Камешек

Детско-юношеский звон и лукавый взгляд искоса задавали мне обычные досужие вопросы. Юная птаха юлила из стороны в сторону, страстно желая выведать у меня какой-то секрет. Интуиция нашептывала мне, что этой девочке-подростку во что бы то ни стало надо узнать, что же такое случилось, что так изменило меня. Что заставило смотреть на некоторые вещи иначе, что сделало мои наряды и речи такими взрослыми и сдержанными, что придало моему голосу неуловимую уверенность? Девочка догадывалась о причине и откровенно весело щебетала. Я же краем глаза заметила ее неразумные мечты, но не подала вида.

-Я так завидую тебе – ты такая счастливая, - протягивая гласные, сказала она, - Ты любишь и любима, это ведь так замечательно. Конечно, тебе не легко, но, все равно. Иногда, смотрю на тебя и так хочется влюбиться самой! – она мечтательно подняла глаза куда-то к небесам, при этом продолжая дрыгать ногами.

Мне было очень неожиданно услышать такие рассуждения о своих чувствах. Наверное, год, а то и больше, прошел с моей восторженной влюбленности, которая теперь кажется первым пухом желтого, только что вылупившегося цыпленка. Столько пришлось вынести потом этому растущему с каждым днем, бойцовскому петуху! Как он еще остался жив после этих битв - остается загадкой!
Не хочу тебя обижать, но ты, похоже, не вполне понимаешь, чего хочешь.

Пропуская мимо ушей первую часть моего предложения, губки надулись, как у малолетнего дитя. «Как это не понимает, все она понимает, все она знает, за кого я ее принимаю?»
- Ладно, прости!
Может быть, то, что в моей интонации не было скрытой злобы или негодования, успокоили племянницу.
- Любовь становиться страшным неуправляемым оружием, если ты начинаешь относиться к ней, как к игрушке. Она требует уважения, - поделилась я.
Девочка примолкла. Мне бы так хотелось, что бы она поняла меня: легкомысленно и очень опасно стремиться к тому, что для каждого человека является довольно серьезным испытанием. К сожалению, современная эпоха придала этому грозному оружию чувства необоснованно легковесный имидж. Из лелеемой учеными-ядерщиками, потенциально-опасной, локальной модели, служащей чисто научным целям, создали оружие массового поражения, выхолостив смысл установки и грозя тем самым самому существованию человека. Пустышка-любовь поражает воображение. Но правда любви рано или поздно обрушивается самым настоящим цунами на хрупкую душу человека. Приходит осознание – правда любви по своей жестокости ни чуть не уступает правде жизни.
А она, моя девочка, такая легкая, такая нежная душа! Она тонкий тюльпановый стебелек, который может не выдержать последствий.
Обратилась к Маше:
Всему свое время. Думаю, что тебе нужно еще немного подрасти.
Мне уже четырнадцать! Я взрослый человек, - взбрыкнула она.
Конечно, это так. Я ни сколько не сомневаюсь в этом, но не спеши так, не спеши, моя красавица, - я приобняла ее. Уже навоевавшись со мной сегодня, Маша довольно положила голову мне на плечо.
Я прониклась ее теплой, светлой тяжестью и подумала о ней, как о совсем чужом человеке, который будет жить немного в другом пространстве, в чуть иначе сконструированном мире. В ее подсознании уже другие идеи, в ее электронных письмах другие слова. Но все же, суть остается той же. Душа человека всегда будет мечтать о любви и добре.
Мечтать и бороться за них.
Ей и таким, как она, будет сложно сосуществовать с новыми веяниями общества. Оно зачастую свергает общечеловеческие ценности, пытаясь обесценить саму вечность.

