Москва - город деликатесов

         
Небоскребы раздвинув,
Несется душа,
Чтоб еще раз взглянуть на Россию.
Стахан Рахимов

         Привет из России!
Дорогая Тамара,  здравствуй!
        Ты только мечтала побывать когда-нибудь на Родине, а я вот взяла, да и приехала!
Ты просишь писать тебе много и подробно. Ладно. Буду писать, что вспомню - не по порядку, конечно.
        Впечатлений? Полно!
        Слушай, ты когда-нибудь видела, как дерутся лошади?
Вот и я раньше не видела.
        А как это меня угораздило попасть на лошадинные разборки - ты спросишь - когда я только неделю назад из Америки приехала.
       Запросто!
       Вечно со мной какие-то непонятные истории приключаются.
       К лошадникам я попала так.
       Мою племянницу, у которой я сейчас живу, пригласили на обед. Она, как и твоя невестка, - ветврач. Друзей у нее много, особенно среди любителей - собаководов. А у них все не как у людей: человека вылечат - пациент едва имя-отчество врача потом вспомнит. А когда ветврач любимую собаку поднимет - он потом другом семьи на всю жизнь становится.
- И что же у тебя с ними общего, кроме пристрастия к хорошей еде? - Спросила я.
- Общего? Самое главное - мы все любим природу и обожаем животных. А это - больше, чем достаточно!
    Так вот…
    Пригласили племянницу, а она меня с собой прихватила - просто на хороших людей посмотреть и вкусно поесть.
Я была рада случаю побывать в русской семье.
Пока собирались, племянница рассказала немного о пригласившей нас семье.
Пишу дальше.  Там такой расклад.

