скоморох ты наш! А ну-ка распотешь, распотешь нас, Василёк ты наш родимый!
Василий начинает обходить площадку по кругу, приговаривая:
- веселись народ русский! Зиме конец, весне венец!
К Василию из народа присоединяются несколько скоморохов ещё, они тоже наряжены в скоморошьи костюмы, один играет на дудочке, второй крутит в руках трещотку, третий выстукивает ритм деревянными ложками. Они начинают плясать, крутится волчком, подзадоривать народ.   
Начинаются игры.
                Сцена третья. 
Вечереет. В центре изображения та же площадка, в центре чучело Масленицы, обложенное хворостом. Василий оббегает по кругу с факелом, хворост трещит, яркое пламя озаряет площадку, видны восхищённые лица присутствующих людей. Вновь пляски и веселье. Образ горящего чучела масленицы и веселящихся людей медленно уходит влево. Изображение идёт вправо и в центре – Василий. Он уже за спинами людей и быстро прокрадывается в деревню. Смена картины. Василий уже у ограды того дома, который был вначале, из которого выходила баба с блинами. Он потихоньку отворяет дверь и бесшумно проскальзывает внутрь, на секунду задержавшись и осматривая улицу.
 Смена картины. Василий в полутёмной просторной горнице, лишь потрескивающий огонёк лампады освещает пространство. Василий быстро душит, он взволнован.
Из темноты слышен полный надежды и грусти одновременно, женский голос:
- Пришёл?
Василий резко поворачивается вправо. Навстречу ему из темноты выплывает высокая статная девушка. Она облачена в просторную льняную рубаху светлого цвета, перепоясана голубым тонким пояском, волосы распущены и покрыты длинным ниже плеч белым платком (?) , в руках у неё маленький белый платочек, она его периодически комкает. Она – высокая, стройная, темно-русые волосы, правильный овал лица, утончённые черты лица, светлого цвета глаза (?), в глазах стоят слёзы. Несколько секунд они стоят, молча глядя друг на друга. Затем Василий бросается перед женщиной на колени, обнимает её ноги, прижимается левой щекой к ногам и шепчет страстные слова:
- уедем, уйдём отсюда, Варварушка! – начинает целовать ноги сквозь ткань рубахи . продолжает шептать:
- умоляю милая!- несколько страстных горячих поцелуев, видно, как ткань длинной рубашки попадает ему в рот. – Уедем, умчимся вдаль, прочь отсюда! – поцелуи.- И никто! Слышишь?! – вопросительно смотрит Варваре снизу вверх в лицо,- никто не посмеет нас задержать! И не найдут нас! – страстные поцелуи ног сквозь рубашку, прерывающееся дыхание. – Никогда не найдут! скажи что? что нам здесь с тобою делать, а, милая?
 Варвара стоит прямо, руки её механически блуждают по голове Василия, она медленно ласково ерошит ему волосы. Взгляд её устремлён вдаль, в глазах слёзы, взгляд отрешенный и невидящий. Она молчит.
Василий вновь смотрит снизу верх и продолжает говорить, после небольшой паузы:
- а хочешь? хочешь милая, прямо сейчас станем мы мужем и женою, хочешь?! – Крепко стискивает её ноги, прижимается всем свои телом к её ногам.- хочешь, прямо сейчас?! – Несколько поцелуев сквозь ткань рубашки. Продолжает уговаривать: - а потом, бросимся в ноги к родителям твоим и будем молить их даровать нам своё благословление?! Хочешь?!...
Варвара продолжает стоять, не шелохнувшись, невидящим взором смотрит вдаль.
Василий медленно встаёт с колен, рук его скользят снизу вверх от колен по ягодицам, по талии и доходят до плеч варвары. На мгновение он останавливается, смотрит ей в глаза, и резко с силой обняв её за плечи, начинает покрывать поцелуями её лицо. Варвара продолжает стоять, безвольно опустив рук вдоль тела. Из рук её выпадает на пол голубой платочек, дыхание её учащается,. Василий целует её и приговаривает:
- ну что ты? Что ты, милая?...
