Палестина, 1947 г

Перевод транскрипта передачи All Things Considered, вышедшей в эфир 2009-08-08

****

Итак, дело происходит в Палестине. Повстанцы в борьбе за независимое государство подкладывают бомбы и убивают невинных людей. Они хотят покончить с оккупацией. Звучит вполне знакомо, но это 1947 год. И террористы борются против британского правления, чтоб установить Еврейское национальное государство.

Это фон, на котором разворачивается сюжет новой книги «Шляпа майора Фаррана», британского историка Дэвида Сезарани (David Cesarani,"Major Farran's Hat" ). После долгого ожидания ключевые английские архивы того времени открыты. И его книга возвращает читателя к давно забытому убийству, которое, по утверждению Сезарани, послужило важным фактором, приведшим к созданию государства Израиль. В 1947 году Британия все еще контролировала территорию Палестины.

Профессор ДЭВИД СЕЗАРАНИ:

- Для Британии маленькая Палестина была стратегически важной территорией на Среднем Востоке. Неприятность, однако, заключалась в том, что палестинские евреи, а верней, евреи всего мира, верили, что Палестина должна стать еврейским государством. Тысячи людей переживших гетто и лагеря смерти отчаянно хотели добраться до земли, обещанной им Британским правительством в 1917 г. в Декларации Балфура. Но Британское правительство в то время было гораздо более заинтересовано в умиротворении вновь возникших арабских государств, владевших нефтяными залежами.

Министр иностранных дел Эрнест Бевин пришел к выводу, что надо остановить иммиграцию евреев. Это привело к возмущению евреев в Палестине. Вооруженные подпольщики начали мстить британским оккупационным войскам и сделали их жизнь невыносимой.

ВЕДУЩИЙ:

- И англичане должны были найти выход как бороться с восставшими. И, как вы пишете, самое высокое руководство решило направить человека по имени Рой Фарран, майор Рой Фарран, которому поручили возглавить специальное подразделение против террористов. Расскажите немного о нем и его миссии.
 
- Рой Фарран был оним из самых заслуженных офицеров Британской Армии. Это был прирожденный вояка. Он был взращен как воин и, я думаю, служба еще более ожесточила его. Он себя представлял кем-то вроде Мессии, который всегда прав и может решить любую проблему, используя быстрые и жесткие акции.

- Майор Рой Фарран, конечно, центральная фигура. Но в центре сюжета исчезновение и, видимо, убийство 16-летнего мальчика. В последний раз его видели в Мае 1947 года, когда он распространял памфлеты на улицах Иерусалима. Его звали Александр Рубовиц. Кто он был и что с ним случилось?

- Александр Рубовиц принадлежал к поколению, которое выросло во время Британской оккупации и верило, что евреи в Европе были преданы и вырезаны, и которое отчаянно хотело создать еврейское государство.
6 го мая 1947 года одно из подразделений Фаррана выследило Александра Рубовица, когда он пересекал Рехавию; это элегантный район Иерусалима с бульварами и домами с балконами. И женщина, стоящая на балконе, заметила молодого парня, которого скрутили и потащили к машине британской полиции. Дверь захлопнулась, машина уехала и больше Александра Рубовица никто никогда не видел.

- И улики в конце концов привели к майору Фаррану, шляпа была найдена на том месте.

- Дети, игравшие неподалеку, увидели шляпу на дороге. Они принесли шляпу в полицию, и ее послали на судебную экспертизу. Внутри на ленте было выведено чернилами: Фарран. Когда эта информация проникла в прессу разразился скандал, потому что очень быстро пресса вышла на Роя Фаррана и его полицейский отряд.

- Исчезновение Александра Рубовица отозвалось террористическими актами. Одной из групп удалось послать бомбы в письмах к членам Британского парламента. Они даже изобрели плащ с бомбами в подкладке.

- Надо сказать, что еврейские террористы, которые оперировали за пределами Палестины, вероятно были первыми современными международными террористами. Они были пионерами многих современных видов терроризма: бомбы в письмах, импровизированные взрывные устройства. Они наводили ужас на англичан, потому что умудрились забросить бомбовых умельцев в Соединенное Королевство. Они проникли в то, что мы теперь называем Государственную Безопасность.

- И была реакция на это в 1946-47 гг в Британии.

- Да. Всего пару лет после освобождения из концлагерей британскими солдатами, американскими солдатами, появились толпы на улицах Британии, атакующие синагоги, оскверняющие кладбища. Британские фашисты снова обрели силу, благодаря возмущению людей, которые не могли понять, что случилось.
Совсем недавно английские солдаты отдавали последние силы, чтоб освободить Европу, освободить евреев от нацистской тирании, и вот евреи атакуют британские силы в Палестине. Они не понимали непреодолимого желания евреев иметь свое государство. И они испытывали горечь и гнев от того, что евреи кусают руки, которые их спасали.

- И майор Рой Фарран персонифицировал этот гнев. Он признался, что выкрал Александра Рубовица. И он сбежал из Палестины, чтоб избежать наказания. Но потом он вернулся и был судим военным судом.

- Суд был абсолютным фарсом. Все критические свидетельства, кроме шляпы, были забраны. Защитник Роя заявил, что шляпа в лучшем случае непрямая улика. Рой не был наказан. И когда было объявлено, что он невиновен, еврейская община в Палестине пришла в ярость. В их глазах британское правление потеряло последнюю каплю законности.

Я думаю было много соломинок, которые сломали хребет британского верблюда, но, я думаю, что похищение Рубовица было наиболее эмоциональным. Оно задело живой нерв. И Британия, под обстрелом евреев всего мира и тех, кто им симпатизирует, выбросила белый флаг. ООН обсуждала этот вопрос и проголосовала за создание еврейского государства.

- Интересно, предлагает ли ваша книга надежду на будущее для Израиля и Палестины. Я имею в виду, что ваша книга в основном о еврейских террористических группах, которые в конце концов влились в демократическую систему. Есть ли параллели?

- Одна из причин, которая заставила меня взяться за этот предмет - это волна анти исламизма в Британии после 911, после бомб в Лондонском метро. Я хотел посмотреть как британцы реагировали на еврейский терроризм после Второй мировой войны. И очень много горького сходства в том, как поднялась волна исламофобии сейчас и волна антисемитизма тогда в ответ на атаки еврейских террористов.

Но я думаю, что есть и повод для надежды в истории Роя Фаррана и трагедии Александра Рубовица Мне хочется думать, что мусульмане, иудеи, христиане смогут мирно жить вместе, как сейчас живут евреи в Британии и им удастся позабыть распри.

- Спасибо профессор Дэвид Сезарани. Профессор преподает историю в Лондонском Университете.

****

Запись беседы находится здесь http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=111630824


Рецензии