     Глава семьи - Константин Сергеевич - пенсионного возраста, но все еще работает в большой строительной кампании. Его очень ценят. Молчун, каких поискать - не найдешь! Если за вечер два слова скажет - считай, хороший урожай. Но все друзья его обожают.
Жена - Ольга Ивановна - прямая  противоположность ему. Всегда поговорит и даст совет.  У них один взрослый сын - Андрей.
    Самый близкий друг Константина Сергеевича - Кузьмич. Еще Вика рассказала: (как ты помнишь, мою племянницу Викой зовут), он -  интересный человек: такой это образованный эрудит, под деревенского мужичка косит, что у него очень хорошо и получается. Даже анекдот с бородой - и тот за свежинку выдаст. Бывать в компании с ним - очень забавно.
Обед начинался в два часа дня. Не так, как  в Америке - в семь часов вечера.   Привыкну!
Мы с племянницей приехали за 15 минут до начала. Вышли из лифта - на всю лестничную площадку разносился запах мясных и капустных пирожков. Помнишь?!..
    Двери открыла Ольга Ивановна - хозяйка дома.
- Костя, Виктория Александровна пришла! - крикнула она вглубь квартиры и обняла мою племянницу. Вслед за Ольгой Ивановной подскакивая,  стремглав неслась громадная овчарка, размахивая хвостом от возбуждения и радости.
     Я испугалась до смерти и отступила назад.
- Не бойтесь, - успокоила меня Ольга Ивановна, -  наша собака отличает своих от чужих. А вообще - она гостей любит.
Мы прошли в столовую. Хозяйка представила нас собравшимся там мужчинам, которые  вели оживленный разговор.
Ольга Ивановна повернулась к нам и спросила:
- Как вы думаете, о чем они говорят все это время ?
Мы с племянницей переглянулись.
- Ни за что не догадаетесь! - засмеялась Ольга Ивановна. - Вот уже битый час рассуждают, как делать рыболовные снасти своими руками, - и, повернувшись ко мне, добавила: - У нас вы наслушаетесь баек у костра.
- Мой муж - идеальный мужчина, - поведала она мне почти шепотом. - За всю супружескую жизнь мы с ним ни разу не поссорились. Ему просто некогда: он то на рыбалке, то на охоте.
       А представляя меня своему мужу, она сказала:
- Эту женщину самолет доставил на 40 минут раньше расписания. Это рассказала нам Ваша племянница, которая Вас и встречала.
- А это - наш Кузьмич, - представила она меня другу семьи, о котором я уже была наслышана от Вики.
      Он  был ладно скроен и крепко сбит.
- Никодим Кузьмич распоряжается разрешением студентам на бракосочетание. - Добавила Ольга Ивановна.
- Новое законодательство? В Загсе?-спросила я.
- Нет, он преподает сопромат в строительном институте. Каждый студент знает: сдал сопромат - можно жениться!
Никодим Кузьмич - среднего роста,  очки в роговой оправе, приветливая улыбка.
- Добро пожаловать, добро пожаловать! - сказал он мне, тряся мою руку. - Только заморского чудища нам и не хватало! -
- Ну и приветствие! - подумала я.- И кисло улыбнулась в ответ.
Знаешь, Тамара, тут никого не колышит, что я из Америки. Что я им могу нового рассказать, когда они по ТВ “National Geographic” да сериал о Сурикатиках смотрят?!
Ну, так вот…
      Дальше она представила меня Олегу Викторовичу. Он галантно поклонился.
Их друг Олег Викторович - около 50-ти - с седыми усами и пристальным взглядом.
Он - Сисадмин  -  системный администратор -  и ему подвластны полторы тысячи компьютеров на работе. Имеет собственную лошадь. В дополнение конному спорту занимается дайвингом. Искренне верит в перенасиление Земли и в то, что людям придется искать пристанища на других планетах. И, наверно, тайно готовится к этому.
        Сама Ольга Ивановна посещает шестимесячные бухгалтерские курсы в Высшей Школе Экономики, по окончании которых она получит Диплом о втором высшем образовании. Объяснила нам, что такое «Скрытое повышение цен» на примере баночки с «Икорным маслом».
       Андрей - единственный сын Ольги Ивановны и Константина Сергеевича - экономист, сдержанный и молчавый, как и отец.
       Наташа - жена Андрея миловидная женщина, глубоко верит в Гороскопы и Натальные карты и даже время от времени посещает ясновидящую со звучным именем Леокадия.
      Короче - все заняты под завязку!
     Удовольствие от общения полное.
              Перезнакомила она нас всех и предложила нам перейти на женскую половину, то есть - на кухню.
Там мы познакомились с женой Андрея - Наташей и ее двумя девочками - Ксюшей восьми лет и Настей пяти лет.
Девочки, переминаясь с ноги на ногу, с нетерпением ожидали, когда им доверят поднос с маленьким круглым тортом. Витиеватая надпись на торте гласила:
«С Днем рождения, дедушка!»
- Ольга Ивановна, что же Вы не сказали, что у Константина Сергеевича день рождения!? Это же праздник!
Ольга Ивановна засмеялась.
- Мой муж говорит, что жизнь сама по себе уже каждый день праздник. Вот так мы и живем.
Девочкам уже, наконец, вручили поднос. Ксюша и Настя  из кухни вынесли на маленьком
подносе торт, и направляясь к деду, пропели на английском языке:
«Happy birthday to you, дорогой дедушка!»…
И затем протанцевали «странный танец», которому научились еще в детском садике, потом расцеловали любимого дедушку, после чего все стали рассаживаться за стол.
       Вид разнообразных закусок напомнил мне наш вчерашний поход в местный супермаркет. Это было запланировано Викой для меня как поход по достопримечательностям.
Чего там только не было!
      Такое впечатление, что москвичи не просто едят здоровую и вкусную пищу, а питаются исключительно деликатесами, соперничая друг с другом в придумывании самых экзотических названий этим деликатесам.
      Такого изобилия продуктов и такой дороговизны Москва, наверно, отродясь не видывала!
      Один рыбный отдел чего стоит: увидишь - не забудешь!
Масло “Икорное”.- (Как прозрачные бусинки вкраплены красные икринки).
Лосось с ананасом.
Сельдь по-царски.
Сельдь с дымком.
Красная икра под названием:
«Лабиринт» (Ну, надо же придумать такое название, да еще большие деньги за это платить!)
«Лукоморье»,
«Красное золото»,
«Алый жемчуг»,
Лососевая зернистая  - «Златоглавая».