Внезапно Василий прекращает целовать лицо и шею варвары, он чуть отходит назад, оставляя руки свои на её плечах, и молча смотрит Варваре в лицо. Василий почувствовал её отрешённость и равнодушие и молча отступает назад, отпускает плечи Варвары. Воцаряется тишина. В тишине слышно частое возбуждённое дыхание Василия. Он медленно поворачивает голову вправо, опускает взгляд вниз и тихо говорит:
- ну ладно…. Как желает душа твоя…. – поворачивается и молча выходит из горницы. Выходит из изображения. Слышно, как хлопает дверь.
Изображение на Варваре. Она чуть склонила голову направо, руки теребят  пустоту, так  как платочек лежит на полу, у её ног. По щекам Варвары текут слёзы.  Так проходит десять-пятнадцать секунд. За окном раздается весёлый детский смех, весёлые крики, слышен смачный хруст снега. Детские крики стихают.  Внезапно взор варвары поясняется, она возвращается в реальность, медленно обводи взглядом пространство, словно видя дом в первый раз. Опускает взгляд вниз и поднимает платочек. Утирает им слёзы. Глубоко вздыхает и медленно выдыхает. Поворачивается и идёт внутрь дома.
                Сцена четвёртая.
Стемнело, небольшой ветерок. В центре изображения – идущий по колено в хрустящем снегу Василий. Голова опущена вниз, на лице грусть, смешанная со страданием. Он молча уходит от деревни. Подходит к заснеженному обрыву. В снегу видна протоптанная тропинка. Василий оборачивается и молча смотрит в сторону деревни. Изображение медленно плывёт вправо и в центре возникает далёкое село. Изображение фиксируется на селе на несколько секунд. Над селом видны отблески пламени, слышны громкие весёлые крики, песни… на заднем плане слышны шаги, хрустит снег. Изображение продолжает двигаться, сменяются образы села и заснеженных холмов, проплывает тонкой чёрной полосой далёкий лес и в центре виден со спины Василий. Он молча поднимается вверх по тропе.
                Голос за кадром:
«Русь первой половины 17 столетия представляла собой нелёгкое зрелище. Только закончилась Смутное время, страна медленно приходила в себя после тягостного безумия Смутного времени. в тяжёлой беспросветной повседневности крестьянской жизни, особо были ценимы те редкие дни, когда выдалась возможность отложить в сторону повседневные дела и вволюшку отдохнуть, повеселиться, посмеяться о души. скоморохи – особая, малопонятная сторона русской жизни. Со времён своего возникновения ещё в Киевской Руси, скоморохи сразу стали любимы народом и гонимы церковью. Древние артисты, певцы и сказители, фокусники и балагуры, они славились не только тем, что устраивали целые представления и вносили весёлое разнообразие в суровую повседневность крестьянкой жизни. наследники древних языческих традиций, они предстал и как знахари, целители, предсказатели… могли вылечить человека о тяжёлой болезни, могли и околдовать его… Так верил народ, так говорила Русь!
Век семнадцатый ознаменовал сбой конец скоморошьей эпохи, государство и церковь выступили единым фронтом, в борьбе с богопротивными пережитками язычества, как им казалось.  Скоморохов преследовали, запрещали устраивать игры, штрафовали, заключали в тюрьмы… Но тем самым, обе главные силы того общества – и государство, и церковь не понимали, что выступают против своего же народа!...»      
                Сцена пятая.
