Гематоген. Быль

Получилась лишь только половина фотографии. Жаль.               

Я сижу на небольшой скамейке у себя на даче. Конец августа.Скоро первое сентября. В саду да и в домике много работы. Я приустал, ведь мне уже под  50. Рядом  с цветником  мой   шестилетний внук Димка играет с нашей собакой.  Первого сентября  он пойдёт в первый класс школы, в которой  учились и мы с  его бабушкой,  Ириной Васильевной, и оба наши сына: Сергей и Василий.

Лучи солнца резвятся от души. Так и норовят попасть мне в глаза. Димка весело смеётся, а  наш Баксик повизгивает  и всё время переворачивается  на спину для того, чтобы внук почесал ему брюшко.

Первого сентября  рано утром я войду в комнату Димы, усажу его на маленький стульчик и расскажу ему то, что рассказывал обоим свом сыновьям  перед их первым уходом в школу. Рядом будет стоять Ирина, и в третий раз будет слушать мой рассказ, а потом подойдёт ко мне, поправит галстук и скажет: «Ну, идите же, а то опоздаете. В добрый час!» И, конечно, поцелует  Димку.

А расскажу я своему внуку вот о чём.

В детстве мы жили с Ирой  в одном доме на одной площадке. Я был вот таким же, как Димка, вихрастым и улыбчивым. Кроме этого я слыл большим непоседой и озорником. Ира была, наоборот, очень серьёзной девочкой. Папа Иры был офицером и служил в Военкомате.
Он часто давал Ире по рублю и, когда мы шли из школы, то заходили в угловую аптеку, где Ира покупала гематоген. Это большая сладкая плитка, которая по цвету и вкусу напоминала
шоколад. Она отламывала нам с Петькой,который с первого дня  стал моим лучшим школьным товарищем,по кусочку, клала себе в рот маленькую дольку и мы, счастливые, шли дальше.

Иногда гематоген покупал Петька. Тогда он гордо смотрел на меня, отламывал самый большой кусок Ире, а я получал самую маленькую дольку.

Я же никогда не мог купить такую плитку. Когда мне было четыре года, умер мой отец, и мы жили втроём с бабушкой и мамой. Денег
в семье было мало. Каждая копейка была на счету.

В понедельник утром мама давала мне металлический рубль, при этом всегда говорила:
«Бориска, отдай обязательно эти деньги Валентине Ивановне. Да, смотри, не потеряй, а то всю неделю будешь голодным». Этот рубль я сдавал нашей молоденькой  учительнице, а она все, полученные от ребят, деньги, складывала в несколько горок на учительском столе.

На второй перемене мы шли в столовую и там Валентина Ивановна, пересчитав деньги, сдавала их буфетчице, а нас усаживала за длинный стол, на котором всегда стояла табличка «1-В».

Так было и в тот злосчастный понедельник. Только наша учительница дольше, чем всегда, задержалась за буфетной стойкой, а потом послала Иру за своей сумочкой. Получив её, она достала один рубль и после того, как мы поели, отдала буфетчице. Та сказала: «Вот теперь всё в полном порядке». Я, конечно, знал, в чём дело. Валентине Ивановне не хватило одного рубля, так как этот рубль на первой перемене со стола взял я. Как всё легко разрешилось!

После школы, как обычно, мы шли втроём. Зашли в аптеку. Я достал рубль. Петька посмотрел на меня удивлённо. Я купил гематоген, разделил на три равные части. В глазах у Петьки появились искорки восторга, а я подумал: «Смотри, Петька, и знай наших! Вот, как поступают честные люди!».

Дома я сразу же забыл и про рубль, и про гематоген. Делал уроки, затем с мальчишками из соседнего двора играл в футбол. Вечером долго читал маме вслух. Перед сном мама меня, как всегда поцеловала в лоб и ушла в бабушкину комнату, а я сразу заснул.

На следующий день первым уроком был урок чтения. На доске крупными буквами были написаны две пословицы:
   
За чужим погонишься, своё потеряешь.
Береги платье снову, а честь смолоду.
   
Валентина Ивановна долго рассказывала нам о смысле этих пословиц.

После урока я подошёл к учительскому столу, посмотрел прямо в глаза своей первой учительницы и сказал: «Простите меня, Валентина Ивановна. Это, когда я проходил мимо Вашего стола, рубль  сам к моей руке прилип». Валентина Ивановна улыбнулась и ответила:

«Руки у человека всегда должны быть чистыми, тогда к ним ничто не прилипнет».
   
Через несколько дней именно об этом я и расскажу своему внуку Диме  и, как своим сыновьям, добавлю:

«Береги, Дима, платье снову, а честь смолоду».

Спасибо Валентине Ивановне.


Рецензии
Светлана! Интересная миниатюра, освежившая мою память В моем послевоенном детстве гематоген тоже играл большую роль. КонФет не было, так лакомились гематогеном. Спасибо.

Дмитрий Тартаковский   16.08.2009 09:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за добрые слова. Открыла Вашу страницу и поняла, что к Вам в гости надо приходить, имея запас времени. На днях приду обязательно. Дальнейших Вам творческих успехов. Светлана.

Светлана Бугрышева 2   16.08.2009 09:31   Заявить о нарушении