А сыры…
«Российский»,
«Сливочный (особый)»,
«Сметанковый»,
«Адыгейский»,
«Сулугуни».
Нежно розового цвета сыр плавленный с
креветками - Карат.

А маленькие сырокопченые колбаски -
«Пивчики» - толщиной с палец!

Выпечка!..
«Чебуреки»,
«Хачапури»,
«Ачма».
Ну, и другие вкусности - разности:
«Мед с орехами», например.

      А сок, Тамара, сок! 
      Представляешь - такая двухлитровая бадья ананасового сока под названием «Моя семья»! Во жмут!
Молоко - раздолье, как говорится, молочные реки.
«Можайское» - вкус… Обалдеть можно!
Молоко «Бабушкина крынка»,
Молоко «Вкуснотеево» - 6 % жирности.
А пенки с молока!.. Снимешь в чашку - ложка стоит!

      Хотя в этой семье пили очень умеренно, наш эрудированный мужичок Кузьмич заметно порозовел, повеселел и стал настойчиво задирать и вызывать на разговор Константина Сергеевича, что было довольно сложно сделать.
      Кузьмич по-хозяйски, уверенным жестом придвинул поближе к себе овальное блюдо с
селедкой, нацелился вилкой на кусочек рыбы и пропел.
     (Тамара, не рассказать тебен все это в подробностях - я просто не могу!)
И пропел:
- Астраханский хвост селедочки
И полштофа сладкой водочки-и!
- Дедушка, - спросила Ксюша ( надо тебе заметить, Тамара, что Ксюша - очень любознательный ребенок!),придвигаясь поближе к Константину Сергеевичу, - а что такое «полштофа»?
- Сейчас мало пьют - слово вышло из употребления. Это устаревшее понятие, Ксюша. - Ответил Константин Сергеевич.
    Не преминул вставить и тут свою реплику Кузьмич:
- Да, да, - съехидничал он, - такое же устаревшее , как слово «совесть» - по определению нашего современного сатирика.
Тамара, у них сатириков много - есть над чем посмеяться вечерами у телевизора!
- Ну, не скажи, Кузьмич,  - отозвался  Константин Сергеевич, - (достал его все-таки наш деревенский эрудит!!).
- Ну, не скажи, - повторил он, - совесть у нашего народа всегда была! И она еще проснется рано или поздно.
- Ага! «Happy birthday, дедушка!» - Засмеялся
Кузьмич.
- Английский-то? - Задумался Константин Сергеевич - Это ничего! Пускай развлекаются ребятишки до поры, до времени.
В разговор вступила Ольга Ивановна.
- Мы - коренные москвичи в пятом колене.
По- хорошему и доброму взглянув на жену, Константин Сергеевич добавил:
- И мои предки Родину защищали. Дед под Сталинградом врага держал, прапрадед вместе с Кутузовым Наполеона из Москвы гнал.
       Промолчать Кузьмич не мог:
- А-а-а! Вот, кто, оказывается, Москву-то подпалил - твои предки! - воскликнул он.
- Знаешь, что я тебе скажу?!..- Выдохнул Константин Сергеевич.
      Дверь распахнулась и Наташа внесла в комнату грибную солянку.
Разговор утих.
     (Тамара, если бы только видела , что подали с этой солянкой!)
      А  подали к ней маленькие мясные пирожки - расстегайчики. На верхней корочке такого пирожка было маленькое отверстие, в которое наливается растопленное сливочное масло, от чего мясная начинка внутри, пропитавшись,
становится более сочной и вкусной.
     Солянка с белыми грибами имела большой успех.
    (Тамара, солянка - это такая вкуснятина, что не жалко специально на самолете из Америки  прилететь, чтобы русского супа отведать!)
- Ольга Ивановна, можно еще добавочки? - Попросила Вика, передавая свою тарелку хозяйке дома.
- Конечно, конечно! - Отозвалась Ольга Ивановна.- И налила Вике в тарелку со всей щедростью хлебосольной русской души.
- Я так люблю суп, что готова его есть на первое, на второе и на третье - вместо компота, - сказала Вика, принимая тарелку.
- А в Вашей Америке так суп не едят! - Сказал Кузьмич, дожевывая расcтегайчик.
     (Тамара, я испугалась, что меня сделают ответственной за все деяния Америки и пришлось отбиваться.)
- А почему это - в моей?! Я за нее не ответчик. Она такая же моя, как и ваша!
Вы, наверное, вокруг плохо смотрите. Новые надписи не читаете. Я приехала - прямо поразилась: «Дом» у вас стал «Хауз», «Город» - «Сити», «Банк» - «Хоум-Кредит», так что - «Happy birthday to you » тоже, Кузьмич!
         В это время Наташа внесла на подносе     жаркое в  расписных глиняных горшочках. И разговор, естественно, прекратился.
        Деревенский эрудит Кузьмич, увидев глиняные горшочки, вспомнил свою соседку на даче в деревне - она расписывала такие горшочки и обжигала в печи.  И он рассказал нам рыбацкий анекдот, как бы, случай из ее жизни.
       Рассказывает он очень потешно, имитируя детское произношение и гримасничая.
- Сидит она, работает, некогда ей смотреть за маленькой дочкой. Вот и просит она своего сынишку:
- Сережа, возьми сестренку на рыбалку.
- Не возьму, - отвечает сын.
- Ну, Сереженька, пожалуйста, возьми. Видишь, у меня работы много.
- Не возьму! - Нахмурился сын.
- Ну , пожалуйста… - повторяет мать.
- Да… - отвечает сын. - Прошлый раз, пока я удочку закидывал, она у меня всех червяков из банки съела.
Тамара, ты представляешь - во время обеда рассказать такой анекдот… Эти люди настолько близки к природе, что их ничто не шокирует.