Темно. В темноте зажигается маленький огонёк и становится видно, что это маленькая комнатка. Огонёк трепещет и озаряет лицо Варвары, склонённое над оплывшей белой свечой, свеча стоит в металлическом или берестяном подсвечнике. Варвара медленно распрямляется в рост и опускает руки. В правой руке у неё горящая лучина. Вариант с лучиной. Подсвечник со свечой стоит на невысоком грубо сколоченном столе деревянном. Лучина воткнута в, укреплённое на толстом столбе, стоящем в углу комнаты. Огонёк озаряет лишь небольшое пространство – лицо Варвары, чуть-чуть видна её одежда и часть стен бревенчатой, две лавки вдоль стен стоят. Варвара стоит несколько секунд, затем медленно садиться на корточки она направляет рук под одну из скамей вытаскивает из – под неё небольшой сундучок. Он тяжёлый, варвара волочи его по полу, слышен звук от этого. Варвар вновь запускает руки под лавку и вытаскивает маленький еле заметный в пальцах ключик. Ключик блестит в свете свечи или лучимы металлом. Варвара отпирает сундучок ключиком и откидывает крышку. Молча застывает, смотри внутрь сундучка. Внутри видно что-то белое. Варвара запускает руки под белое и медленно вынимает толстый слой ткани. Встаёт в рост, расправляет ткань и видна красивая женская рубашка, длинная, розового цвета, расписная узорами. Варвара примеривает её на себя – прикладывая к себе. Любуется несколько секунд. Изображение фиксировано на ней, в свете светильника искорками играют расписные узоры. Слышно потрескивание огонька свечи или лучины. Варвар аккуратно складывает рубашку, откладывает её на скамью. Наклоняется над сундучком и вынимает рубаху другого цвета – зелёного или синего, с узорами. Вновь примеряет, молча любуется. Аккуратно складывает и откладывает на скамью.  Так ещё несколько раз повторяется. Каждый раз Варвара достает и примеряет длинные, разных цветов рубахи с причудливыми узорами. После  откладывания на скамью последней рубахи, варвар стоит молча и смотрит в сундучок. Потом наклоняется и достаёт маленькую берестяную шкатулку. Она умещается на раскрытой ладони.  Варвара молча смотрит на шкатулочку, в глазах её радостный блеск, играют искорки. Затем она ставит шкатулочку на стол, садиться перед столом на скамью и поглаживает шкатулочку. Затем сильно нажимает пальцем её и крышка откидывается, как на пружине. Руки нежно поглаживает шкатулочку её. Изображение переходит на лицо Варвары. Глаза её задумчивы и смотрят вдаль. Неверные отсветы огонька пляшут на лице, создавая игру света и тени. Изображение лица растворяется, размывается и происходит смена картины.


                Сцена шестая.
… Яркий солнечный день. В центре изображения – крутой обрывистый берег над лесом. Под берегом узкая полоска маленькой речушки. Речушка впадает в реку, на противоположном берегу которой сплошной стеной лес. Лес зеленеет, на берегах травка зеленеет, цветут цветы. Это та же местность, только летом. Изображение ползёт влево и в центре появляется село. Изображение углубляется в село и доходит до дома варвары. Открывается дверь и на двор выходит маленькая девочка, лет 11-12. Это маленькая Варвара. Закрывает дверь и идёт по двору к выходу со двора, к калитке или к воротам. Одета она в простую холщовую длинную рубашку до пят, голова повязана белым платочком, на плече белое полотенце. Варвара вышла во двор, дел было много: и птицу накормить, и  проследить, как работники накормят скотину да ладно ли сено уложат.
К концу дня выдается небольшая передышка и варвара стоит у забора (?), молча, вглядываясь в заречную даль. Там, за шумной Чернушкой простирается широкая необъятная равнина. Стеной стоит  сосновый бор, уходящий далеко за горизонт. Так видно, если влезешь на высокий дуб (?), что растёт сразу за селом. Вариант: к концу дня Варвара пошла на  Чернушку искупнуться. Она подходит к небольшой тихой заводе, где не столь стремителен бег реки и вода немного теплее. Изображение слева, в центре – Варвара, стоит на берегу, оглядывается – вроде никого. Решительно скидывает рубаху и остается обнажённой. Осторожно вступает  в реку. Изображение со спины следует за Варварой. Ноги приятно уходят по щиколотку в мягкое песчаное дно. Прохлада воды приятно остудила ноги. Девушка входит глубже и, когда вода касается груди, отталкивается и поплыла. Благо, что живут у воды! В жаркий летний день это особенно ценимо! Набирает побольше воздуха и нырнула на глубину. Но здесь неглубоко, все пара саженей будет, не больше. Вода была прозрачная, на дне белыми искрами блестит песок. Редкие водоросли поднимаются со дна и колышаться в такт движению воды.
