Воспоминания. часть 40. время надежд и ожиданий

ВРЕМЯ НАДЕЖД И ОЖИДАНИЙ

С приходом к власти Андропова Юрия Владимировича у народа появилась надежда в наведение порядка и ответственности в стране.
В последние годы правления Брежнева Леонида Ильича появилась тенденция к расслаблению и снижению ответственности.
Народ с пониманием встретил начинания Андропова Юрия Владимировича по наведению порядка в обществе. Особенно радовало то, что порядок стали наводить с высших эшелонов власти.
Заметно повысилась дисциплина и в нашем министерстве. Раньше в работе работников министерства наблюдалась расслабленность. Она выражалась в том, что не всегда в рабочее время они были на рабочих местах. На обед многие уходили раньше установленного времени, после обеда ходили по магазинам, некоторые умудрялись ходить даже в баню, поэтому и после обеда к работе приступали не всегда вовремя.
Когда я приезжал в министерство, и приходилось обедать, то почти всегда ходили с Некрасовым Валерием Михайловичем в столовую, которая находилась рядом с Главным управлением министерства. В этой столовой я впервые попробовал пить пиво со сметаной. Такую дегустацию мне предложил начальник планово-экономического отдела Паневежеского завода. На стакан пива добавляли две столовых ложки сметаны, размешивали и пили. Получался неплохой напиток: более мягкий на вкус и более калорийный. По его словам пиво со сметаной давали подводникам, после возвращения из плавания, для того, чтобы быстрее восстановить вес.
С наведением порядка расслабление в министерстве закончилось. Теперь обедали строго в отведённое время и только в министерской столовой, ходьба по магазинам в рабочее время закончилась. В министерстве заметно повысилась деловая обстановка.  Плановиками было положительно встречено начинание Андропова Юрия Владимировича по ликвидации тройного планирования. Резервы, которые устанавливали для себя министерства и главные управления, начали ликвидировать. Автоматически стали уменьшать  некоторые показатели и предприятиям. В тоже время запретили проводить корректировку плановых показателей.
Проведённые мероприятия дали свои результаты. Темп роста объёма производства по народному хозяйству стал заметно расти.
Политика, проводимая Андроповым, всё заметнее стала принимать социально выраженный характер, направленный на дальнейший рост благосостояния народа.
Началась перестройка и в сфере услуг населению. В первую очередь поменяли режим работы служб, организаций, магазинов, оказывающих услуги населению. Их обязали работать в субботу, а также, чтобы рабочий день заканчивался не раньше восемнадцати часов. Всё это делалось для того, чтобы люди не отпрашивались с работы для решения личных вопросов, а решали их после работы или в субботу.
Андропов Юрий Владимирович дал толчок и в развитии теории совершенствования социалистического общества.
Шёл разговор и о том, что он собирался собрать международное совещание коммунистических и рабочих партий, так как в международном коммунистическом и рабочем движение наметился застой, и необходимо было его оживить. Но болезнь и смерть, видимо не дали ему осуществить задуманное. Андропов Юрий Владимирович умер, но и за этот небольшой промежуток времени он много сделал для нашей страны, а самое главное – он оправдал надежды народа. Шаль, что он так мало был у власти. Народ искренне жалел, что он умер и не довёл начатые реформы до конца.
Для меня время правления Андропова было характерно тем, что я был принят из кандидатов в члены КПСС.
Нового руководителя страны Черненко народ встретил с прохладцей. Надежды на мудрое руководство с его стороны у народа не было. Народ видел, как с каждым днём ухудшалось его здоровье, и все были в ожидание - в ожидание нового руководителя страны.
Я в эти годы надежд и ожиданий продолжал работу по совершенствованию нормативного метода планирования и учёта затрат, а также совершенствования внутризаводского хозрасчёта.
В 1983 году, после ухода на пенсию Табаковой Анны Ивановны и Березиной Маргариты Сергеевны, я провёл реорганизацию отдела. За два года работы я успел подготовить работников к необходимости реорганизации отдела. Поэтому реорганизация прошла для работников отдела спокойно.
С главным экономистом завода Омельченко Владимиром Терентьевичем я неоднократно обсуждал проблему совершенствования экономических рычагов в управление предприятием, что назрела необходимость по совершенствованию внутризаводского хозрасчёта. Он со мной согласился. Договорились с ним, что в 1984 году необходимо провести работу по совершенствованию внутризаводского хозрасчёта. Он со мной соглашался. Договорились с ним, что в 1984 году необходимо провести работу по совершенствованию внутризаводского хозрасчёта. Но, к сожалению, эту работу пришлось продолжать с Богатовым Евгением Михайловичем.
Владимир Терентьевич Омельченко после продолжительной болезни скончался. Начальником отдела труда и заработной платы был назначен Богатов Евгений Михайлович. Должность главного экономиста директор сократил. Экономические службы он напрямую подчинил себе.
Остапюк Владимир Григорьевич также поддержал начатую экономическими службами работу по совершенствованию внутризаводского хозрасчёта. В течение 1984 года эта работа была проведена.
В процессе работы у меня сложились хорошие деловые отношения с начальником отдела труда и заработной платы Богатовым Евгением Михайловичем, главным бухгалтером Богатовым Николаем Алексеевичем и начальником лаборатории научной организации труда Шишкиным Александром Семёновичем.