- Кстати о птичках…- сказал Олег Викторович, будто, что-то вспомнив. - Надо не забыть Люде на конюшню захватить строгую уздечку - обещал для ее новой норовистой лошади. У меня в гараже валяется.

       Ты такой ненасытный книголюб, Тамара - читаешь все подряд. Познакомлю тебя отсюда с одним интересным автором. Запиши фамилию и его книгу - Федор Кудрявцев «Большой приз».
Конечно, лошади очень умные животные. Преданные и благодарные. Но им никогда не понять, как человек может манипулировать этими их  качествами, чтобы добиться своих целей.
         Автор книги во время революции служил в конном полку, так что все его рассказы из его личного опыта. Один из его рассказов о том, как они однажды закупили лошадей в Канаде. А приучить их подчиняться и работать - оказалось довольно трудным делом. И вот, красноармейцы решиши привлечь на помощь цыган. Они, как известно, повадки лошадей знают хорошо.
        У одного красноармейца была лошадь особенно норовистая - накакого сладу с ней не было.
      Никакими путями не удавалось наладить с ней отношения. С нее и начали.
     Цыгане предложили хозяину следующий сценарий: вывести лошадь в поле, привязать и оставить ее одну, а самому хозяину уйти, чтобы лошадь его не видела и не считала его участником.
    У лошадей очень хорошая память.
    Цыгане окружили лошадь и стали нещадно ее бить кнутами (в чем они мастера) и не выпускать из своего круга.
   По их замыслу вскоре должен был появиться хозяин, громко закричать, начать ругаться на цыган и разогнать обидчиков, то есть - играть роль спасителя своей лошади. Затем взять лошадь подуздцы, напоить подслащенной водой и приласкать - потрепать ласково по шее.
         После такого представления строптивая лошадь превращалась в лучшего друга своего хозяина.
        А зачем цыгане выли волком? Тоже один из методов укрощения норовистых животных.
       Лошади знают, что такое волки.
       Столько всего написано, а люди все бегают в суматошных поисках того, чего они еще не знают и, что, может, им никогда не пригодится.
      Казалось бы, ну, зачем мне знать, что цыгане
умеют выть, подражая волкам?
     А прочтешь такой рассказ и начинаешь лучше понимать, до каких приемов люди додумываются.
     После обеда бывает концерт. Был он и у нас, правда, состоял из одного номера:
по настойчивой просьбе гостей Андрей исполнил свой, видимо, коронный номер - просвистал под музыку «Соловьиное танго». Талант - не уступает «Хору Турецкого»!
     Тамара, ты как музыкант дала бы ему самую высокую оценку.
    Я получила удовольствие