Машенька подняла голову и посмотрела на меня прямо:
Нет, ну все-таки, почему ты говоришь, что любовь это – оружие?
Как тут объяснишь?
Разве ты не видишь, сколько убитых ею вокруг? Сотни тысяч убитых и столько же раненых. Они не смогли справить с пусковым механизмом. К несчастью, боеголовка взорвалась сразу при вылете, не проделав свой звездный путь, не выполнив цели. Она разорвала их.
Люди часто не виноваты в своей трагедии, многое зависит от судьбы и от того, с кем она связывает тебя…
Конечно, не все так плохо. Любое светлое чувство это колоссальный по мощности источник позитивной энергии. Практически все, что окружает и служит нам в обычной жизни, отдает нам часть своей энергии. Это и пища, и любое прикосновение, и электронные развлечения, энергия Солнца, и тепло, и музыка, и движение, и вода – этот ряд бесконечен и многообразен. Это помощники внешней среды, которые поддерживают наше существование. Но самый необъяснимый и, вместе с тем, самый сильный источник энергии – это любовь. Именно поэтому люди всеми силами стремятся почувствовать ее и любить. Конечно, каждому предоставляется случай встретить своего человека, каждому дается возможность делать жизнь другого лучше, делать это так, чтобы, не унизив его, все же выражать свое мнение по разным острым вопросам, преобразовывать все неоправданные стереотипы и привычки во имя развития и совершенствования того, кто рядом.
Но, знаешь, энергия – слишком тонкая материя. Ее порой невозможно контролировать, пытаться направить в мирное русло. Иногда лучше уйти. Хотя бы на время. Для нового осознания.
Я немножко боязливо посмотрела на уже отклонившуюся от меня начинающуюся молодость. Она слушала меня в некотором оцепенении, но затем мигом стряхнула с волнистой гривы репейники моих колючих слов.
- Сейчас напугаешь! Знаешь, что я думаю? Только без обид! Мне кажется, что тебе просто не повезло. Посмотри вокруг, сколько нормальных людей ходит рядом, а тебе обязательно нужны проблемы!
- Может быть, ты и права. Но…Знаешь, я не могу предать его, не могу предать его душу. Просто не могу. Это как предать себя, даже хуже.
Маша неодобрительно посмотрела на меня:
- Ну и живи в ожидании чуда, так и состаришься и умрешь в печали. Кому нужна твоя верность?
Я поморщилась от этого слова, современность тоже нанесла на мой разум свой отпечаток. Слово «верность», к сожалению, стало ассоциироваться с преданной глупостью или же напущенной горделивой правильностью. Такие «правильные» люди готовы потопить другого человека в дешевой синьке своей кристальной честности. Нет, это разве верность в истинном понимании слова?
- Это не верность, но даже если и так – для меня это ничего не меняет. Я не считаю, что моя жизнь должна быть безоблачной. Возможно, я делала что-то не так, но не считаю, что все это прошло зря и силы потрачены бесполезно. Мы многому научились друг у друга, стали сильнее. Уже ради этого нам стоило встретиться.

Установилось молчаливое раздумье.
Девочка рассеянно посмотрела вглубь парка.
Немного погодя, она чинно взяла толстую потертую книгу.
Вокруг был прекрасный летний день, орошающий все вокруг бесчисленными солнечными зайчиками. Они украшали протоптанные дорожки, голубые скамейки с потрескавшейся кое-где краской, наши летние ситцевые и льняные платья и пышные волосы моей спутницы. Они казались тонкими, светящимися причудливыми паутинками в разлитом солнечном озере света. Мечтательные глаза без интереса смотрели сквозь строчки.
А я подумала, каким грузом, каким страшным обманом покажется ей эта обещанная легкость-любовь. Не будет ли ей слишком больно оттого, что с детства ей внушалось полное совершенство прекрасного принца и полная безответственность отношений, если принц вдруг оказался с изъяном.
Нет ли здесь дополнительного удара? Поиск легких путей еще никогда не делал человеческую жизнь легче.
Пусть хотя бы одним заблуждением будет меньше.
- Ты молодец, что читаешь эту книгу. В ней очень много мудрого. Она актуальна и сейчас. Там вот и про любовь написано неплохо, - осторожно начинаю я. Наверное, мешаю ей читать, но тут же замечаю оторвавшийся от текста быстрокрылый взгляд, - Там есть чудесная притча про человека, который искал любовь.
- И, что же нашел?
- А как же! – с удалью отвечаю я.
- Ну, расскажи, ну, пожалуйста! – она, как маленькая лисичка, посмотрела на меня лукавым и ласковым взглядом.
- Слушай, коли хочешь, - я придумала иносказательную сказку про нее саму.
- Жил-был человек в бандане, однажды захотел он найти то, без чего он не мог бы жить. Он знал, что ему нужен самый твердый из всех камней, самый драгоценный из всех драгоценностей в мире. Он искал его повсюду. Смотрел по телевизору передачи, а там только и нахваливали блеск того камня, но действительно сиял так восхитительно! За видом его поразительного сияния паренек и не заметил произнесенного названия камня. Он был поражен его красотой! Спросил у родителей, что же это за камень – но ответа не последовало. Они запамятовали, а, может, и не видели его в своей обычной жизни. Паренек не унимался, взялся за книги, и, наконец, нашел название того, что так долго искал.
Неокрепшему юноше нужен был бриллиант.
Понятно, что купить дорогой обработанный камень он не мог, красть у другого было для него противно, поэтому снарядился он искать этот чудо-камень самостоятельно. Поехал он далеко-далеко…за горами, за морями…месяцами и годами искал он то, без чего не мог жить. Наконец, достиг он незнакомого берега, зеленой крутой горы, где и решил остановиться. Изо дня в день с новыми силами брался он за работу, но никак не мог найти то, для чего приехал. Много времени прошло с тех пор. Обессилив, еле живой сел на горку землицы. «Нет никаких бриллиантов, это бред, поехать в такую даль на его поиски». Горькие капли не сдержались и стали слетать с его щек на землю. Он решил оставить даже мысль о продолжении поиска.
Тут краткий лучик сверкнут из намоченного слезой камушка. Он был весь покрыт песком и прочно застывшей твердью, все же опять сверкнул. «Бриллиант!» – с изумлением прошептал юноша. «Мой бриллиант!»
Счастливый, он приехал домой, побежал показывать камень всем своим друзьям, он действительно был счастлив – бриллиант!
Но старые и малые не очень-то оценили находку – какой-то серый камешек, весь грязный, какой еще бриллиант?
Настоящий бриллиант это по телевизору, во как горит, а это что?
Призадумавшийся искатель стал понемногу разочаровываться.
Все вокруг правы, что это за ценность такая? Да и блестит он не так, как надо, вообще, уродский камень. Он со злобой швырнул его на пыльную дорогу.
Но не тут-то было, поодаль от него шел, не спеша, согнувшийся под гнетом своей долгой болезни, мастер- ювелир.
«Погоди-ка, парнишка, что это выпало из твоих рук? Ну-ка, поглядим. Так это алмаз!»- вскрикнул старик со знанием дела. «Слушай, а почему ты выбросил его? Чем он тебе не угодил? Крупный редкий камень! Ему бы огранку!»- рассуждал мастер, сощурив глаз.
«Я искал бриллиант, алмаз мне не нужен!» - гордо парировал осунувшийся, перемазанный грязью мальчик. «Эх ты – алмаз и бриллиант это же практически одно и тоже. Найти драгоценный камень легко, обработать его – вот это да! Посмотри на него поближе, ты видишь, он чуть поблескивает. Он будет прекрасным бриллиантом. Только освободи его»!