Варвара работая ногам и руками сазу достаёт до дна, касается пальцами песка, взметнула пальцами маленький песчаный вихрь на дне, и уже намеревается всплывать, как яркий блеск на дне привлекает её внимание. Девушка присматривается внимательнее, насколько позволили глаза под водой – что-то блестит, чуть высовываясь из песка. Варвара пробует разгребать песок, поднимаются облака песка, блеск исчезает. Она всплыла на поверхность, отдышалась и ныряет вновь. Песок улегся и теперь из песка отчётливо проступает край какого-то металлического предмета. Девушка потянула за край и предмет с лёгкостью поддаётся. Из мягкого песка с лёгкостью вытянула  небольшой продолговатый предмет. В груди уже спирает дыхание, Варвара оттолкнувшись ногами от песчаного дна, всплывает на поверхность. Изображение следует за Варварой, изображение над водой, в центре – вынырнувшая Варвара. Она в несколько сильных взмахов достигает берега, упирается ногами в дно, встаёт в рост и медленно, пошатываясь, выходит на берег.  Ноги чувствуют дно, под ступнями хрустят мелкие камушки и девушки глубоко и сильно дыша, вышла на берег. Сел прямо на песок, откинула с лица длинные мокрые волосы и внимательно рассматривает находку. В руках у неё оказывается металлическая, в ладонь длинны и в треть ладони шириной, коробочка. Походит на шкатулки, что мужики-умельцы из бересты делают. Но те из бересты, а сия вещица, похоже, из железа целиком сделана! Варвара ложиться на горячий песок, закрывает глаза и обсыхает…
                Сцена седьмая.
Темно. Изображение медленно плывёт слева направо. Это внутреннее помещение жилья Варвары, то, которое было вначале, в сцене со свиданием с Василием. В темноте еле видны бревенчатые стены, предметы домашнего обхода, утварь, лавки, на которых спят люди, укрывшись. изображение подходит к маленькой ложу, останавливается. В центре – маленькая Варвара, она лежит на спине, глаза у неё открыт,  них отражается искорками свет, идущий через окно с улицы. На улице яркая луна, свет её через окошко освещает маленькую комнатку, ту, в которой варвара примеряла платья, в прошлой сцене. Варвара вцепилась сжатыми кулачками в покрывало и оно натянуто до подбородка. Так проходит 10-15 секунд. Затем Варвара начинает медленно спускать с себя покрывало, доводит его до уровня живота. Она в белой ночной рубашке. Лежит, пристально прислушиваясь к звукам. Слышны сопение и храп, доносящиеся из другой комнаты. Варвара осторожно садиться на постели, сидит так несколько секунд, затем наклоняется и достаёт из-под лавки ту берестяную коробочку. Замирает на мгновение, прислушиваясь: нет, всё в порядке, по-прежнему слышны сопение и храп. Варвар открывает коробочку и вынимает из неё маленький перстень. Любуется им, поворачивает его в пальцах. Розовый камушек ярко искриться в свете Луны. Варвара закрывает пустую коробочку, вновь наклоняется и прячет её далеко под лавку. .  Вновь садится на ложе, надевает перстень на палец. Снова любуется, играет им, зачарованно смотрит в ярко блестящий камень. Потом ложиться  натягивает покрывало до шеи. Секунду л. Несколько секунд лежит так, затем улыбается и решительно поворачивается на правый бок, укрывается и засыпает.
Сцена восьмая.
Теперь в комнате, при свече или  лучине Варвара вновь не спит, она сидит на ложе и бережно рассматривает перстень. Поворачивает его в пальцах, розовый камушек играет искрами и отбрасывает на стены радужные блики. Молча встаёт с колен, распрямляется  в рост и молча стоит секунд пять-шесть, смотрит в пространство перед собой. Изображение на варваре, чуть справ с плеча. Видно, как она продолжает играть перстнем, перебирая его в руках. Затем спокойно, как бы невзначай надевает его на мизинец левой руки. Первые две-три секунды не происходит ничего. Затем, налетает поры ветра, парусит одежду варвары, колеблет пламя свечи или лучины. На стене, на которую направлен взгляд Варвары начинается яркое свечение,  световое пятно стремительно увеличивается в размерах, стена исчезает и всё пространство заполняет яркий свет бело-золотистый. В нем начинает проступает очертания предметов, образов, и постепенно, в течении 15-20 секунд складывается картина… варвара оказывается на красивой, залитой солнцем лужайке. Под ногами её зелёня трава, цветут цветы, по обеим сторонам видны несколько деревьев. Варвара облачена в просторную длинную до пят белую рубаху, простую, больше похожую на просторный балахон. Изображение на Варваре. Изображение переходит на её ноги и видно, что она босая, осторожно ступает по траве. Варвара идёт вперёд, с интересом и опасением озираясь по сторонам. Она идёт вперёд. Впереди. Над лугом голубое небо. По мере продвижения варвары, в небе. Изображение со спины варвары, и видно, как она идёт вперёд, расставив руки в стороны, словно озираясь и, стараясь что-то потрогать, к чему-то прикоснуться. Видно, как в небе разгорается яркая звезда. Слышен голос с неба:
«Прими свет мой» и из звезд на Варвару опускается луч яркого бело-синего света, расходящийся конусом.  Так продолжается 10-15 секунд. Затем, вновь слышен глас с небес:
«Окунись в воды реки священной». Перед Варварой возникает лента прозрачной синей воды. Маленькая узкая речушка бежит у её ног, сл слышно её журчание. (звонко бежит у её ног). Варвар осторожно ступает в воду, окунается с головой. Выныривает из оды. Выходит на другой берег. Изображение переходит на варвару и теперь она в центре спереди. Она мокрая, рубаха прилипла к телу, волосы длинными мокрыми полосами спускаются ниже плеч. Налетает ветер и высушивает её. Видно, как просушивается рубашка, исчезают мокрые пятна, как просушиваются волосы. Слышен голос с неба:
«Теперь ступай!»