Обед подошел к концу. На третье подавалась клубника со взбитыми сливками.
- После обеда нас ждет сюрприз, - заговорческим шепотом сообщил мне Кузьмич. - Нас повезут в самое прекрасное место.
- Наверно, в Большой. - промелькнула мысль. И я улыбнулась в предвкушении удовольствия от русского балета.
 После небольшого перерыва Константин
Сергеевич встал и коротко объявил:
- Поехали!
- Куда?- спрашиваю я Кузьмича. - В Большой или на Таганку?
- Лучше! - Восклицает Кузьмич. - В Боброво! На конюшню!
- Куда?! - пересспрашиваю я с удивлением.
- К Люде. На конюшню.- Улыбается Кузьмич.
Я разочарована. Так обмануть мои ожидания!
Только этого мне не хватало: зрелища стойл и запаха конского навоза.
- У нее 60 лошадей. - Добавляет Кузьмич.
- Тем более, - думаю я. - Неужели не нашли ничего лучше, чем показать русскую конюшню. Нашли, чем похвастаться!
Настроение мое испорчено. Но не отставать же от
компании - выбора у меня нет. Встаю из-за стола и направляюсь вместе со всеми к выходу.

        Наш добровольный гид Кузьмич объясняет, что существует два вида конного спорта: прогулочный и спортивный.
       Хозяйка конюшни, куда мы сейчас едем - Люда. Справляется со своей работой лучше любого мужчины. У нее есть стойла для лошадей - денники, их около сотни, и учебные манежи - левады. Их тоже много. Для занятий в школе верховой езды.


        Дорога в Бутово прекрасна, скорость небольшая из-за лежащих в небольшом расстоянии друг от друга отдалении «полицейских». Их здесь много.
        Проезжаем мимо небольшой белой церкви.
В нескольких метрах от нее - указатель, на котором написано, что это - «Историческое место».
          Я попросила Андрея притормозить и, не выходя из машины, мы прочли:
 «Памятник Истории - «Бутовский полигон».
Место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. 30-50 -х годов ХХ столетия.»
          Поехали дальше мимо трехэтажных дачных домов новых русских. Некоторое время ехали молча. Ксюша тихонько тронула за плечо дедушку Костю и спросила:
- Дедушка, а что такое «репрессии»?
        Надо тебе сказать, Тамара, что Ксюша - не тольео любознательный любознательный ребенок, но и задает много серьезных недетских вопросов.
Константин Сергеевич помолчал немного, прокашлялся и ответил:
- Я тебе дома объясню, Ксюша. Это - долгая история.
        На повороте дороги я оглянулась назад - на церковь, на кирпичные коттеджи новых русских и на стоящий между ними указатель - «Исторический памятник».
       Минут через 10 мы подъехали к конюшне. Охранник открыл нам ворота и мы медленно въехали на территорию.
      Сразу было видно, что конюшня содержится в образцовом порядке.
     Люда - хозяйка конюшни правит своим бизнесом с любовью и строгостью.
     Мы прошли в чистоте и прохладе конюшни вдоль денников, где на каждом была табличка с данными о лошади, живущей тут. 
Взгляд остановился на знакомых английских буквах, которыми было выложено из керамических пластинок “VOLGA” и «ELKA».
            При выходе из конюшни -  бочки с питьевой водой для лошадей.
           Заглянули в маленькую кухонку с холодильником и электрической плиткой.
- Кофе? … Чай?… - прошел в кухню по-хозяйски Кузьмич и заглянул в вечногорячий электрический чайник, который был наготове и полон кипятка.
Я отрицательно помотала головой.
- Мне бы водички.
Кузьмич налил мне полную до краев чашку воды и сказал:
- Воду для людей привозят им из артезианской скважины пятидесяти метров глубиной.
Вода была холодная и редкостной вкусноты.
      Вышли из конюшни и остановились в ожидании лошадей.
      Мужчины поедут в поле на конную прогулку, а мы будем  издали смотреть на них - дальше на машине проехать нельзя, только верхом на лошади или пешком. Туда ведут узкие тропинки.
Вдруг Кузьмич прямо расцвел улыбкой.
        Навстречу нам шла девушка с конем на поводе редкой золотисто- соловой масти.
       Ты не подумай, Тамара, что уже тогда я была прям уж таким спецом по лошадиным окрасам! Все эти знания ко мне пришли потом.
   - Это идет наша Дуня.
- Дочь хозяйки конюшни. - Добавила Ольга Ивановна.
- Сейчас мы Вас  познакомим. - Сделал шаг по направлению к Дуне Кузьмич.
        Конечно, Тамара, все для меня здесь было новым и необычным, а знакомство с Дуней было приятной неожиданностью - передо мной стояла самая настоящая   русская красавица: светлые волосы, зеленые глаза с пушистыми ресницами, нежный овал лица.
       В ушах ее поблескивали серьги с прозрачными сиреневыми камушками из аметиста.
- А Вы не боитесь падать с лошади? - вместе с приветствием спросила я у Дуни. Видимо, это был самый волнующий меня вопрос, который я и задала.
- Конечно, страшно. Но мама говорит:
- Неважно, сколько раз упадешь, важно - сколько раз встанешь.
Девочки-инструктора подвели к нам оседланных лошадей.
Мужчины приняли поводья, взобрались на лошадей. Дуне подвели коня по кличке Пламенный.
         Конники тронулись в путь.