С Шишкиным Александром Семёновичем нас связывали не только производственные отношения, но и дружеские. Он родом был с Рязанской области. На три года был моложе меня. Окончил Рязанский радиотехнический институт. На многие политические и иные вопросы имел своё мнение. Умел его аргументировано обосновывать. Наши отношения стали ещё более дружескими, когда стали дружить уже и семьями. Вера подружилась и с его супругой Светой. От общения с ними наш внутренний мир стал богаче.
С Богатовым Николаем Алексеевичем и Шишкиным Александром Семёновичем у меня сложились нормальные взаимоотношения с первого дня совместной работы.
С Богатовым Евгением Михайловичем, после того, как он был назначен начальником отдела труда и заработной платы, у нас иногда возникали разногласия и небольшие конфликты. При малейших разногласиях он шёл к директору и жаловался на меня. Директору надоели его мелкие доносы на меня, и он решил поставить на место Евгения Михайловича. Однажды у нас с ним возникли разногласия по предоставлению данных для подведения итогов социалистического соревнования среди предприятий министерства. Евгений Михайлович, вместо того, чтобы спокойно со мной разобраться, решил потащить меня к директору. Я не стал сопротивляться и пошёл вместе с ним, чтобы при необходимости объяснить директору. Директор сидел за столом и просматривал корреспонденцию. Евгений Михайлович с порога сразу стал жаловаться на меня. Остапюк Владимир Григорьевич сердито поднял из под очков на нас глаза, стукнул кулаком по столу и громко сказал: «Что ты ходишь ко мне с жалобами? Вы что не можете совместно решить вопрос? Возьмите бутылку, распейте вместе, и чтобы больше ко мне с жалобами не ходил». Евгений Михайлович не ожидал  такого ответа от директора. Ничего не сказав, он задом, не развернувшись, вслед за мной вышел из кабинета директора.
Через несколько дней директор пригласил к себе Богатова Евгения Михайловича, Богатова Николая Алексеевича и меня. На этой встрече он дал нам понять, что наши три отдела должны работать слаженно и без конфликтов, так как от совместной работы наших трёх отделов во многом будет зависеть и работа завода.
Эта встреча действительно во многом помогла нам наладить слаженную работу, и Евгений Михайлович больше не ходил к директору с жалобой на меня и на главного бухгалтера.
Со временем у меня с Евгением Михайловичем сложились хорошие деловые отношения, переросшие даже в дружеские. Однажды, когда несколько руководителей технических отделов решили поставить вопрос о снятие его с должности начальника отдела, так как он не внедряет прогрессивные формы оплаты труда, и решили этот вопрос рассмотреть на партийном собрании заводоуправления, то я резко выступил на собрание в его защиту.
Я видел, что критика в его адрес не совсем обоснована и что эти руководители свои недоработки в работе решили свалить на Евгения Михайловича. Естественно я не мог промолчать и смириться с этой несправедливостью. Я резко выступил в защиту Евгения Михайловича и направил всю критику на плохую работу этих руководителей. Меня поддержал директор завода. В результате наших выступлений больше нападок на этом собрание в адрес Евгения Михайловича не было. На этом собрание как бы прошла проверка наших отношений на прочность.
В 1984 году я впервые увидел горы и море. В апреле месяце министерство электронной промышленности проводило совещание по ценообразованию в городе Орджоникидзе. На это совещание был приглашён и я. Проводил это совещание начальник Главного экономического управления министерства Стуколов Пётр Михайлович. На этом совещание я познакомился с заместителем начальника Главного экономического управления министерства Кузьминым Александром Ивановичем. Познакомил меня с ним начальник лаборатории цен Багин Владимир Петрович. На этом совещание я познакомился с работниками отдела цен министерства и начальниками лабораторий цен. На этом совещание кроме основной части была и культурная часть. Один день ездили в горы. Горы оставили богатые впечатления и ощущения от увиденной красоты. Большое впечатление оставил портрет Сталина Иосифа Виссарионовича, нарисованный на камне и слова Жукова Георгия Константиновича написанные под портретом: «Сталин И.В. для нас был великим авторитетом». Заключительной частью совещания стал торжественный ужин в ресторане. Кавказцы – народ гостеприимный. Во время торжественного ужина произошёл небольшой конфликт. Руководитель предприятия города Орджоникидзе, на базе которого проходило совещание, произнёс тост за Стуколова Петра Михайловича. Налили в хрустальный рог около пятисот граммов водки и стали требовать, чтобы он выпил всё до дна. Пётр Михайлович изменился в лице, было такое ощущение, что он растерялся и не знал как себе вести. На несколько секунд установилась тишина. Все смотрели на Петра Михайловича и также как и он, были в растерянности и не знали, как помочь ему выйти из сложившейся ситуации. Кто был рядом с ним, пытались помочь и часть водки из рога выпить за него, но не тут-то было. Кавказцы закричали: «Нет, Петр Михайлович ты обязан выпить сам, а иначе ты нас обидишь». С трудом удалось уладить сложившуюся ситуацию.
Море я увидел во время отпуска. Я и Вера решили во время отпуска сплавать на теплоходе по маршруту Москва – Ленинград. За путёвкой в профком завода я обратился уже поздно. Поэтому нам достались путёвки в четырёхместной каюте, расположенной в трюме. В итоге это оказалось и не так уж и плохо. Я и Вера в каюту приходили только спать, а всё остальное время находились на палубе. Впечатлений от поездки осталось очень много, особенно от Ленинграда.


Рецензии