Ювелир предложил свои инструменты. Они были чрезвычайно остры и могли нанести порезы рукам, поэтому мастер много раз говорил «огранка- дело не шуточное, можешь и покалечиться, если будешь баловаться». В первые дни мальчик едва не бросил свое дело, он все же изранил ладони в кровь, потому она нередко сочилась из ранок при работе. Каждое прикосновение к его камню доставляло боль, но после каждой шлифовки, после появления каждой новой сверкающей грани он испытывал неимоверное наслаждение.

Так прошли годы работы. Когда произведение ювелирного искусства было почти готово, из старой хибарки ювелира вышел уже взрослый мужчина, так же как тогда перемазанный грязью, уставший, но довольный своим трудом.
Он подошел к сидящему на лавочке старику и присел отдохнуть рядом с ним. «Слушай, давно я хотел спросить у тебя. Почему тогда ты сам не стал обрабатывать мой алмаз, ведь он понравился тебе?» – спросил наш герой.
«Каждый должен обрабатывать свой камень» – молвил мудрец, – «Никому не под силу было довести твой алмаз до совершенства. Только тебе. Твой камень покорен тебе, мой – мне».
Тут молодой человек догадался, что старик в течение многих лет неустанно обрабатывал свой камень. Добивался чистоты отблесков, увеличивал бессчетное количество граней, делал все, чтобы даже ничтожный лучик таланта, просочившись в комнату, засветился в бриллианте новой звездой. Творение достойно своего мастера.
«Можешь думать, что хочешь, но мой бриллиант даже сейчас красивее в тысячу раз, чем твой, а с каждым годом будет еще лучше!» - не сдержался мужчина.
«Ах, так! Если хочешь со мною подраться, продолжай в том же духе!» - неожиданно расшевелился старик.
Они весело рассмеялись и, конечно, остались неразлучными друзьями.

А молодой человек отныне понял, любовь – это кропотливая работа.
Бескорыстная работа, которой движет желание увидеть прекрасный бриллиант в своем сером камушке.

Я закончила свой рассказ и виновато улыбнулась.
«Это твоя сказка! Ничего такого в этой книжке нет»! – запротестовала девочка, - Но все равно, спасибо, интересная история!»
После небольшого молчания, она нерешительно, по-детски, очень доверительно посмотрела мне в глаза:
- Как ты думаешь, а меня кто-нибудь полюбит вот так, вот такую, какая я есть? – она немного боязливо съежилась от своих сокровенных слов.
Неустоявшиеся черты юношеского лица, носик картошкой, широкие брови, веснушки на щеках, и глаза – необыкновенного серого камушка. Камушка необъяснимого космического происхождения.
Глаза доброго умного ребенка.
- Тебя очень любят. Уже сейчас. Потому что ты самая добрая и красивая девочка на свете. Таких, как ты, больше нет.
Улыбнувшись ей, увидев ее радость от моих слов, я почувствовала в своем сердце то, что называется любовью.

А еще я поняла, что это чувство любви навсегда останется непостижимой загадкой, сколько бы мы ни искали ей объяснений и ответа.




Сочи,
15 октября 2003 – 6 марта 2004г.
 


Рецензии
Очень светлый и добрый рассказ. Спасибо, Марина!

Татьяна Домаренок   02.09.2009 16:55     Заявить о нарушении