Варвара поднимает голову, в её глаза видно синие. Сверху на неё нисходит яркое бело-синее сияние. Она делает шаг вперёд и оказывается в своей комнате. Та же обстановка, свеча потрескивает на столе, всё также как и было до начала её видения. Изображение снова справа, чуть со спины. Варвар удивлённо осматривается, опускает взор и видит на руке перстень. Она медленно снимает его и аккуратно укладывает в берестяную коробочку. Закрывает её расписанной узорами крышечкой  и укладывает в железную коробочку. Коробочку ставит на дно сундучка, сверху складывает одежду – ту, которую доставала и примеривала на себя. Замыкает на ключ сундучок и задвигает его под лавку. Молча стоит и смотри  пространство. Поворачивается и молча смотрит в окно. Окно покрыто морозным инеем, но сквозь него кое-что видно. С улицы слышны детские весёлые крики, голоса и дети проносятся под окнами. В окне мелькает яркое пятно – дети пронеслись с факелом. Варвара ещё стоит пять-шесть секунд и молча начинает раздеваться. Снимает с себя рубаху верхнюю, нижнюю, на три-четыре секунды в центре изображения – её  обнажённое тело. Варвара наклоняется в сторону и гасит свечу. Комната погружается во мрак, но в котором еле видно её белое тело. Ещё секунда и Варвара ложиться спать. В темноте слышно, как она  укрывается – шум от постельного белья.
                Голос за кадром:
«Прошло полгода… Василий продолжал скоморошить, ходя по окрестным сёлам, иногда заглядывая в небольшие городки… к Варваре он больше не наведывался, полагая, что она вновь ответит отказом, а новой боли он не вынесет.  Варвара так же не подавала знать о себе, очевидно считая, что Василий на неё в обиде и, потому не желает её видеть и радовать своими ласками. Так и жили они, не встречаясь и, не посылая друг другу никакой вести…»
                Сцена девятая.
В один из вечеров Василий сидит в своей избе, при свете свечи и читает разложенный на столе пожелтевший свиток. Раздаёт стук в дверь. Василий поднимает голову, смотрит по направлению звука, встаёт и выходит из горницы. Изображение на его спине. Он уходит в темноту сеней, слышен лязг отодвигаемого запора и тихий скрип двери. В проёме виден невысокий силуэт: Слышен детский голос:
- Дядько Василий, тятенька мой при смерти. Просит вас придти к нему!
Василий:
- Обожди, нынче же буду!
Возвращается в сени накидывает полушубок  и выходит из дому, закрывает дверь за собой.
                Сцена десятая.
Изображение на Василие и маленьком мальчике, который идёт справ от него. Василий молчит, а мальчик горит:
- занемог он совсем, с самого утра не встаёт. Позови говорит Василия, слово последнее молвлю ему. – Мальчик шмыгает носом и заглядывает  глаз Василию.