          До поля  добрались почти одновременно с ними. Выйдя из машины, мы  наблюдали за нашими всадниками.
         И тут прямо перед нами разыгралась страшная сцена.
        Сорвавшись с привязи на бешеной скорости мчался гнедой жеребец наперерез Пламенному с Дуней в седле.
      Началась драка между двумя жеребцами.
Дуня - опытная наездница - прекрасно знала повадки этих животных и пыталась всеми силами взять ситуацию под контроль. Но это ей не удавалось.
Зрелище было ужасное: они вставали на дыбы, били друг друга копытами, кусали за шею, за ноги. По жестокости и коварству приемов лошади нисколько не уступают людям - дерутся злобно и остервенело.  Смотреть, на это,прямо скажем, не для слабонервных!
Пламенный встал на дыбы, резко опустился на
передние ноги и вскинул в воздух задние копыта, чтобы достать Фарта.
       Дуня не удержалась и упала с лошади.
Наши конники до того кружившиеся около дерущихся лошадей, пытались их разнять, что им пока не удавалось.
     Только теперь они получили эту возможность.
     Фарт взбрыкивая, издавая победные звуки, умчался в поле.
    Дуня сделала несколько попыток подняться с колен, но не смогла.
Прикусив губу от боли, слегка натянув уздечку Пламенного, она встала с колен,
 постояла секунду, как бы присматриваясь, потом закинула уздечку на спину коня и, ухватившись обеими руками за гриву, резко двинулась всем корпусом вперед, легко подпрыгнув, в мгновенье ока,  оказалась снова на коне.
           К ней присоединились остальные всадники.
           Перед нашими глазами простиралось безбрежное зеленое поле…
          Небо было ясное, чистое…
          Казалось, в воздухе звучала музыка есенинских стихов:               
                Кто увидел хоть однажды
                Эту синь и эту гладь,
                Тот потом березке каждой
                Ножку рад поцеловать.









 











26


Рецензии
Очень интересный, и действительно, деликатесный рассказ. И расстегайчики, и грибная солянка, и прекрасные лошади, и тем более - есенинский финал.

Елена Тюгаева   18.08.2009 07:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Рада, что Вам понравился рассказ и расстегайчики.
Почитайте еще про Красную икру.
С уважением и теплом.
Элеонора

Элеонора Шпигель   18.08.2009 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.