Диавол, бесы

Христианская традиция говорит о трагедии, которая произошла в ангельском мире. Трагедия любви, замкнувшейся на себе самом. Трагедии гордыни, которая превратила высшего ангела Денницу в сатану, врага творца  и всего человеческого рода…
 
Когда берешь в руки фотоальбом Бутовского полигона, всматриваешься в лица обреченных на страшную участь, вдруг замечаешь: тот, чья рука только вчера подписывала очередной расстрельный список, вскоре сам оказывался среди обреченных... Злая ирония? Или чья-то злая воля? Был ли в истории век, более кровожадный и человеконенавистнический, чем ушедший двадцатый? Кому дымили трубы концлагерей, кому приносилась эта леденящая душу многомиллионная жертва ГУЛАГов, Освенцимов, Хиросим?

Без сомнения, тому, кто упивается этой болью, страданием, смертью. Тому, кто уже не может не разрушать — ведь чтобы созидать, надо уметь любить, уметь ценить красоту другого и радоваться ей!

«Другого?... Не себя?... Значит, я не самый светоносный и прекрасный? Или я не Люцифер? Некогда самый ближайший ангел к Тому, Кто нынче мне противен? Чьих милостей не выношу — ведь «лучше быть Владыкой ада, чем слугою Неба»![1]

                Чем больше вижу я вокруг
                Веселья, тем больней меня казнят
                Противоречия моей души,
                Терзаемой разладом ненавистным.
                Лишь в разрушеньи мой тревожный дух
                Утеху черпает[2]...

                Я за день истреблю
                Все то, что именующий Себя
                Всесильным непрерывно созидал
                В течение шести ночей и дней[3].

Христианская традиция говорит о трагедии, которая произошла в ангельском мире — трагедии любви, замкнувшейся на себе самом, трагедии гордыни, которая превратила высшего ангела Денницу в сатану - врага Творца и всего человеческого рода.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:12-16)

Сегодня образ диавола все более романтизируется. С экранов и глянцевых обложек бестселлеров насаждается мысль о двуединстве добра и зла, их изначальности и необходимости одного для другого. Как жаль, что забыл наш современник старый афоризм: «Главное дело диавола — убедить, что он не существует!» Ведь неверие в диавола обычно сочетается с погружением в человеческое зло, а отрицание зла как такового и есть самая лучшая пропаганда зла! Почему именно ХХ век оказался таким страшным? Потому что зло стало банальностью. «Заполняются бланки — и евреи отправляются в газовые камеры; на картах проставляются безликие цифры координат — и бомбардировщики сжигают школы и больницы. Испытывать угрызения совести некому. В таком мире дьяволу нет нужды рыскать, как хищному зверю, — ему гораздо удобнее подписывать бумаги за письменным столом»[4]. Поэтому-то и накладывает цивилизованный человек на личину врага рода человеческого макияж относительности и условности, чтобы смягчить, а, может и даже стереть его звероподобные черты...

Но христианство продолжает настаивать на том, что диавол — вовсе не какая-то абстрактная идея зла как недостатка или извращения добра, или художественная аллегория, но личность, личность глубоко трагическая, несущая гибель и разрушение, которая задает вполне определенный тон своим последователям. Поэтому и победа Христа над диаволом — отнюдь не поэтическая метафора, но реальность, в которой удостоверяется всякий верующий, когда его душа ощутимо освобождается от уз греха. Первым существенным прорывом из обволакивающего демонического дурмана греха становится таинство Крещения, когда уверовавший отрекается от сатаны и всех дел его, чтобы сочетаться Христу и уже более не оставаться в плену диавола. Но на этом борьба не заканчивается: изгнанный во вне, диавол продолжает пытаться то натиском страстей, то какой-нибудь бесовской хитростью снова овладеть душой:

                И гордый демон не отстанет,
                Пока живу я, от меня,
                И ум мой озарять он станет
                Лучом чудесного огня;

                Покажет образ совершенства
                И вдруг отнимет навсегда
                И, дав предчувствия блаженства,
                Не даст мне счастья никогда[5].

_____________________________________________
[1] Мильтон. Потерянный рай.
[2] Мильтон. Потерянный рай.
[3] Мильтон. Потерянный рай.
[4] Д.Б.Рассел. Мефистофель.
[5] М.Лермонтов.


Рецензии
Цитирую: "Личность, Анатолий,- это конкретный субъект, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств....."
Вы пропустили две очень важные "детали". Сатана не Конкретный Субыект, т.к. наличие сознания не определяется наличием мозга. Яркий этому пример - одержимые из которых изгоняют беса. И он не является частью Социума.
И не стоит цитировать Библию, если вы понимаете ее Буквально.

Лагорон Антарский   20.04.2010 11:39     Заявить о нарушении
а где Вы наблюдали сознание без мозга?

Герасим 1   20.04.2010 11:52   Заявить о нарушении
Хотите примеры? Пожалуйста.
Состояние клинической смерти, когда человек видит себя со стороны и Сознает свое существование, а в этот момент серое вещество гибнет. Не стоит мне говорить что это "результат" гобели ЦНС. Головной мозг служит для Обработки сигналов поступающих из вне с помощью набора рецепторов. А во время клинической сигналов из вне не поступает, следовательно сознание способно иметь место и без сложного набора атомов.

Лагорон Антарский   20.04.2010 12:11   Заявить о нарушении
почему это находясь при смерти мозг не может получать сигналы из вне? очень даже может.. но всё равно пример плохой и ни о чем толком не говорит, это всего лишь мгновения перед смертью мозга... а во сне мы тоже много чего видим, и потом можем проснуться и рассказать. А вот если бы сознание осталось и после смерти, и проявляло бы себя как-то уже без мозга совсем, тогда можно еще подумать..как да что происходит...

Герасим 1   20.04.2010 18:21   Заявить о нарушении
Ну если пример так плох... Что вы тогда скажете о людях которые помнят свои предыдущие жизни? Не важно, вспоминают они их под гипнозом или помнят с рождения(прим. дети-индиго).

Лагорон Антарский   20.04.2010 18:56   Заявить о нарушении
я скажу, что никто ничего не помнит, а тем более дети индиго. а наврать мы все умеем... а с гипнозом уже выяснили ученые, что люди частенько под гипнозом говорят то, что от них хотят услышать, а не то, что было на самом деле, уже проверено.

Герасим 1   20.04.2010 20:12   Заявить о нарушении
Слепой Хёд. Могу поспорить, что это приверженнец скандинавской веры. У него есть свой бог, своя вера и свои взгляды на мир. Они делают его счастливее.
Что до ГУЛАГ... Ничего тут странного нет. Люди всегда были злы друг к другу. Истребление альбигойцев, гонения на евреев в Испании, изгнание куртизанок из Рима, охота на ведьм - человек всегда издевался и истреблял самих себя.
Удивительно другое - если верить Библии, то самыми прогрессивными и добрыми жителями древнего мира оказался как раз тот народ, к коего христиане и позаимствовали Падшего Мастера.
Мир полон парадоксов.
Добро? Зло? Посмотрите на это со стороны ЖИЗНИ. И тогда многое станет отрытым и явным. К примеру то, что любой человек чтит Добром ту сторону, на какой стоит ОН. И тогда он уже смотрит на костры с обугленными телами, на тысячные толпы беженцев, на превращённые в пепел сады и поля - с торжеством.
Интересно, когда мы научимся подниматься над своими страстями?

Антон Болдаков 2   14.11.2011 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.