Они подходят к высоким воротам, Василий стучит по условному. В воротах отворяется калитка, мальчик ныряет внутрь, Василий пригибаясь следует за ним. Изображение внутри двора, со спины  Василий и мальчик и ещё один человек молча проходят в открытую дверь избы. Изображение идёт за ними. Они проходят в просторную горницу. Она освещена несколькими свечами или лучинами. У стены стоит широкое ложе, на нём лежит человек. Он стар, длинна седая борода, руки сложены на груди. Третий человек, не говорит ни слова, он молча входит из горницы. Василий с мальчиком остаются и подходят к лежащему. Он с трудом старческим больным голосом зовёт:
- Фрол!
Слышен звук открываемой двери, возвращается только что ушедший человек, останавливается у входа.
Лежащий:
- Мальца забери!
Фрол молча кивает, берёт за руку мальчика и они вдвоём выходят. Слышен звук закрываемой двери. Василий молча подходит к лежащему, слоняется над ним. Лежащий открывает глаза, 10-12 секунд смотрит в лицо Василию. Лежащий:
- Вася, вот  и всё Вася- пауза. – Ухожу я Вася. – Замолкает. Василий садиться на табурет, стоящий возле ложа. Берёт левую руку старика в сои, растирает её и приговаривает:
- ну что ты, что ты, Анисим! Выходим мы тебя, щас отвар целебный изопьёшь, чай полегчает тебе!
И Василий вынимает из сумы маленький горшочек, который взял с собой из дома. Открывает его и поддерживая правой рукой голову старика, левой подносит горшочек его губам. Старик пьёт судорожными глотками. Отодвигает горшочек. Василий промокает ему губы маленьким белым платочком, ложит его голову на подушку. Анисим закрывает глаза и лежит так молча. Потом новь открывает и говорит:
- Василий, пригнись ко мне поближе….- Василий склоняется низко над лежащим.
Анисим:
- любил я тебя Василий…любил как сын родного… по сердцу мне, что к умению великому ты  стопы свои направляешь… дар в тебе вижу великий… а потому, поведаю тебе тайну великую…
Лицо Василия сосредоточено, он напряжённо слушает. Лежащий:
- слушай меня Вася, слушай, что молвлю тебе…- напряжённая пауза. – На Руси легенда есть, будто схоронена в месте тайном книга…- пауза. – Книга не простая, старинная… писана она более двух веков назад… - пауза. – А писал её великий кудесник земли русской Симеон… - пауза. Старик вновь закрывает глаза. Анисим открывает газа с трудом и продолжает:
- в той книге наука великая заключена…- пауза. – Сказано там, как скоморошьи игрища с чародейством сроднены…- пауза. – Как игра скоморошья в чародейство переходит…- пауза, тяжело и часто задышал, судорожно сглотнул. Василий поспешно подносит Анисиму снадобье, но он  отталкивает руку с горшочком и часто и прерывисто дыша, продолжает:
- сказано, кто Русь рассмешит – того Бог простит!... – пауза. Глаза закрывает и лежит обессиленный секунд 20-30. потом, вновь открывает глаза, взор сконцентрирован, устремлён прямо на Василия. – Кто книгу сию прочтёт – великим кудесником станет…- пауза. – И Русь спасёт!... – замолкает, закрывает глаз. Анисим молчит, дыхание затихает, медленно восстанавливается.
Василий наклоняется к лицу его и шепчёт:
- где?… где схоронена книга сия?!...
Анисим с трудом открывает глаз, смотрит в потолок 5-6 секунд и отвечает:
- не ведомо мне… не ведомо… - пауза. – знаю только, что с тех пор, как писана была, рука человеческая её не касалась!... – пауза. Вновь учащённое дыхание.- И будто лежит она в монастыре, каком древнем…  давно брошенном… - пауза, тяжело и часто дышит. – Во глубине стен монастырских ищи её!... – замолкает. В молчании 5-6 секунд. Внезапно открывает глаза и, собрав силы, твёрдым голосом говорит:
- найди книгу, Василий!... всех нас спасёшь!... – замолкает. И вновь твёрдо. -  Теперь ступай! Мне с моими попрощаться надобно!... и обессиленный закрывает глаза.
Василий молча встаёт, складывает Анисиму руки на грудь и тихо горит:
- прощай Анисим!... Век за тебя молится стану!... – поворачивается и молча выходит в сени.


Рецензии