О природе жанра
И это правильно. Правильно, что муссируется, и правильно, что не заморачиваемся. С точки зрения литературного процесса: нынешняя непричесанная литература формирует будущность официальной литературы завтрашнего дня. Где-нибудь в ней рождаются новые жанры, новые стили, новые литературные методы, авторские почерки, которые станут образцами для авторов через каких-нибудь двадцать лет.
Но тема стоит того, чтобы о ней знать. Хотя бы.
Есть такой умный – Бахтин, филологи знают. Так вот, он знаете, что говорит… Ну, он вообще, много чего хорошего говорит. Но вот по поводу жанров он говорит, что жанр – это всегда взаимоотношения между собеседниками. Выражение отношения автора к собеседнику. Ну, это я совсем на пальцах.
Например, я отношусь к собеседнику с любовью, и крайней степенью доверия. В каком жанре я буду с ним говорить? В доверительном. Эпистолярный жанр, жанр доверительной беседы. Лирического стихотворения. Баллады. Сонета.
Или я с собеседником – на равных, между нами нет социальных иерархических препятствий, и вообще, мы приятели, и можем посмеяться над кем угодно, и друг над другом. Фамильярные отношения диктуют фамильярные жанры. Анекдот. Пародия. Комедия. Ирония всех родов. Фривольные шуточки. Водевильные ходы.
Или я специалист. Обращаясь к специалисту, я пишу в жанре научной статьи, технической статьи, узко-специальной статьи, то есть пользуюсь специальной лексикой, имея ввиду предварительную подготовку, и некоторые вещи предполагаю по умолчанию. Если обращаюсь не к специалисту – пишу очерк, где наоборот все разжевываю для чайников.
Или я простой и маленький человек, а пишу о Большом и Светлом. Там о Родине. О великих людях. Об истории. Это неизбежно диктует жанровые особенности: высокий штиль, лексику, пиетет по отношению к собеседнику – читателю – зрителю,. Отсюда – Ода. Трагедия. Исторический роман.
Ну, и в том же духе.
Это так, для иллюстрации. Я это к чему. Никто до Бахтина ( люблю, люблю, люблю) на это так не смотрел. С точки зрения человеческой. Что было жанр до него? Некая формальная единица. Набор инструментов, характерных приемов. Шаблон.
А что жанр после него – это живой организм, зависящий не от академической науки, а от живых собеседников: подвижный, многогранный, готовый к изменениям. Принимающий наши невоспитанные смешения разных жанров, в разных пропорциях.
Мы ведь и веселые и злые, добрые и безжалостные одновременно. И умные, как специалисты, и дураки-дураками, когда дело касается нашей гордыни. Мы мелочные в быту, и жертвенно-бескорыстные в Главном. Мы разные. И не вмещается ни в один жанр целиком.
Может быть, такое отношение к жанру опрощает академические традиции, скорее всего опрощает… Ну, так что же!
Ахматовы, Гумилевы умерли… Но мы-то живы. А шоу должно продолжаться. По-моему, так. А?
Свидетельство о публикации №209081500610