О фабуле
Можно об этом и вовсе ничего не знать. С точки зрения практики, не так это важно.
С другой стороны, человек пишущий, он, как бы, само собой разумеется, должен быть подкован в теории литературы, ну, хоть плохонько как-то, хоть так себе. Потому что большинство-то собратьев по перу худо-бедно подкованы, они же в теоретических спорах могут и в лужу посадить. Ну вот. Фабула. Вот, что дают справочники.
Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Сюжет (от sujet — предмет) — в литературе, драматургии и кино — порядок событий, происходящих в художественном произведении. ...
Черт ногу сломит. Как развести? А вот дальше:
Первоначально термин «фабула» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, то есть произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.
Теперь выбросьте это из головы. Потому что на деле все проще.
Есть сюжет произведения, есть его фабула. Чем отличаются?
Сюжет – это то, что произошло. Событийный ряд. Сюжет – это то, что объективно.
А фабула – это то, что герой почувствовал, в этой связи. Какие выводы сделал. Как отреагировал. Это то, что субъективно. Причинно-следственные связи. «Основа» и «ядро».
Короче, СЮЖЕТ- ЭТО ТО, ЧТО ВИДНО СНАРУЖИ, НЕ ТОЛЬКО ГЕРОЮ-ПЕРСОНАЖУ, А ФАБУЛА - ЭТО ТО, ЧТО ПЕРСОНАЖ-ГЕРОЙ ВИДИТ ИЗНУТРИ.
Тут можно говорить о произведениях, тяготеющих к сюжетной линии, и произведениях фабульных. Скажем, приключения, «бродилки», фэнтези – произведения сюжетного плана. Здесь важны события, перипетии, этнографические детали, особенности быта и нравов. Короче, описания объективной реальности. Хотя никто фабулы не отменял и здесь.
А фабульные произведения - это произведения о чувствах: стихи, лирика, размышления по поводу. «Я вас любил…», « Жди меня, и я вернусь…», « Я была тогда с моим народом…», «Люди кричат, задыхаясь от счастья…», «Это все, что останется после меня…». Хотя и здесь никто не отменял сюжета.
Сюжет и фабула присущи любому произведению. Приключенческий роман не проканает, если в нем герой не ищет, правды, истины, справедливости, или, на худой конец, потерянных детей. Лирическое произведение зависнет в воздухе без опоры на сюжетную линию, никто не поймет, с чего вдруг такие чувства, если не описать божественные формы избранницы. Ну и все в таком духе.
А теперь, с точки зрения педагогики, нужно устроить практикум, дабы закрепить материал. У меня когда-то был опыт преподавания лит.веда в четвертом классе. Мы разбирали « Я помню чудное мгновенье». Построчно:
Передо мной явилась ты - сюжетная линия
Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты…- фабульная
В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои… - сюжетная
Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви… - фабульная
Можете сами дальше. Мои детки раскладывали на раз. А лучше всего разбирать свои произведения, чтобы определиться, к какому роду повествования вы тяготеете. Очень многие авторы, и я, в том числе, хромают на одну из сторон. Потому что просто живут в одном из форматов. И тогда нужно много работать над другой стороной. Для меня, например, страшная мука – сюжет. А для другого, может, такая же проблема – идея, нравственная составляющая, морально-этический типа кодекс типа героя. Пафос произведения, в конце концов.
Ну, в общем, загрузила? Приходите еще.
Свидетельство о публикации №209081500506
Самое клево, что я понял.
На Цыпочкахъ 15.08.2009 19:40 Заявить о нарушении
Елена Агалакова 16.08.2009 09:54 Заявить о нарушении