Как лиса волка судила

Пошел один человек в лес пни корчевать. Накопал смоляков и стал их в мешок складывать. Глядь — бежит волк.
— Выручи меня, человече! — просит волк.— За мной охотники гонятся. Я за это тебя хорошо отблагодарю — лису на воротник притащу.
— Как же я тебя выручу? — говорит человек.
— Спрячь меня в мешок и неси вместо пней. Так человек и сделал. Взвалил на плечи волка в мешке и пошел по дороге.
Подъезжают охотники, спрашивают:
— Что несешь, дядька?
— Пни...
— А волка ты здесь не видал?
— Нет, не видал.
Охотники и помчались своей дорогой.
Сбросил тогда человек мешок с плеч, развязал.
— Ну, вылезай! — говорит волку.
— А охотников поблизости нету?
— Нету.
Выбрался волк из мешка и говорит человеку:
— А теперь я тебя съем!
— Что ты, волк! — удивился человек.— Я тебя от смерти спас, а ты меня съесть собираешься... Нет, это не по закону!
— Как так не по закону! — злится волк.— Это наш волчий закон.
— Да разве нет правды на свете? — не соглашается человек.
— Нету! — говорит волк.
—- Нет,— говорит человек,— есть правда на свете. Давай кого хочешь спросим.
— Давай! Только скорей!
Пошли они дальше по дороге. Встречают собаку — старую, худую, одна кожа да кости.
— Собака,— остановил ее человек.— Рассуди нас.
— А какое у вас дело? — спрашивает собака.
— Да видишь, такое дело,— стал рассказывать человек.
Собака выслушала его и говорит:
— Нету правды на свете! Пока была я молодая да резвая, хозяин кормил меня, холил. А как состарилась я, вовсе со двора прогнал. Теперь вот иду в лес — может, какой злой волк меня съест, чтоб долго не мучиться.
— Нет, нет,— перебил ее волк,— сначала я человека съем!
Щелкнул он зубами и кинулся на человека.
— Погоди! — сказал человек.— Собака судит не по правде — она ведь сама обиженная. А такой судья несправедлив. Пойдем дальше, поспросим еще кого-нибудь.
— Ладно,— согласился волк,— только пойдем поскорей! У меня нет времени с тобой судиться.
Пошли они дальше. Встречают лису.
— Рассуди нас, лисичка,— просит человек.
— А что у вас за дело?
— Да дело такое. Корчевал я в лесу пни. Вижу — бежит волк. «Спаси меня от охотников,— просит.— Я за это тебе лису на воротник принесу». Ну, я и спас его — в мешок спрятал. А как миновала беда, он съесть меня задумал. Скажи сама: разве ж это по закону? Неужто нет правды на свете?
Подумала лиса и говорит:
— Не могу я вас рассудить, не видевши, как оно все было. Надо на месте дознание произвести.
— Ладно, делай дознание,— согласился волк.— Только поскорей! Мне долго ждать некогда.   
Пришли они к тому месту, где человек пни корчевал.
— Вот,— показывает человек,— здесь я волка встретил, здесь и в мешок спрятал.
— Так, так,— говорит лиса,— сейчас произведем дознание.
Взяла она мешок, повертела его, покрутила перед собой и говорит:
— Ты, человече, что-то не то говоришь... Да разве пан волк мог бы влезть в этот мешок?
— От страха не только в мешок — ив табакерку залезешь,— отвечает волк.
— Как судья, я этому не верю...
— Не веришь? — огрызнулся волк.— Так сама погляди!
Раскрыла лиса мешок пошире, а волк — прыг! — и вскочил в него.
— Ну, теперь-то ты поверишь!
— Да,— мигает лиса человеку,— теперь я хорошо вижу, что мешок волку как раз впору. Остается только покрепче его завязать.
Тут человек не долго думая взял да и завязал мешок.
— Из пана волка,— смеется лиса,— тоже неплохой воротник выйдет!
Поблагодарил человек лису за справедливый суд и говорит волку:
— Ну вот, а ты говорил — нет правды на свете. Есть правда!
Закинул он мешок с волком на спину и понес домой — шкуру снимать.


Рецензии